Перспективы погашения государственного долга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы погашения государственного долга



 

Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий[16]. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.

Представляется целесообразным задействовать в конверсионных операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.

К сожалению, отсутствие ясной государственной промышленной политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции[17].

В то же время признаки того, что конверсия российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры о конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.

Происходит постепенный переход от двухстороннего урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к многостороннему урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка.4 млрд. долл.

3.3 Анализ возможных вариантов урегулирования долговой проблемы России

 

Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары[18]. В 2002 г. Внешэкономбанк как реализовал подобную схему в отношениях со Словакией. Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.

Проблема с товарными поставками заключается в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.

Поскольку нам не удалось договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части внешней задолженности может быть косвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]

Следующий источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Надо применять новые формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм[19].

Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий.[20]

В критических случаях при наступлении сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской Федерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили 137,4 млрд. долл.

Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.

В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл[21].

Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с "бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)


Заключение

 

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.

При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:

· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности использования заемных средств.

· До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований.


Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета, № 16, 2006

2. Федеральный закон от 29.12.1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // Российская газета, № 6, 2005

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.

4. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20-24

5. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом // Экономист, № 5, 2005 - С.58-67

6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 248 с.

7. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках // Финансы, № 8, 2005. – С. 10 – 15.

8. Илларионов А.Ю.Платить или не платить?// Человек и труд, № 5, 2003 – С. 11-12

9. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 496 с.

10. Лебедев А.И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37-40

11. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования, № 4, 2005. - С. 99 – 107

12. Саркисянц А.Л. Проблема внешнего долга России: исторический аспект // Аудитор, № 8, 2005 – С. 25 – 31

13. Саркисянц А.Л. Проблема возвращения финансовых активов России. // Бухгалтерия и банки, № 5, 2005 – С. 15-19

14. Селезнев А. Внешний государственный долг: иллюзии и реальность //Экономист, № 7, 2004 -С.31-40

15. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22 – 24

16. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63-66.

17. Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.1-3.

18. Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 2005 – начале 2006 года. // Финансы и кредит, № 6, 2006 – С. 33 – 39

19. Шуркалин А.Д. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес, № 6, 2002. – С. 12-19

20. Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

21. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

22. Счетная палата Российской Федерации//www.ach.gov.ru/bulletins

23. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru


Приложение 1. Динамика структуры внешнего государственного долга РФ (в млрд. долл.)


[1] Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

[2] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – с.48

[3] Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

[4] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006 – с.120

[5] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

[6] Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

[7] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

[8] Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22

[9] Интернет-журнал “Экономика России XXI век”//www.ruseconomy.ru

[10] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

[11] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

[12] Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22

[13] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг, № 16, 2005-С. 63

[14] Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

[15] Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг, № 18, 2005 -С.20

 

[16] Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22

[17] Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

[18] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

[19] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России //Проблемы теории и практики управления, № 7, 2005 - С.37

[20] Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки, № 26, 2005 - С.3.

[21] Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы, № 5, 2005 – С. 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.03 с.)