Местные Налоги как составляющая налоговой системы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местные Налоги как составляющая налоговой системы страны



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

1.1 Экономическая сущность местных налогов

1.2 Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления

1.3 История развития местных налогов

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

2.1 Земельный налог

2.2 Налог на имущество физических лиц

2.3 Транспортный налог

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

3.1 Основные проблемы в области системы местного налогообложения

3.2 Пути совершенствования системы местных налогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3


ВВЕДЕНИЕ

Конституция России гарантирует право граждан на местное самоуправление – решение вопросов местного значения самостоятельно без вмешательства органов государственной власти. Органы местного самоуправления составляют самостоятельный уровень управления обществом, имеют определенную структуру, функции, права и обязанности, а также несут ответственность за их реализацию перед населением конкретной территории.

Органы государственной власти, в том числе субъектов Федерации, вправе осуществлять управленческое воздействие на муниципальное самоуправление только посредством издания нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции. Цель создания и функционирования местного самоуправления – обеспечение дополнительных гарантий граждан на внесение своего вклада в решение вопросов местного значения, будучи выражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан.

В соответствии с Конституцией России предоставление органам местного самоуправления определенных прав и полномочий влечет за собой и передачу им соответствующих обязанностей, а также доли ответственности за все происходящее на подведомственной им территории. Муниципалитеты в полном объеме выполняют задачи по решению вопросов местного значения. Реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность немыслима без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне.

Решение большого количества возложенных на нецентральные уровни управления задач требует от местных органов иметь источники доходов.

К таким источникам, в первую очередь относятся местные налоги.

Отсутствие в юридической науке теоретического фундамента для построения системы местных налогов и сборов негативно влияет на качественный уровень принимаемых нормативных правовых актов, создание единой базы налогового регулирования органами государственной власти и местного самоуправления и реализацию ими на практике положений законов и подзаконных актов. Теоретические основы местного обложения являются наиболее слабо отработанной областью налогового и финансового права, поскольку анализ основных положений, касающихся общих вопросов налогообложения, осуществляют применительно ко всей системе налогов и сборов без учета их правовой природы, особенностей установления и взимания.

Актуальность темы курсовой работы связана также с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, отдельные положения которой воплощают общие принципы налогообложения и сборов применительно к местному уровню налоговой системы.

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации и, как следствие, наличие самостоятельной финансовой компетенции муниципальных образований обусловили интерес к этим вопросам со стороны исследователей финансового права. На сегодняшний день практически нет комплексных научных работ, посвященных юридической разработке правовых основ местного налогообложения, что оставляет место для специального комплексного анализа местных налогов и сборов и их системы, налоговой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.

Объектом исследования работы выступают общественные отношения в области финансово-правового регулирования местных налогов и сборов, их содержание и признаки, закрепляемые нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Предмет исследования – нормативная база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере местного налогообложения.

Цель курсовой работы – провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:

 - проанализировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих систему местного налогообложения;

 - выявить особенности правовой природы местных налогов и сборов;

 - исследовать своеобразие и этапы становления и развития системы местных налогов и сборов в Российской Федерации в ее историческом развитии;

 - выделить основополагающие организационно-правовые принципы построения системы местных налогов и сборов;

 - исследовать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области установления, введения и взимания местных налогов и сборов;

 - выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Работа обусловлена своевременной постановкой проблемы, а также использованием новых идей и тенденций в области местного налогообложения. Работа представляет собой комплексное юридическое исследование исторических, теоретических и прикладных аспектов функционирования системы местных налогов и сборов как финансовой основы местного самоуправления. Выводы и предложения, сделанные в ходе исследования, направлены на совершенствование местного налогообложения.


ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

Земельный налог

 

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Р Ф.

5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Определение налоговой базы:

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

4. Если иное не предусмотрено пунктом 3, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Расчет земельного налога не во всех случаях прост, рассмотрим примеры расчета земельного налога, вызывающие некоторые трудности.

Налогоплательщики, для которых муниципалитет установил в качестве отчетного периода I, II и III кварталы, сумму авансового платежа рассчитывают как 1/4 произведения установленной ставки налога на кадастровую стоимость участка (п. 6 ст. 396 НК). В тех случаях, когда земля находится в общей собственности, рассчитывать налог нужно пропорционально той доле, на которую фирма имеет право.

