Механизм осуществления социальной функции семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм осуществления социальной функции семьи



Статья

ЧТО ТАКОЕ НЕОПЛАЧИВАЕМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

В соответствии с Конвенцией № 156, под "семейными обязанностями" понимаются конкретные обязанности, связанные с "детьми, находящимися на иждивении", и с "другими ближайшими родственниками-членами семьи, которые действительно нуждаются в уходе или помощи" (Статья 1) - детьми, пожилыми и больными людьми, людьми с ограниченными возможностями. В Системах национальных счетов по методологии ООН (1993 г.) среди видов "экономической и рыночной деятельности" упоминаются и некоторые виды неоплачиваемого труда. Речь идет, например, о неоплачиваемом труде в семейном бизнесе или неоплачиваемом производстве товаров для сбыта, а также о натуральном хозяйстве, сборе воды и топлива. Однако Системы национальных счетов и расчеты ВВП не учитывают неоплачиваемые семейные обязанности и "неоплачиваемую работу по уходу". А ведь речь идет о видах неэкономической деятельности, обеспечивающих уход и поддержание жизнедеятельности каждого члена общества и тем самым гарантирующих здоровье и выживание общества. Такие неоплачиваемые услуги включают: уход (активный и пассивный)за грудными и маленькими детьми,за временно и хронически больными, а также за пожилыми членами семьи и лицами с ограниченными возможностями; работу по дому, уборку, стирку, приготовление пищи, закупку продуктов и товаров в магазине; любую добровольную работу в местных сообществах.

МУЖЧИНЫ И УХОД ЗА ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

 

Мужчины в США все чаще высказывают озабоченность в связи с тем, что им приходиться быть кормильцами семьи и одновременно обеспечивать уход за родителями. По оценкам, на долю мужчин приходится почти 40 % обязанностей по уходу за членами семьи (рост по сравнению с 19 % в 1996 году). Около 17 млн мужчин обеспечивают основной уход за взрослыми членами семьи. Точно так же, как в период "беби-бума" (резкого увеличения рождаемости) впервые стала признаваться активная роль отцов, сегодня все большее признание получает роль сыновей, которое теперь ухаживают за своими постаревшими родителями. Таким переменам способствовало сокращение численного состава семьи и рост числа женщин, работающих полный рабочий день. Мужчины высказывают озабоченность в связи с тем, что уход за членами семьи может помешать им на службе. Такая позиция продиктована распространенным представлением о мужчинах как о наиболее ценных работниках, которые полностью отдают себя работе.

В процессе реформирования политики и определении ее приоритетов в плане ухода за членами семьи и социальной защиты необходимо учитывать то влияние, которое оказывает уход за членами семьи на общество, сферу труда и гендерные роли.

 

ПОЛИТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ РАБОЧИХ И СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧИЛИ, ХОРВАТИИ, ИНДИИ И ЮАР

 

Признавая, что отсутствие служб по уходу за детьми серьезно препятствует экономической активности женщин, правительство Чили, которое ратифицировало Конвенцию № 156 в 1994 году, серьезно занимается развитием услуг по уходу за детьми. Меры правительства призваны создать более качественные рабочие места, продвигать принципы гендерного равенства и содействовать развитию страны. С 2005 по 2008 год число государственных яслей для детей в возрасте от 3 месяцев до двух лет, живущих в самых бедных районах страны, увеличилось с 14 400 до 64 000. Кроме того, как ожидается, число детских садов для детей в возрасте от 2 до 4 лет увеличится в 2008 году до 127 тысяч по сравнению с 84 тыс. в 2005 году.

Выполняя свои обязательства в соответствии с Конвенцией № 156 и другими инструментами ООН в сфере гендерного равенства, в 2006 году Хорватия приняла Национальную политику продвижения гендерного равенства на 2006-2010 гг. В этом документе содержится ряд конкретных мер, призванных содействовать разделению семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, а также расширить доступ к услугам по уходу за детьми с тем, чтобы достичь равенства обращения и возможностей для работающих мужчин и женщин.

