Роль электронной среды в получении информации. Транспарентность границ для информационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль электронной среды в получении информации. Транспарентность границ для информационных технологий



международный информационный война интеллектуальный

В последние годы к информации, получаемой в результате личных контактов, прибавились электронные средства накопления информации. Как правило, в посольствах установлены компьютеры, молодые сотрудники перешли на работу с ними, бумажные досье сократились. Значительная часть посольств Интернет. Из нее «вытаскивается» наиболее ценная информация, в том числе и по таким вопросам, как система дипломатической службы, ее реформа в ряде стран, характеристики политических и дипломатических деятелей. Это дает возможность формировать информационные банки. Пользуясь Интернетом, можно заказывать крупные, регулярно обновляемые электронные банки данных по политическим, экономическим и социальным проблемам, по кадровому составу министерств иностранных дел и системе подготовки дипломатов. «Интернет - глобальная система, у нее нет отечественных аналогов, и она вряд ли появится в будущем, - отмечал О.Б. Озеров, секретарь Совета по информационной работе МИД России. - Конечно же, привлечение Интернета к решению внешнеполитических задач не стоит недооценивать, но преувеличивать также было бы ошибочным. Это лишь один из многих элементов информатизации внешнеполитической деятельности» [4. стр. 96 - 98].

Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) и идущие на их основе глобальные процессы информатизации радикально преобразуют современный мир, по существу инициируют переход человеческого общества от постиндустриальной фазы развития к информационной.

Технические особенности и потребительские возможности ИКТ позволяют переоценить на политическом уровне многие сложившиеся в международном укладе жизни стереотипы, вынуждают государства по-новому отнестись к выбору национальных приоритетов и внешнеполитических ориентиров, форм и направлений взаимодействия.

Наиболее характерное и существенно «политически заряженное» свойство ИКТ - их трансграничность, проницаемость для них традиционных межгосударственных барьеров, а отсюда - и глобальность охвата своим воздействием. С этим связана такая их особенность, как потенциальная техническая возможность повсеместного использования (повсеместность) даже при вероятных правовых ограничителях, что делает для них доступным почти любой географический район планеты и подрывает бытующую в мире концепцию создания закрытых для информации зон. В этом же ракурсе следует рассматривать вездесущность ИКТ - ни одна другая технология не смогла так диверсифицировано внедриться во все сферы жизнедеятельности общества, государства и человеческого бытия.

К другому блоку видоизменяющих политическую составляющую международной жизни технических характеристик ИКТ надо отнести их мобильность, портативность и универсальность (соединение многих функций в одном приборе - например, связь третьего поколения). Это, с одной стороны ведет к расширению их диапазона применения, а с другой - затрудняет обнаружение.

Важнейшая особенность ИКТ - двойные или исключительно гражданские технологии, что позволяет их широко применять как в мирных, так и военных целях. Поэтому их внедрение ведет одновременно как к усилению мощи государств, так и уязвимости последних для информационно-электронного воздействия. Непреходящее значение имеют доступность ИКТдля потребителя (экономическая и технологическая), их востребованность, привлекательность и отсюда - популярность. Все это ведет к массовости использования ИКТ, что, в свою очередь, влияет на формирование социальных и политических процессов, принятие решений в этих сферах.

Прямым политическим следствием информационной революции стало ускорение трансформации международных отношений, идущей по следующим направлениям.

Прежде всего обнажилась необходимость изменений в традиционной концепции обеспечения национального суверенитета. Во-первых, это вызвано тем, что развивающиеся в мире на базе ИКТ новые инфоуслуги и виды деятельности как между физическими и юридическими лицами, так и государственными образованиями объективно все меньше подконтрольны своим правительствам. Во-вторых, практика инфоотношений между самими государствами серьезно отстает от ее регулирования международным правом.

Принципиально по-новому встает проблема обеспечения национальной и международной безопасности. Она дополняется информационно-коммуникационной составляющей. Программное обеспечение, информационные сети и банки данных, сама информация-то есть вся совокупность информационных ресурсов стран одновременно становятся и объектом враждебного воздействия, и мощнейшим орудием в информационных войнах. Возникает угроза применения колоссального потенциала инфо-кибернетических технологий в интересах обеспечения военно-политического превосходства, силового противоборства, шантажа на международной сцене. Увеличение за счет новейших ИКТ военного потенциала развитых стран ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, к напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, к появлению новых сфер конфронтации. Страны вовлекаются в процесс создания у себя потенциала для «международного хакерства», «инфопиратства». Как показывает практика современных международных отношений, использование инфо-средств прочно вошло в арсенал силовых приемов современной вооруженной борьбы. Понятие агрессии получает новое содержание.

