Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления совершенствования кредитования
Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого – обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение кредита и процентов по долгу. Основной проблемой краткосрочного кредитования (также, как и долгосрочного) является риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Данный риск возникает в основном при кредитовании юридических лиц. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов. Трудности с погашением кредитов чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами: - подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов; - увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные кредиты требуют особого внимания кредитного персонала; - повышается угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций; - средства могут быть заморожены в непродуктивных активах; - возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве кредита привело его на грань банкротства. Образование системы неплатежей в народном хозяйстве определяется взаимодействием множества факторов. Среди них можно выделить те, которые оказали влияние на резкий рост неплатежей, однако носили временный, переходный характер (например, разрыв производственно-финансовых связей предприятия со своими партнерами из ближнего зарубежья, высокие темпы инфляции и либерализация цен на фоне сохранения жестких технологических связей, несбалансированность доходов и расходов бюджета России), а также факторы, обусловливающие сохранение платежного кризиса, его дальнейшее развитие и являющиеся наиболее существенными.
Предприятие-заемщик, имеющее сравнительно устойчивое финансовое состояние, может оказаться втянутым в цепочку неплатежей недобросовестными партнерами и, как следствие, будет не в состоянии вернуть банку кредит и уплатить проценты. В условиях неплатежеспособности значительной части предприятий активизация кредитования реального сектора входит в противоречие с другой важной задачей – сохранением финансовой устойчивости самой банковской системы. Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается, и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг. Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка. В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на: - непредставление финансовых отчетов в установленные сроки; - резкое увеличение дебиторской задолженности; - замедление оборачиваемости оборотных средств; - снижение коэффициентов ликвидности; - снижение объема продаж; - рост просроченных долгов; - неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды; - частые просьбы по изменению срока гашения кредита; - наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и так далее.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и её филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как: - изменение поведения или привычек высшего руководящего состава; - резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать; - замена ключевых сотрудников; - плохое составление финансовых отчетов; - установление нереальных цен на продукцию; - создание спекулятивных запасов. Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с другими партнерами, что выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров или о компании со стороны новых её кредиторов; извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий. Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента, о выдаче им чеков без покрытия. При выявлении неблагополучного (проблемного) кредита необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант – разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов, сокращение накладных расходов, изменение маркетинговой стратегии, смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты. Центральным Банком Российской Федерации (Банком России) предлагаются следующие меры для создания благоприятных условий развития краткосрочного кредитования: - Упрощение техники операций по кредитованию малого бизнеса. Цель банка – “втянуть” малый и средний бизнес в банковскую систему, вывести его из “серой зоны”, а также сделать так, чтобы банки умели работать с малым бизнесом, чтобы это было выгодно, дешево, не слишком рискованно. - Упрощение техники операций потребительского кредитования. В России около десятка банков, активно работающих с программами потребительского кредитования. Главная проблема сегодня в том, что выдать кредит – целая процедура. Есть ряд банков, которые работают только с крупными клиентами, выдают 5-10 кредитов с месяц, но так как кредиты крупные, то и доходы хорошие. Трудозатраты по мелким кредитам такие же, а отдача маленькая. Таким образом, они могут окупаться только при огромных оборотах, и банкам невыгодно заниматься малыми кредитами. Соответственно, подходы должны быть разные – и в плане техники выдачи кредитов, и в плане создания резервов под потери и так далее. Массовые кредиты должны быть технологически простыми. - Создание института кредитного бюро. Кредитное бюро – это база данных о кредитной истории заемщиков. В России уже все известно о крупных заемщиках. Однако кредитные бюро нужны, в основном, не по этим заемщикам, а по тем, кто впервые выходит на рынок, для предприятий малого и среднего бизнеса и тому подобное. Поэтому в настоящее время разрабатывается законодательство о кредитных бюро, есть несколько альтернативных вариантов, Банк России принимает участие в их обсуждении.
