Анализ ошибок франкоговорящих учащихся в предложениях с возвратными глаголами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ ошибок франкоговорящих учащихся в предложениях с возвратными глаголами



 

Известно, что трудности, возникающие в процессе изучения иностранного языка, проявляются в ошибках. Для того, чтобы определить, как франкоговорящие студенты освоили возвратные глаголы и какие затруднения встречают в их употреблении, франкоговорящим студентам-филологам второго и третьего курсов была предложена письменная проверочная работа.

Работа включала восемь разных заданий и содержала 90 глагольных единиц. Это были наиболее употребительные возвратные глаголы, входящие в минимум для базового уровня владения русским языком.

Материал был представлен в виде отдельных глаголов, предложений, содержащих возвратные глаголы, и небольших связных текстов.

Работу писали 15 студентов. Представим задания и результаты их выполнения.

1.    Подчеркните глаголы, которые не употребляются без частицы - ся.

встречаться, трудиться, здороваться, начинаться, продолжаться, учиться, стараться, появляться, смеяться, бороться, защищаться, фотографироваться.

Задание имеет целью проверить знание фактического материала - глаголов, соотносительных и не соотносительных с невозвратными глаголами. Результаты: правильно отмечены 6 глаголов в двух работах, 3-4 глагола в семи работах, 1 -2 глагола в четырех работах.

В двух работах были неправильно отмечены глаголы защищаться, фотографироваться и продолжаться.

2.                                                                    Подчеркните глаголы, которые имеют значение «действие друг с другом»,

знакомиться                                    соглашаться

изменяться                                      стремиться

удивляться                                      беспокоиться

прощаться                                      оставаться

переписываться                              советоваться

Задание имело целью выяснить знание глаголов взаимно-возвратногозначения. Надо было отметитьглаголы знакомиться, прощаться, переписываться, соглашаться, советоваться.

Правильно были отмечены указанные глаголы в пяти работах, но два-три глагола (знакомиться, переписываться, прощаться) в семи работах, один глагол знакомиться в трех работах.

Третье задание было направлено на проверку знания глагольногоуправления.

3.    Напишите вопросы к глаголам.

заниматься                                        относиться

бороться                                            гордиться

готовиться                                        заботиться

надеяться                                          бояться

стремиться интересоваться

Полностью с данным заданием не справился ни один студент. Правда, в большинстве работ в 11 из 15 сделано от 1 до 3 ошибок. Самыми трудными оказались глаголы * бояться (что?), гордиться (с кем?, на что?), надеяться (что?), бороться (что?), готовиться (что?)

В четырех работах не было написано ни одного вопроса.

4.    Объясните, что значат эти глаголы.

Образец: улучшилось = стало лучше

ухудшилась                                     упростились

понизилась                                      повысились

уменьшился                                     увеличился

усилилось                                        усложнилась

В этом задании студенты должны были показать, как они понимают значение данных глаголов. Образец содержал указание на то, что должны были сделать учащиеся.

Четыре студента не справились с заданием, четыре работы содержали по одной-две ошибки, семь работ - по три и более. Кроме ошибок типа

* усложнилась = стаю сложно, имели место ошибки, связанные с незнанием форм сравнительной степени прилагательных, например, * стало сильной, стаю высшее, худшее, низшее, увеличился = стаю величе, усилилось = стаю силе и др.

Хотя эти ошибки непосредственно не связаны с возвратными глаголами, работа показала, что надо обратить внимание на образование сравнительной степени прилагательных.

5.    Напишите глаголы-антонимы.

1)____________________________________ Соседи поссорились, потом.

2)______________________________________________ Почему мальчик никогда не здоровается и не_________________________________?

3)_________________________________________________ Когда начинается учебный год в школе и когда__________________________?

4)__________________________________________ Магазин открывается в 8 часов утра и______________________________________ в 8 часов вечера.

5)   Погода постоянно меняется: давление и температура то повышаются, то   .

В трех работах задание осталось невыполненным. В трех работах выполнено правильно - написаны нужные антонимичные глаголы.

В девяти работах допущены разные ошибки, а именно: к глаголу здороваться дан антоним * болеется, что говорит о неверном понимании лексического значения глагола; к глаголу поссорились дан антоним

* восстановились (в трех работах), * дружились (в двух работах)

6.    Заполните пропуски нужным глаголом.

1) После перерыва преподаватель урок.

Он говорит: «Наш урок».

(продолжать - продолжаться)

2) - Вы_ свои планы?

- Да, наши планы   .

(изменить - измениться)

3) - Сессия уже?

- Да, студенты сдавать экзамены.

(начать - начаться)

4)_______ - Ты давно не Ахмеда?

- Мы не с ним недели две.

(видеть - видеться)

5)____ - Когда рабочий день в офисе?

- Мы работать в 19 часов.

(заканчивать - заканчиваться)

6) - Нина,  что случилось?

- Кажется, я    лампу.

Нет, лампа упала, но не .

(разбить - разбиться)

7) - Говорят,________ цены на бензин опять.

- Да, компания цены на пять процентов.

(повысить - повыситься)

8)   Я  поднял руку и такси. Машина около меня.

(остановить - остановиться)

9)   - Чемваш младший брат?

Еготочные науки.

