Отраслевые принципы международного космического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отраслевые принципы международного космического права



 

Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется, прежде всего, тем, что, во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества, во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств.

Формирование норм и принципов международного космического права происходило и происходит на основе существующих норм и принципов современного международного права. К настоящему времени уже сформировалась система специфических (отраслевых) принципов, образующих в совокупности международное космическое право как отдельную отрасль международного права. Основными из них являются:

Принцип свободы исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях. Согласно ст.1 Договора о космосе «исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества». К «достоянию всего человечества» относятся и результаты деятельности по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а не сам космос. Согласно ст. III Договора о космосе, деятельность государств осуществляется «в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания» [5].

В основании этого принципа лежат следующие права государств:

- осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой-либо дискриминации на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел;

-  свободно осуществлять в космическом пространстве и на небесных телах научные исследования;

-  использовать любое оборудование или средства и военный персонал для научных исследований небесных тел или каких-либо иных мирных целей;

-  сохранять юрисдикцию и контроль над запущенными космическими объектами и их экипажами, а также право собственности в отношении космических объектов вне зависимости от их местонахождения;

-  запрашивать проведение консультаций с государством, планирующим деятельность или эксперимент в космосе, когда есть основания полагать, что они создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному использованию и исследованию космоса;

-  обращаться с просьбами о предоставлении возможности для наблюдения за полетом своих космических объектов (с целью заключения соглашений о размещении на территориях других государств станций слежения);

-  право посещать (на основе взаимности и после заблаговременного уведомления) все станции, установки и космические корабли на небесных телах.

Этот принцип обеспечивает возможность государствам использовать результаты космических исследований в области изучения физических свойств космического пространства, космической метеорологии, космической биологии и медицины, космической связи, изучение природной среды с помощью космических средств в различных отраслей народного хозяйства.

Будучи подкрепленной этим принципом, космическая деятельность вносит значительный вклад в продвижение взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в области науки и техники, предоставляя неограниченные возможности для кооперации усилий государств путем обмена результатами исследований, проведения совместных работ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях [4, стр. 519].

Принцип запрещения национального присвоения космического пространства и небесных тел. Космическое пространство и небесные тела являются res extra commercium (вещь, изъятая из оборота), т.е. не подлежат присвоению; они находятся в общем пользовании, но не являются «общей собственностью» или «общей вещью». Ст. II Договора о космосе и ст.11, п.3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем распространения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Запрещаются любые формы и способы присвоения государствами, а также международными и национальными корпорациями и частными лицами. В Соглашении о Луне прямо говорится, что «поверхность или недра Луны... не могут быть собственностью какого-либо государства» [5].

Принцип запрещения национального присвоения не распространяется на космические объекты, а также находящихся на них граждан, в отношении которых запустившее их государство «сохраняет юрисдикцию и контроль» (ст. VIII Договора о космосе); это же государство сохраняет право собственности на космические объекты, на объекты, сооруженные на небесных телах и т. д. [5].

Принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации Луны и других небесных тел. Согласно ст. IV Договора о космосе государства обязуются «не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом». Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах 1963 г. запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космическом пространстве. Согласно Договору о ПРО 1972 г. «каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования» (ст. V) [5].

Вместе с тем, Договор о космосе не запрещает использования военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. В этой связи следует сказать, что использование в космосе ядерных источников энергии не противоречит нормам международного права.

Принцип оказания помощи космонавтам в случае аварии. Космонавты, согласно Договору о космосе, это «посланцы человечества в космос» (ст. V). Согласно Конвенции о спасании космонавтов: а) если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то последнее принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; оно информирует власти, запустившие космический объект, и Генерального секретаря ООН (ст.2); б) если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, то государства, которые в состоянии это сделать, оказывают ему помощь; они будут информировать запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст.3). Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, запустившему этот корабль (ст.4). Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществляющими запуск (ст.5) [5].

Принцип регистрации. По Конвенции 1975 года о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, каждый запускаемый объект подлежит регистрации путем занесения в национальный регистр. Генеральный секретарь ООН ведет Реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.

Когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект. Если в отношении любого такого объекта имеется два или более запускающих государств, то они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект. Содержание каждого регистра и условия его ведения определяются соответствующим государством.

Каждое государство регистрации представляет Генеральному секретарю ООН в ближайший ощутимый срок следующую информацию о каждом объекте, занесенным в регистр:

- название запускающего государства или запускающих государств;

-   соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;

    дату и территорию или место запуска;

    основные параметры орбиты, включая:

    период обращения,

    наклонение,

    апогей,

    перигей,

    общее назначение космического объекта.

Если применение положений этой Конвенции 1975 года не позволило государству-участнику опознать космический объект, который причинил ущерб ему или любому его физическому или юридическому лицу либо который может иметь опасный или вредоносный характер, другие государства-участники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от его имени через Генерального секретаря просьбу о помощи в идентификации объекта, оказываемой на справедливых и разумных условиях. Государство-участник, обращающееся с такой просьбой, представляет в максимально возможной степени информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Условия оказания помощи является предметом соглашения между заинтересованными сторонами [5].

Принцип международного сотрудничества в мирном исследовании и использовании космического пространства (ст.ст. I, III, IX Договора о космосе) может осуществляться на двусторонней, многосторонней основе и в рамках международных организаций. Принцип сотрудничества предполагает: осуществление сотрудничества в соответствии с нормами и принципами Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств при осуществлении ими деятельности в космосе (ст. IX Договора о космосе); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст. IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст. V); необходимость информации всех стран о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и др. [5].

