Элективные курсы в профильном обучении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элективные курсы в профильном обучении



КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсы по выбору как условия реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках гуманитарного цикла

 

Исполнитель:

студентка гр.401

Петрова В.А.

Руководитель:

Доцент, кандидат филологических наук

Макеева С.О

 

 

Екатеринбург 2009


Оглавление

 

Введение.

Глава 1. Особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников

Элективные курсы в профильном обучении

Выводы по главе 1

Глава 2. Организация обучения чтению учащихся старших классов

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению

Контроль, его виды и функции. Нетрадиционные формы контроля экстенсивного чтения

Место проектной методики в современном процессе обучения. Проектная работа как вид коллективной деятельности учащихся

Выводы по главе 2

Глава 3. Правила составления программ элективных курсов. Анализ готового электива

Примерные требования к программам элективных курсов.

Анализ готового электива «Английский язык в профессиональной сфере»

Анализ готового электива «Окно в Британию»

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

Одним из общепринятых средств формирования личности в цивилизованном обществе является чтение в силу его большого интеллектуального и эмоционального воздействия на человека. Условия профессиональной деятельности, отсутствие иноязычной языковой среды и возможность регулярно проходить профессиональную стажировку за рубежом превращают чтение на иностранном языке в важнейшее средство сохранения высокого уровня коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой и профессиональной компетенции будущего преподавателя иностранного языка в средство обновления интеллектуального арсенала, развития творческой лчности, формирования и совершенствования профессиональной культуры.

На старшей ступени профильного обучения существует практика организации экстенсивного чтения (ЭЧ), что позволяет охватить большое количество литературных произведений страны изучаемого языка. Но при всех преимуществах проведения ЭЧ, существуют и недостатки, которые снижают его эффективность. В основном они касаются контроля ЭЧ. Так, можно выделить следующие слабые места в существующей методике организации контроля ЭЧ:

Ø Формы взаимодействия преподавателя и студента при сдаче ЭЧ малоэффективны;

Ø Формы организации контроля экстенсивного чтения часто заимствуются из сферы интенсивного чтения, что зачастую ведет к пересказу текста большого объема.

Актуальность нашего исследования обусловлена:

-  необходимостью перехода к субъектной модели образования, когда ученик выступает в роли активного соучастника образовательного процесса, влияет на выбор обучающих материалов, а так же на условия и последовательность их применения;

-  наличием определенной метологической лакуны в практике обучения ЭЧ, которое может быть заполнено за счет адаптации опыта зарубежных стран к российским образовательным условиям;

-  современными условиями реализации образования на средней ступени (разделение школ на три типа), что требует разработки элективного курса с максимально гибкой структурой, что позволит реализовать их в школах разных типов.

Объект исследования: процесс организации изучения английского языка в профильных классах.

Предмет исследования: курсы по выбору как условия реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках гуманитарного цикла.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, и обосновать эффективность применения профессионально ориентированных проектов и предложить элективный курс как организационную форму обучения ЭЧ.

Задачи исследования:

.   проанализировать особенности обучения ЭЧ;

.   показать место проектной методики в современном процессе обучения;

.   описать особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях;

.   рассмотреть элективные курсы в профильном образовании;

.   представить требования к программам элективных курсов;

.   проанализировать уже готовые курсы по выбору учащихся.


Глава 1. Особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях

 

В русле модернизации образования в новых программах по ИЯ вводится предпрофильная подготовка в девятых классах и профильное обучение в десятых-одиннадцатых классах средней школы. Целью профильного обучения является углубленная подготовка старшеклассников к постоянно усложняющимся требованиям современного общества.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, в чем и заключается гибкость системы. При этом все учебные предметы школьного цикла подразделяются на три типа: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы.

При профилизации школы определена задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Говоря на тему подготовки студентов к профильному обучению иностранным языкам необходимо разграничить такие понятия как "профильное обучение" и "профильная школа". Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать мотивацию и способности учеников, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении предложения образования. Профильная школа признана главной формой реализации поставленной цели.

