Государственное устройство по конституции 1977 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное устройство по конституции 1977 года



 

Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма» и утверждала принципы общенародного государства.

В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей.

Совет Национальностей состоял из 32-х депутатов от каждой союзной республики, 11-и депутатов от каждой автономной республики, 5-и депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого автономного округа.

Совет Союза состоял из того же числа депутатов, что и Совет Национальностей, только избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный совет возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д.

При Верховном Совете был постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя - по одному от каждой союзной республики. Секретаря Президиума и двадцати одного члена Президиума Верховного Совета СССР.

В своей деятельности Президиум толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.

Согласно статье 122, Конституции СССР от 1977 года, Президиум Верховного Совета СССР, выполнял следующие функции:

) назначает выборы в Верховный Совет СССР;

) созывает сессии Верховного Совета СССР;

) координирует деятельность постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР;

) осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР;

) дает толкование законов СССР;

) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае несоответствия их закону;

) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

) учреждает ордена и медали СССР; устанавливает почетные звания СССР; награждает орденами и медалями СССР; присваивает почетные звания СССР;

) принимает в гражданство СССР; решает вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР, о предоставлении убежища;

) издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование;

) назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях;

) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

) образует Совет обороны СССР и утверждает его состав, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР;

) объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране;

) объявляет общую или частичную мобилизацию;

) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами СССР.

Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство - Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. По Конституции 1977 года Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Совету Министров СССР был обязан решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;

) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР, определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;

) осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;

) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства.

Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.

В Основном Законе признавалась роль общественных организаций, в частности, комсомола, профсоюзов, органов народного контроля, трудовых коллективов. Все эти субъекты должны были образовать советский социум, развивающийся в русле коммунистического самоуправления.

На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории:

. Руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством.

. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении.

. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

. Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка.

. Содействие укреплению обороноспособности.

Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству3. Советы могли приостанавливать решения любых руководителей, если они противоречили законодательству. Характерно, что Советам были даны права, отнесенные к исключительной их компетенции без вмешательства исполкомов.

Однако сессии местных Советов созывались редко, большая часть вопросов решались исполкомами по указке парткомов. Далеко не все депутаты добросовестно выполняли свои обязанности.

Вся эта советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы.

·   Верховный Совет и его Президиум на практике были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения.

Избирательная система была построена таким образом, что, несмотря на тайное и всеобщее голосование, она осталась безальтернативной и гарантировала прохождение тех кандидатов, которые были безопасны для действующей власти и не могли выступить в защиту интересов региона и групп трудящихся даже в случае необходимости.

Депутаты Советов всех уровней избирались на безальтернативной основе под контролем парткомов из числа заранее подобранных ими кандидатов.

Таким образом, несмотря на то, что избирательная система была всеобщей, тайной, прямой и равной, она не обеспечивала реальной демократии.

Судебная система также была подконтрольной власти. Отсутствовал реальный механизм, обеспечивающий независимость судей от администрации, отсутствовала по-настоящему независимая адвокатура, и широкое распространение получило так называемое телефонное право, т.е. согласование судебных решений с вышестоящими инстанциями и партийной номенклатурой.

Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами.

Так же можно отметить некорректное управление в общественной жизни общества. Нереальными были права граждан на митинги, демонстрации, обжалование действий должностных лиц в суде.

Хотя в этот период в конституционном порядке закреплялась роль общественных организаций и трудовых коллективов (общественные органы имели право законодательной инициативы, а трудовые коллективы были определены как самостоятельные элементы политической системы), по факту вся их деятельность направлялась и контролировалась парт органами. Это еще раз доказывало несовершенство управленческой системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.5.218 (0.014 с.)