Новая транснациональная угрозав мире, требующая в самом приоритетном порядке мобилизации всего мирового сообщества, - проблема международной инфо- и киберпреступности, соответствующих проявлений международного терроризма.

Информационный и программный продукты, телекоммуникационные услуги становятся основным товаром, ускорителем экономического развития на всех производительных уровнях в мировой экономике XXI в. Связь и информация превратились в решающий фактор в борьбе за умы и души людей. Транснациональной информационной, а по сути - идеологической - обработке и манипулированию подвергаются целые народы. При этом поражает массированность, с которой, благодаря ИКТ, осуществляются эти усилия [2. стр. 264 - 266].

Новыми гранями открывается проблема прав человекапрежде всего в таких своих проявлениях, как свобода контактов, общения, доступа к информации. Кроме того, нужно гарантировать частную жизнь от вторжений, дезинформации, произвола, нанесения вреда психике.

Радикально обострилась и приобрела по сути тотальный характер проблема «утечки идей и мозгов».Технические и организационные возможности, появляющиеся в результате бурно развивающихся процессов информатизации, позволяют самым изощренным и формально легальным образом извлекать части национального интеллектуального потенциала. В этом контексте в качестве одной из самых актуальных потребностей современных международных отношений выступает разработка новой трактовки понятий интеллектуальной собственности, культурных ценностей, национального достояния, а также вопросов, связанных с их охраной.

Активное внедрение ИКТ в международную жизнь породило новый инструмент политического воздействия на мировой сцене в виде так называемых международных «инфосанкций».Факты их использования (мгновенное блокирование иранских денежных вкладов в иностранных банках во время американо-иранского кризиса в 1979 г., информационная блокада и электронное подавление Ирака в ходе операции «Буря в пустыне», изоляция Югославии, в том числе с привлечением ЕВТЕЛСАТ, во время акции НАТО против нее) продемонстрировали эффективность такой меры наказания.

Начало бурного развития ИКТ связывают обычно с 1990-ми гг., когда не только быстрыми темпами в мире выросло количество персональных компьютеров (данные МСЭ: 1991 г. - 30 млн ПК, 1995 г. - 235 млн ПК, 2001 г. ~ 555 млн ПК), но и - что важнее - был дан старт их объединению в локальные и международные сети, которое привело к созданию глобальной информационной сети Интернет, открывшей перед международным сообществом новые широкие перспективы.

Под влиянием этих процессов формируется глобальная электронная среда, в которую все больше переносятся важнейшие составляющие политической, экономической, социальной и культурной деятельности. Эта среда интенсифицирует обмен информацией, мнениями, идеями, услугами, товарами, здесь создаются различные виртуальные сообщества по интересам.

Развитие ИКТ влечет за собой перемены в политической жизни общества, обеспечивая гражданам доступ к самой различной информации, возможность вести диалог между властными и гражданскими структурами, выходить на практически неограниченную аудиторию.

Компьютеризованная экономика, обеспечивая условия для дистанционных трудовых отношений, образования и даже медицины, позволяет более гибко использовать трудовые, в том числе зарубежные, интеллектуальные ресурсы, а также создает возможности участия в экономической и социальной деятельности для инвалидов, женщин с детьми и других социально уязвимых групп.

Интернет фактически подтолкнул начало активного формирования глобального информационного общества (ГИО). Восхождение человеческого общества на эту новую ступень в цивилизационном развитии - процесс объективный. Эволюция ИКТ создает условия для экономического роста отдельных стран, их интенсивного включения в мировые интеграционные процессы, в формирующееся общее (а в перспективе - единое) информационное пространство.В такой ситуации для каждого государства принципиально важно развитие национальной информационной инфраструктуры и участие в формировании ГИО.

