Кадровое обеспечение бухгалтерского учета и развитие профессиональной этики бухгалтеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровое обеспечение бухгалтерского учета и развитие профессиональной этики бухгалтеров



 

Подготовка специалистов по бухгалтерскому учету должна осуществляться параллельно с разработкой его методологического обеспечения.

В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предусмотрены соответствующие изменения по кадровому обеспечению национальной системы бухгалтерского учета.

Намеченные меры в данной сфере реформирования предусматривают подготовку учетных кадров четырех уровней:

– бухгалтер-счетовод;

– бухгалтер-техник;

– бухгалтер-экономист;

– профессиональный бухгалтер.

Бухгалтер-счетовод готовится на первом уровне профессиональной подготовки начального профессионального образования через систему различных краткосрочных курсов, в том числе по линии государственного фонда содействия занятости. Специалистов по бухгалтерскому учету такого уровня предстоит подготовить в ближайшее время около 1 млн.

Бухгалтер-техник – специалист в области бухгалтерского учета среднего уровня. Подготовка осуществляется через систему Министерства общего и профессионального образования Республике Казахстан и отраслевых министерств и ведомств (Министерство транспорта и др.) в техникумах и колледжах.

Бухгалтера-экономиста выпускают государственные и коммерческие экономические вузы по специальности 06.05.00. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Потребность в бухгалтерах-техниках и бухгалтерах-экономистах определена в количестве 1,5 млн. чел.

Наконец, предстоит подготовить в количестве 500 тыс. профессиональных бухгалтеров – специалистов по бухгалтерскому учету высшей категории.

Приведенный перечень специалистов в области бухгалтерского учета по первым трем группам должен отвечать соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.

Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров утверждено Институтом профессиональных бухгалтеров Казахстане и одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Данным Положением определен порядок аттестации профессиональных бухгалтеров – главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами, финансовых управляющих (менеджеров) и финансовых экспертов.

Профессиональный бухгалтер должен быть аттестован. Это необходимо в целях подтверждения им уровня соответствующей профессиональной подготовки, позволяющей ему как организовать должным образом соответствующую экономическую службу на любом предприятии независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности, так и самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета. Он должен соблюдать нормы профессиональной этики.[23, с. 53]

В открытых акционерных обществах (банках и других организациях), подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Для получения квалификационного аттестата такой специалист должен отвечать следующим пяти требованиям:

1) иметь высшее специальное экономическое образование. Стаж работы претендента по экономическим специальностям (или на руководящие должности, требующие знания бухгалтерского учета) должен быть не менее пяти лет;

2) наличие высшего экономического образования или диплом кандидата (доктора) экономических наук (с любым базовым высшим образованием). Стаж работы претендента по указанному в п. 1 профилю не должен быть менее трех лет;

3) претендент должен иметь сертификат о прохождении дополнительной профессиональной подготовки по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, утверждаемой Институтом профессиональных бухгалтеров Казахстане;

4) наличие положительной характеристики по месту последней работы. Вместо нее принимаются рекомендации не менее двух аттестованных профессиональных бухгалтеров-членов ИПБ;

5) отсутствие судимостей за экономические преступления.

При соответствии указанным требованиям перед аттестацией претендент уплачивает единовременный взнос, равный 20-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному Законом на дату подачи комплекта следующих документов:

– личного заявления на получение квалификационного аттестата;

– анкеты установленной формы;

– нотариально заверенной копии диплома об образовании;

– оригинала сертификата о прохождении дополнительной профессиональной подготовки по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;

– нотариально (или гербовой печатью предприятия) заверенной выписки из трудовой книжки;

– двух фотографий (4 х 6);

– характеристики с места работы или рекомендации не менее двух аттестованных профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ;

– копии платежного поручения (квитанции) об уплате единовременного взноса.

После сдачи квалификационного экзамена и получения квалификационного аттестата, а также вступления в члены Института профессиональных бухгалтеров Казахстане, аттестованный главный бухгалтер вправе подписывать бухгалтерскую финансовую отчетность организации, которая в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 1994 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» подпадает под первые три группы критериев, приведенных в данном Постановлении:

1. Экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала. В данный перечень входят банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Наконец, к данной группе отнесены благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц, а также другие экономические субъекты (трастовые компании и пр.).

