Отбор учебного материала и последовательность его введении на начальном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отбор учебного материала и последовательность его введении на начальном этапе



Овладение русским (иностранным) языком в целях общения длительный динамичный процесс, в ходе которого происходят количественные накопления и качественные сдвиги в знаниях, навыках и умениях учащихся. В результате учения повышается уровень их языковой, речевой, коммуникативной, лингвокультурологической, страноведческой компетенции, что вызывает необходимость изменений в содержании обучения и в организации учебного процесса, постоянного усложнения учебных материалов, увеличения доли самостоятельной работы учащихся.

Длительной период овладения иностранным языком делится на отрезки, получившие название «этапы обучения». Выделяются начальный, средний и продвинутый этапы; продвинутый подразделяется на основной и завершающий. С этапами обучения соотносятся уровни обученности, или уровни владения языком. К концу начального этапа учащиеся должны достичь базового уровня, к концу среднего - первого сертификационного. Требования к каждому уровню изложены в соответвтвующих программах и стандартах.

Начальныйэтап - это период в изучении индивидом неродного языка «от нуля» до определенного уровня обучения. Верхняя граница этого этапаопределяется не организационным сроком (конец семестра в университете, полугодие в школе), но выполнением целей и задач, предписанных программой. Задачи начального этапа состоят в том, чтобы во-первых, заложить языковую базу для обучения речи, а во-вторых, на ее основе сформировать речевые умения: рецептивные - аудирование и чтение и продуктивные - говорение и письмо.

Начальный этап имеет особое значение, так как в этот период закладываются основы для дальнейшего изучения языка и формируется отношение к языку и к процессу его изучения, так называемая мотивация, приобретаются навыки работы, необходимые для овладения неродным языком. (Хавронина)

Глагол занимает важное место в практическом курсе русского языка как иностранного*, На всех этапах обучения это объясняется синтаксической ролью глагола - служить предикативным центром предложения, наличием у глагола категорий, указывающих на лицо, совершающее действие, на время действия и характер его протекания, - а также богатством и разнообразием семантики глагольных единиц.

С методической точки зрения категории русского глагола не равноценны: одни (назовем их собственно грамматическими), имея прозрачную семантику и однотипное и регулярное оформление, усваиваются иностранными учащимися как правило быстро, легко и безошибочно. Это категории лица, времени и наклонения.

Другие категории имеют лексико-грамматическую природу, и прежде всего, это категория вида, которая является «ареной сложного взаимодействия грамматического и лексического в глагольном слове» (В, В, Виноградов), Функционирование видов, проявление частно видовых значений в речи зависит от многих факторов и не в последнюю очередь от лексической семантики глагола, в частности, от его принадлежности к тому или иному способу глагольного действия, Практическое овладение видами невозможно в «один прием»; для того чтобы научиться правильно употреблять глаголы несовершенного и совершенного вида, нужен обширный и разнообразный в лексическом отношении глагольный массив.

К числу также очень сложных явлений в системе русского глагола, как уже указывалось выше, следует отнести возвратные глаголы в силу их лексико-семантического многообразия, неоднотипности соотношения с невозвратными глаголам и, разнообразия валентных (сочетательных) особенностей.

Возвратные глагол, по мнению методистов, - «сквозная» тема, работа над ним начинается на первых же занятиях после завершения вводно-фонетического курса и продолжается в течение всего периода обучения, имея на разных этапах свою специфику. (Хавронина, Широченская),

Рассмотрим методику работы над возвратными глаголами на начальном и среднем этапах обучения. Уже в первые недели занятий ощущается необходимость введения возвратных глаголов. Первыми из них вводятся глаголы заниматься и учиться. На примере глагола заниматься тщательно отрабатывается спряжение глагола; обращается внимание на фонетический и графический вариант постфикса сь после гласных ( занимаюсь, занимаетесь), а также на произнесение - ться; - тся.

