Вопрос 6. Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и ошибок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Рассмотрение аудитором случаев мошенничества и ошибок



 

Мошенничество — преднамеренное действие, совершенное одним или несколькими лицами из числа руководителей или сотрудников субъекта или третьими лицами и повлекшее за собой неправильное представление финансовой отчетности.

Согласно МСА 240 «Мошенничество и ошибки» мошенничество может выражаться в следующих действиях: манипуляция, фальсификация, изменение учетных записей или документов; незаконное присвоение активов; сокрытие или пропуск информации об операциях в учетных записях или документах; отражение в учете несуществующих операций; неправильное применение учетной политики.

Ошибки — непреднамеренные погрешности, допущенные в фи­нансовой отчетности, например математические просчеты, описки, упущение фактов или их неверная интерпретация, неправильное применение учетной политики.

Руководство проверяемого субъекта несет ответственность за предотвращение и обнаружение фактов мошенничества или ошибок с помощью эффективных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также проведения ежегодного аудита. При этом на ауди­тора не переносится ответственность за предотвращение ошибок или мошенничества.

В процессе планирования аудитор должен: 1) запросить у руководства данные о ранее обнаруженных фактах мошенничества и ошибок; 2) оценить зависящий от них риск существенного искажения фи­нансовой отчетности, которую предстоит проверить; 3) разработать процедуры, с помощью которых возможно обнару­жить эти существенные искажения.

Несмотря на правильное планирование, стандартное проведение аудиторских процедур, наличие эффективных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск необна­ружения существенных искажений, причем этот риск выше в отно­шении искажений, возникших в результате мошенничества, так как оно подразумевает действия, направленные на его сокрытие и предо­ставление аудитору недостоверной информации.

Если результаты аудиторских процедур указывают на возможное наличие искажений, аудитор должен оценить существенность откло­нений. Если оценка размера возможных искажений превышает уро­вень существенности, аудитор должен провести соответствующие мо­дифицированные или дополнительные процедуры.

Если аудитор приходит к выводу, что искажения оказали сущест­венное влияние на финансовую отчетность, не были надлежащим об­разом исправлены и отражены в отчетности, то он выражает условно-положительное или отрицательное мнение.

В некоторых случаях согласно законодательству аудитор должен уведомить контрольные органы о фактах мошенничества или ошиб­ках, совершенных финансовыми организациями. При необходимос­ти аудитору рекомендуется получить юридическую консультацию.

Если субъект не принимает действий по исправлению ситуации в связи с мошенничеством, аудитор может отказаться от проведения аудита, а также от продолжения сотрудничества с данным субъектом (например, если имеются подозрения о причастности руководства к совершенным мошенничествам).

Для аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся с 30 июня 2002 г., будет применяться новая редакция МСА 240 «Обязанности аудитора по рассмотрению случаев мошенничества и оши­бок в процессе аудита финансовой отчетности».

Вопрос 7. Проверка соблюдения клиентом требований законов и нормативных актов

 

При проведении проверок аудиторы обязаны учитывать требова­ния законов и нормативных актов согласно МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности». Данный стандарт применим только к аудиту финансовой отчетности и непри­меним к заданиям, касающимся специальной правовой экспертизы действий субъекта.

Аудитор должен иметь в виду, что несоблюдение субъектом зако­нов и нормативных актов может оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

Несоблюдение действия или бездействие проверяемого субъекта в финансово-хозяйственной сфере, противоречащие действующему за­конодательству. Определение того, в каких ситуациях проявляется не­соблюдение нормативных актов; обычно основывается на консульта­ции юриста, окончательное решение может приниматься только судом.

Руководство клиента несет ответственность за осуществление дея­тельности в соответствии с законами и нормативными актами, а также за предотвращение и выявление фактов несоблюдения требований законодательства. Примерные процедуры, направленные на выполнение этих обязанностей:

1. Ведение реестра основных законов, регулирующих деятель­ность субъекта, и контроль за изменениями требований законода­тельства.

2. Организация и функционирование систем внутреннего контро­ля, формирование отдела внутреннего аудита и (или) ревизионной комиссии.

3. Разработка, опубликование и контроль за соблюдением Правил внутреннего распорядка.

4. Проведение ежегодного аудита.

Аудитор не несет ответственность за предотвращение несоблюде­ния законодательства.

При планировании аудита необходимо: исходить из принципа профессионального скептицизма; обладать представлением о требованиях законодательства, применимых к данному субъекту и отрасли. Для этого необходимо: использовать имеющуюся информацию о деятельности субъек­та и интересующей отрасли; запрашивать руководство о политике и процедурах, направлен­ных на соблюдение законодательства; обсуждать с руководством политику или процедуры выявления, оценки и отражения в учете судебных исков и санкций; обсуждать требования законодательства с аудиторами дочерних предприятий в других странах. Далее проводятся процедуры с целью получения достаточных до­казательств соблюдения законов и нормативных актов, регулирую­щих состав, содержание и раскрытие финансовой отчетности:

— ознакомление с протоколами собраний учредителей;

— составление запросов, адресованных руководству и юрискон­сульту о судебных разбирательствах, исках и санкциях;

— выполнение процедур проверки по существу (тестирование операций и сальдо счетов);

— получение от руководства субъекта подтверждения того, что аудитору сообщены все возможные факты несоблюдения законода­тельства, влияние которых должно учитываться при подготовке фи­нансовой отчетности.

Если аудитору становятся известны факты, касающиеся возмож­ного несоблюдения законодательства, то необходимо оценить влия­ние их последствий на финансовую отчетность. При этом принима­ются во внимание: возможные финансовые последствия (пени, штрафы, санкции, ущерб, угроза конфискации активов, вынужден­ное прекращение деятельности, судебные разбирательства); их рас­крытие и влияние на достоверность финансовой отчетности.

Выявленные обстоятельства подлежат документальному оформле­нию и обсуждению с руководством субъекта.

Если по вине клиента не удалось получить достаточные и умест­ные аудиторские доказательства в пользу наличия или отсутствия фактов нарушения законодательства, то аудитор выражает условно-положительное мнение или отказывается от выражения мнения о финансовой отчетности ввиду ограничения объема аудита.

Комитет государственного сектора дополнил МСА 250 Исследо­ванием 3 «Проверка соблюдения требований органов власти — ОАГС», так как обязанности аудитора государственного сектора не совпадают с таковыми в частном секторе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.014 с.)