2. Экономические субъекты, в уставном капитале (уставном фонде) которых есть доля, принадлежащая иностранным инвесторам. Размер доли не ограничен никаким процентом.

3. Наличие хотя бы одного из финансовых показателей деятельности экономического субъекта (кроме государственного или муниципального образования) в следующем размере:

– объема выручки от реализации продукции, выполненных работ или оказанных услуг за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством Республике Казахстан минимальный размер оплаты труда;

– суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Республике Казахстан минимальный размер оплаты труда.[17, с. 186]

Указанные минимальные размеры оплаты труда принимаются в среднегодовом исчислении.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность подписывается также лицом, имеющим квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, являющимся членом Института профессиональных бухгалтеров и ведущим бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами «в», «г» п. 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете». К ним отнесены лица, которым руководитель организации передает на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Закон не исключает также ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

Наконец, при соблюдении указанных выше условий для профессионального бухгалтера, последний в соответствии с заключенным договором вправе оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, консультированию по применению нормативно-правовых и иных актов по вопросам бухгалтерского учета.

В части создания института профессиональных бухгалтеров необходимо разработать и утвердить учебный план, учебные программы, квалификационные требования к переподготовке профессиональных бухгалтеров.

Основные направления деятельности института профессиональных бухгалтеров сводятся к следующему:

- разработка и утверждение квалификационных требований к профессиональной деятельности бухгалтера;

- определение новых видов профессиональной деятельности бухгалтеров, а также правил и стандартов такой деятельности;

- создание за счет средств безвозмездной помощи от республиканских и международных организаций учебных центров, осуществляющих обучение бухгалтеров с последующей сертификацией. [3, с. 23]

Основная задача в осуществлении работы по переподготовке кадров это разработка единой программы переподготовки бухгалтеров по следующим направлениям:

- переподготовка бухгалтеров (для предприятий малого бизнеса, для средних и крупных предприятий, бухгалтеров-аналитиков, главных бухгалтеров, бухгалтеров-аудиторов, руководителей организаций, управлений, государственных предприятий и других учреждений, преподавателей колледжей и вузов);

- развитие связей с зарубежными обучающими центрами для прохождения стажировок бухгалтеров за рубежом;

- регулирование со стороны государства межвузовской координации в вопросах подготовки кадров для финансовой сферы, разработки типовой программы обучения;

- создание учебников на казахском и русском языках (по теории бухгалтерского учета, по бухгалтерскому учету, по аудиту, по финансовому анализу, словаря бухгалтерских терминов на казахском и русском языках).


3. Переход Республики Казахстан на Международные стандарты финансовой отчетности

 

3.1 Нормативно-правовое регулирование перехода казахстанской системы учета на МСФО

 

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения объективно востребовал соответствующей адаптации и ее языка бизнеса – бухгалтерского учета. Поэтому основная цель реформирования системы бухгалтерского учета – обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО.

Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в Казахстане.

В целях реализации статьи 2 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2002 года "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О бухгалтерском учете" был утвержден План мероприятий по переходу на международные стандарты финансовой отчетности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы.

Указом Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О бухгалтерском учете" предусмотрены следующие сроки перехода организаций к составлению финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности:

- с 1 января 2003 года - для отдельных организаций, определяемых в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

- с 1 января 2005 года – для акционерных обществ

- с 1 января 2006 года – для иных организаций.

С 1 января 2008г. в Казахстане уже все предприятия обязаны перейти на МСФО.

В Республике Казахстан 28.02.2007 был принят новый Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» N 234-ІІІ, который полностью определил переход Казахстана на счета МСФО, установив что: «Составление финансовой отчетности осуществляется организациями в соответствии с международными стандартами, опубликованными на государственном или русском языке организацией, имеющей письменное разрешение на их официальный перевод и (или) публикацию в Республике Казахстан от Фонда Комитета международных стандартов финансовой отчетности». [24, ст. 16]

Таким образом, вышеназванный Закон полностью закрепил, что Казахстан полностью признает МСФО и обязывает казахстанские предприятия вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в соответствии с этими стандартами.