(интересовать - интересоваться)

10) - Когда этот магазин?

- Обычно хозяин_ магазин в 8 часов утра.

(открыть - открыться)

В этом задании проверялся навык употребления возвратных и невозвратных глаголов в предложении, т.е. с учетом условий малого контекста, наличия или отсутствия в структуре предложения прямого дополнения, выраженного существительным или местоимением в винительном падеже.

Это задание выполнили правильно одиннадцать из пятнадцати студентов. Два написали все предложения неверно, двое сделали по 5-6 ошибок, таких как * Лампа упала, но не разбила. * Машина остановила. * Сессия уже начала? *Мы не видел с ним две недели.

В заданиях, в том числе написанных в целом правильно, имеют место ошибки типа * Его интересовает информатика. Сессия уже начается.

Результаты выполнения этого задания говорят о том, что при выборе нужного глагола студенты опирались на контекст.

. Заполните пропуски, поставив слова из скобок в нужной форме.

Студентка Мона из Марокко учится на(филологический факультет). Она хочет стать(переводчица). Уже в школе Мона начала заниматься ( русский язык). Она интересуется ( русская литература). Когда Мона узнала, что может учиться(российский университет), она очень обрадовалась. Сейчас Мона готовится(сессия).

Данное задание проверяло знание глагольного управления и владение соответствующими падежными формами. Безошибочно написаны тексты двумя студентами. В других работах ошибки многочисленны и имеют разный характер. В одном случае правильно определен падеж, например, готовиться к чему, но неправильно оформлено существительное, - *к сессию;

В другом случае неправильно определено управление возвратного глагола, например, * заниматься русскому языку.

.   Заполните пропуски подходящими по смыслу глаголами: смотрели, помогали, заботились, проснулся, разучился, случилось, исполнилось,

расставаться, приняли, научился, потерялся, старался, вернулся.

Это20 лет назад. Африканский мальчик по имени Джон

потерялся в джунглях. Ему было всего четыре года. Он долго ходил по лесу, потом залез на высокое дерево и уснул. Когда он, то увидел вокруг себя много обезьян. Они внимательнона мальчика.

ОбезьяныДжона в свою стаю. Онио нем. Джон

делать все так, как делали обезьяны. Онбыстро бегать и залезать на деревья. Его нашли через полтора года. За это время он

говорить. Мальчик не хотелс обезьянами. С трудом онк человеческой жизни.

В данном задании проверялось знание лексических значений возвратных глаголов и умение использовать их, ориентируясь на содержание текста. Тринадцать работ из пятнадцати выполнены правильно, что свидетельствует о решающем влиянии контекста на выбор тех или иных глаголов. В двух работах ошибки * он заботился быстро бегать, *за это время он научился (вместо разучился) говорить. * Мальчик не хотел заботились с обезьянами. * За это время он старался говорить, показывают, что студенты не владеют лексикой, не знают точного значения слов, в частности, возвратных глаголов и смутно поняли текст.

Результаты проведенной работы говорят о том, что необходима тщательная комплексная работа над возвратными глаголами, включающая и фонетический, и графический, и словообразовательный аспекты; возвратный глагол должен запоминаться как единица лексическая (точное знание значения) и грамматическая (знание управления и конструкции, в которой глагол может функционировать). Важно также соотносить возвратный глагол с соответствующим невозвратным (переходным), понимать их разницу в значении и употреблении.

Выводы:

1.       Русский и французский языки принадлежат к индоевропейской семье, но к разным группам языков, они имеют различные грамматические системы. Те значения, которые в русском языке выражаются морфологически, с помощью аффиксов-префиксов, суффиксов, флексий, во французском языке передаются с помощью служебных слов, лексических показателей, словопорядка. Это относится и к выражению различных значений, которые в русском языке передаются возвратными глаголами.

2.       Значения, придаваемые постфиксом - ся, выражаются во французском языке:

- местоименной частицей se или примыкающим существительным при собственно-возвратном значении.

-                 с помощью словосочетания друг с другом l’un l’autre / l’une l’autre / les uns les autres / les unes les autres (друг друга)/ entre eux (между собой) при взаимно-возвратном значении.

—   с помощью вспомогательного глагола или дополнения.

В некоторых случаях русский возвратный глагол имеет эквивалентную (по значению) единицу во французском языке. Например:

s'intéresser интересоваться 

s'arrêter останавливаться'installer  устраиваться  trouver    находитьсяdiriger    направляться     

se réunir собираться'adresser обращаться        

se dépêcher торопиться'appeler называться tromper ошибатьсяlaver    умываться 'essuyer вытиратьсяraser бриться     

se peigner причесываться

se lever  вставать    

se coucher ложиться

se réveiller просыпаться      

s'habiller одеваться

se déshabiller  раздеваться        

s'essuder вытираться

s'approcher (de) приближаться    

se baigner купаться

Существенные расхождения в способах выражения возвратности в двух языках порождают трудности в усвоении возвратных глаголов франкоговорящими учащимися. Показателем трудностей являются разнообразные ошибки, такие как неправильное употребление соотносительных невозвратных и возвратных глаголов, нарушение управления, неразличение структурных типов простого предложения, в которых функционируют возвратные и невозвратные глаголы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.029 с.)