Пример 1:

Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2007 года составляет

1 500 000 руб. В собственности ООО «Пирс» находится 80 процентов данного надела. Ставка налога на землю в регионе максимальная – 0,3 процента. Таким образом, «Пирс» обязано уплачивать налог со стоимости 1 200 000 руб.

 

(1 500 000 * 80%).

Авансовый платеж за 9 месяцев 2009 года составит:

1 200 000 * 0,3% * 1/4 = 900 руб.

 

Следует учесть и такой фактор, как срок нахождения земли в собственности, ведь совершенно не обязательно, что участок куплен именно в начале календарного года. Так, если налогоплательщик владеет наделом неполный год, то для исчисления налога применяется коэффициент использования земельного участка К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении «полноты» месяцев немаловажное значение имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в период с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это произошло после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК).

Отдельным категориям плательщиков налога предоставляется возможность уменьшить «земельную» базу на 10 000 рублей. Такое право предусмотрено в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса.

Кроме того, отдельные земельные участки могут быть и вовсе освобождены от налогообложения. Условия для такого поворота событий оговорены в статье 395 Налогового кодекса.

Для исчисления «земельной» базы с применением К1 следует использовать следующую формулу:

Налоговая база = КСТ – Дплощ * (1 – К1), где:

-КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

-Дплощ – доля необлагаемой площади земельного участка;

-К1 – коэффициент использования налоговой льготы.

Значение К1 необходимо определять в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Также стоит иметь в виду, что для расчета данного коэффициента месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный (п. 10 ст. 396 НК).

В случае, когда под действие льготы подпадает совладелец земельного участка, базу по налогу на землю следует рассчитывать так:

Налоговая база = (КСТ * Д) – (КСТ * Д) x Дплощ * (1 – К1), где:

 - Д – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Разумеется, не стоит забывать и о том, что уплачивается все-таки аванс, а не налог в целом, поэтому полученную сумму нужно будет умножить на 1/4.

Пример 2:

Остановимся на условиях примера 1, только с учетом того, что 15 процентов от используемой ООО «Пирс» земли занимает спортивный объект, на который местные власти установили льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 395 Налогового кодекса. Предположим, что в июле 2009 года этот участок перестал использоваться по назначению, и, следовательно, лишился всяческих привилегий. Июль принимается за полный месяц, поэтому следует считать, что льгота отсутствовала два месяца.

В таком случае К1 равен 0,17 (2 мес.: 12 мес.).

Налоговая база составит:

 

(1 500 000 руб. * 80%) – (1 500 000 руб. * 80%) * 15% * (1 – 0,17) = 1 050 600 руб.

 

ООО «Пирсу» необходимо перечислить в бюджет авансовый платеж за 9 месяцев в размере: 1 050 600 руб. * 0,3% * 1/4 = 787,95 руб.

Пример 3.

Организация ООО «Пирс» приобрела в собственность два земельных участка сельскохозяйственного назначения. Участки расположены рядом, их кадастровая стоимость одинакова и составляет по 1 000 000 руб. Права на один из участков (участок А) зарегистрированы 14 августа, на другой (участок В) - 16 августа.

В муниципальном образовании, где расположены эти участки, ставка земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения составляет 0,3%.

1. По земельному участку А период владения участком считается начиная с 1 августа, по земельному участку В - начиная с 1 сентября.

2. Поправочные коэффициенты для расчета земельного налога составят:

- по участку А: - по участку В:

- за 9 месяцев - 2/9; - за 9 месяцев - 1/9;

- за год - 5/12; - за год - 4/12.

Участок

Авансовые платежи по земельному налогу за период 9 месяцев, руб.

Сумма земельного налога за год, руб.

Участок А

 

167

(1/4 * 0,3% * 2/9 * 1000000 руб.)

1250

(0,3% * 5/12 * 1000000 руб.)

 

Участок В

 

83

(1/4 * 0,3% * 1/9 * 1000000 руб.)

1000

(0,3% *4/12 *1000000 руб.)

 

3. Сумма земельного налога, которую организация должна будет доплатить по итогам 2007 г., составляет:

- по участку А - 1083 руб. (1250 руб. - 167 руб.);

- по участку В - 917 руб. (1000 руб. - 83 руб.).

Трудности при расчете земельного налога.

