Классификация базовых эмоций в различных школах психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация базовых эмоций в различных школах психологии



 

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, «они затрагивают чувства и опыт, физиологию и поведение, формы познания и концептуализации» [Ортони, Клоур, Коллинз, 1996: 27]. Классификация эмоций является одной из сложнейших, до настоящего времени не решенных проблем современной общей психологии. На сегодняшний день существует множество классификаций, в основе которых лежат самые разные критерии. Эмоции различаются по способу воздействия на организм, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, форме развития, психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), предметному содержанию, направленности, особенностям своего выражения и т.д.

Определение набора «фундаментальных», или «базовых», эмоций имеет давнюю традицию (М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, П. Джонсон-Лэрд, Р. Плучик, С. Томкинс, Э. Нойманн, Я. Рейковский, К. Изард и др.). Основным критерием, позволяющим считать эмоцию базовой, является ее неразложимость. Большинство психологов, относя к «базовым» такие эмоции, как страх, радость, гнев, отвращение, любовь, печаль, не включает обиду в число «базовых» эмоций, что не снижает необходимость ее многостороннего описания.

Мнения ученых о природе происхождения эмоций расходятся. К базовым эмоциям относят те эмоции, которые проявляются у всех психически здоровых людей независимо от расы, пола, возраста, вероисповедания, т.е. данные эмоции являются врожденными.

Их появление и закрепление на генетическом уровне многие ученые приписывают результату долгого процесса эволюции, как средства, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [Дарвин, 2009: 89].

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [Немов, 2003: 437].

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

.   Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

.   Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

.   Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

.   Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

.   Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Не все эмоции являются врожденными (или базовыми). Некоторые из человеческих эмоций представляют собой многокомпонентный комплекс, составленный из нескольких базовых эмоций (например, эмоция «зависть»), а некоторые возникают в результате социализации и проявляются как ответная реакция, принятая данным обществом на то или иное событие.

В нашей работе мы представим несколько классификаций базовых эмоций.

Кэррол Изард (англ. Carrol Izard, р. 1923) - американский психолог; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций; автор дифференциальной теории эмоций, в которой выделил три уровня состояний личности:

.   Нейрофизиологический.

.   Экспрессивный.

.   Субъективный.

Данный ученый выделяет 11 базовых эмоций:

.   Радость.

.   Удивление.

.   Печаль.

.   Гнев.

.   Отвращение.

.   Презрение.

.   Горе-страдание.

.   Стыд.

.   Интерес-волнение.

.   Вина.

.   Смущение [Изард, 2007: 65].

В отличие от К. Изарда Пол Экман, американский психолог, утверждает, что существует всего 7 базовых эмоций:

.   Радость.

.   Печаль.

.   Удивление.

.   Гнев.

.   Отвращение.

.   Страх.

.   Презрение [Экман, 2010: 24].

Гештальт-терапия утверждает, что базовых эмоций еще меньше:

.   Агрессия.

.   Обида.

.   Страх.

.   Стыд.

.   Грусть.

.   Радость.

Все остальное является оттенками и интерпретациями.

У. Макдауэлл выделяет следующие базовые эмоции:

.   Гнев.

.   Отвращение.

.   Эйфория.

.   Страх.

.   Подчинение.

.   Чуткость.

.   Удивление [Макдауэлл, 2000: 78].

Как мы видим, разные ученые выделяют различные эмоции как базовые, но большинство из них считают радость, страх и гнев базовыми. Не все выделяют печаль, и только гештальт-терапия определяет обиду как базовую эмоцию.

На основании приведенных выше данных мы можем утверждать, что классификации базовых эмоций варьируются, но так как одна из школ признает эмоцию «обида» базовой (но многокомпонентной, так как вызывает в человеке смесь амбивалентных чувств, возникающих при сопоставлении действительности с неоправданными ожиданиями) мы будем рассматривать в дальнейшем исследовании эту эмоцию как базовую и, следовательно, присущую всем психически-здоровым людям.