Неравенство в доступе к информации неизбежно влечет за собой углубление иных видов неравенства - экономического, социального, культурного - как между развитыми и развивающимися государствами в целом или отдельно взятыми странами в рамках этих группировок, так и между различными социальными группами внутри одной страны, Без массового же пользователя формирование развитого: рынка информационных услуг и тем более глобального информационного общества вряд ли возможно.

Первые попытки образовать национальное информационное общество как основу в дальнейшем для всемирной информационно-коммуникационной системы были предприняты американцами в 1993 г., В марте 1994 г. на Полномочной конференции МСЭ в Буэнос-Айресе вице-президент США А. Гор впервые на международном уровне широко представил идею создания глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ).

Уже в феврале 1995 г. государства «семерки» созвали в Брюсселе свою конференцию на уровне министров по вопросам формирования ГИО. «Семерка» исходила из того, что для создания ГИО потребуются финансовые, материальные и человеческие ресурсы всего мирового сообщества. Глобальное видение проблемы ГИО была призвана дать состоявшаяся в мае 1996 г. в Мидранде (ЮАР) межправительственная конференция «Информационное общество и развитие» с участием, наряду с государствами «семерки», России, Австралии, Израиля и 30 развивающихся стран, в том числе Китая, Индии.

Проблематика ГИО включалась в повестку дня встреч «большой восьмерки» на высшем уровне в Галифаксе (1995 г., когда Россия впервые приняла участие в этих встречах), Лионе (1996), на Окинаве (2000), в Генуе (2001), в Кананаскисе (2002) [17.cтр.182 -189].

На Окинаве лидеры «большой восьмерки» приняли Хартию глобального информационного общества (в ее разработке участвовали и российские дипломаты), в которой равная доступность информационных технологий для людей во всем мире и сокращение «цифрового разрыва» (англ. digital divide ) определены в качестве основополагающего принципа ГИО. Информационно-коммуникационным технологиям в Хартии отведена роль инструмента, с помощью которого достигаются перечисленные в ней взаимодополняющие цели политического, экономического и социального характера. «Большая восьмерка» видит свою задачу в полной реализации этих целей и преимуществ информационного общества. В Хартии были выдвинуты новые идеи: инвестирование в людей; транспарентное и ответственное управление; развитие культурного многообразия; эффективное партнерство между государственным и частным секторами; сотрудничество между развитыми и развивающимися странами, гражданским обществом и международными организациями и т.д.

Фактически Хартия стала негласным программным документом построения ГИО, из которого организаторы процесса подготовки Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) черпают идеи для итоговых документов международных форумов различного уровня, а «большая восьмерка» выступила как неформальный лидер в разработке основ глобальной политики в области ИКТ. Членство в «большой восьмерке» позволяет России участвовать в этом процессе и влиять на принятие решений.

Созданная в соответствии с положениями Окинавской хартии Целевая группа по реализации возможностей цифровых технологий разработала план действий, способствующий преодолению развивающимися странами «цифрового разрыва». Позднее она отошла на второй план в связи с учреждением аналогичной группы в ООН, которой были переданы ее функции.

После ООН совместно выступили с инициативой созыва Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Эта идея была одобрена Полномочной конференцией (ПК) Международного союза электросвязи (МСЭ) (Миннеаполис, США, 1998 г.). В июне 2001 г. Совет МСЭ принял решение о проведении первого этапа ВВУИО в Женеве 10-12 декабря 2003 г. и второго - в Тунисе в 2005 г.

В декабре 2001 г. ГА ООН одобрила консенсусом резолюцию №56/183 о созыве ВВУИО, которая определила основные организационные аспекты подготовки к этому крупнейшему международному форуму. Встречу планируется созвать под патронажем Генерального секретаря ООН, а МСЭ поручена ведущая роль в ее подготовке в сотрудничестве с заинтересованными учреждениями ООН и другими международными организациями и принимающими странами. Проработка повестки дня Встречи, проектов ее итоговых документов и правил процедуры возложена на межправительственный Подготовительный комитет открытого состава. Резолюция предлагает правительствам обеспечить как можно более высокий уровень своего представительства на ВВУИО.

-5 июля 2002 г. в Женеве состоялась первая сессия межправительственного Подготовительного комитета ВВУИО, на которой обсуждались правила процедуры, в том числе формат участия частного сектора и гражданского общества в подготовке ВВУИО; в самом саммите, а также перечень вопросов, что должны быть рассмотрены на Встрече.

