Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения



Основными нормативными актами, регулирующими порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, являются ЗК РФ, Федеральный закон от 22.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Федеральный закон от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйственных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатывающие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).

Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним понимается вид использования земли, который исключает иные формы её хозяйственной эксплуатации. На этих землях нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.

Проводя подразделение земли по виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ.

Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения, земли запаса, земли водного фонда, земли лесного фонда, земли промышленности, транспорта и иного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий.

Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

В силу подразделения земель на общий и особый режимы могут быть ситуации, когда на той или иной категории земель располагаются не соответствующие ей угодья. Так, на землях сельскохозяйственного назначения могут оказаться угодья несельскохозяйственного профиля (например, земли транспорта, связи и т.п.), а на землях несельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные угодья.

При подобной ситуации особенность правового регулирования будет такова, что на земельные угодья, приходящиеся на категорию земель с противоположным целевым назначением, распространяется правовой режим именно этой категории, а не той, которую представляет данное угодье. Например, на земли сельскохозяйственного использования не распространяется приоритет земель сельскохозяйственного назначения, поскольку сельскохозяйственное угодье в территории города подчиняется приоритету земель этого города и согласно генплану в любой момент может быть использовано под строительство городских объектов.

Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделенных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле.

Например, если собственник земельного участка решил возвести на нем птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопасность, сохранность чистоты воздуха, а земельный участок приобретает соответствующий специальный правовой режим. Устанавливают специальный правовой режим органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных, государственных органов по регулированию правового режима.

Регулирование правового режима земель как общего объекта правового режима осуществляют государственные органы общей компетенции - Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные органы. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

Третьим элементом правового режима использования земель является круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли.

Так, сельскохозяйственные предприятия не могут быть собственниками земель промышленности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает ведения промышленной деятельности.

Четвертым элементом правового режима использования земель является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель, что составляет основной элемент правового режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенности земли - используемого объекта, так и от правового статуса субъектов.

Пятым элементом правового режима использования земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К нему относятся:

v наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также нормы, не допускающей изъятия ценных сельскохозяйственных земель;

v наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательных работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда - при возникновении спора;

v наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т.д.;

v наличие правовых норм, использование которых позволит восстановить нарушение режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Также мы провели свой анализ статьи 78 ЗК РФ и пришли к следующим выводам.

Анализ правил ст. 78 ЗК показывает, что:

) в них неисчерпывающим образом указаны виды и формы использования земель сельскохозяйственного назначения: могут иметь место и иные виды и формы использования земель, если это не ведет к изменению категории и целевого назначения данных земель;

) прежде всего данные земли могут и должны использоваться для сельскохозяйственного производства. Речь идет об использовании земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции.

) кроме того, такие земли предназначены - для создания защитных лесных насаждений (например, лесополос, кустарниковых защитных зон, которые защищают сельскохозяйственные поля от ветровой эрозии и т.п.); научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей (например, земельные участки выделены для учебных хозяйств вузов, для выращивания селекционных растений, для вывода нового сорта растений и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.005 с.)