Именно профильное обучение будет способствовать тому, что каждый российский школьник получит свою собственную спецшколу. [24]

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников

 

Изучение иностранного языка в целом и английского языка, в частности, на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

•   Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной):

ü речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

ü языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии);

ü социокультурная компетенция - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

ü компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения;

ü учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.

·   Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации;

·   Формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия;

·   Развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения;

·   Развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

·   Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

В результате изучения иностранного языка на профильном уровне в старшей школе ученик должен

Знать/понимать

•   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

•   языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;

•   новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;

•   лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля.

Уметь:

говорение

•   вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

•   рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;

•   создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

аудирование

•   понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

•   понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

•   оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;

чтение

•   читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

•   описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;

•   расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;

•   расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;

•   участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;

•   обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры. [24]


Заключение

 

Подводя итог, нужно отметить, что данное исследование было нацелено на поиск новых, более эффективных форм контроля экстенсивного чтения у учащихся профильных классов. Мы аргументировали актуальность данной проблемы, выявив несостоятельность существующей методики организации экстенсивного чтения у учащихся профильных классов. Формы взаимодействия преподавателя и студентов при сдаче экстенсива оказываются малоэффективными, студенты отчитываются по прочитанному после занятий или на переменах. Формы контроля зачастую заимствуются из сферы интенсивного чтения, что ведет к пересказу текстов больших объемов.

В первой главе мы рассмотрели особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях, выявили цели и задачи обучения АЯ на профильном уровне и представили требования к уровню подготовки выпускников. Так же были подробно рассмотрены курсы по выбору, и их роль в профильном обучении. В ходе работы мы пришли к выводу, что обучение нужно строить на основе личностно ориентированного подхода, основными чертами которого являются: познавательная и коммуникативная активность, внутренняя мотивированность обучения, личностная значимость предмета речевой деятельности, комфортность обучения и т.д.

Во второй главе мы рассмотрели понятие индивидуального чтения в методике обучения чтению на иностранном языке, его актуальность. Также мы остановились на вопросе о видах чтения, и подробнее - на экстенсивном чтении как одном из видов индивидуального чтения. Определили его роль и проанализировали, как наиболее эффективно осуществлять контроль данного вида чтения. Рассмотрев понятие «проектная деятельность», обосновали целесообразность использования современных технологий в рамках личностно ориентированного подхода как альтернативу существующим формам контроля экстенсивного чтения. Говоря о проблеме организации экстенсивного чтения, следует отметить, что участие в проектной деятельности является эффективной формой контроля экстенсивного чтения и как вариант решения проблемы, связанной с нехваткой времени, создание элективного курса.

В третьей главе мы детально представили примерные требования к составлению программы курса по выбору и проанализировали уже готовые программы к элективным курсам. В ходе данной работы мы выявили преимущества и недостатки уже существующих программ элективных курсов.

 


Библиографический список

 

Печатные издания

1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст] / учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П Леонтьева, И.М Андреасян и др. - Минск, 2003. - 284 с.

2. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога [Текст] / В.П. Бедерханова. - Краснодар, 2001. - 171 с.

.   Большой Энциклопедический Словарь // гл.ред. С.М. Ковалев - Москва, 1979. - 1600 с.

.   Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст] / Е.С. Заир-Бек. - СПб, 1995. - 224 с.

.   Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст] / Коряковцева. - Москва, 2002. - 176 с.

.   Манеева, О.Г. Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования профессиональной подготовки учителя [Текст] / Манеева, О.Г. // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 4. - С. 100-104.

.   Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения иностранным языкам [Текст]. - М: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. - 448 с.

.   Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л.М. Митина. - Москва, 2002. - 400 с.

.   Новые педагогические информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. для студентов вузов / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.С. Петров и др. - Москва, 1999. - 224 с.

