Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения
Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74-76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголовной, гражданской и иным формам ответственности. Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком аспекте обусловлено следующими мотивами. . Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами - свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды. Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации. . Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает необходимой квалификацией или опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние. . Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, для образования свалки, захоронений отходов и т.п.).
Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле - это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды. Земельный кодекс в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Помимо целей сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения предназначаются также: ) гражданам (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, но не в собственность, а в аренду, ст. 3 Закона об ОСЗ). Последним земельные участки предоставляются: а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Участок предоставляется в совместную собственность членам крестьянского (фермерского) хозяйства: вывод сделан на основе систематического толкования ст. 257 ГК, норм Закона о фермерах; б) для ведения личных подсобных хозяйств (например, на земельных участках, примыкающих непосредственно к жилому дому и выделенных гражданам в установленном порядке); в) для занятий садоводством, животноводством, огородничеством (в соответствии с Законом о садоводах); ) хозяйственным товариществам (к последним относятся полные и коммандитные товарищества), хозяйственным обществам (к последним относятся открытые и закрытые АО, дочерние общества, зависимые общества); производственным кооперативам (в том числе и осуществляющим сельскохозяйственное производство), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям. ) некоммерческим организациям. При этом в ст. 78 ЗК последние перечислены явно не исчерпывающим образом. Наряду с потребительскими кооперативами (например, жилищно-строительными, жилищными, дачными, гаражными и др.), религиозными объединениями (независимо от конфессиональной принадлежности), земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены, например, и профсоюзным организациям и иным общественным объединениям, благотворительным фондам, союзам (ассоциациям) крестьянских хозяйств и т.д.;
) казачьим обществам (созданным и зарегистрированным в установленном порядке). Им земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Указом Президента РФ от 16.04.1996 № 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательство по несению государственной и иной службы", а также "Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и режиме их использования" (утв. постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 г.), а также Федеральной целевой программой государственной поддержки казачьих обществ в 1999-2001 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1999 № 839). С другой стороны, нужно учитывать положения ст. 6 Закона № 137 о том, что изданные до введения в действие ЗК и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ применяются в той части, в которой не противоречат нормам ЗК; В силу особого статуса членов казачьего общества законодатель отдельно указал казачье общество как субъекта, которому предоставляются земли сельскохозяйственного назначения. Казачье общество является добровольным объединением граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованным в соответствии с федеральным законодательством,внесенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. ) подразделениям организаций, перечисленных в предпоследнем абзаце ст. 78 ЗК. При этом нужно учитывать, что сами эти "подразделения" - не являются юридическими лицами. А это означает, что земельный участок предоставляется юридическому лицу (например, научно-исследовательскому институту в целом) для использования его соответствующим подразделением данного НИИ; ) общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом предоставление земельного участка должно соответствовать: а) требованиям Федерального закона от 16.04.1999 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; б) целям сохранения и развития традиций, образа жизни, хозяйствования и промыслов указанных народов Российской Федерации. Согласно ст. 69Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов. К коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Например, абазины (Карачаево-Черкесская Республика), ижорцы (Ленинградская область), ульчи (Хабаровский край), юкагиры (Республика Саха (Якутия), Магаданская область). В целях защиты исконной среды своего обитания, своего традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, своих прав и законных интересов коренные малочисленные народы вправе создавать свои общины.
Под общинами малочисленных народов понимаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. . Для правильного применения норм ст. 78 ЗК необходимо также учитывать: ) нормы ст. 3 Закона об ОСЗ о том, что иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды; ) ст. 10 Закона об ОСЗ о том, что предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду этих земель гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с правилами ст. 34 ЗК, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду; ) ст. 8 Закона № 137 о том, что: а) при переходе права на земельный участок (в том числе из земель сельскохозяйственного назначения) от одного собственника к другому собственнику (от одного землепользователя, землевладельца, арендатора - к другому лицу) - ни категория этих земель, ни их целевое назначение не могут быть изменены; б) приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения (до введения в действие Закона об ОСЗ), находящихся в государственной или муниципальной собственности, - не допускается; ) ст. 79 ЗК (об особенностях использования таких земельных участков, которые относятся к так называемым сельскохозяйственным угодьям. Каждый из этих субъектов получает земельный участок на определенных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сельскохозяйственными участками. Остальным участникам правоотношений, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в собственность, в бессрочное пользование и в аренду.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ. Неоднородность в правовом режиме обусловлена: v видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами. Так, естественные угодья имеют иной правовой режим по сравнению с пахотными землями; ценные сельскохозяйственные земли находятся под повышенной правовой охраной по сравнению с обычными угодьями; на землях, подверженных отрицательным природным изменениям, устанавливается особый охранительный режим и т.д.; v юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель. Например, научно-исследовательские учреждения должны использовать земли сельскохозяйственного назначения приоритетно для исследовательских целей, пропаганды передового опыта, а уж затем выступать в качестве обычного пользователя; v иными объективными обстоятельствами. Так, при отнесении земель сельскохозяйственного предприятия к числу природоохранных происходит ограничение сельскохозяйственной деятельности, что изменяет и правовой режим использования земель данным хозяйством.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.014 с.) |