Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное управление после августа 1991 года ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Правовые предпосылки развала Советского Союза закладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собственность граждан была поставлена на первое место. Закон закрепил новые формы коллективной собственности - арендную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «теневую экономику». Одновременно формировалась правовая база разрушения общесоюзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории». Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета. Это было значительным шагом в разделе общенародной собственности и экономической основой децентрализации государственной власти. В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени высший орган власти республики - основы СССР - оказывал безоговорочную поддержку всем актам обособления союзных республик. После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необратимым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности.Съезд народных депутатов РСФСР (21-25 мая 1991 г.) принял закон «О Президенте РСФСР». В законе было закреплено положение - «Президент - глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, чем было заложено принципиальное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России - съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией автономий. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформированию СССР. В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991-1999 гг.).
На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партийной номенклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий. августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева. Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ №61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ №64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы. Процесс распада СССР приобретает необратимый характер. Сразу же начался новый этап перераспределения собственности: во внесудебном порядке была запрещена и лишена всей собственности КПСС, предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.). Антиэтатизм достиг особого накала: пресса и демократические идеологи развернули активную кампанию на «добивание» Центра (ставился уже вопрос и о расчленении РСФСР). Руководители трех республик (Президент России Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал «Беловежское соглашение». Последствия распада СССР
Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.
Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е.Т. Гайдар и др.). Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намеревались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный режим и обеспечить ее устойчивый рост. Главная государственная цель «шокового варианта» - кардинальное изменение системы отношений собственности, создание экономической базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на основе сформированного слоя частных собственников. А для этого им требовалась легализация частной собственности, т.е. изменение конституционного строя. В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов. Таким образом, события 1991-1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов. Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни. Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Заключение
Итак, в работе был рассмотрен период ликвидации советской системы государственной власти и процесс распада Советского Союза.В ходе исследования выяснено, что Советский Союз являлся одним из наиболее централизованных государств в мире. Основой системы была КПСС, обладавшая монополией на политическую власть. Так же были показаны последствия устранения КПСС из управления страной. Отражены особенности управления страной в 80-х годах, сделаны выводы о том, что партийная и государственная вертикаль были построены по принципу строгой иерархичности и подчинения нижних уровней верхним. Эта система дополнялась мощным репрессивным аппаратом, поддерживавшим работоспособность государственной машины. К 1990 м годам советская система государственного управления потерпела крах. Данной работе наиболее объективными причинами, касающихся государтвенного управления Появление в 1990 году многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело в потере коммунистической партией монополии на государственную власть. В результате мрачных событий 1991 г. («августовский путч» 1991 г., «Беловежское соглашение»,) Советский Союз рухнул, а с ним и советская система государственной власти. Вышеназванные события привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие годы имело для всей системы государственного управления самые серьезные последствия, что, в конечном счете, привело к окончательной ликвидации государственной системы Советов. В итоге, распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были: в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»; в политической области - запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года). Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. Следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Однако, существуют и оптимистичные выводы - демократизация страны, приход к современной системы государственного управления и т.д.
По-моему мнению, кризис советской государственной власти являлась неизбежным этапом, так как коррумпированность и бюрократизация партийной элиты сделала эту систему малоэффективной. Однако я воспринимаю ликвидацию СССР как драму русского народа, навязанную прозападной политикой, так как проблему эффективности управления государством можно было решить путем обдуманных и просчитанных действий, а не военных переворотов и поспешных реформ, приведших страну к затяжному кризису, отголоски которого слышатся до сих пор. Список литературы
Нормативные акты: . Конституция СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. №9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» 2. Закон РСФСР О Президенте РСФСР от 24 апреля 1991 г. / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - Ст. 512. 3. Справочная литература: . Философский словарь. под ред. И.Т. Фролова. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - С. 158. . Учебная литература: . Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2008. - С. 390 7. История государственного управления в России: учебник для И90 студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.
Монографии: . Коржихина Т.П. История российской государственности. - М., 2007. - 321 с. 9. Косолапов Р.И. Горбачевский терминдор // КПСС: взлет и крушение. Компартия России: начало биографии. Современный этап коммунистического движения в России. - М.: Былина, 1999. - 450 с. . Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая /Под общ. ред. Л. Шевцовой; Моск. центр Карнеги. - М.:2009. - 190 с. . Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - М., 2002. - 240 с. . Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. - М., 2002. - 311 с.
Периодические издания: . Маркова Е.А. Становление российской государственности в 90х гг. ХХ века // Вестник ЧитГУ. - 2008. - №4. - С. 98-106. 14. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. - 2006. - №1. - С. 15. . Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М., 2010. - 342 с.
Сборники: . Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А.М., 2004. - С. 151-155. 17. Жиделев В.А. Изменение политического режима в России в период «перестройки» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева / Отв. ред. Р.Л. Хачатуров. - Серия: Юриспруденция. - Тольятти, 2007. - С. 116-123.
Интернет-источники: 18. Жиделев, Виталий Александрович. Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.01 / Жиделев Виталий Александрович; [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России] Нижний Новгород, 2007 223 c.: 61 07-12/1871 19. Актуальные проблемы новейшей истории России - Армавир, 2000; 20. Баталов Э. Перестройка и судьба России. // ОНС - 2005 - №2; 21. Воронейкин Н.Е. «Летопись трудового героизма» М: Политиздат, 2009; 22. Головин Н.Н. Развал армии привел к развалу государства. Забытое имя. // Военно-исторический журнал - 1998 - №12; . Зубов А. Сорок дней или сорок лет? // Новый мир - 1999 - №5; . Ионов И.Н. Советская экономика и НТР. // Отечественная история -2003 - №4; . Колубев А.В. Россия, век ХХ… // Отечественная история - 1992 - №4; . Козлов В. Историк и перестройка. // Страницы истории КПСС - М: Высшая школа, 2010; . Из архива национальной безопасности США. Прогнозы ЦРУ в отношении СССР 1991 г. // Новая и новейшая история -2009 - №2; . Лельчук В.С., Бейлина Е.Э. «Промышленность и рабочий класс в условиях НТР» - М, 1982; . Лельчук В.С. «СССР в 70-е годы» - М, 1981; 12. Механик А.Г. Великая революция 1917-1991 года. // Россия и современный мир - 1999 - №1; . Морель С.Т. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском союзе. // Отечественная история - 2008 - №1; . Камоза Т. Принцип Буратино (о кризисе власти в СССР). // Новое время - 1999 - №16; . Нарочницкая Н. Поражение после победы 1945-1994. // Москва -2006 - №5; . Пайпс Р. «Россия при старом Режиме» - М, 1992; . Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. // Полис - 1998 - №5; . Суконик А. Театр одного актера: (записки «шестидесятника»). // Октябрь -2003 - №3; . СНГ: этнополитика против геополитики, причины распада СССР, создание суверенных государств. // Диалог -2008 - №3; . Цедербаум-Левицкий В. О судьбах социализма в России. // Свободная мысль -2007 - №1 38. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. Учебник.-М: Проспект, 2007 39. История государственного управления в России. Учебник/отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н /Д.: Феникс, 2003.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.029 с.) |