В целях реализации подпункта 6) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» был утвержден новый Типовой план счетов бухгалтерского учета.

Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, третья - на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется организацией самостоятельно.[25, п. 3]

Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.

Типовой план счетов содержит следующие разделы:

1 раздел - «Краткосрочные активы»,

2 раздел - «Долгосрочные активы»,

3 раздел - «Краткосрочные обязательства»,

4 раздел - «Долгосрочные обязательства»,

5 раздел - «Капитал и резервы»,

6 раздел - «Доходы»,

7 раздел - «Расходы»,

8 раздел - «Счета производственного учета».

Счета раздела 1 «Краткосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как краткосрочные. Актив классифицируется как краткосрочный актив, если:

- предполагается его реализовать, либо он удерживается для продажи или использования, в ходе нормального операционного цикла организации;

- он удерживается в основном для целей торговли или на короткий срок, и ожидается его реализация в течение двенадцати месяцев после даты баланса;

- существует в форме денег или их эквивалентов, не имеющих ограничений в использовании.

Все остальные активы классифицируются как долгосрочные активы.

Счета раздела 2 «Долгосрочные активы» предназначены для учета активов организации, классифицируемых как долгосрочные.

Раздел 2 «Долгосрочные активы» содержит следующие подразделы:

2000 - «Долгосрочные финансовые инвестиции»,

2100 - «Долгосрочная дебиторская задолженность»,

2200 - «Инвестиции, учитываемые методом долевого участия»,

2300 - «Инвестиции в недвижимость»,

2400 - «Основные средства»,

2500 - «Биологические активы»,

2600 - «Разведочные и оценочные активы»,

2700 - «Нематериальные активы»,

2800 - «Отложенные налоговые активы»,

2900 - «Прочие долгосрочные активы».

Счета раздела 3 «Краткосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как краткосрочные. Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное обязательство, если предполагается оплатить его в ходе нормального операционного цикла организации или оно должно быть исполнено в течение двенадцати месяцев после даты баланса. Все остальные обязательства должны классифицироваться как долгосрочные обязательства.[26, с. 126]

Раздел 3 «Краткосрочные обязательства» включает следующие подразделы:

3000 - «Краткосрочные финансовые обязательства»,

3100 - «Обязательства по налогам»,

3200 - «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам»,

3300 - «Краткосрочная кредиторская задолженность»,

3400 - «Краткосрочные оценочные обязательства»,

3500 - «Прочие краткосрочные обязательства».

Счета раздела 4 «Долгосрочные обязательства» предназначены для учета обязательств организации, классифицируемых как долгосрочные. Раздел 4 «Долгосрочные обязательства» содержит следующие подразделы:

4000 - «Долгосрочные финансовые обязательства»,

4100 - «Долгосрочная кредиторская задолженность»,

4200 - «Долгосрочные оценочные обязательства»,

4300 - «Отложенные налоговые обязательства»,

4400 - «Прочие долгосрочные обязательства».

Счета раздела 5 «Капитал и резервы» предназначены для учета капитала и резервов. Капитал - это доля в активах организации, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Данный раздел включает следующие подразделы:

5000 - «Выпущенный капитал»,

5100 - «Эмиссионный доход»,

5200 - «Выкупленные собственные долевые инструменты»,

5300 - «Резервы»,

5400 - «Нераспределенный доход (непокрытый убыток)».

Счета раздела 6 «Доходы» предназначены для учета доходов. Данный раздел включает следующие подразделы:

6000 - «Доход от реализации продукции и оказания услуг»,

6100 - «Доходы от финансирования»,

6200 - «Прочие доходы»,

6300 - «Доходы, связанные с прекращаемой деятельностью»,

6400 - «Доля прибыли организаций, учитываемых по методу долевого участия».

Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, что приводит к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счета группы 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».[11, с. 79]

Счета раздела 7 «Расходы» предназначены для учета расходов и включает следующие подразделы:

7000 - «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»,

7100 - «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»,

7200 - «Административные расходы»,

7300 - «Расходы на финансирование»,

7400 - «Прочие расходы»,

7500 - «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью»,

7600 - «Доля в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия»,

7700 - «Расходы по корпоративному подоходному налогу».

Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределениями лицам, участвующим в капитале. В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счета группы 5410 «Прибыль (убыток) отчетного года».

Счета раздела 8 «Счета производственного учета» предназначены для учета затрат организации на производство продукции и оказание услуг. На счетах данного раздела осуществляется группировка затрат по местам их возникновения и другим признакам, а также калькулирование себестоимости готовой продукции.

Раздел 8 «Счета производственного учета» состоит из подраздела 8000 «Счета производственного учета».

В целях реализации подпункта 4) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Приказами Министра финансов N 218 и N 217 от 21.06.2007 были утверждены Национальный стандарт финансовой отчетности N 1 и Национальный стандарт финансовой отчетности № 2.

Национальный стандарт финансовой отчетности N 1, разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, определяемых в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве", применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, а также на основе упрощенной декларации.[27, п. 1]

Индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, применяющие в соответствии с налоговым законодательством специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств, а также на основе упрощенной декларации отражают свои хозяйственные операции и события в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей (далее - Книга). Индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательной государственной регистрации в налоговом органе и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость ведут бухгалтерский учет по своей деятельности в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по форме согласно приложению к Стандарту 1. Предприниматели, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость ведут бухгалтерский учет по своей деятельности в книге учета доходов для индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по форме согласно приложению 2 к Стандарту.

Целью национального стандарта финансовой отчетности № 2 (далее - Стандарт), является определение порядка осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности:

субъектами малого и среднего предпринимательства, определяемыми в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;

некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - субъект);

государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия) (далее - субъект).[28, с. 6]

Целью финансовых отчетов субъектов в соответствии с НСФО №2 является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств субъектов, полезной для широкого круга пользователей, которые не имеют возможности требовать финансовых отчетов, отражающих специфику их информационных потребностей. Для достижения данной цели финансовые отчеты также показывают результаты управления ресурсами, доверенными руководству субъекта.

Качественные характеристики предъявляются к финансовой отчетности с целью получения полезной для пользователей информации. Основными качественными характеристиками являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Национальный стандарт финансовой отчетности № 2 состоит из 36 разделов регулирующих ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан. Наиболее новыми для казахстанской системы учета из 36 разделов являются:

1. Инвестиции в недвижимость. Инвестиции в недвижимость – недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся во владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:

1) использования в производстве или поставке товаров, оказание услуг, в административных целях; или

2) продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности[29, п. 260].

Субъект должен включать объект недвижимости в класс инвестиций в недвижимость или исключать объект недвижимости из такого класса только тогда, когда объект недвижимости соответствует (или не соответствует) определению инвестиций в недвижимость.

2. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляционной экономики. Признаками гиперинфляции являются определенные характеристики экономической среды страны. Экономика является гиперинфляционной, если кумулятивный показатель инфляции за три года приближается или превосходит 100%. Субъект может вести иностранные операции двумя способами. Он может проводить операции в иностранной валюте или осуществлять деятельность за рубежом. Настоящий раздел предписывает способ отражения операций в иностранной валюте и операций, осуществляемых в рамках зарубежной деятельности, в финансовых отчетах субъекта, а также способ перевода финансовых отчетов в валюту представления. Учет финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте, и учет операций хеджирования статей в иностранной валюте рассматривается в разделе 11 настоящего Стандарта.

