Глава 3. Влияние развития науки и техники на общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Влияние развития науки и техники на общество



 

Европейское общество на протяжении почти всего периода раннего нового времени было в своей основной массе аграрным с небольшой прослойкой правящей элиты, которая контролировала большую часть собственности (в первую очередь, земельной). Экономическое развитие, т. е. рост производства продовольствия и других товаров, повышающих уровень жизни всего населения (или по крайней мере его части), - все это нуждалось в более интенсивном использовании ресурсов, прежде всего земли, и в более эффективном разделении труда. И то и другое стало неотъемлемой частью европейской истории. Но поскольку предложение земли было ограничено, роль основного фактора развития играло (это понял Адам Смит в XVIII в.) прогрессирующее разделение труда.

Следовательно, чтобы осмыслить сущность экономического и социального динамизма Европы, нужно отчетливо представлять себе историю европейских производственных элит и профессионализации основной массы населения. Важнейшая составляющая этого динамизма - технические и технологические новации. Ими было богато даже Средневековье; со временем количество этих новаций возросло настолько, что они стали способными к самовоспроизводству, что знаменовало собой так называемую эпоху промышленной революции, или, скорее, целого ряда промышленных революций, которые преобразили буквально каждый аспект физической и социальной жизни и определили самые существенные особенности человеческого мышления и мировосприятия. [1, С. 13]

Влияние науки

Распад средневековой картины мира. Наука как институт сформировалась в европейских странах к XVIII веку, её влияние на общество трудно переоценить. Её развитие и отделение от церкви привело к разрушению средневековой картины мира.

Средневековые европейцы воспринимали мир как искусное Божье творение, как часть «великой цепи бытия» - и, в силу этого, достойное изучения не меньше, чем теология или философия. Очень часто именно теологи занимались изучением окружающего мира и, прежде всего, астрономией, входившей в круг обязательных университетских дисциплин. Ведь, как учит Библия, Бог создал и землю, и небеса, и все, что на них. Небеса, солнце, луна и звезды во всем их великолепии и совершенстве находятся выше нас, как и сам Бог. Все, что ниже, является земным и подвержено изменению, порче и греху. Однако при этом Земля остается центром мироздания, так как Бог сотворил человека по своему образу (который понимался вполне буквально как образ существа мужского пола), а все прочее - ради человека.

На этой теологической основе позднее Средневековье без труда приняло аристотелевскую космологию. Согласно Аристотелю, Земля представляет собой сферу в центре Вселенной, расположенную ниже Луны, т. е. подлунную сферу несовершенных материальных тел. Выше находятся концентрические небесные сферы Луны, Солнца и звезд, состоящие из более чистой, неземной материи; они вращаются вокруг Земли. Каждая часть мироздания имеет назначенное ей место, стремится занять его и обрести покой. Это была логически согласованная система устройства Вселенной и действующих в нем законов физики, и, казалось, она соответствовала обычным представлениям и здравому смыслу. Тем не менее аристотелевская система обнаружила ряд фундаментальных погрешностей, которые подверглись критике с нескольких различных позиций. [1, С. 209]

Коперник, Галилей и Ньютон постепенно разрушили сложившуюся систему. Была создана новая картина мира, где было объяснено и всё рассчитано. Представление человека о мире изменилось.

Новая философия. Философы нового времени, среди которых был Декарт (1596-1650), создали новое отношение к миру. Декарт в ходе своих размышлений пришел к следующему выводу: мир представляет собой в чистом виде механизм, управляемый собственными физическими законами и не нуждается более во вмешательстве Бога-творца или иных сверхъестественных существ. Даже животные, не имеющие рационального сознания, согласно Декарту, представляют собой своего рода автоматы. Сам он говорит: «...эти понятия показали мне, что можно достигнуть познаний, очень полезных в жизни, и вместо той умозрительной философии, которую преподают в школах, можно найти практическую философию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы. А это желательно не только в интересах изобретения бесконечного количества приспособлений, благодаря которым мы без всякого труда наслаждались бы плодами земли и всеми удобствами, но главное - для сохранения здоровья...» [4, С. 244]

Это положило начало новому отношению человека к природе. Он стал по-новому воспринимать природу и мир. Он стал воспринимать себя как хозяина природы.

