Круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения



Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74-76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголовной, гражданской и иным формам ответственности.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком аспекте обусловлено следующими мотивами.

. Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами - свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды.

Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации.

. Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает необходимой квалификацией или опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.

. Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, для образования свалки, захоронений отходов и т.п.).

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле - это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды.

Земельный кодекс в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.

Помимо целей сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения предназначаются также:

) гражданам (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, но не в собственность, а в аренду, ст. 3 Закона об ОСЗ). Последним земельные участки предоставляются:

а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Участок предоставляется в совместную собственность членам крестьянского (фермерского) хозяйства: вывод сделан на основе систематического толкования ст. 257 ГК, норм Закона о фермерах;

б) для ведения личных подсобных хозяйств (например, на земельных участках, примыкающих непосредственно к жилому дому и выделенных гражданам в установленном порядке);

в) для занятий садоводством, животноводством, огородничеством (в соответствии с Законом о садоводах);

) хозяйственным товариществам (к последним относятся полные и коммандитные товарищества), хозяйственным обществам (к последним относятся открытые и закрытые АО, дочерние общества, зависимые общества); производственным кооперативам (в том числе и осуществляющим сельскохозяйственное производство), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям.

) некоммерческим организациям. При этом в ст. 78 ЗК последние перечислены явно не исчерпывающим образом. Наряду с потребительскими кооперативами (например, жилищно-строительными, жилищными, дачными, гаражными и др.), религиозными объединениями (независимо от конфессиональной принадлежности), земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены, например, и профсоюзным организациям и иным общественным объединениям, благотворительным фондам, союзам (ассоциациям) крестьянских хозяйств и т.д.;

) казачьим обществам (созданным и зарегистрированным в установленном порядке). Им земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Указом Президента РФ от 16.04.1996 № 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательство по несению государственной и иной службы", а также "Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации и режиме их использования" (утв. постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 г.), а также Федеральной целевой программой государственной поддержки казачьих обществ в 1999-2001 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.1999 № 839). С другой стороны, нужно учитывать положения ст. 6 Закона № 137 о том, что изданные до введения в действие ЗК и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ применяются в той части, в которой не противоречат нормам ЗК;

В силу особого статуса членов казачьего общества законодатель отдельно указал казачье общество как субъекта, которому предоставляются земли сельскохозяйственного назначения.

Казачье общество является добровольным объединением граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованным в соответствии с федеральным законодательством,внесенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

) подразделениям организаций, перечисленных в предпоследнем абзаце ст. 78 ЗК. При этом нужно учитывать, что сами эти "подразделения" - не являются юридическими лицами. А это означает, что земельный участок предоставляется юридическому лицу (например, научно-исследовательскому институту в целом) для использования его соответствующим подразделением данного НИИ;

) общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом предоставление земельного участка должно соответствовать:

а) требованиям Федерального закона от 16.04.1999 "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";

б) целям сохранения и развития традиций, образа жизни, хозяйствования и промыслов указанных народов Российской Федерации.

Согласно ст. 69Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

К коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Например, абазины (Карачаево-Черкесская Республика), ижорцы (Ленинградская область), ульчи (Хабаровский край), юкагиры (Республика Саха (Якутия), Магаданская область).

В целях защиты исконной среды своего обитания, своего традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, своих прав и законных интересов коренные малочисленные народы вправе создавать свои общины.

Под общинами малочисленных народов понимаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

. Для правильного применения норм ст. 78 ЗК необходимо также учитывать:

) нормы ст. 3 Закона об ОСЗ о том, что иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;

) ст. 10 Закона об ОСЗ о том, что предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду этих земель гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с правилами ст. 34 ЗК, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду;

) ст. 8 Закона № 137 о том, что:

а) при переходе права на земельный участок (в том числе из земель сельскохозяйственного назначения) от одного собственника к другому собственнику (от одного землепользователя, землевладельца, арендатора - к другому лицу) - ни категория этих земель, ни их целевое назначение не могут быть изменены;

б) приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения (до введения в действие Закона об ОСЗ), находящихся в государственной или муниципальной собственности, - не допускается;

) ст. 79 ЗК (об особенностях использования таких земельных участков, которые относятся к так называемым сельскохозяйственным угодьям.

Каждый из этих субъектов получает земельный участок на определенных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сельскохозяйственными участками. Остальным участникам правоотношений, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в собственность, в бессрочное пользование и в аренду.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной категории земельного фонда РФ.

Неоднородность в правовом режиме обусловлена:

v видами земель сельскохозяйственного назначения, их экономическими и экологическими свойствами. Так, естественные угодья имеют иной правовой режим по сравнению с пахотными землями; ценные сельскохозяйственные земли находятся под повышенной правовой охраной по сравнению с обычными угодьями; на землях, подверженных отрицательным природным изменениям, устанавливается особый охранительный режим и т.д.;

v юридическим статусом субъектов, осуществляющих использование земель. Например, научно-исследовательские учреждения должны использовать земли сельскохозяйственного назначения приоритетно для исследовательских целей, пропаганды передового опыта, а уж затем выступать в качестве обычного пользователя;

v иными объективными обстоятельствами. Так, при отнесении земель сельскохозяйственного предприятия к числу природоохранных происходит ограничение сельскохозяйственной деятельности, что изменяет и правовой режим использования земель данным хозяйством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.014 с.)