3. Долгосрочные активы, предназначенные для продажи. Субъект классифицирует долгосрочный актив (включая основные средства, нематериальные активы и инвестиции в дочерние и ассоциированные организации и в совместную деятельность) как предназначенный для продажи, если его балансовая стоимость будет возмещена в основном за счет продажи, а не посредством продолжающегося использования. Для этого актив (или группа на выбытие) должен быть в наличии для немедленной продажи в существующем состоянии и только на обычных условиях, которые сопутствуют продаже таких активов, его продажа должна быть высоко вероятной, и субъект должен намереваться завершить его продажу в течение одного года с момента классификации как предназначенного для продажи. Субъект не должен амортизировать долгосрочный актив, пока он классифицируется как предназначенный для продажи или пока он является частью группы на выбытие, классифицированной как предназначенной для продажи. Проценты и прочие расходы, относящиеся к обязательствам группы на выбытие, классифицированной как предназначенной для продажи, должны продолжать признаваться.[29, п. 616]

Индивидуальный предприниматель или организация для осуществления ведения бухгалтерского учета, руководствуясь Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, а также другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности и разрабатывают порядок контроля за операциями и событиями, принимают другие решения, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями и организациями на территории Республики Казахстан и утверждены Приказом Министра финансов от 22.06.2007 N 221.

В данных правилах описывается:

- организация бухгалтерской службы,

- документирование хозяйственных операций,

- учет кассовых операций,

- учет запасов,

- учет основных средств,

- инвентаризация,

- хранение документов бухгалтерского учета.

Как видим по своему содержанию данные правила напоминают Стандарт бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31 декабря 1997 г. N 455.[28, с. 7]

Данные правила устанавливают что основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;

- контроль наличия и движения имущества, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[30, п. 3]

Как видим, для казахстанских бухгалтеров-практиков не составит труда переклассифицировать имущество на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства, но сами разделение активов на три выделенных нами раздела может создать некоторые трудности.

 

3.2 Методология перехода предприятий на счета МСФО

 

В первую очередь компания обязана применить МСФО в своей первой финансовой отчетности.

Компания обязана, кроме того, применить МСФО во всех тех промежуточных финансовых отчетах, которые она представляла в соответствии с МСФО 34, за ту часть того периода, который охвачен первой подготовленной по МСФО финансовой отчетностью.

МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» не устанавливает компании, обязанные публиковать промежуточную финансовую отчетность. Такое право, отмечают МСФО, предоставлено правительству, органам, регулирующим обращение ценных бумаг, фондовым биржам и т.д. По определению МСФО, 34 промежуточный период — это отчетный период, который короче полного финансового года. Для ряда казахстанских компаний, как правило, это финансовые учреждения, акционерные общества, таким периодом является квартал. Следовательно, первая финансовая отчетность, подготовленная по МСФО, должна охватывать и квартальные отчеты, подготовленные в пределах отчетного года.[31, с. 30]

Основные этапы перехода на счета МСФО осуществлялись согласно стандарту IFRS 1:

1. Определить датой перехода на счета МСФО 1 января 2007 года.

2. Произвести инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, определили их справедливую стоимость. Сумма обесценивания списывается за счет нераспределенной прибыли IАS 16, IАS36, IАS38.

3. Пересчитать амортизацию согласно вновь принятым параметрам.

4. Произвести классификацию и оценку долгосрочных финансовых инвестиций, инвестиционной собственности и основных средств предназначенных для продажи согласно IFRS5, IАS16, IАS 17, IАS, 25 и др.

5. Произвести расклассификацию статей основных средств с целью выделения инвестиционной недвижимости.

6. Подготовить бухгалтерский баланс по МСФО, трансформированный из баланса по КСБУ на 31.12.05.

7. Разработать учетную политику на основании требований МСФО.

8.Подробно в пояснительной записке к финансовой отчетности описать информацию, раскрывающую особенности перехода на МСФО.

Разработка рабочего плана счетов осуществлялась в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности и Инструкция по разработке рабочего плана счетов бухгалтерского учета для организаций, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и принципом достоверности ведения бухгалтерского учета, установленного законодательством Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Для предприятий РК общие затраты для осуществления трансформации учета и отчетности в МСФО силами сторонних специалистов составят 18тыс. долларов в первый год, в том числе:

- аудит учета и отчетности с целью выявления существенных искажений в учете и различий между КСБУ и МСФО;

- трансформация учета и отчетности с составлением учетной политики, трансформационных таблиц, корректировок и входящего баланса;

- затраты на консультантов;

- обновление программного продукта «1-С Бухгалтерия 7.7» на «1-С Бухгалтерия 8.0».

