Меры по защите интересов семьи: как сделать эти меры гендерно чувствительными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры по защите интересов семьи: как сделать эти меры гендерно чувствительными



• Признать роль мужчин в уходе за членами семьи: предложить им родительский отпуск; после отпуска по беременности и родам предоставлять родительский отпуск, который может оформить как женщина, так и мужчина, без права передачи другому лицу.

• Больший учет интересов семьи в организации оплачиваемой работы: гибкая организация работы и рабочего времени, перерывов и выходных дней; предоставление ежегодного отпуска и краткосрочного отпуска по семейным обстоятельствам; работа неполный день, гибкий график работы, накопление рабочего времени в "банках рабочего времени", работа из дома, укороченный рабочий день, сокращение сверхурочной работы.

• Адаптация семейных обязанностей к работе: обеспечение качественных и финансово доступных услуг по уходу за детьми и семейных служб, которые помогут работникам более эффективно сочетать рабочие и семейные обязанности.

• Продвижение более справедливого разделения семейных обязанностей между мужчинами и женщинами путем организации информационно-разъяснительных кампаний и программ просвещения.

• Поддержка действий государства и частного сектора, направленных на сокращение домашней и семейной нагрузки: использование облегчающей домашний труд техники, организация общественного транспорта, водо- и энергоснабжения.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 156, организации работодателей и работников играют ключевую роль в разработке и применении мер, направленных на гармонизацию рабочих и семейных обязанностей (Статья 11). Кроме того, можно назвать ряд доказавших свою эффективность подходов, направленных на реализацию национальной политики и политики на рабочих местах с учетом интересов работников и работодателей. Среди них создание трехсторонних структур для разработки национальной политики; поощрение заключения коллективных договоров, которые подкрепляют и потенциально опережают требования закона; более активные меры на рабочих местах, направленные на защиту интересов семьи; улучшение условий труда при одновременном повышении конкурентоспособности предприятий.

 

 

На рисунке представлены основные меры по гармонизации рабочих и семейных обязанностей. Они установлены в стандартах МОТ о работниках с семейными обязанностями и входят в сферу действия правительств, социальных партнеров и организаций гражданского общества.

Разработка комплексной политики гармонизации рабочих и семейных обязанностей - это не только вопрос благополучия отдельных работников и их семей: речь идет о социальном и экономическом развитии страны. Правительства, работодатели, профсоюзы и общество в целом все более осознают, что большое число семей сталкиваются с трудностями в гармонизации работы и обязанностей по уходу за находящимися на иждивении родственниками. Так, отсутствие эффективных мер, направленных на решение конфликта "работа - семья", ограничивает возможности родителей трудиться продуктивно. При этом от недостаточного ухода страдает большое число детей, пожилых и больных людей, инвалидов. Итак, в обществе растет понимание необходимости разрабатывать и осуществлять комплексные меры по гармонизации рабочих и семейных обязанностей, ведь от этого выиграет все общество.

 

ПОЛИТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ РАБОЧИХ И СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧИЛИ, ХОРВАТИИ, ИНДИИ И ЮАР

 

Признавая, что отсутствие служб по уходу за детьми серьезно препятствует экономической активности женщин, правительство Чили, которое ратифицировало Конвенцию № 156 в 1994 году, серьезно занимается развитием услуг по уходу за детьми. Меры правительства призваны создать более качественные рабочие места, продвигать принципы гендерного равенства и содействовать развитию страны. С 2005 по 2008 год число государственных яслей для детей в возрасте от 3 месяцев до двух лет, живущих в самых бедных районах страны, увеличилось с 14 400 до 64 000. Кроме того, как ожидается, число детских садов для детей в возрасте от 2 до 4 лет увеличится в 2008 году до 127 тысяч по сравнению с 84 тыс. в 2005 году.

Выполняя свои обязательства в соответствии с Конвенцией № 156 и другими инструментами ООН в сфере гендерного равенства, в 2006 году Хорватия приняла Национальную политику продвижения гендерного равенства на 2006-2010 гг. В этом документе содержится ряд конкретных мер, призванных содействовать разделению семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, а также расширить доступ к услугам по уходу за детьми с тем, чтобы достичь равенства обращения и возможностей для работающих мужчин и женщин.