Государства-участники изучили внесенные непосредственно на сессии предложения к перечню тем для самого саммита. При этом российская делегация отстаивала включение в него вопроса о международной информационной безопасности. После напряженных дискуссий были одобрены правила процедуры для подготовительных мероприятий и Встречи.

Важная роль в подготовке саммита отведена региональным конференциям, проводимым под эгидой соответствующих комиссий ООН. Эти конференции должны определить подходы стран регионов к формированию ГИО с учетом их собственных интересов, потребностей и приоритетов.

Состоялись уже четыре региональные конференции, а также две субрегиональные Бишкекско-Московская (БМК) и Западно-азиатская конференции. Они явились крупными политическими событиями для стран соответствующих регионов.

В субрегиональной БМК по информационному обществу участвовали представители правительств, деловых и научных кругов, а также гражданского общества из десяти стран, главным образом СНГ. Они единодушно поддержали постановку в центр ГИО человека со всем многообразием его интересов, сохранение культурного и лингвистического разнообразия информационного общества, учет специфического географического положения стран субрегиона, дальнейшее развитие научных исследований и подготовку квалифицированных кадров в области ИКТ, привлечение сюда инвестиций.

Как в Общеевропейской, так и в Азиатско-Тихоокеанской региональных конференциях по подготовке к ВВУИО, проводившихся на уровне отраслевых министров, участвовали делегации 47 стран, а также сотни представителей международных организаций, частного сектора и гражданского общества. Россия была избрана одним из вице-председателей Общеевропейской конференции. Глава российской делегации выступил с докладами в Бухаресте и в Токио, а также руководил одним из семинаров в Бухаресте. Россия добилась от японских организаторов статуса полноправного члена (а не наблюдателя, как первоначально было предложено), что позволило ей развернуть активную работу на АТРК (США, например, так и остались наблюдателем).

Принятые в Бухаресте и Токио итоговые документы в значительной мере базируются на идейном аппарате Окинавской хартии. Вместе с тем в Токийской декларации более развернуто, чем в Бухарестской, представлен социальный аспект ГИО, солидное внимание уделено преодолению «цифрового разрыва», помощи развивающимся странам.

В итоговых документах всех трех конференций благодаря активным действиям российской делегации отражены приоритеты позиции России, касающиеся поддержания международной стабильности и безопасности, создания центров коллективного доступа к ИКТ, его обеспечения к сетям в отдаленных и труднодоступных районах. В состав отечественных делегаций в Бухаресте и Токио, возглавлявшихся первым заместителем министра связи и информатизации, вошли также представители МИД, научных кругов и общественных организаций.

Российская межведомственная делегация, участвующая почти на всех стадиях международной подготовки, активно влияет на формирование концепции Встречи [17. cтр. 128 -131].

-28 февраля 2003 г. в Женеве состоялась вторая сессия межправительственного Подготовительного комитета ВВУИО. Ее основная задача - составление первоначального проекта декларации и плана действий, которые должны быть одобрены главами государств и правительств на первом этапе саммита.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, их многообещающие в политическом, экономическом, социальном и культурном планах возможности заставили многие крупные международные организации, в том числе специализированные учреждения ООН, включить ИКТ в сферу своих действий [2. стр. 292 - 297].

Интернет как пример глобализации в МО

 

В рамках протекающих в современном мире процессов глобализации и информатизации развитие глобальных телекоммуникационных и информационных систем вроде Интернета приводит к определенной трансформации территориальной структуры общества, как в глобальных масштабах всей Земли, так и относительно отдельных территорий. Хотя размеры такого влияния современных информационных технологий на общественные системы различными авторами оцениваются по-разному: от высказываний о начале «электронной революции», которая в конечном итоге должна привести к полному изменению существующих схем управления и образа жизни, до сдержанного оптимизма, что системы распространения и обработки информации просто накладываются на существующие организационные структуры [6. стр. 15].