Затем на примере глаголов учить и учиться демонстрируется важнейшее

противопоставление глаголов по признаку переходности / непереходности, указывается, что глагол учить переходный, т.е. он обозначает действие, переходящее на предмет и имеет при себе зависимые слова, отвечающие на вопросы что? (учить текст, стихи) кого? (учить студентов, детей) чему? (учить русскому языку, уму-разуму). Глагол учиться- непереходный, после него не может быть существительных, отвечающих на вопрос что?

Постепенно глагольный словарь учащихся пополняется за счет возвратных глаголов ипрежде всего таких,как находиться, называться, появляться, собираться, здороваться, прощаться. Изучение многих возвратных глаголов связано с усвоением падежей (готовиться к чему? знакомиться с кем? интересоваться чем? бояться чего?). В силу разнообразия грамматической семантики (выражение собственно-возвратного, взаимно-возвратного,общевозвратногои других значений),лексических и функционально-синтаксических особенностей возвратные глаголы нуждаются в тщательной последовательной отработке, систематизации и группировке на разных основаниях.

В активе учащихся довольно рано оказываются близкие по значению глаголы учить, изучать, учиться, заниматься. Во избежание их смешения и неправильного употребления (т.е. внутриязыковой интерференции), необходимо дифференцировать их и лексически, и грамматически. Для этого можно использовать различные приемы - вербальное объяснение на родном языке или языке - посреднике, толкование - «Учмть-зиачит многократно повторять, чтобы помнить» «Изучать - значит получать знания, чтобы знать».

Пониманию разницы в значении единиц данной лексико-семантической группы, их запоминанию и правильному употреблению помогает наглядное упорядоченное представление глаголов в виде таблицы, а затем и в виде микротекстов.

 

Учить Изучать Что? стихи, глаголы, правила, Физику, историю, русский язык
Заниматься Где? дома, в классе, в библиотеке
Учиться Где? в школе, в университете, в стране, в городе

Сейчас я учусь в Москве, в университете. Я изучаю русский язык. Вечером я занимаюсь дома. Я учу глаголы и правила.

Проанализируем организацию учебного материала, его отбор и последовательность подачи, способы предъявления и приемы закрепления (упражнения) в двух учебниках русского языка для начального этапа обучения.

В «Учебнике русского языка для говорящих по-китайски» (Авторы: Т.М. Балыхина, И.Ф. Евстигнеева, К.В. Маерова, О.И. Меншутина, Н.М. Румянцева, Москва.: Рус.яз.-Курсы., 2000) уже в первом уроке дается возвратный глагол заниматься, он представлен в парадигме:

Я занимаюсь                Мы занимаемся

Ты занимаешься         Вы занимаетесь

Он (она) занимается Они занимаются

После парадигмы глагол представлен в диалоге.

- Что ты делаешь, Омар?

Я занимаюсь.

А что делает Вахид? Он тоже занимается?

Нет, он слушает радио.

В третьем уроке вводится глагол учиться,

Я учусь Мы учимся

Ты учишься                Вы учитесь

Он (она) учится Они учатся

Изучение глагола учиться связано с предложным падежом. Для отработки глагола предлагается следующий микротекст для чтения.

Катя Леонова учится в школе. Ее брат Саша учится в университете. Подруга Кати тоже учится в школе. Друг Саши работает на заводе.После текста даются вопросы:

- Катя учится в школе или в университете?

Ее брат Саша учится в университете или в школе?

Друг Саши учится в университете или работает на заводе?

Затем предлагается список существительных, называющих образовательные учреждения, где можно учиться:

университете

институте

колледже

лицее

Далее в пятом уроке даются глаголы взаимно-возвратного значения познакомиться, поздороваться, попрощаться, они вводятся одновременно с творительным падежом. Указывается, что эти глаголы управляют существительными и личными местоимениями, отвечающими на вопрос с кем? Для ихзакрепления предлагается упражнение:

1,       Я познакомился ., (он) в Москва,

2,       Моя сестра поздоровалась. (они),

3,       Они попрощались, (я),

В седьмом уроке и тексте«Тверская улица» встречается возвратный глагол находиться: Но этой площади находится памятник А.С, Пушкину и современный киноконцертный зал «Пушкинский», В начале Тверской улицы находится гостиница «Националь»

Ввосьмом урокевводится возвратный глагол родиться, связанный с темой выражения времени

- Когда он родился?

