Анализ динамики поступлений косвенных и прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ динамики поступлений косвенных и прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации



 

На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.):

 

Таблица 2. Структура доходов федерального бюджета

Доходы федерального бюджета

В % к фактическому объему доходов

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Налоговые доходы 79.4 77.7 82.8 85.2 91.6 76.9 78.5 79.1
Неналоговые доходы 12.4 13.3 8.0 6.6 7.3 6.9 6.8 6.5
Доходы целевых бюджетных фондов 11.3 8.1 9.2 8.2 0.9 0.8 0.6 0.4

 

Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2010 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше - соответственно 76.9 % и 78.5 %).

Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2010 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).

 


 

Рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2010 г.

 

Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2010 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2010 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:

·   в результате роста ВВП - 24.5 млрд.руб.;

·   за счет роста цен на энергоносители - 33.8 млрд.руб.;

·   за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) - 11.9 млрд.руб.;

·   изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13.6 млрд.руб.

 

Таблица 3. Исполнение федерального бюджета в 2010 году по основным налоговым сборам млн. рублей

  Факт за 2010 год Факт за 2009 год % роста 2010 г. к 2009г % исполнения 2010 г к годовым бюджетным назначениям Доля в общем объеме налоговых доходов в 2010 г(%)
Налоговые доходы всего 2712122.7 2029566.5 133.6 103.8 100
из них:          
Налог на прибыль 205719.7 170935.9 120.3 109.9 7.6
НДС 1069691.6 882063.5 121.3 104.5 39.5
Акцизы по товарам, производимым на территории России 109738.6 248109.7 44.2 99.3 4.0
Акцизы по товарам, ввозимым на территорию России 7466.4 4421.7 168.8 136.9 0.3
Платежи за пользование природными ресурсами 434252.6 249507.7 174.0 103.6 16.0
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 859736.8 452789.2 189.9 102.2 31.7
Прочие налоги, пошлины и сборы 23702.4 7069,4   101.7 0.9

 

Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.

Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2010 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2010 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб.

Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2010 г., а также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в январе-октябре 2010 г. сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1734,4 млрд.рублей, что на 50,9% больше, чем за соответствующий период 2009 г.

Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2010 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.

Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2010 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2010 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2009 г. № 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска.

Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2010 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым бюджетным назначениям.

Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2010 г.

Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 г. оказались на 0.78 млрд.руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55.8% ниже соответствующего показателя 2009 г. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2010 г. 4.1% (в 2003г. - 12.2%).

Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 г. составило 0.12 млрд. руб., или 14.7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0.8 % от номинальной суммы выпуска до 0.2 % номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434.3 млрд. рублей, или 103.6 % к годовым бюджетным назначениям. Основную долю платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2010 г. составило 424.1 млрд.руб., или 103.3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13.6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:

Ø рост мировых цен на нефть марки URALS привел к увеличению налога на добычу полезных ископаемых на 15.7 млрд.руб.;

Ø повышение уровня собираемости увеличило поступление налога на 2.6 млрд. руб.;

Ø уменьшение объемов добычи нефти снизило поступления налога на 2.4 млрд.руб.;

Ø снижение объемных показателей составило 1.1 млрд.руб.;

Ø снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений по налогу на 1.2 млрд.руб.

Более 10 % всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2010 г составили 4.5 млрд.руб. (113.0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0.5 млрд.руб.

Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4.2 млрд.руб. Бюджетное задание выполнено на 108.6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.

Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859.7 млрд. руб., или 102.2% к бюджетным назначениям на 2010 г. При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204.2 млрд. руб. (100.7% к бюджетным назначениям на 2010 г.) и от вывозных таможенных пошлин - 655.6 млрд. руб. (102.7% к бюджетным назначениям на 2010 г.).

Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23.7 млрд. руб. и составили 101.7 % к бюджетным назначениям на 2010 г, что на 0.4 млрд.руб., или на 1.7 % больше, чем утверждено законом. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований "Россия", "Российская Федерация".

Рассмотри структуру и динамику поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2011 года.[12]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.01 с.)