В затраты не включены расходы на обучение, двух сотрудников и возможные по оценке активов.

При этом начальный баланс может не представляться в первой финансовой отчетности по МСФО. То есть начальное сальдо начального бухгалтерского баланса должно иметь такие показатели, как если бы предприятие до этого вело учет по МСФО. Таким образом, начальный бухгалтерский баланс представляет собой, пользуясь устоявшейся терминологией, «входящие остатки», а баланс за отчетный год, составленный с учетом начального сальдо, — первой финансовой отчетностью, составленной по МСФО. При этом начальное сальдо по ряду показателей пересчитывается так, как если бы учет велся до этого по МСФО. Компания обязана использовать одну и ту же учетную политику в начальном балансе и во всех периодах, представленных в первой финансовой отчетности.

Предварительно необходимо по показателям, числящимся на счетах Типового плана счетов, получить детальную информацию. По всем позициям следует определить краткосрочность или долгосрочность активов и обязательств.

Входящий баланс не требуется представлять в своей первой финансовой отчетности по МСФО, т.е. в составе отчетности по состоянию на 31.12.2006г., но он обязан храниться в течение срока исковой давности, определенного в корпоративной документации и соответствующего нормативным актам РК.

Субъект обязан разработать и использовать единую учетную политику для всех периодов, включенных в первую финансовую отчетность по МСФО, начиная с 1.01.2006 г. и после этой даты. Эта учетная политика должна отвечать всем требованиям каждого МСФО, действующего на дату перехода, кроме исключений из требований других МСФО, определенных МСФО/IFRS/1 в п.13-34. [11, с. 413]

Синтетические счета бухгалтерского учета в рабочем плане счетов открываются в порядке уменьшения ликвидности, установленной Инструкцией. В рабочий план счетов включаются синтетические счета, необходимые для отражения деятельности организации, в соответствии с Перечнем групп синтетических счетов рабочего плана счетов бухгалтерского учета, определенном в Инструкции.

 

3.3 Сходства и различия в Казахстанской и международной финансовой отчетности

 

В конкретном сопоставлении отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами различия проявляются в следующем:

1. По МСБУ, финансовый год может не совпадать с календарным. Более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В казахстанской практике такие подходы исключены. Финансовый год должен совпадать с календарным.

2. В казахстанской системе бухгалтерского учета (КСБУ) используется национальная валюта – тенге и ее составляющая - тиин. Отчетность межнациональных компаний подготавливается в валюте страны, где находится их штаб-квартира, но чаще всего – в долларах США, в то время как дочерние предприятия этих компаний – в национальной валюте страны пребывания.

3. В плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, а расположение их построено по степени ликвидности – от наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к наименее ликвидным. В казахстанском плане счета размещены в обратной зависимости. Аналогично размещение статей бухгалтерских балансов.

4. Бухгалтерский баланс по международным стандартам бухгалтерского учета (МСБУ), в отличие от КСБУ, содержит более подробную информацию, так как наряду с данными отчетного периода он включает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. В то же время по КСБУ отдельные статьи баланса более детализированы, особенно в разрезе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСБУ такая детализация имеет место в Отчете о прибылях и убытках.

5. Есть различия в написании цифр, обусловленные национальными традициями. Так, в англо-американской отчетности запятая разделяет разряды целых чисел, а точка – дробную часть от целой. Например, в отчетности указывается цифра в виде 1,384,868.98, а у нас – 1384868, 98.

6. В отчетности по МСБУ нет знака «–» (минус). Если возникает необходимость исключения какой-либо суммы из итога, то она показывается в скобках.

7. По МСБУ исправление ошибок допускается только методом «черного сторно», т. е. предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В казахстанской практике допускается, кроме того, и использование метода «красного сторно».[32, с. 8]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.108 с.)