- В декабре. (он родился в декабре)

В учебнике «Русский язык-мойдруг» (Авторы: Т.П. Шустикова, В.А. Кулакова, Л.А. Карпусьи другие. Москва. ИздательствоРоссийского университета дружбы народов, 2004) первый возвратный глагол заниматься представлен в четвертом уроке. Он введен в тексте «Как должнызаниматься    хорошие студенты» и повторяется в нескольких предложениях, таких как: Наша группа занимается уже один месяц, Мы должны много заниматься, потому что хотим хорошо говорить по-русски. Я хорошо знаю, как я должен заниматься.

В шестом уроке вводится возвратный глагол находиться, парадигма егоспряжения и формы прошедшеговремени.

 

Настоящее время     Прошедшее время

Я нахожусь                  Он (я, ты.) находился

Ты находишься            Она (я. ты/находилась

Он, она, оно находится Оно находилось

Мы находимся            Мы (Вы, они) находились

Вы находитесь, Они находятся

В этом же уроке авторы сравнивают переходный глагол учить и непереходный глагол учиться в таблице, наглядно представляющей разницу в значении и употреблении этих глаголов.

После таблицы приведены примеры употребленияэтих глаголов в диалогах.

1.       - Что ты учишь?

- Я учу текст.

Ты давно учишь этот текст?

Я учу этот текст уже 2 часа.

2.       - Где ты учишься?

- Я учусь в университете.

Сколько времени ты учишься в университете?

Я учусь здесь уже месяц.

Здесь также сравниваются значения глаголов учиться и заниматься и их употребление.

 

Учиться где? Заниматься где?
в университете в классе
в институте в библиотеке
в школе в лаборатории
на подготовительном факультете в аудитории
в колледже дома
в лицее  

 

Употребление глаголов демонстрируется в предложениях:

Мой друг учится в университете.

Он много занимается на уроке и дома.

Иногда он занимается в библиотеке.

Я люблю заниматься в библиотеке. Там тихо.

Мы учимся с удовольствием.

Студенты занимаются с удовольствием.

В пятнадцатом уроке дается возвратный глагол нравиться, его введение связано с изучением дательного падежа. Для закрепления даны следующие упражнения:

Кому нравится этот фильм? Антону нравится этот фильм.

Этот фильм нравится Антону.

Что нравится Антону? Антону нравится этот фильм.

Антону нравятся эти песни.

Что нравилось Антону? Антону нравился этот фильм.

Антону нравилась эта книга.

Антону нравилось это произведение Антону нравились эти люди.

Далее в книге вводятся возвратные глаголы, употребляемые с творительным падежом, такие как интересоваться, увлекаться и заниматься. Приведены примеры:

- Чем ты занимаешься? - Я занимаюсь физикой и химией.

Чем увлекается твой друг? - Он увлекается волейболом.

Чем интересуется твоя сестра? - Она интересуется музыкой.

С творительным падежом даются также глаголы здороваться, прощаться, встречаться, соглашаться, подружиться, знакомиться, видеться, мириться, ссориться и советоваться. Примеры:

Я давно виделась с подругой.

Он подружился с моей сестрой.

Отец согласился с моим решением.

Ребенок поздоровался с врачом.

Таким образом, к концу начального этапа иностранные учащиеся владеют некоторыми, наиболее употребительными возвратными глаголами. Их усвоение имеет в основном лексический характер. Как показывает анализ учебников, методика работы над возвратными глаголами на начальном этапе в целом сложилась: даются отобранные для данного этапа одни и те же глаголы, примерно в одной и той же последовательности, с использованием одних и тех же приемов их введения, представления и закрепления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.037 с.)