Более подробно охарактеризуем обиду как базовую эмоцию в следующем параграфе.

 


Обида как базовая эмоция

эмоция обида психологический английский

В данной части работы рассмотрим обиду как базовую универсальную эмоцию, опишем психологические механизмы проявления обиды, причины ее возникновения.

Обида - это чувство, вызванное оскорблением, огорчением, причинённым несправедливо, незаслуженно.

Этимологически слово «обида» происходит от «об-вида», то есть «об-огнуть видом», обнести, не заметить, обделить. Поэтому обида тесно связана с понятием справедливости.

Чувство обиды возникает у человека, когда, по его мнению, его обделили чем-либо несправедливо. Если же он оказался обделён по справедливости, то возникает чувство огорчения, но не обиды.

Таким образом, чувство обиды возникает вследствие того, что оказываются неоправданны ожидания данного человека. Поэтому возникновение обиды происходит по следующему сценарию:

•   построение / наличие каких-либо ожиданий относительно данной ситуации / поведения данного человека;

•   наблюдение реального положения дел/поведения человека;

•   сравнение.

Когда реальная ситуация не соответствует ожиданиям, может возникнуть обида. Кроме того для возникновения обиды необходимо, чтобы было задето чувство достоинства человека (или чтобы ему так казалось).

Обида возникает не просто и направлена в две стороны. Когда происходит событие, которое воспринимается человеком как обидное, для давления на обидчика включается гнев (протест, обвинения, агрессия). Если проявить прямую агрессию невозможно, или её проявление блокируется страхом, то для привлечения внимания запускается страдание (печаль или досада, жалость к себе). Возникшая агрессия обращается внутрь себя.

Именно поэтому многие ученые-психологи рассматривают эмоцию «обида» не как базовую (врожденную, имеющую под собой генотипическую основу), а как составную, многокомпонентную, формирующуюся как условный рефлекс в результате социального взаимодействия. Она происходит из невыраженного гнева и является либо чистым (но скрытым) гневом, либо состоит из смеси злости, досады и страха. Очень часто чувство обиды используется для манипуляции окружающими людьми, путём того, что с помощью обиды вызывают у них чувство вины.

Классик психологии, основатель трансактного анализа Э. Берн говорит о формировании излюбленной эмоции еще в детстве, проявляющейся в трудных ситуациях. Она, как условный рефлекс, может сохраняться всю жизнь. Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Берн называет «трансактным рэкетом», в результате которого человек получает психологические купоны [Берн, 2008: 15].

Однако, по словам к.ф.н., психолога, директора Тренинг-Центра «Синтон» Козлова Н.И., на сегодняшний день эмоция «обида» перешла в разряд зафиксированных на генном уровне эмоций, т.е. перешла в разряд «базовых», а не выработанных как одна из форм социального поведения.

В нашей работе мы будем придерживаться мнения, что обида - чувство, которое возникает у объекта обиды, когда он полагает, что по отношению к нему совершена какая-то несправедливость, неприятность, нанесено оскорбление, совершен обман, неблагодарность и т.д.

В основе этого чувствалежит механизм неподтверждения ожиданий относительно поведения субъекта обиды в отношении объекта обиды. Как правило, обида возникает у человека в результате действий, слов или даже взгляда другого человека по отношению к нему. Но одно и то же действие или слова у одних могут вызвать чувство обиды, а у других это чувство может и не возникнуть в силу того, что у них нет жестких ожиданий относительно поведения окружающих. Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду там, где и не предполагалось причинить ее. Человек, наносящий обиду другому человеку, может это сделать нарочно, расчетливо, с определенной целью, а может это сделать непроизвольно, не желая этого. Между тем чувство обиды, возникшее у одного из партнеров общения или совместной деятельности, может полностью разрушить это общение или деятельность - во всяком случае, создать серьезные препятствия для их нормального функционирования. Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает чувство обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответным обиде действиям или к более тяжким последствиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.086 с.)