Национальный фонд гарантий сельской занятости (NRAGA) был создан правительством Индии в 2005 году. При этом правительство исходило из понимания того негативного влияния, которое оказывают семейные обязанности на способность женщин свободно выбирать оплачиваемую работу. Фонд финансирует создание детских садов при предприятиях, где также организуется медицинская помощь, снабжение водой и тенты для тени. Все эти меры должны осуществляться организациями-исполнителями в рамках программ расшиpения занятости.

В ЮАР правительство осуществляет программу предоставления денежных пособий без предварительных условий, получившую название "Гранты в помощь детям". Пособия на детей выдаются главному попечителю ребенка с тем, чтобы избежать усиления роли женщин как членов семьи, в основном осуществляющих уход. Грант предоставляется без каких-либо предварительных условий для попечителя, что выгодно отличает эту программу от сомнительной практики выдачи грантов в других развивающихся странах, где попечитель ребенка, чтобы получить пособие, обязан посетить учебные занятия либо бесплатно отработать в местном сообществе. В мае 2006 года получателями грантов стали почти 7 млн детей.

Комплексные политические меры, направленные на гармонизацию работы и семьи, - важный фактор улучшения качества трудовой жизни. Эти меры должны стать основным элементом социальной политики стран и их политики в области занятости, ставящей целью достижение гендерного равенства и достойного труда.

Среди мер поддержки работников с семейными обязанностями наименее затратной и наиболее эффективной по праву считается организация финансово доступных, надежных и качественных служб социальной помощи. Их задача - ослабить конфликт между оплачиваемой занятостью и уходом за малолетними, пожилыми и больными членами семьи. Исследования МОТ, посвященные услугам по уходу за детьми для работающих родителей, показали, что организация таких услуг приносит значительный внешний эффект, положительно влияет на общество, работодателей, работников и их семьи. Организация ухода за детьми:

• содействует продвижению гендерного равенства, расширению возможностей занятости, саморазвития и полномочий женщин;

• помогает предотвратить воспроизводство социального неравенства и перенос нищеты в будущие поколения; укрепляет социальные и экономические гарантии семей и снижает их уязвимость перед лицом различных рисков;

• содействует бесперебойному и эффективному функционированию рынка труда, поскольку помогает в полной мере использовать растущие инвестиции в образование женщин, а также преимущества диверсифицированной рабочей силы;

• обеспечивает лучшие шансы на будущее для детей, находящихся в уязвимом положении - улучшает их физическое состояние, развивает мыслительные и языковые навыки, содействует их социализации и эмоциональному развитию;

• содействует созданию рабочих мест в секторе услуг; помогает членам семей освободиться от части неоплачиваемого домашнего труда;

• повышает доходы от налогов, поскольку рост экономической активности и доходов родителей способствуют росту производства в стране;

• снижает государственные расходы на социальное обеспечение и - в долгосрочном плане - на исправительные учреждения и борьбу с преступностью.

Комплексные политические меры, направленные на гармонизацию работы и семьи, включают также предоставление отпусков. Система предоставления отпусков по уходу за детьми претерпела за последние десятилетия многие изменения. Отпуск по беременности и родам, о котором идет речь в Конвенции МОТ 2000 года об охране материнства (№ 183), дает матери возможность отдохнуть после родов, а также получить денежные пособия и медицинскую помощь. Кроме того, мать получает гарантию занятости и недискриминации, а также право на защиту здоровья и грудное вскармливание ребенка. В последнее время отцов также стали поощрять брать отпуска по уходу за членами семьи. Был введен отцовский отпуск (краткосрочный, предоставляется сразу после рождения ребенка) и видоизмененный вид отпуска - родительский, который может предоставляться и отцу, и матери. Эти отпуска бывают оплачиваемыми и неоплачиваемыми, и предоставляются по разным схемам в разных частях мира. И все же у многих работающих родителей нет доступа к таким отпускам, а анализ получателей отпусков показывает, что повсюду в мире матери по-прежнему берут их чаще, чем отцы. Причина тому - гендерное неравенство в заработной плате, продиктованное гендерным стереотипом: женщины и в наши дни зарабатывают меньше мужчин. Опыт показывает: родительский отпуск "работает" только тогда, когда он оплачивается, и когда отец и мать не опасаются потерять работу или столкнуться на работе с недовольством по поводу своего родительского отпуска. Для того чтобы не усугублять гендерное неравенство и не провоцировать потерю женщинами профессиональной квалификации, следует разрабатывать политические меры, направленные на помощь родителям - по-прежнему главным образом женщинам - в возвращении на рынок труда по окончании отпуска по семейным обстоятельствам.

