Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение термина «насилие» его формы
Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о насилии осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Предприняв изучение насилия, получатся разные результаты, зависящие от определения, которое приняли. Законность - второе измерение, по которому различаются определения насилие. Некоторые определяют насилие только через противозаконное поведение. Другие особо подчеркивают форму действия и его намерение. Наша современная правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного насилия и ущербом, причиненным по небрежности. Взяв во внимание всё вышесказанное, можно определить насилие как применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Марксизм показал, что систематическое применение насилие в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счёте уровнем развития производительных сил [1, с. 205]. Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания насилия — биологический, психологический, социологический, юридический. Также есть интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все направления в единую концепцию. Обычно выделяется субъект, совершающий насилие, и жертва. Насилие — интерактивный процесс. Для объяснения его необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к нему является результатом социальной учебы — социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом. Существует множество теорий преодоления и профилактики насилия, в частности, доказывается положительный эффект сублимации насилия. «Эффект катарсиса», т.е. психологической разрядки, наступающий вследствие действий, замещающих реальное проявление насилие (возможность высказаться, сочинить рассказ, выразить свое отношение к герою киносюжета и т.д.), используется для реорганизации социально опасных поведенческих реакций. Однако смена объекта агрессии не приводит к существенному изменению конфликтной ориентации поведения.
Насилие связано с такими его проявлениями, как садизм и мазохизм. Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие. «Нравственный мазохизм», являющийся одной из форм мазохизма, проявляется в том, что субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием. Садизм рассматривается как сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком плане садизм означает и проявление насилия, не связанного с сексуальным удовольствием. Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном Насилие имеет манифестные и структурные формы. Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие. Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда. В обществе установлены «первичные» и «вторичные» формы контроля за проявлением насилия. «Первичный» социальный контроль имеет характер социальных и культурных норм, традиций, обычаев. Универсализированные нормы призваны обеспечить общественный порядок. «Вторичный» социальный контроль осуществляется с помощью специальных инстанций, прежде всего государственных (полиция, работники социальной сферы, учителя и др.). Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип насилия — жажда - крови. Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и группам, как примитивным, так и цивилизованным. Зрелый, здоровый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, либо невротик. Для последних месть стала формой восстановления чувства собственного достоинства, элементом самодвижения и восстановления идентичности. Э.Фромм показал связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, а также культурным одичанием, обнищанием социальных групп.
Д. Галтунг, выделяя структурное насилие, особое внимание обращает на «культурное насилие». Он отмечает, что оно ведет к тому, что структурное насилие начинает выглядеть и восприниматься как справедливое или во всяком случае «не дурное дело». Оправдание насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (например, рост классовой, расовой ненависти), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманности, общечеловеческим ценностям, концепции сотрудничества. Происходит соответственно изменение социальных ориентации, социальной политики [3, с. 198 – 199].
Определение понятия «семья»
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития. Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Множество существующих в литературе определений понятия «семья» можно условно разделить на три группы. В первой группе определений акцент делается на то, что семья является малой социальной группой. «Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»1. Согласно энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода»2. В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова семья представлена как «алая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью». Современные исследователи изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека.
Во второй группе определений акцент делается на понимании семьи как социального института и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста [4, с. 67]. Третья группа определений характеризует семью как целостное образование. Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи»2. Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления. Семья «не умещается» в рамки какой-то одной области знаний, различные ее стороны описываются по меньше мере десятью самостоятельными науками. Каждый исследователь семьи в соответствии со своими целями берет для рассмотрения один из аспектов семейных отношений (философский, исторический, экономический, демографический, социологический, медицинский, психологический, педагогический) и формулирует свое рабочее определение семьи, которое зачастую настолько узко, что применимость его ограничивается только рамками того или иного исследования [5, с. 5 – 6]. Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Семья и брак — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными [6, с. 9].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.181.0 (0.008 с.) |