Психологический механизм обиды 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический механизм обиды



Перейдем к рассмотрению механизма зарождения обиды, причин и мотивов ее порождающих.

По свидетельству ученых, если мозг не получает удовольствия, в нем зарождается страх. Если сердце не получает удовольствия, в нем зарождается обида. Важно заметить, что обида принципиально отличается от других чувств - человеку свойственно обижаться только на близких ему людей: неподобающее поведение посторонних возмущает, вызывает негодование, но не обиду.

Именно поэтому для многих измена и предательство - обида, которую осознанно невозможно простить и очень трудно пережить, так как в этом случае обида причиняет человеку сильную душевную боль. Если близкий человек предал - значит не оправдал ожидания, не оправдал веру в него.

Происходит самое страшное - появляется ощущение пустоты и ненужности.

Это переходное время может быть депрессией в понимании многих людей или в собственном понимании объекта обиды. Из данного состояния есть два выхода:

·   прозрение (часто под влиянием каких-либо событий);

·   зависимость от мнения людей (объект обиды в этом случае чувствует, что несамодостаточен и в какой-то мере, стремится к гармонии с собой).

Обида не возникает просто так. Обычно она появляется в связи с событием, понимаемым как обида. Для давления на обидчика мы включаем гнев (протест, обвинения, агрессия). Если возможность прямой агрессии закрыта (невозможностью или блокируется), то:

.   Для привлечения внимания мы запускаем страдание (печаль или досаду), начинаем вредить себе.

.   Накопленная агрессия обращается внутрь организма, на себя во время конфликта происходят физиологические процессы, полезные для выживания особи, но вредные для ее здоровья [Психологос: энциклопедия практической психологии, http://www.psychologos.ru/].

Следует отметить, что переживание эмоции «обида» свойственно людям различных культур, хотя и формы ее проявления не одинаковы и варьируются особенностями культурных и национальных традиций. Пословицы и поговорки являются прямым историческим наследием, отражающим социальный опыт каждого отдельно взятого народа. Во второй главе мы рассмотрим, как представлена эмоция «обида» в пословицах и поговорках в английском языке.

 


1.5 Обида с религиозной точки зрения (на примере Христианства)

 

Обида является мощным деструктивным фактором в отношениях между людьми и негативно влияет не только на субъект обиды, но и на объект (человека, испытывающего чувство обиды). Данная эмоция упоминается во многих религиозных и философских учениях как нежелательная или греховная.

В нашей работе мы рассмотрим эмоцию «обида» в рамках Христианского религиозного мировоззрения, так как данная религия (являясь одной из наиболее распространенных и гуманных) оказала сильное влияние на развитие социальных и культурных явлений современного мира.

Основанием Христианского учения являются постулаты книг Нового Завета (Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния Св. Апостолов, Послания Св. Апостолов (21 книга) и Книга Откровения Иоанна Богослова), поэтому в нашем исследовании мы будем ссылаться на данные источники.

Первое упоминание об обиде в Новом Завете встречается в Евангелии от Матфея, 5:43-44, а так же в Евангелии от Луки, 6:27-28 (параллельные места Писания): «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я [Иисус Христос] говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». (Здесь и далее использован канонический синодальный перевод книг Нового Завета). Данные наставления являются частью так называемой Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая заключает в себе главные принципы Христианства.

За данным наставлением следует обетование (обещание награды за следование наставлению): «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» [Матф., 5:46]. Прощение обижающих так же является условием самосовершенствования и преобразования в образ Христа каждого верующего: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» [Матф., 5:48].

Быть «обиженным» и терпеть притеснения за Христа считается благом, так как Господь Христос терпел страдания за человечество и простил распявших Его: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» [Лук., 23:33-34]. Апостол Павел говорит о своем радостном принятии обид и притеснений: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен» [2-е Корин., 12-10], так как Господь открыл ему, что «сила Его совершается в немощи» [2-е Корин., 12:9], и надлежит «хвалиться скорбями», т.к. «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом святым» [Рим., 5:3-5].

Обратимся к толковым словарям для разъяснения смысла слова «обида». По В. Далю, обида, ж. обижда ряз. Тул. Всякая неправда тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняеть боль, убыток или поношение [Даль].

По С.И. Ожегову, обида, - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого-нибудь. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в обиду кого-нибудь (не дать обидеть; разг.) [Ожегов, 2013:197]. Обижать, обиждать, обидеть(обеждать, обедить?) кого, наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому неправду, неприятность [Даль, 2014:146]. Мы можем заметить, что В. Даль определяет «обиду» как синоним «неправды».

Обижать ближнего и копить обиды считается в Христианстве путем неправды («правда» - это то, что заповедовал Иисус Христос: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» [Иоан. 14:6]. В своем послании Коринфянам апостол Павел обличает Церковь следующими словами: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют?» [1-е Корин., 6:7-9]. Таким образом, путь правды заключается в прощении обиды, тем более несправедливой.

В прощении видится огромная сила, данная уверовавшим людям Богом: «[…] И говорит им [Иисус Христос - Апостолам]: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» [Иоан., 20:22-23].

Таким образом нанести обиду человеку (ближнему) считается грехом. В. Даль определяет слово «грех» следующим образом: грех - м. Поступок, противный закону Божию; вина перед Господом [Даль, 2014: 148]. В толковом словаре С.И. Ожегова первое определение слова «грех» звучит так: у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил [Ожегов, 2013: 198]. Обидеть человека (причинить «неправду») считается грехом - противным Закону Божьему поступком: «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего; ибо Я Господь, Бог ваш» [Лев., 25:17]. Но обиженный человек имеет власть освободить согрешившего против него человека (нанесшего обиду) простив его. Простив обижающего верующий не только снимает грех с обидчика, но и приближается к Богу (становится подобен Христу), так как соблюдает Его наставления и послушен Его Слову, очищает не только обидчика, но и себя самого.

На основании выше сказанного мы можем заключить, что обидеть ближнего (преднамеренно) в Христианском религиозном мировоззрении означает совершить грех против него и против Бога, а не простить обиду (почувствовать себя обиженным) означает быть незрелым в вере.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.80 (0.004 с.)