Чайковский технологический институт (филиал) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чайковский технологический институт (филиал)



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)

Чайковский технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)

 

 

Кафедра Автомобильный транспорт

Название кафедры

 

                                                 Чепикова, к.т.н., доцент

Методические указания

Для выполнения лабораторных работ

По дисциплине

Основы теории надежности и диагностика

Наименование дисциплины

 

Для специальности/направления 190601 – Автомобили и автомобильное

код и наименование специальности/направления по ОКСО 2003

хозяйство/ 190500– Эксплуатация транспортных средств
Очная, заочная и очно-заочная формы обучения

 

 

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

 

Протокол №   от «   »   20   г.

 

Чайковский

20  

Лабораторные работы по основам теории надежности и диагностике

 

Методические указания для выполнения лабораторных работ

Разработала к.т.н., доцент Т.П. Чепикова

 

 

Методические указания к лабораторным работампо дисциплине «Основы теории надежности и диагностика» рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Автомобильный транспорт» Чайковского технологического института (филиала) ИжГТУ имени М.Т.Калашникова «___»_____________2013г., протокол №____.

 

Заведующий кафедрой АТ________________

 

 

Электронная версия Word 2007 находится

в Чайковском технологическом институте (филиале) ИжГТУ имени М.Т.Калашникова

 

 

Методические указания содержат методику проведения лабораторных работпо дисциплине «Основы теории надежности и диагностика» для студентов направления 190500 «Эксплуатация транспортных средств»  и специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

Содержание

1 Лабораторная работа №1…………………………………………. 4

2 Лабораторная работа №2…………………………………………. 7

3 Лабораторная работа №3…………………………………………. 12

4 Список литературы ………………………………………………. 17

Лабораторная работа №1

Определение работоспособности термостатов

Цель работы: опытным путем убедиться в работоспособности термостатов.

Задачи: 1) приборное определение температур начала и конца открывания термостата;

2) определение продолжительности открывания термостатов.

Приборы: лабораторная установка, термометр, термостаты и секундомер.

Теоретические сведения

Термостат способствует ускорению прогрева двигателя и регулирует в определенных пределах количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Термостаты имеют одно- или двух клапанную конструкцию. Термосиловой элемент термостата размещается в пластмассовом или металлическом корпусе термостата и представляет собой закрытый латунный цилиндр, внутри которого находится твёрдый или жидкий наполнитель. Объём наполнителя увеличивается при нагревании. Увеличение или уменьшение объёма наполнителя приводит к перемещению (открыванию – закрыванию) клапанов термостата. В двигателях автомобилей применяют неразборные двухклапанные термостаты с твердым наполнителем.

 

Рисунок 1 Экспериментальная установка:

1 – нагревательный элемент; 2 – колба; 3 – датчик температуры; 4 – тумблер нагревателя; 5 – тумблер сети; 6 – вилка для подключения к сети

Рисунок 2 Принципиальная схема прибора:

 – предохранитель;  – выключатель сети;  – понижающий трансформатор; – датчик температуры;  – выключатель нагрева;

EL – лампа подсветки;  – прибор-указатель температуры жидкости;

 – нагреватель жидкости;  – выпрямитель

Лабораторная работа №2

Описание прибора

Назначение люфтомера

1 Люфтомер предназначен для контроля суммарного люфта рулевых управлений автомобилей, регламентируемого ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

2 Люфтомер может использоваться:

- на государственных и арендных автотранспортных предприятиях;

- на станциях технического обслуживания автомобилей;

- в кооперативных и частных мастерских по ремонту и обслуживанию автомобилей;

- в коллективных гаражах;

- на постах контроля автомобилей инспекции.

3 Конструкция люфтомера также рассчитана на применение широким кругом автолюбителей.

 

Техническая характеристика

1 Тип люфтомера – механический, универсального (по обслуживаемым автотранспортным средствам) применения.

2 Диапазон диаметров обслуживаемых                

рулевых колес, мм                   - 360…550

3 Диапазон измерения люфта, градусы                              - 30

4 Погрешность измерения, градусы                                - 1

5 Регламентируемые, предельные значения усилий нагрузочного устройства, Н (кгс): 

- 7,35 (0,75)

- 9,8 (1,0)

- 12,3 (1,25)

6 Погрешность регламентируемого усилия, кгс        - + 0,05

7 Время одного измерения, включая установку и снятие люфтомера с рулевого колеса, ориентировочного, мин.         - 3

8 Габаритные размеры, мм:

- минимальные, в сложенном состоянии  - 363х115х140

- тоже, с отсоединенным нагрузочным

устройством                                                 - 325х115х140

- тоже, в футляре, ориентировочные - 350х135х160

9 Масса, кг:                                                                - 0,7

10 Установленный срок службы, лет                   - 10.

            3Устройство и принцип действия люфтомера

Люфтомер (рис.5) состоит из: верхнего 1 и нижнего 2 раздвижных кронштейнов, приставляемых к ободу рулевого колеса упорами 3; разрезной каретки 4, стягивающей направляющие стержни 5 кронштейнов 1 и 2 с помощью зажима 6; угломерной шкалы 7, устанавливаемой на оси зажима 6 с возможностью поворота (рукой) и самоторможения (при снятии усилия) за счет фрикционной, резиновой шайбы 8; резиновой нити 9, натягиваемой, с помощью присоса 10, от зажима 6 к лобовому стеклу автомобиля и играющей роль указательной «стрелки» угломерной шкалы, и нагрузочного устройства, представляющего собой пружинный динамометр 11 двухстороннего действия.

