Государственное управление после августа 1991 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление после августа 1991 года



 

Правовые предпосылки развала Советского Союза закладывались в 1990 г. Первые изменения в экономическую систему общества были внесены законом от 14 марта 1990 г., которым собственность граждан была поставлена на первое место. Закон закрепил новые формы коллективной собственности - арендную, акционерную, что в совокупности позволило легализовать «теневую экономику».

Одновременно формировалась правовая база разрушения общесоюзной системы отношений собственности. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Теперь земля была признана как «неотъемлемое достояние народов, проживающих на данной территории».

Важные изменения внес закон 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Было введено понятие «коммунальная собственность» и определено, что экономическую основу местных Советов составляют природные ресурсы (земля, вода, лес и пр.) и собственность, служащая источником получения доходов, предприятия и другие объекты, находящиеся на территории Совета.

Это было значительным шагом в разделе общенародной собственности и экономической основой децентрализации государственной власти.

В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, на которых победили радикальные демократы. С этого времени высший орган власти республики - основы СССР - оказывал безоговорочную поддержку всем актам обособления союзных республик. После этого процесс «суверенизации» для СССР стал необратимым, а для РСФСР зародилась угроза государственной целостности.Съезд народных депутатов РСФСР (21-25 мая 1991 г.) принял закон «О Президенте РСФСР». В законе было закреплено положение - «Президент - глава исполнительной власти». Он имел право назначать членов правительства, чем было заложено принципиальное противоречие между двумя конституционно высшими органами государственной власти в России - съездом и президентом. Это противоречие в дальнейшем усугубило конституционный кризис в РСФСР, связанный с суверенизацией автономий. Вместе с тем Съезд усилил позицию главы России на переговорах по реформированию СССР.

В июне 1991 г., в соответствии с принятыми дополнениями к Конституции РСФСР, в Республике состоялись выборы первого Президента России. Им стал Борис Николаевич Ельцин (1991-1999 гг.).

На посту Президента РФ Б.Н. Ельцин возглавил стратегию на раздел Советского Союза высшей партийной номенклатурой. Драматические события августа 1991 г. кардинально изменили ход событий.

августа 1991 г. с целью восстановить управляемость страны, предотвратить дальнейший развал СССР, остановить сепаратизм республик, прежде всего России, часть союзного руководства сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г.И. Янаева.

Президент и Парламент РСФСР в условиях нерешительных действий ГКЧП сумели сразу поставить ситуацию в Москве под свой контроль. Президент России издал ряд указов, которыми в нарушение Конституции переподчинил России все силовые структуры Союза (Указ №61), а себя объявил командующим вооруженными силами СССР на территории РСФСР (Указ №64). В итоге 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Процесс распада СССР приобретает необратимый характер. Сразу же начался новый этап перераспределения собственности: во внесудебном порядке была запрещена и лишена всей собственности КПСС, предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п.). Антиэтатизм достиг особого накала: пресса и демократические идеологи развернули активную кампанию на «добивание» Центра (ставился уже вопрос и о расчленении РСФСР).

Руководители трех республик (Президент России Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук, Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич) форсировали разрушение СССР. Они 8 декабря 1991 г. в местечке Беловежская пуща под Минском тайно подписали соглашение о ликвидации СССР («с целью сохранения единства»), заявив о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал «Беловежское соглашение».


Последствия распада СССР

 

Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.

Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е.Т. Гайдар и др.).

Младореформаторы сумели провести свой вариант экономических реформ методом «шоковой терапии», с помощью которого они намеревались решить задачи быстрого перевода экономики в рыночный режим и обеспечить ее устойчивый рост. Главная государственная цель «шокового варианта» - кардинальное изменение системы отношений собственности, создание экономической базы под новое капиталистическое (рыночное) общество на основе сформированного слоя частных собственников. А для этого им требовалась легализация частной собственности, т.е. изменение конституционного строя.

В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.

Таким образом, события 1991-1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов. Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни. Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.

 


Заключение

 

Итак, в работе был рассмотрен период ликвидации советской системы государственной власти и процесс распада Советского Союза.В ходе исследования выяснено, что Советский Союз являлся одним из наиболее централизованных государств в мире. Основой системы была КПСС, обладавшая монополией на политическую власть. Так же были показаны последствия устранения КПСС из управления страной. Отражены особенности управления страной в 80-х годах, сделаны выводы о том, что партийная и государственная вертикаль были построены по принципу строгой иерархичности и подчинения нижних уровней верхним. Эта система дополнялась мощным репрессивным аппаратом, поддерживавшим работоспособность государственной машины.

К 1990 м годам советская система государственного управления потерпела крах. Данной работе наиболее объективными причинами, касающихся государтвенного управления

Появление в 1990 году многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело в потере коммунистической партией монополии на государственную власть. В результате мрачных событий 1991 г. («августовский путч» 1991 г., «Беловежское соглашение»,) Советский Союз рухнул, а с ним и советская система государственной власти. Вышеназванные события привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие годы имело для всей системы государственного управления самые серьезные последствия, что, в конечном счете, привело к окончательной ликвидации государственной системы Советов.