Национальный фонд гарантий сельской занятости (NRAGA) был создан правительством Индии в 2005 году. При этом правительство исходило из понимания того негативного влияния, которое оказывают семейные обязанности на способность женщин свободно выбирать оплачиваемую работу. Фонд финансирует создание детских садов при предприятиях, где также организуется медицинская помощь, снабжение водой и тенты для тени. Все эти меры должны осуществляться организациями-исполнителями в рамках программ расшиpения занятости.

В ЮАР правительство осуществляет программу предоставления денежных пособий без предварительных условий, получившую название "Гранты в помощь детям". Пособия на детей выдаются главному попечителю ребенка с тем, чтобы избежать усиления роли женщин как членов семьи, в основном осуществляющих уход. Грант предоставляется без каких-либо предварительных условий для попечителя, что выгодно отличает эту программу от сомнительной практики выдачи грантов в других развивающихся странах, где попечитель ребенка, чтобы получить пособие, обязан посетить учебные занятия либо бесплатно отработать в местном сообществе. В мае 2006 года получателями грантов стали почти 7 млн детей.

Комплексные политические меры, направленные на гармонизацию работы и семьи, - важный фактор улучшения качества трудовой жизни. Эти меры должны стать основным элементом социальной политики стран и их политики в области занятости, ставящей целью достижение гендерного равенства и достойного труда.

Среди мер поддержки работников с семейными обязанностями наименее затратной и наиболее эффективной по праву считается организация финансово доступных, надежных и качественных служб социальной помощи. Их задача - ослабить конфликт между оплачиваемой занятостью и уходом за малолетними, пожилыми и больными членами семьи. Исследования МОТ, посвященные услугам по уходу за детьми для работающих родителей, показали, что организация таких услуг приносит значительный внешний эффект, положительно влияет на общество, работодателей, работников и их семьи. Организация ухода за детьми:

• содействует продвижению гендерного равенства, расширению возможностей занятости, саморазвития и полномочий женщин;

• помогает предотвратить воспроизводство социального неравенства и перенос нищеты в будущие поколения; укрепляет социальные и экономические гарантии семей и снижает их уязвимость перед лицом различных рисков;

• содействует бесперебойному и эффективному функционированию рынка труда, поскольку помогает в полной мере использовать растущие инвестиции в образование женщин, а также преимущества диверсифицированной рабочей силы;

• обеспечивает лучшие шансы на будущее для детей, находящихся в уязвимом положении - улучшает их физическое состояние, развивает мыслительные и языковые навыки, содействует их социализации и эмоциональному развитию;

• содействует созданию рабочих мест в секторе услуг; помогает членам семей освободиться от части неоплачиваемого домашнего труда;

• повышает доходы от налогов, поскольку рост экономической активности и доходов родителей способствуют росту производства в стране;

• снижает государственные расходы на социальное обеспечение и - в долгосрочном плане - на исправительные учреждения и борьбу с преступностью.

Комплексные политические меры, направленные на гармонизацию работы и семьи, включают также предоставление отпусков. Система предоставления отпусков по уходу за детьми претерпела за последние десятилетия многие изменения. Отпуск по беременности и родам, о котором идет речь в Конвенции МОТ 2000 года об охране материнства (№ 183), дает матери возможность отдохнуть после родов, а также получить денежные пособия и медицинскую помощь. Кроме того, мать получает гарантию занятости и недискриминации, а также право на защиту здоровья и грудное вскармливание ребенка. В последнее время отцов также стали поощрять брать отпуска по уходу за членами семьи. Был введен отцовский отпуск (краткосрочный, предоставляется сразу после рождения ребенка) и видоизмененный вид отпуска - родительский, который может предоставляться и отцу, и матери. Эти отпуска бывают оплачиваемыми и неоплачиваемыми, и предоставляются по разным схемам в разных частях мира. И все же у многих работающих родителей нет доступа к таким отпускам, а анализ получателей отпусков показывает, что повсюду в мире матери по-прежнему берут их чаще, чем отцы. Причина тому - гендерное неравенство в заработной плате, продиктованное гендерным стереотипом: женщины и в наши дни зарабатывают меньше мужчин. Опыт показывает: родительский отпуск "работает" только тогда, когда он оплачивается, и когда отец и мать не опасаются потерять работу или столкнуться на работе с недовольством по поводу своего родительского отпуска. Для того чтобы не усугублять гендерное неравенство и не провоцировать потерю женщинами профессиональной квалификации, следует разрабатывать политические меры, направленные на помощь родителям - по-прежнему главным образом женщинам - в возвращении на рынок труда по окончании отпуска по семейным обстоятельствам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.007 с.)