Великие перспективы, открывающиеся перед человечеством в результате проникновения человека в космос, в сочетании со всеобщей заинтересованностью в процессе исследования и использования космического пространства делает такое сотрудничество важным инструментом развития взаимопонимания и укрепления дружественных отношений между государствами.

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяется в рамках ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи, занимающийся распространением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация, под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений; Международная морская организация использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации - для связи и навигации воздушного транспорта.

Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, подписанное государствами СНГ 30 декабря 1991 г., закрепило важные принципы сотрудничества: объединение усилий для эффективного исследования и использования космоса в интересах народного хозяйства и науки, а также обороноспособности и обеспечения коллективной безопасности государств - участников Содружества; подтверждение необходимости строгого соблюдения ранее принятых на себя СССР международных обязательств в области исследования и использования космического пространства; осуществление совместной деятельности в сфере космоса на основе межгосударственных программ, финансирование этих программ за счет долевых вкладов государств - участников Соглашения; координация усилий по решению международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства.

Согласно Закону РФ "О космической деятельности", Россия содействует развитию международного сотрудничества, а также поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники. Применительно к иностранным гражданам, осуществляющим космическую деятельность под юрисдикцией РФ, предусмотрено, что они пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан РФ, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам РФ. Организации и граждане РФ, принимающие участие в осуществлении международных проектов, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено этими договорами. Космическая деятельность, запрещенная международными договорами РФ, не допускается [7, стр. 337].

Принцип международной ответственности государств за национальную деятельность в космическом пространстве. Договор о космосе содержит общие принципы об ответственности государств за деятельность в космосе (ст. IV). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск, так и то, в интересах которого осуществляется запуск (например, с территории другого государства) (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной.

Если ущерб причинен в результате правомерных действий, без наличия прямого умысла, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. «запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб» (ст. II). Если же речь идет о преднамеренном нарушении норм международного права, то наступает политическая ответственность государства (она может наступать вместе с материальной формой ответственности) [5].

Принципы в прикладных видах космической деятельности. Прикладной космической деятельностью принято называть те ее виды, которые имеют непосредственно практическое значение на Земле. Необходимость их международно-правового регулирования предопределяется глобальным характером последствий этих видов деятельности.

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (16) от 20 декабря 1961 года, связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию.

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования осуществляется в рамках Международного союза электросвязи.

В ст. 44 Устава Международного союза электросвязи 1992 года установлено, что при использовании полос частот для радиосвязи члены МСЭ учитывают, что частоты и орбита геостационарных спутников является ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит эффективно и экономно использовать, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и этим частотам с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран [6].

Создание техники, позволяющей изучать со спутника связи сигнал, который может быть принят непосредственно на индивидуальные телевизионные приемники, привело к необходимости правового регулирования деятельности по осуществлению международного непосредственного телевизионного вещания.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Согласно этому документу, служба международного непосредственного телевизионного вещания может быть создана только на основе соглашений или договоренностей между государством приема передач международного непосредственного телевизионного вещания. В дальнейшей практике признается допустимость международного непосредственного телевизионного вещания без специальных соглашений [6].

Возможность фотографирования из космоса земной поверхности и получения данных о земной поверхности с помощью обработки отражаемых ею лучей, которые принимаются спутниковой аппаратурой, вызвала к жизни необходимость международно-правового регулирования деятельности по дистанционному зондированию Земли и использовании данных дистанционному зондированию Земли. С помощью дистанционному зондированию Земли можно определить состояние элементов суши, океана и атмосферы Земли, изучать природные ресурсы Земли, антропогенные объекты и образования. Разновидностью ДЗЗ является и космический контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений и разоружении.

В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционному зондированию Земли из космического пространства. Согласно этим принципам, зондирование иностранных территорий из космоса правомерно и государства должны содействовать развитию международного сотрудничества в данной области. Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанную информацию, относящиеся к территориям последних. Зондирующие государства должны вступать в консультации с государствами, территория которых зондируется, по просьбе последних [6].

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Этот документ исходит из практической целесообразности использования ядерных источников энергии на борту космических объектов. При этом государства должны прилагать усилия для защиты людей и биосферы от радиологических опасностей. Ядерные источники энергии могут использоваться в ходе межпланетных полетов и на достаточно высоких орбитах, а на низких околоземных орбитах - при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах. Предусмотрено проведение экспертной оценки безопасности ядерных источников энергии до их запуска в космос. Результаты оценки до запуска должны быть опубликованы и сообщены Генеральному секретарю ООН. Информация предоставляется также в случае возникновения опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю [6].

Государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность с использованием ядерных источников энергии в космосе. Государства также несут материальную ответственность за ущерб. При этом в понятие ущерба включаются обоснованные расходы на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке зараженных территорий.


Заключение

международный космический право пространство

Во все времена в международной жизни крайне высок уровень стихийности. Взаимосвязанный, единый мир складывается непросто. Большая часть проблем решается методом проб и ошибок, что зачастую грозит серьезной опасностью нормальному ходу международных отношений.

Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют равное право на участие в решении международных проблем, затрагивающих их интересы.

Международное космическое право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неукоснительное соблюдение всеми государствами принципов международного космического права - важнейшее условие дальнейшего успешного развития отношений в деле исследования и использования космоса.

По сей день, оставаясь недостаточно изученной областью человеческого познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе. Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами и народа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.027 с.)