.   Парногин, А.С. Контроль в обучении устному иноязычному общению студентов младших курсов языкового вуза: английский язык: дис. …канд. пед. наук / А.С Парногин. - Томск, 2007. - 171 с.

.   Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб, 1995. - 171 с.

.   Писарева, С.А. Формирование познавательной базы и универсальных способов решения значимых для учащихся проблем [Текст] / С.А. Писарева // Петербургская школа: образовантельные программы / под ред. Лебедева О.Е. - СПб, 1999

.   Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование [Текст] / В.Е. Радионов. - СПб, 1996. - 140 с.

.   Рахуба, И.С. Английский язык. 9 класс: элективные курсы [Текст] / Т.Д. Андросенко, И.С. Рахуба. - Волгоград: Учитель, 2009. - 103 с.: ил.

.   Рогова, Г.В. Личностное чтение [Текст] / Г.В. Рогова, ловцевич Г.Н.// Иностранные языки в школе. - 1994. - №1. - С. 17-19

.   Сагоян, К.П. Проведение научных исследований с использованием англоязычных материалов. [Текст] / К.П. Сагоян: ИСАА при МГУ, 2006.

.   Слободчиков, В.А. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе [Текст] / Слободчиков: книга для учителя. - Москва, 1986. - 110 с.

.   Сумишевская, Р.М. Новейшие педагогические технологии на уроке иностранного языка [Текст] /: дис. …магистр образ. / Сумишевская, Р.М. - Екатеринбург, 1999. - 110 с.

.   Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному [Текст] / А.В. Хуторской. - Москва, 2005. - 383 с.

.   Юсупов, В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования [Текст] / В.З. Юсупов. - Киров, 1998. - 120 с.

Электронные ресурсы

21. Ачкасов М. Незнакомые слова в экстенсивном чтении. english4fun.ru/article45.html (дата обращения: июнь 2009г.)

22. Вухалов И.Ю. Самостоятельное изучение английского.

www.english-easy.info/articles/ar68.php (дата обращения: апрель 2009г.)

23. Информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования. www.rusedu.info/Article501.html (дата обращения: сентябрь 2008г.)

24. Концепция профильного обучения <http://www.vahmuk.edusite.ru/p28aa1.html>.

www.vahmuk.edusite.ru/p28aa1.html (дата обращения: сентябрь 2008г.)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсы по выбору как условия реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках гуманитарного цикла

 

Исполнитель:

студентка гр.401

Петрова В.А.

Руководитель:

Доцент, кандидат филологических наук

Макеева С.О

 

 

Екатеринбург 2009


Оглавление

 

Введение.

Глава 1. Особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников

Элективные курсы в профильном обучении

Выводы по главе 1

Глава 2. Организация обучения чтению учащихся старших классов

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению

Контроль, его виды и функции. Нетрадиционные формы контроля экстенсивного чтения

Место проектной методики в современном процессе обучения. Проектная работа как вид коллективной деятельности учащихся

Выводы по главе 2

Глава 3. Правила составления программ элективных курсов. Анализ готового электива

Примерные требования к программам элективных курсов.

Анализ готового электива «Английский язык в профессиональной сфере»

Анализ готового электива «Окно в Британию»

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

Одним из общепринятых средств формирования личности в цивилизованном обществе является чтение в силу его большого интеллектуального и эмоционального воздействия на человека. Условия профессиональной деятельности, отсутствие иноязычной языковой среды и возможность регулярно проходить профессиональную стажировку за рубежом превращают чтение на иностранном языке в важнейшее средство сохранения высокого уровня коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой и профессиональной компетенции будущего преподавателя иностранного языка в средство обновления интеллектуального арсенала, развития творческой лчности, формирования и совершенствования профессиональной культуры.