 


ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ

Данные свидетельствуют, что политика гармонизации и работы и семьи - это неотъемлемый элемент достижения достойного и производительного труда и обеспечения равного обращения и возможностей для мужчин и женщин на рабочих местах. Именно поэтому сегодня осуществляется все больше законодательных и практических мер, направленных на гармонизацию рабочих и семейных обязанностей. И все же, как отмечают контрольные органы МОТ, лишь в немногих странах мира действует комплексная система политических мер, разработанная в соответствии с положениями Конвенции МОТ № 156. Неоплачиваемые семейные обязанности по-прежнему подрывают достижения, достигнутые в борьбе за достойный труд и гендерное равенство.

Чтобы добиться прогресса в решении этой задачи, правительствам, международным и региональным организациям, работодателям, профсоюзам, неправительственным, многосторонним и двусторонним организациям, Бреттон-Вудским учреждениям и другим заинтересованным партнерам следует:

• содействовать ратификации и применению Конвенции 1981 года о работниках с семейными обязанностями (№ 156) и выполнению соответствующей Рекомендации № 165 с тем, чтобы создать комплексную систему политических мер, направленную на гармонизацию оплачиваемой работы и семейных обязанностей и адаптацию обязанностей по уходу к оплачиваемому труду. Названные инструменты призваны обеспечить более справедливое распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами и равенство обращения и возможностей для мужчин и женщин с семейными обязанностями.

• создавать более широкие основы для обеспечения равенства путем ратификации и применения Конвенций МОТ № 100, № 111 и № 183; • анализировать, пересматривать и принимать новые гендерно чувствительные политические меры, призванные повысить уровень признания, статус и благосостояние лиц, осуществляющих уход - как платный, так и бесплатный - в плане защиты их прав, социальной защиты, условий труда и обеспечения представительства;

• предпринимать координированные усилия для решения проблем нехватки патронажных медицинских работников, их миграции и условий труда с тем, чтобы улучшить состояние национальных учреждений здравоохранения и снизить нынешнюю потребность в труде женщин и девочек, осуществляющих бесплатный уход в семьях и местных сообществах (это особенно важно в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа);

• увеличивать государственные инвестиции в инфраструктуру и общественные услуги с тем чтобы снизить потребность в бесплатном труде в домохозяйствах, что особенно затрагивает женщин и девочек (речь идет о таких мерах, как развитие транспорта, водо- и энергоснабжения, системы здравоохранения, служб по уходу за детьми, семейных услуг и услуг, предоставляемых общиной);

• улучшать условия труда и качество трудовой жизни, в том числе осуществлять меры, направленные на: постепенное сокращение продолжительности рабочего дня и сверхурочной работы; более гибкую организацию работы, предоставление времени для отдыха и отпуска; обеспечение адекватной и справедливой заработной платы и дохода; социальную защиту;

• обеспечивать поддержку родителям в возвращении на рынок труда по окончании отпуска по семейным обстоятельствам;

• укреплять социальный диалог и координацию между заинтересованными министерствами, работодателями, профсоюзами, женскими организациями и гражданским обществом с тем, чтобы обеспечить большее признание и более справедливое разделение семейных обязанностей между государством, частным сектором и домохозяйствами, между мужчинами и женщинами.

 


Статья

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СЕМЬИ

 

семейный обязанность гендерный политика

 

Ускова Л.В.

Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии

Координатор гендерных программ

 


Взрослый период жизни человека во многом можно сравнить с "часом пик", ведь в это время людям приходится одновременно искать достойную работу, заботиться о семье, выполнять обязательства перед своим предприятием, местным сообществом и обществом в целом. Во многих странах растет экономическая активность женщин. Причина тому - расширение образовательных и экономических возможностей женщин, а также потребность как домохозяйств, так и самих женщин в дополнительном доходе.