В условиях сложного финансового положения большинства клиентов особое значение для банковской системы приобретает способность и возможность оценивать перспективные направления кредитования и на ранних стадиях выявлять возникающие у потенциальных заемщиком проблемы. В этой ситуации своевременным шагом является начатая Банком России работа по предоставлению кредитным организациям аналитических материалов, основанных на результатах мониторинга предприятий и их спроса на банковские услуги. Анализ экономической конъюнктуры, инвестиционной и финансовой ситуации в разрезе отраслей экономики и отдельных регионов страны будет способствовать более качественной оценке финансового положения клиентов кредитных организаций, а информация о потребности предприятий в банковских услугах позволит кредитным организациям более осознанно подходить к развитию тех или иных банковских продуктов. Дополнив собственную информацию результатами мониторинга предприятий, кредитные организации получат наиболее наглядное представление, как о состоянии реального сектора экономики, так и о финансовом положении конкретных хозяйствующих субъектов. Заключение Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу филиалов, территориальных банков и агентств. Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Данную тему я выбрала, потому что она наиболее интересна мне как банковскому служащему. По моему мнению, кредитование населения с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие в сфере предоставляемых банком услуг. Проведенные исследования теоретических и практических основ организации процессов кредитования в Сбербанке в современных рыночных условиях еще раз подтвердили важность, своевременность изучения данной проблемы и позволили сделать ряд обобщений и выводов: -кредитные технологии воплощают в себе методы, виды и приемы кредитования, последовательность по каждому виду кредитования, применяемые финансовые инструменты; -банковский кредит является одной из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике. Сбербанк предоставляет самые разнообразные по форме и видам кредиты: на неотложные нужды, пенсионный, единовременный, возобновляемый, строительный, молодая семья, доверительный, образовательный, товарный, авто-кредит, корпоративный;
-процесс принятия решения о выдаче ссуды состоит из нескольких основных этапов, на каждом из которых уточняются способы её выдачи, использования и погашения; -банки заинтересованы в сотрудничестве с надежным заемщиком и поэтому проводят оценку и анализ количественных и качественных показателей его финансово - экономической деятельности. В нашей работе особое внимание уделено рассмотрению существующих методик оценки кредитоспособности заемщиков. -важным этапом кредитования после принятия банком решения о выдаче ссуды является оформление документов, регулирующих взаимоотношения сторон: кредитный договор, договор залога, договор поручительства, срочное обязательство; -банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования: возвратность и срочность кредитования; дифференцированность кредитования; обеспеченность кредита; платность банковских ссуд; целевой характер кредита; -"золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основного принципа и приводит к банкротству банка. Поэтому совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как макроэкономические интересы, так и интересы на микро уровне обоих субъектов кредитной сделки - банка и заемщика; -Сберегательный банк России предоставляет кредиты населению в пределах имеющихся у него кредитных ресурсов. В зависимости от срока и назначения банковские кредиты, выдаваемые населению подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты пользуются у населения большим спросом, чем долгосрочные, так как нестабильное положение в экономике страны не дает никакой гарантии в завтрашнем дне. Но у долгосрочных кредитов тоже есть свои преимущества: более длительный срок пользования кредитом; более низкая процентная ставка; больше сумма кредита. С целью повышения эффективности кредитного процесса в банке можно предложить следующие направления: -уменьшить срок рассмотрения кредитной заявки клиента; -понизить тариф по обслуживанию ссудного счета клиента, если срок погашения кредита составляет меньше года; -упростить условия выдачи "Образовательного кредита", наладить партнерские отношения с крупными государственными высшими учебными заведениями; -привлечь в штат профессиональных оценщиков предметов залога; -рассмотреть возможность кредитования с использованием векселей, депозитных и сберегательных сертификатов других банков; -рассмотреть вопрос о режиме работы кредитующих подразделений банка, в том числе организация работы до 19 ч, а также в выходные дни;
-организовать точки приема документов на получение кредитов на крупных предприятиях, в торговых центрах и т. д.; -организация презентаций кредитных услуг банка, проведение консультационных дней с целью рекламы потребительского кредитования. Очевидно, что с развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка, но и их количество и спектр предоставляемых услуг и типов операций. Следовательно, возрастают, как риск непосредственно осуществления операций с конкретным банком так и риск от совершения определенного типа операции как таковой. Тем более, как показывает практика, на сегодняшний день наблюдается ужесточение конкуренции на финансовом рынке и как следствие - банкротство ряда банков, отзыв лицензии или просто неплатежи, или их задержка в связи с ухудшением финансового положения, кризисов ликвидности, элементарной некомпетентности персонала или прямого нарушения договоров и законодательства. Также необходимо вести грамотную политику в отношении активных операций, то есть вводить систему лимитирования активных операций и рисков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.140.73 (0.023 с.) |