 

 

 

Рисунок 5 Общий вид люфтомера:

 

1 и 2 – верхний и нижний кронштейны; 3 – упор кронштейна;

4 – каретка; 5 – стержень направляющий; 6 – зажим; 7 – шкала угломерная;

8 – шайба фрикционная; 9 – нить резиновая; 10 – присос;

11 – динамометр; 12 – кронштейн динамометра; 13 – кольцо поджимное;

 14 – вороток; 15 – упор шкалы; 16 – винт стопорный;

17 – палец установочный

 

    Каретка 4 с осью угломерной шкалы 7 выставляется в центр поворота рулевого колеса – путем обеспечения одинаковых вылетов («a» и «b») стержней 5 относительно каретки. Этим обеспечивается неподвижность указательной нити – «стрелки» при повороте рулевого колеса и правильность измерения люфта.

    Динамометр 11 устанавливается на нижнем кронштейне 2 люфтометра, соответственно с помощью кронштейна 13 или 14, которые с помощью винтов 16 закрепляются на пальце 17 после регулировки в положение, при котором при установке люфтомера на ободе колеса, приложенное к нагрузочному устройству усилие пришлось бы на середину сечения обода.

Метод измерения (одним оператором) суммарного люфта рулевого управления заключается в выявлении угла поворота рулевого колеса по угловой шкале люфтомера, между двумя фиксированными положениями, определяемыми приложением к нагрузочному устройству, поочередно в обоих направлениях, одинаковых, регламентируемых в зависимости от собственной массы автомобиля, приходящейся на управляемые колеса, усилий (табл. 2).

 

Таблица 2

Масса автомобиля, приходящаяся на управляемые колеса,т Усилие нагрузочного устройства, Н (кгс)
До 1,6 Свыше 1,6 до 3,86 Свыше 3,86 7,35 (0,75) 9,80 (1,00) 12,30 (1,25)

 

При возникновении, в отдельных случаях, поворота управляемого колеса при приложении регламентируемого усилия на рулевом колесе, фиксированные положения рулевого колеса должны соответствовать моментам начала поворота управляемого колеса, определяемым вторым оператором визуально или с помощью дополнительных средств (например, индикатора).

      По положению нити относительно угломерной шкалы 7 определить значение суммарного люфта рулевого управления. Окончательный результат уточнить по результатам двух или более измерений. Значение суммарного люфта, исходя из требований к техническому состоянию рулевых управлений согласно ГОСТ 25478-91, не должно превышать:

- легковые автомобили и созданные

на их базе агрегаты, грузовые                                              100

автомобили и автобусы

 

- автобусы 200

 

- грузовые автомобили                                                            250.

 

Порядок работы

1 Установить управляемые колеса рулем в положение движения по прямой.

2Ослабив зажим 6 люфтомера (рис. 5), раздвинуть кронштейны 1 и 2 до размера визуально соответствующего диаметру рулевого колеса.

3 Установить люфтомер на рулевом колесе (как показано на рис. 5), приставив кронштейны к ободу колеса до плотного соприкосновения с ним, в том числе и упорами 3, поджав кольцами 13 и воротками 14.

4 Проверить и при необходимости отрегулировать положение динамометра 11 (перемещением кронштейнов 12 винтами 16, относительно пальца 17), чтобы они располагались визуально посередине сечения обода рулевого колеса.

5 Выставить каретку 4 с угломерной шкалой 7 в центр рулевого колеса, обеспечив равенство вылетов (a = b) стрежня 5 относительно каретки 4.

6 Протянуть нить – «стрелку» 9 к лобовому стеклу автомобиля и закрепить присосом 10. Нить при этом должна быть расположена примерно в центре угломерной шкалы, параллельно и как можно ближе к ней.

7 Нажимая на головку динамометра 11, не «забыв предварительно поставить его на «нуль», медленно повернуть рулевое колесо по часовой стрелке до момента достижения соответствующего регламентируемого усилия (таблица 2), т.е. до совпадения соответствующей риски (1,2 или 3, рис. 6) указателя 4 динамометра с кромкой 5 крышки корпуса 6. В этом положении, не трогая рулевого колеса, повернуть шкалу 7 (рис. 5) до совпадения нулевого деления, или упора 15 нулевого деления, с нитью.

 

 

Рисунок 6 Вид динамометра (правая часть):

 

1,2 и 3 – риски регламентируемых усилий, соответственно: 0.75, 1.0 и 1.25 кг; 4 – указатель; 5 – кромка крышки; 6 – крышка корпуса; 7 – шпилька; 8 – чашка пружины; 9 – пружина; 10 – головка; 11 – корпус

 

8 Нажимая на головку динамометра 11 слева, медленно повернуть рулевое колесо против часовой стрелки до достижения регламентируемого усилия, также как и в первом случае.

9Снять показания с люфтомера и сделать вывод о техническом состоянии рулевого колеса.

 

5 Контрольные вопросы

1 Назначение и устройство люфтомера.

2 Принцип действия люфтомера.

3 Мероприятия при превышении значения суммарного люфта рулевого управления согласно ГОСТ 25478-91.

4 Почему люфт рулевого управления называется суммарным?

5 Смысл понятий «диагностика» и «диагностирование».

6 Дать характеристику надежности рулевого управления.

 

Лабораторная работа №3

Теоретические сведения

Список литературы

1  Гурвич И.Б., Сыркин П.Э. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей. – М.: Транспорт, 1984. – 142 с.

2 Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Кузнецова Е.С. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Наука, 2001. – 535 с.

3 Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д. Устройство и эксплуатация транспортных средств. – М.: Транспорт, 1998. – 430 с.

4 Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: Учебн. пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. – 528с.

5 Острейковский В.А. Теория надежности. – М.: Высшая школа, 2003.

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)

Чайковский технологический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)

 

 

Кафедра Автомобильный транспорт

Название кафедры

 

                                                 Чепикова, к.т.н., доцент

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.055 с.)