Даже сегодня, когда женщины более чем когда-либо, занимаются оплачиваемым трудом, доля возложенных на них семейных обязанностей остается неизменной, а многие мужчины по-прежнему мало уделяют внимания семье. Кроме того, действует ряд других факторов: рост числа неполных семей, особенно возглавляемых женщинами; сокращение числа больших домохозяйств; миграция и другие социально-экономические факторы. Все это приводит к сокращению неформальной помощи по уходу за членами семьи. Для некоторых женщин семейная нагрузка даже возросла. Население ряда государств стремительно стареет; при этом уход за пожилыми членами семьи ложится на более молодых. Как ожидается, в 2047 году численность пожилых людей в мире впервые превысит численность детей. Число нуждающихся в уходе возрастает и по причине эпидемий, таких как ВИЧ/СПИД. При этом многие государства сократили расходы на здравоохранение и бытовые услуги, что увеличило нагрузку на членов семьи в связи с неоплачиваемым уходом за родственниками.

Условия труда в наши дни все меньше позволяют женщинам и мужчинам успешно сочетать рабочие и семейные обязанности. Речь идет о нестабильных рабочих местах, низкой заработной плате, сверхурочном труде и уплотнении рабочего графика. В результате рабочее время загружено до предела, и при этом еще могут потребовать незапланированную сверхурочную работу.

Все названные факторы и изменения ставят женщин в особо уязвимое положение, ведь они, помимо оплачиваемой работы, по-прежнему несут основную нагрузку по уходу за членами семьи. В результате рабочий день многих работающих женщин длиннее и общая нагрузка больше, чем у мужчин, ведь семейные обязанности и неоплачиваемая домашняя работа по-прежнему распределяются между мужчинами и женщинами неравномерно. Мужчинам бывает трудно взять на себя домашние обязанности: мешают традиционные гендерные роли и стереотипы, бытующие в обществе представления. Исследования показали: если в семьях, где оба супруга работают, мужчина правильно сочетает рабочие и семейные обязанности, то он получает множество преимуществ - налаживает более тесный контакт с детьми и более активно участвует в семейной жизни.

Из развитых и развивающихся стран поступает все больше свидетельств о том, что если не принять политических мер, направленных на решение конфликта "работа-семья", то это может серьезно отразиться на ситуации в обществе, на предприятиях, в семье, в жизни конкретных мужчин и женщин. Так, неэффективное сочетание рабочих и семейных обязанностей приводит в ряде стран к снижению рождаемости, ведь женщинам становится трудно сочетать трудовую деятельность и карьерный рост с рождением и воспитанием детей. В условиях нехватки услуг по уходу за детьми родителям приходится идти на трудные решения - поручать старшим детям ухаживать за младшими либо самим брать детей с собой на работу. В результате многие такие дети не могут посещать школу и вовлекаются в детский труд. Женщинам зачастую приходится уходить с рынка труда либо работать неполный день, что негативно сказывается на их заработке, развитии профессиональных навыков, социальной защите, возможности быть услышанными.

Ситуацию может изменить политика и конкретные меры правительств и социальных партнеров, помогающие работникам успешно сочетать рабочие и семейные обязанности. В 1981 году МОТ приняла Конвенцию о работниках с семейными обязанностями (№ 156) и соответствующую рекомендацию (№ 165). Эти два инструмента рассматривают равенство возможностей и обращения для работающих мужчин и женщин с семейными обязанностями в более широком контексте мер по продвижению гендерного равенства. В этом смысле Конвенция № 156 примыкает к Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (№ 111), Конвенции 1951 года о равном вознаграждении (№ 100), и Конвенции 2000 года об охране материнства (№ 183). Принятая в 1979 году Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин также признает важность совместной несения семейных обязанностей.

Принятие этих международных инструментов знаменовало собой признание того, что гендерное неравенство тесно связано с гендерным разделением производительного и репродуктивного труда, а также того, что и женщинам, и мужчинам следует оказывать поддержку в реализации ими своих ролей в сфере труда и в семье. Так, в свете положений Конвенции № 156 достижение гендерного равенства предполагает принятие политических мер, направленных на помощь женщинам и мужчинам с семейными обязанностями в подготовке, выходе на рынок труда и сохранении занятости. В свете этого ключевой задачей национальной политики является сокращение неравенства между мужчинами и женщинами на рынке труда и дома.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.029 с.)