Влияние техники

 

Основная цель техники - облегчить труд человека. В течение XVI-XVIII веков техника прошла большой путь от ручного мануфактурного производства до фабричного массового производства. В европейских странах создание фабрик привело к образованию нового рабочего класса. Однако не смотря на казавшейся облегчение труда (новые машины позволяли многократно увеличить производство), эксплуатация рабочих была не меньше, чем раньше.

Новая техника позволила человеку создать промышленный комплекс, который производил массовую продукцию для населения.

Уровень жизни постепенно рос если не во всех слоях населения, то по крайней мере его части. Благополучие или даже просто жизнь, обеспеченная питанием, одеждой и жильем, пока еще была привилегией меньшинства; однако число обеспеченных людей росло.

В Англии в конце XVIII века вследствие промышленного переворота начало формироваться первое общество потребления. На сцену выступил крупный и постоянно растущий класс, включавший квалифицированных ремесленников и состоятельных фермеров, зажиточных лавочников и преуспевающих коммерсантов, местное духовенство, сельских юристов и врачей. Все они располагали теми или иными средствами сверх обычного потребительского уровня. Естественно, их потребности были обеспечены встречным предложением, и все больше стимулировались теми, кто предлагал различные предметы роскоши и развлечения. Витрины магазинов становились все более разнообразными и модными по мере того, как дешевые ткани позволяли подражать модам высших классов общества. [1, С. 265]

Всё это свидетельствует о развитии производства в этой стране, ведь Англия - это страна первого промышленного переворота.

Влияние техники и промышленного переворота трудно переоценить, был внесён коренной перелом в саму структуру общества. В Англии стремительно росло городское население, новые центры фабричного производства. Количество занятых в промышленности тоже постоянно росло.

 


Заключение

 

Изучив в первой главе развитие науки в раннее новое время, мы видим что наука прошла большой путь. На первом этапе научной революции (кон. XV - 1540 г.) наука начала путь к разрушению средневековой картины мира. Здесь трудно переоценить влияние Николая Коперника, который выдвинул свою теорию вращения планет вокруг Солнца.

На втором этапе (1540-1650) научной революции произошел триумф нового метода научного познания - экспериментального. Пионером нового метода был Галилео Галилей, который в своих исследования использовал именно метод эксперимента. Также он первый вычислил и подтвердил теорию Коперника. Была выдвинута теория кровообращения, происходило развитие анатомии.

Третий этап (1650-1700) был торжеством новой науки. Были образованы первые научные общества в Англии и Франции. Важнейшим открытием периода было открытие всемирного тяготения Исааком Ньютоном. Произошла окончательная ломка средневековой картины мира.

Во второй главе было раскрыто развитие техники в раннее новое время и промышленный переворот. Развитие техники было следствием развития науки, шло усовершенствование техники средневековья (мельница, водяное колесо). Также менялась техника производства от мануфактурного способа к фабричному. Промышленный переворот стал следствием развития техники и науки, он выражался в замене ручного труда машинным.

Влияние развития науки и техники на общество было огромным. Рос уровень и качество жизни. Росло население городов, как новых центров промышленного производства. В Англии это начало приводить к обществу потребления.

 


Список литературы

 

1. Кёнигсбергер Г.Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789 / Пер. с англ. Послесловие Д.Э. Харитоновича. - М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 320 с.

2. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI-XIX веков - Москва: Просвещение, 1984. - 287 с.

3. Ф. Илек. Мировые изобретения в датах: Хронологический обзор знаменательных событий из истории изобретений в области техники. / Пер. с чешского с дополнениями Г.В. Матвеевой; Под ред. Д.А. Соболева. - Узбекистан, 1982. - 271 с.

. Джон Бернал. Наука в истории общества - Москва: Издательство иностранной литературы, 1956. - 738 с.

5. Большая советская энциклопедия в 30 томах (http://soviet-encyclopedia.ru).

.   Всемирная история. Энциклопедия (http://historic.ru/history/index.shtml).

.   Зворыкин А.А., Осьмова Н.И., Чернышев В.И., Шухардин С.В. История техники - Москва: Соцекгиз, 1962 - 772 с.

.   Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии - Москва: государственное социально-экономическое издательство, 1937 - 440 с.

.   Юровская Е.Е., Кривогуз И.М. Новая история стран Европы и Америки. Том 1 - М.: Высш. шк., 1998. - 415 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.013 с.)