Вопрос 1 Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности



Тема 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности

Вопрос 1 Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности

 

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ. — Interna­tional Federation of Accountants — IFAC) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятель­ности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом — Институтом профессиональ­ных бухгалтеров России и членом-наблюдателем — Российской кол­легией аудиторов. В Конституции МФБ сказано, что основная ее цель — всемерное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных (согласованных) стандартов с целью предоставления высококачест­венных услуг в интересах общества. Для выполнения этой миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил Комитет по международ­ной аудиторской практике (КМАП) (англ. — International Auditing Practice Committee— IAPC), Рис. 1.1. Структура и функции МФБ и ее комитетов, регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности

призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг (рис. 1).

 

Вопрос 2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)

 

Стандарты аудита это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствую­щий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

— введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;

— разделы, излагающие суть стандарта;

— приложения (для некоторых стандартов).

В 1998 г. МСА использовали в качестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялись без значительных из­менений. Положения о международной аудиторской практике разра­батываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. — в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способ­ствовать пониманию задач и методов работы КМ АЛ, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержа­ния Международных стандартов аудита. Назначение глоссария — ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА.

Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руко­водство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Сис­тема внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и реко­мендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внут­ренних контролеров и экспертов.

Правила составления аудиторских заключений по результатам ау­дита финансовой отчетности и проверки другой информации приве­дены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласо­ванных процедур.

Положения о международной аудиторской практике дают аудито­рам дополнительные рекомендации путем детализации и разъясне­ния применения международных стандартов аудита.

Вопрос 1. Требования МСА, предъявляемые к составлению аудиторского заключения по финансовой отчетности

 

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой от­четности» основными элементами аудиторского заключения явля­ются: 1. Название. 2. Адресат. 3. Вводный параграф (введение). 4. Параграф, описывающий объем проверки. 5. Параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности. 6. Дата выдачи аудиторского заключения. 7. Адрес аудитора. 8. Подпись аудитора.

В названии стандарта рекомендуется использовать слова «незави­симый аудитор», чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов других лиц.

Адресат определяется в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами. Как правило, заключе­ние адресуется акционерам или совету директоров аудируемого лица.

Введение содержит перечень проверенной отчетности с указанием даты и отчетного периода, упоминание об ответственности руковод­ства за финансовую отчетность и содержащиеся в ней утверждения и обязанности аудитора, заключающейся только в выражении его мне­ния об этой отчетности на основе проведенной проверки.

В параграфе, описывающем объем проверки, должна быть ссылка на МСА или соответствующие стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения доста­точной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

В параграфе, выражающем мнение аудитора, указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление (допускается формулировка «представле­на объективно») финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Безусловно-положительное мнение выражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Заключение считается модифицированным, если оно содержит пояс­няющий параграф или мнение, отличное от безусловно-положитель­ного.

Аудитор не имеет возможности выразить безусловно-положитель­ное мнение, если существует одно из нижеследующих обстоятельств:

1) ограничение объема аудита;

2) несогласие с руководством относительно допустимости вы­бранной учетной политики, методов ее применения или достаточнос­ти раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих обстоятельств существенно для финансовой отчетности, то аудитор выражает отрицательное мнение. Если влия­ние этих факторов не настолько существенно и глубоко, но безуслов­но-положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает ус­ловно-положительное мнение.

При существенном ограничении объема, из-за чего аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.

Тема 7. Содержание положений о международной аудиторской практике

Вопрос 1. Рекомендации по аудиту банков

Проведение процедур межбанковского подтверждения

Рекомендации по проведению названных процедур, изложенные в ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения», адресо­ваны внешним аудиторам, внутренним банковским аудиторам и ин­спекторам банков. Пользователями информации, получаемой в ре­зультате подтверждений, могут также являться руководители банка. Подтверждение представляет собой ответ на просьбу подтвердить ин­формацию, содержащуюся в бухгалтерских записях, и является цен­ным видом аудиторских доказательств, полученных от независимого источника.  

Взаимодействие внешних аудиторов с инспекторами по банковскому надзору

В 1989 г. Комитетом по международной аудиторской практике (КМАП) и Базельским комитетом инспекторов, включающим пред­ставителей центральных банков и надзорных органов из стран Евро­пы и США, было утверждено ПМАП 1004 «Взаимодействие инспек­торов по банковскому надзору и внешних аудиторов». Принятие данного положения было направлено на укрепление взаимовыгодных отношений банковских аудиторов и инспекторов, разъяснение харак­тера их функций, повышение эффективности банковского аудита и надзора. МФБ признает, что в некоторых странах взаимодействие упомянутых проверяющих сторон является более тесным, поэтому меры ПМАП 1004 призваны не заменять уже существующие отноше­ния, а дополнять их. В 2001 г. КМАП и Базельский комитет предло­жили принять Положение по международной аудиторской практике 1004 в качестве стандарта аудита.

Роль внешнего аудитора банка заключается в выражении мнения о достоверности отчетности. Пользователями аудиторского заключения помимо акционеров могут быть вкладчики, кредиторы и инспектора. Чтобы составить мнение о финансовой отчетности банка, аудитор должен оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля, провести планирование аудита и определить характер, объем и сроки аудиторских процедур.