В итоге, распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были: в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»; в политической области - запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года).

Оценки распада СССР неоднозначны. Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. Следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Однако, существуют и оптимистичные выводы - демократизация страны, приход к современной системы государственного управления и т.д.

По-моему мнению, кризис советской государственной власти являлась неизбежным этапом, так как коррумпированность и бюрократизация партийной элиты сделала эту систему малоэффективной. Однако я воспринимаю ликвидацию СССР как драму русского народа, навязанную прозападной политикой, так как проблему эффективности управления государством можно было решить путем обдуманных и просчитанных действий, а не военных переворотов и поспешных реформ, приведших страну к затяжному кризису, отголоски которого слышатся до сих пор.


Список литературы

 

Нормативные акты:

. Конституция СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. №9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР»

2. Закон РСФСР О Президенте РСФСР от 24 апреля 1991 г. / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - Ст. 512.

3. Справочная литература:

. Философский словарь. под ред. И.Т. Фролова. - М.: Издательство политической литературы, 1987. - С. 158.

. Учебная литература:

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М., 2008. - С. 390

7. История государственного управления в России: учебник для И90 студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 с.

 

Монографии:

. Коржихина Т.П. История российской государственности. - М., 2007. - 321 с.

9. Косолапов Р.И. Горбачевский терминдор // КПСС: взлет и крушение. Компартия России: начало биографии. Современный этап коммунистического движения в России. - М.: Былина, 1999. - 450 с.

.   Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации // Россия политическая /Под общ. ред. Л. Шевцовой; Моск. центр Карнеги. - М.:2009. - 190 с.

.   Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. - М., 2002. - 240 с.

.   Политическая история: Россия - СССР - Российская Федерация. В 2 т. - М., 2002. - 311 с.

 

Периодические издания:

. Маркова Е.А. Становление российской государственности в 90х гг. ХХ века // Вестник ЧитГУ. - 2008. - №4. - С. 98-106.

14. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. - 2006. - №1. - С. 15.

.   Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М., 2010. - 342 с.

 

Сборники:

. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А.М., 2004. - С. 151-155.

17. Жиделев В.А. Изменение политического режима в России в период «перестройки» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева / Отв. ред. Р.Л. Хачатуров. - Серия: Юриспруденция. - Тольятти, 2007. - С. 116-123.

 

Интернет-источники:

18. Жиделев, Виталий Александрович. Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.01 / Жиделев Виталий Александрович; [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России] Нижний Новгород, 2007 223 c.: 61 07-12/1871

19. Актуальные проблемы новейшей истории России - Армавир, 2000;

20. Баталов Э. Перестройка и судьба России. // ОНС - 2005 - №2;

21. Воронейкин Н.Е. «Летопись трудового героизма» М: Политиздат, 2009;

22. Головин Н.Н. Развал армии привел к развалу государства. Забытое имя. // Военно-исторический журнал - 1998 - №12;

.   Зубов А. Сорок дней или сорок лет? // Новый мир - 1999 - №5;

.   Ионов И.Н. Советская экономика и НТР. // Отечественная история -2003 - №4;

.   Колубев А.В. Россия, век ХХ… // Отечественная история - 1992 - №4;

.   Козлов В. Историк и перестройка. // Страницы истории КПСС - М: Высшая школа, 2010;

.   Из архива национальной безопасности США. Прогнозы ЦРУ в отношении СССР 1991 г. // Новая и новейшая история -2009 - №2;

.   Лельчук В.С., Бейлина Е.Э. «Промышленность и рабочий класс в условиях НТР» - М, 1982;

.   Лельчук В.С. «СССР в 70-е годы» - М, 1981; 12. Механик А.Г. Великая революция 1917-1991 года. // Россия и современный мир - 1999 - №1;

.   Морель С.Т. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском союзе. // Отечественная история - 2008 - №1;

.   Камоза Т. Принцип Буратино (о кризисе власти в СССР). // Новое время - 1999 - №16;

.   Нарочницкая Н. Поражение после победы 1945-1994. // Москва -2006 - №5;

.   Пайпс Р. «Россия при старом Режиме» - М, 1992;

.   Саква Р. Конец эпохи революций 1989-1991 годов. // Полис - 1998 - №5;

.   Суконик А. Театр одного актера: (записки «шестидесятника»). // Октябрь -2003 - №3;

.   СНГ: этнополитика против геополитики, причины распада СССР, создание суверенных государств. // Диалог -2008 - №3;

.   Цедербаум-Левицкий В. О судьбах социализма в России. // Свободная мысль -2007 - №1

38. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. Учебник.-М: Проспект, 2007

39. История государственного управления в России. Учебник/отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н /Д.: Феникс, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.029 с.)