В Казахстане развитие Интернета действительно во многом наложилось на существующую систему расселения и систему существующих телекоммуникационных каналов связи. Сам процесс развития Интернета на территории России представляет собой одну большую инновационную волну, захватывающую постепенно города различных типов - от городов-миллионеров до малых городов. Если в городах-миллионерах Интернет стал довольно обычным явлением уже в 1997-1998-х гг., то в города с населением 50-100 тыс. его массовое проникновение происходит только в настоящее время (а в сельской местности Интернет пока вообще не получил распространения, что объясняется очень низким уровнем телефонизации сельской местности, не говоря уже об очень низком уровне доходов сельского населения страны). Постепенное развитие Интернета в регионах (связанное как с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, так и с постепенным увеличением количества пользователей Интернета) приводит к формированию в крупных городах России и отдельных региональных центрах региональных рынков интернет-услуг (включающих специализированных провайдеров по подключению к Интернету и хостингу, компаний, занимающихся разработкой и поддержанием веб-сайтов и электронной коммерцией, рекламные интернет-агентства, интернет-СМИ и т.д.), вес которых во всей экономике страны и отдельных регионов постепенно увеличивается. По оценкам министра связи РФ Л. Реймана в 2001 г. общий объем российского рынка интернет-услуг уже составил более 300 млн. долларов США [15].

Как и рынок мобильной связи, уровень развития сектора интернет-услуг является для каждого региона своего рода индикатором, показывающим проникновение в регион рыночных отношений (т.е. уровень развития рыночной инфраструктуры) и степень применения современных форм ведения бизнеса. Но если развитие рынка мобильной связи фактически отражает только развитие в регионах частного бизнеса и увеличение среднего уровня доходов населения, то развитие сектора интернет-услуг также взаимосвязано и с использованием инновационного потенциала региона и, кроме того, благодаря появлению многочисленных региональных информационных сайтов способствует развитию регионального самосознания. Т.е. в данном случае Интернет выступает не только как проявление глобализации, но и т.н. глокализации (т.е. в развитии и усилении роли локальных культур).

В целом влияние Интернета на территориальную организацию общества в настоящее время выражается в формировании в рамках четвертичного сектора экономики отдельной отрасли интернет-услуг и расширении сферы применения современных информационных (в т.ч. интернет-) технологий, которые постепенно охватывают все сферы жизни общества: от телекоммуникаций и торговли до государственного управления. Последнее, например, в США, Европе, а также в ряде других стран выражается в разработке проектов т.н. «электронного правительства» (e-government), суть которого заключается в перенесении деятельности правительства в Интернет, т.е. организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети. При этом создание электронного правительства и перевод деятельности всех правительственных структур в режим «онлайн» не означает тут же прекращение работы правительства обычными методами. Даже в США доступ к Интернету имеет только примерно половина всего населения, а в большинстве европейских стран кроме Скандинавии этот показатель гораздо ниже - всего лишь 20-30%, не говоря уж о России с ее по разным оценкам уровнем интернетизации в 3-8%. Существуют целые слои общества, которые либо никогда, либо только в отдаленной перспективе смогут начать пользоваться Интернетом. На Западе в связи с этим используется специальный термин цифровое неравенство (digital divide), означающий разделение общества на основе его доступа к современным информационным технологиям.

Фактические понятие цифрового неравенства имеет два проявления. Во-первых, это еще один вид социального неравенства, означающий неравный доступ к современным информационным технологиям в зависимости от уровня доходов (т.е. социального статуса), а также в меньшей степени от возраста, т.к. люди наиболее старших поколений в целом плохо восприимчивы к технологическим модернизациям. Во-вторых, отсутствие достаточных средств и инвестиций на развитие интернет-инфраструктуры также является причиной дифференциации пространства с точки зрения доступа к информации и еще одним дополнительным фактором сегрегации населения: в настоящее время среднестатистический житель крупного города России имеет гораздо больше возможностей пользоваться Интернетом (дома, на работе, в школе, университете, интернет-кафе и т.д.), чем жители более мелких населенных пунктов и особенно сельской местности. По мере дальнейшего развития информационных технологий проблема цифрового неравенства может стать еще острее [7.].

Развитие информационных технологий и в т.ч. Интернета в России фактически в настоящее время способствуют дальнейшему углублению различий в образе и уровне жизни между крупными и мелкими населенными пунктами. Крупные города и региональные центры (особенно столицы - Москва и Санкт-Петербург) за счет больших финансовых возможностей и мобильности населения оказываются гораздо более вовлеченными в современные процессы глобализации и информатизации, тем самым способствуя дальнейшему усилению социального и в т.ч. цифрового неравенства в стране [3.].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.200.128 (0.023 с.)