Взаимоотношения инспектора и аудитора банка складываются на основе аналогичных интересов и объектов исследования. Тем не менее, имеются определенные различия в целях оценки и проверки различных аспектов:.

Инспектор, используя проверенную аудитором отчетность, дол­жен учитывать цели работы аудитора и некоторую субъективность ау­диторских суждений. Тем не менее информация, предоставляемая аудитором в письмах и отчетах руководству банка, может эффективно использоваться инспектором для получения более широкого пред­ставления о различных сторонах деятельности банка.

Применение МСА при аудите международных коммерческих банков

Рекомендации по применению МСА при проверке коммерческих банков, деятельность которых выходит за национальные границы, от­ражены в ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков» (в настоящее время это положение носит название «Аудит финансо­вых отчетов банков»).

Международный коммерческий банк характеризуется как финан­совое учреждение, принимающее депозиты и предоставляющее займы, а также осуществляющее другие финансовые услуги в различ­ных странах.

При формировании условий договоренности об аудите междуна­родного коммерческого банка аудитор должен принять во внимание следующие факторы:

— наличие достаточных специальных знаний в важных для ауди­та областях банковского дела;

— адекватность специальных знаний в области используемых проверяемым банком компьютерных информационных систем и сис­тем электронного перевода денежных средств;

— наличие возможностей для выполнения необходимой работы в пределах страны и за рубежом.

Специфика понимания бизнеса клиента состоит в изучении эконо­мической и контрольной среды, преобладающей на территории тех стран, где банк.осуществляет свою деятельность, а также рыночных условий каждого сектора, в котором работает банк.

При оценке неотъемлемого риска аудитор должен учесть, что дея­тельности банка присущи риски, связанные с банковскими продук­тами и услугами, а также операционные риски.

При определении существенности аудитор международного ком­мерческого банка должен обратить внимание на следующие обстоя­тельства:

— из-за непропорционального соотношения собственных и заем­ных средств банка некоторые ошибки, оставаясь несущественными для показателей бухгалтерского баланса, могут оказать существенное влияние на данные отчета о движении капитала банка и других форм отчетности;

— ошибки, имеющие отношение только к показателям баланса и внебалансовым обязательствам, могут быть менее значимыми, чем искажения, имеющие отношение и к указанным данным, и к показа­телям отчета о прибылях и убытках;

— необходимо установить уровни существенности для проверки соблюдения требований нормативных актов (например, минималь­ного размера капитала).

В ходе оценки системы внутреннего контроля и, в частности, влияния на нее использования компьютерных информационных систем (КИС) аудитор должен повысить уровень внимания в случа­ях, если:

— КИС применяется для вычисления и учета наиболее важных элементов доходов и расходов банка;

— с помощью КИС определяются валютная и торговая позиции по ценным бумагам, а также подсчитываются возникающие вследст­вие изменений данных позиций прибыли и убытки;

— значительная часть оперативной информации о состоянии ак­тивов и обязательств формируется на базе учетных записей, произве­денных КИС.

В ПМАП 1006 приводится перечень применяемых методов аудита в отношении отдельных статей финансовой отчетности банков, при­меры проверочных списков для оценки системы внутреннего контро­ля и финансовых коэффициентов, используемых при анализе финан­сового положения и результатов деятельности банка.

Тема 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности

Вопрос 1 Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности

 

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (англ. — Interna­tional Federation of Accountants — IFAC) является международным объединением лиц бухгалтерской профессии. МФБ была основана 7 октября 1977 г. с целью координации на мировом уровне деятель­ности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита. В настоящее время ее членами являются 156 профессиональных организаций из 114 стран. Россия в МФБ представлена полноправным членом — Институтом профессиональ­ных бухгалтеров России и членом-наблюдателем — Российской кол­легией аудиторов. В Конституции МФБ сказано, что основная ее цель — всемерное развитие бухгалтерской профессии на основе гармонизированных (согласованных) стандартов с целью предоставления высококачест­венных услуг в интересах общества. Для выполнения этой миссии в аудиторской области Совет МФБ учредил Комитет по международ­ной аудиторской практике (КМАП) (англ. — International Auditing Practice Committee— IAPC), Рис. 1.1. Структура и функции МФБ и ее комитетов, регулирующих отдельные аспекты аудиторской деятельности

призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг (рис. 1).

 

Вопрос 2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)

 

Стандарты аудита это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствую­щий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

— введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;

— разделы, излагающие суть стандарта;

— приложения (для некоторых стандартов).

В 1998 г. МСА использовали в качестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялись без значительных из­менений. Положения о международной аудиторской практике разра­батываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. — в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способ­ствовать пониманию задач и методов работы КМ АЛ, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержа­ния Международных стандартов аудита. Назначение глоссария — ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА.

Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руко­водство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Сис­тема внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и реко­мендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внут­ренних контролеров и экспертов.

Правила составления аудиторских заключений по результатам ау­дита финансовой отчетности и проверки другой информации приве­дены в стандартах седьмой и восьмой групп — «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласо­ванных процедур.

Положения о международной аудиторской практике дают аудито­рам дополнительные рекомендации путем детализации и разъясне­ния применения международных стандартов аудита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.047 с.)