Земельный налог был введен 1 января 2005 года (глава 31 НК). Его уплачивают организации, обладающие земельными участками на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК). Налог на землю перечисляют в бюджет муниципального образования, на территории которого находится участок. Базой для его расчета является кадастровая стоимость участка, определенная по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК).

Организациям сведения о кадастровой стоимости предоставляются не позднее 1 марта. Размер ставки земельного налога для различных категорий земель устанавливается нормативными актами представительных органов муниципальных образований. При этом он не должен превышать верхнего предела, прописанного в Налоговом кодексе. По землям сельскохозяйственного назначения, а также участкам под жилфондом, инженерной инфраструктурой ЖКХ и предоставленным для жилищного строительства максимум составляет 0,3%. Для всех остальных земель - 1,5% (ст. 394 НК).

В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся земельного налога.

Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", данный Закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

 - организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются налогоплательщиками. Декларации по данному налогу они не представляют;

- налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет;

- предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от того, используются ли они фактически;

- организации, у которых в собственности находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов.

Следует отметить, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Таким образом, если физлицо в 2010 г. получит налоговое уведомление об уплате одного из этих налогов, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ). Отчет о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу с физических лиц, по состоянию на 01.01.2009г., мы можем рассмотреть в приложении № 1.

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

 

Пример № 2

У гражданина находится в собственности 2-е квартиры, на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 250 000 руб., второй квартиры – 260 000 рублей.

Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений, находящихся на территории одного муниципального образования.

В данном случае суммарная инвентаризационная стоимость двух квартир составляет 510 000 руб. (250 000 руб. + 260 000 руб.)

В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, налог на жилые помещения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., составляет 2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей.

То есть сумма налога за две квартиры, инвентаризационная стоимость которых 510 000 руб. составляет 2 600 руб. ((510 000 руб. –500 000 руб.) * 1% + 2 500 руб.)

Пример № 3

Квартира находится в общей совместной собственности четырех человек без выделения долей.

Объект недвижимости находится на территории муниципального образования «Город Екатеринбург».

Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 450 000 руб.

Объект недвижимости относится к жилым помещениям.

Налоговая ставка, установленная в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы № 13/2, для жилых помещений с суммарной инвентаризационной стоимостью в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., составляет 0,25%.

Сумма исчисленного налога за год составит 1125 руб. (450 000 руб. * 0,25%).

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких владельцев без определения долей, налог уплачивается одним из владельцев по соглашению между ними.

В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях. В данном случае сумма налога, причитающаяся к уплате каждым из собственников квартиры составит 281,25 руб. (1125 руб. * 25%).

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы по налогам:

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп;

- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны.

- лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

- Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Порядок исчисления и уплаты налогов;

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

2. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними.

3. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации, обязаны ежегодно до 1.03 представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1.01 текущего года.

4. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

5. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1.01 этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

6. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

8. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

9. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

10. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся, налога на имущество физических лиц. Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

- доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения;

- инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли;

- налог на имущество, принадлежащее на праве общей совместной собственности нескольким лицам, уплачивается каждым из собственников.

 

Транспортный налог

 

Транспортный налог является региональным налогом (ст.14 НК РФ), в связи с этим он устанавливается и вводится в действие и Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 28 НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2003) и соответствующим законом каждого субъекта РФ.

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог устанавливается Кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных статьей 361 Кодекса. Ставки транспортного налога могут быть различными в разных субъектах Российской Федерации по одной категории транспортных средств.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (статья 362 Кодекса).

Согласно статье 356 права по предоставлению налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.

А теперь, разберемся, что необходимо делать гражданину, продавшему свой автомобиль, в каком размере и в какой срок обязан платить налоги, обязан ли он

- если автомобиль находился в собственности более трех лет, то налог платить не надо. Если автомобиль продан за сумму менее 125 тыс.руб., то налог платить не надо. Если автомобиль продан дешевле, чем куплен, то налог платить не надо.

- если автомобиль продан за сумму дороже чем 125 тыс.руб. и отсутствуют документы о стоимости его приобретения, то налог платится с превышения суммы в 125 тыс.руб.

- если автомобиль продан за сумму дороже, чем 125 тыс.руб. и имеются документы, подтверждающие стоимость его приобретения, то налог платится с разницы между суммой продажи и суммой покупки. Налог составляет 13% от указанных сумм.