На старшей ступени профильного обучения существует практика организации экстенсивного чтения (ЭЧ), что позволяет охватить большое количество литературных произведений страны изучаемого языка. Но при всех преимуществах проведения ЭЧ, существуют и недостатки, которые снижают его эффективность. В основном они касаются контроля ЭЧ. Так, можно выделить следующие слабые места в существующей методике организации контроля ЭЧ:

Ø Формы взаимодействия преподавателя и студента при сдаче ЭЧ малоэффективны;

Ø Формы организации контроля экстенсивного чтения часто заимствуются из сферы интенсивного чтения, что зачастую ведет к пересказу текста большого объема.

Актуальность нашего исследования обусловлена:

-  необходимостью перехода к субъектной модели образования, когда ученик выступает в роли активного соучастника образовательного процесса, влияет на выбор обучающих материалов, а так же на условия и последовательность их применения;

-  наличием определенной метологической лакуны в практике обучения ЭЧ, которое может быть заполнено за счет адаптации опыта зарубежных стран к российским образовательным условиям;

-  современными условиями реализации образования на средней ступени (разделение школ на три типа), что требует разработки элективного курса с максимально гибкой структурой, что позволит реализовать их в школах разных типов.

Объект исследования: процесс организации изучения английского языка в профильных классах.

Предмет исследования: курсы по выбору как условия реализации индивидуальной образовательной траектории в рамках гуманитарного цикла.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, и обосновать эффективность применения профессионально ориентированных проектов и предложить элективный курс как организационную форму обучения ЭЧ.

Задачи исследования:

.   проанализировать особенности обучения ЭЧ;

.   показать место проектной методики в современном процессе обучения;

.   описать особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях;

.   рассмотреть элективные курсы в профильном образовании;

.   представить требования к программам элективных курсов;

.   проанализировать уже готовые курсы по выбору учащихся.


Глава 1. Особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях

 

В русле модернизации образования в новых программах по ИЯ вводится предпрофильная подготовка в девятых классах и профильное обучение в десятых-одиннадцатых классах средней школы. Целью профильного обучения является углубленная подготовка старшеклассников к постоянно усложняющимся требованиям современного общества.

Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, в чем и заключается гибкость системы. При этом все учебные предметы школьного цикла подразделяются на три типа: базовые общеобразовательные, профильные и элективные курсы.

При профилизации школы определена задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Говоря на тему подготовки студентов к профильному обучению иностранным языкам необходимо разграничить такие понятия как "профильное обучение" и "профильная школа". Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать мотивацию и способности учеников, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении предложения образования. Профильная школа признана главной формой реализации поставленной цели.

Именно профильное обучение будет способствовать тому, что каждый российский школьник получит свою собственную спецшколу. [24]

Цели и задачи обучения английскому языку на профильном уровне. Требования к уровню подготовки выпускников

 

Изучение иностранного языка в целом и английского языка, в частности, на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

•   Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной):

ü речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения;

ü языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение объема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии);

ü социокультурная компетенция - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты;

ü компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе и в профильно-ориентированных ситуациях общения;

ü учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность, а также использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля.

·   Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации;

·   Формирование активной жизненной позиции как гражданина и патриота, а также как субъекта межкультурного взаимодействия;

·   Развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения;

·   Развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания;

·   Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.

В результате изучения иностранного языка на профильном уровне в старшей школе ученик должен

Знать/понимать

•   значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

•   языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;

•   новые значения изученных глагольных форм (видо-временных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;

•   лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля.

Уметь:

говорение

•   вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

•   рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;

•   создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

аудирование

•   понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

•   понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

•   оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней;

чтение

•   читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/ поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

•   описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдения этикетных норм межкультурного общения;

•   расширения возможностей в использовании новых информационных технологий в профессионально-ориентированных целях;

•   расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;

•   участия в профильно-ориентированных Интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах;

•   обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры. [24]


Элективные курсы в профильном обучении

 

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля. Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается углубленно. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д. Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.135 с.)