При продаже автомобиля декларацию в налоговую инспекцию нужно предоставлять в любом случае, независимо от того, возникла у гражданина обязанность в уплате налога или нет. Декларация подается в налоговый орган до 30 апреля. Налог уплачивается по месту жительства гражданина не позднее 15 июля.

Плательщики налога, все собственники транспортных средств. Обязанность по уплате возникает, в общем случае при приобретении авто. Налоговая инспекция должна рассчитать для каждого собственника размер транспортного налога и выслать ему уведомление. Только после этого у собственника возникает обязанность платить налог за конкретный автомобиль за конкретный год. В принципе, водитель может сам рассчитать сумму, прийти в сбербанк и оплатить.

Но если следовать закону, т.е получить уведомление, проверить насколько оно должным образом оформлено и после этого идти в сбербанк.

В уведомлении обязательно проверяем: название и госзнак транспортного средства, собственником которого, является владелец транспорта. Эти сведения налоговая инспекция получает из ГИБДД, и ошибки тут не исключены.

Налог обязаны платить только собственники транспортных средств.

Уведомление из налоговой должно отвечать следующим требованиям (ст. 52 НК РФ):

1. Оно должно быть по форме, утвержденной приказом МНС России от 15 марта 2004 г. N БГ-3-04/198.

2. Оно должно быть вручено способом, подтверждающим его получение, то есть лично под расписку или заказным письмом. Но маленький нюанс: НК РФ - единственный кодекс, где налоговики вытребовали себе право считать врученным ЛЮБОЕ налоговое извещение по истечение 6-ти дней с момента отправки (ст.52, ст.69.6 НК и др.). Поэтому любое уведомление должно быть либо исполнено, либо обжаловано.

3. Оно должно содержать подпись (не факсимиле подписи, а именно подпись) и печать, Последняя должна быть синей.

4. В уведомлении обязательно должны быть указаны: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст.17.1 НК РФ)

Если уведомление не отвечает хотя бы одному из этих требований – оно не является законным. В НК определены требования к уведомлению и, если одно из этих требований не выполнено, - значит, то, что прислала налоговая - не более чем обычная бумажка. При неверно оформленном уведомлении (отсутствует подпись или печать, либо приведенный расчет неверен и т.п.), то следует написать об этом руководителю налоговой инспекции. Такое право закреплено в НК РФ. Сначала в районную (откуда пришло письмо).

Сумму налога рассчитывают чиновники, поэтому согласно ч. 4 ст. 57 части 1 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Но не будет лишним убедиться, что нет ошибки в расчетах, пересчитать налог. Для этого можно воспользоваться такой формулой:

 

ТН = МД (л.с.) * НС * К

 

где;

ТН - сумма транспортного налога;

МД (л.с.) - мощность двигателя в лошадиных силах; НС - налоговая ставка; К - коэффициент.

Налоговые ставки рассмотрим в Приложении №3.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, предоставленных ГИБДД, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на автомобиль. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой Налогового Кодекса.

Теперь о коэффициенте - К. Он показывает, сколько месяцев вы владели машиной в течение года. Коэффициент рассчитывают так: количество месяцев, в течение которых машина была зарегистрирована на вас, разделите на 12. В расчет нужно включить и те неполные месяцы, когда транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации. Если оба события произошли в одном месяце, коэффициент будет равен 1/12.

Сроки, в которые нужно перечислить транспортный налог, также установлены в региональных законах. За 2008 год транспортный налог необходимо уплатить до 01 апреля 2009 года. Медлить с уплатой налога не стоит. Ведь за каждый день опоздания налоговики начислят пени по 1/300 от ставки рефинансирования, установленной на данный момент Центральным банком РФ.

Предусмотрены льготы по данному налогу.

 - Пенсионеры и инвалиды имеют льготу по транспортному налогу и уплачивают его в размере 50 процентов суммы исчисленного налога за один зарегистрированный на них легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно, мотоцикл или мотороллер. Помимо льгот, установленных в региональных законах, в самом Налоговом кодексе РФ есть перечень транспортных средств, которые не облагаются налогом;

 - легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в порядке, установленном законом;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Но основная роль налогов заключается в том, что они призваны формировать финансовые ресурсы государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.124 с.)