Полномочия Президента Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Президента Российской Федерации



 

Согласно пункту 1 статьи 92 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Глава государства избирается сроком на шесть лет (Федеральный Конституционный закон №6-ФКЗ от 30.12.2008 г. «Об изменение срока полномочий Президента и Государственной Думы»). В Конституции Российской Федерации закреплены требования к возрасту кандидата на пост главы государства, постоянному месту проживания, а так же ограничивает возможность занимать пост Президента Российской Федерации белее двух сроков подряд.

Как было рассмотрено выше, место Президента в системе органов государственной власти определяется из возложенных на него функций и обязанностей, закрепленных в статье 80 Конституции Российской Федерации. Для реализации этих функций основной закон и ряд других правовых актов Российской Федерации наделяет Президента широкими полномочиями, определяя круг его компетенции.

Компетенция Президента Российской Федерации - сфера деятельности и совокупность конституционно закрепленных прав и обязанностей, объем и характер которых обусловлены его статусом, местом и ролью в системе разделения властей. Полномочия Президента могут иметь преимущественный характер, принадлежать исключительно Президенту как главе государства, либо, в соответствии с принципом разделения властей, Президент взаимодействует с другими органами государственной власти.

Полномочия Президента Российской Федерации закреплены в статьях 83-90 Конституции Российской Федерации и соответствующих федеральных законах. Совокупность этих полномочий построена во взаимодействии с полномочиями других органов государственной власти, в результате чего образуется целостная единая система взаимных сдержек и противовесов, препятствующая развитию режима личной власти и принятия односторонних авторитарных решений.

Полномочия Президента Российской Федерации, можно объединить на категории исходя из того, какие сферы деятельности главы государства они охватывают. Рассмотрим их.

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Функции, закрепленные за главой государства и парламентом Конституцией, различны, поэтому и полномочия в главном не конкурируют. В то же время Президент Российской Федерации является участником законодательного процесса, обладает правом законодательной инициативы. Глава государства обладает рядом полномочий, позволяющих влиять как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность:

назначает референдум Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (п. «в» статьи 84) и статьи 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»;

подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации);

направляет послания Федеральному Собранию, в которых определяет основные направления внутренней и внешней политики (п. «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации).

Помимо отмеченных, следует выделить и такие полномочия главы государства:

Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствующими федеральными законами;

Президент Российской Федерации наделен правом не подписывать федеральный закон («Вето Президента»), возвратив его со своими замечаниями в Государственную Думу для повторного рассмотрения в установленном Конституцией Российской Федерации порядке (статья 107 Конституции).

Статьей 111 Конституции Российской Федерации предусмотрено право Президента Российской Федерации распустить Государственную Думу.

Основной закон определяет три варианта роспуска Государственной Думы Президентом: Трехкратное отклонение кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом, в течение трех месяцев повторное выражение недоверия Правительству, отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его председателя.

К седеющей категории полномочий Президента Российской Федерации отнесем взаимоотношения с Правительством Российской Федерации. Они достаточно широки и регулируются статьей 83 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». В этом случае приоритет Президентской власти очевиден, но тем не мнение полномочия главы не авторитарны. Например, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, но только лишь с согласия Государственной Думы.

Так же Президент Российской Федерации, на основании предложения Председателя Правительства Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

В компетенцию главы государства входит принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации (п. 2 статьи 117 Конституции Российской Федерации) или об освобождении от должности отдельного министра, а так же по предложению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Может участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации; в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, МЧС, юстиции, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации Положения об этих органах исполнительной власти, назначает их руководителей и заместителей руководителей этих федеральных органов исполнительной власти; распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти;

Если постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, глава государства обладает полномочиями их отмены.

Что касается полномочий Президента Российской Федерации в банковской сфере, они заключаются в представлении либо освобождении кандидатуры на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации перед Государственной Думой.

Взаимодействие Президента Российской Федерации с судебной ветвью власти достаточно специфично. Поскольку глава государства не может вмешиваться в деятельность судебных органов, его полномочия в данном случае связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, но совместно с Советом Федерации.

Несмотря на не широкий спектр полномочий главы государства в судебной сфере, в июне 2013 года действующий Президент Российской Федерации - Владимир Владимирович Путин предложил объединить Верховный и Высший арбитражный суды. В целях совершенствования судебной системы Российской Федерации и укрепления ее единства предлагалось сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, таким органом предлагался Верховный суд. 5 февраля 2014 г. к Конституции Российской Федерации были приняты поправки №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», вступившие в силу со дня официального опубликования 6 февраля 2014 г.

Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также судей других федеральных судов, в систему которых в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» включаются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

В соответствии с поправками принятыми 5 февраля 2014 года статья Конституции Российской Федерации была дополнена пунктом е.1, на основании которой глава государства «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров»

Полномочия Президента Российской Федерации, касающиеся обороны и безопасности страны, регламентируются статьей 87 Конституции Российской Федерации и специальными нормативными правовыми актами, такими как Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», Федеральный закон №61-ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». Согласно вышеуказанным законам, глава государства является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, определяет основные направления военной политики. Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. На этот орган возлагаются: выработка рекомендаций по проведению в жизнь федеральной политики в области обороны страны; поддержание надежной государственной, экономической и экологической безопасности; преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; обеспечение стабильности и правового порядка в обществе. правовой власть российский президент

По нашему мнению, в современной России полномочия Президента, связанные с обороной и безопасностью страны, подразумевают огромную ответственность, в связи с Украинскими событиями 2014 года.

Президент Российской Федерации, осуществляет высшее представительство Российской Федерации в международных отношениях. В соответствии со статьей 86 Конституции Российской Федерации определяет основные направления внешней политики, осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. В его полномочия так же входит ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Ратификация международных договоров является одним из способов выражения Россией согласия на обязательность для нее международного договора и требуется в 5 случаях, перечисленных в статье 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах». В частности, ратификация необходима в случае, если это указано в международном договоре, или если международный договор идет в разрез с законами Российской Федерации. Президент Российской Федерации назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Нормы международного права не требуют подтверждения полномочий Президента на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной.

Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимоотношений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации вытекают из содержания части 4 статьи 78 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации». Конституция предоставляет Президенту Российской Федерации, как главе государства, большие возможности для координации деятельности органов государственной власти всех уровней. Например, Послания Президента Федеральному Собранию служат ориентиром для органов государственной власти всех уровней.

В статье 85 Конституции на Президента Российской Федерации возложена обязанность разрешать конфликты и разногласия, во-первых, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Важное значение имеет тот факт, что в Конституции не обозначено понятие согласительных процедур, в результате Президент сам определяет такие процедуры, содержание которых должно сводиться к достижению согласованного решения. Примером таких процедур является создание согласительных комиссий, организация переговоров. В ходе реализации согласительных процедур глава государства использует не только свои полномочия, но и опирается на свой политический авторитет. Для содействия Президенту Российской Федерации в использовании согласительных процедур им был создан Государственный Совет (Указ № 1602 от 01.09.2000 г.). Конституция закрепляет право Президента Российской Федерации, в случае невозможности разрешения вопроса в ходе согласительных процедур, передать решение спора на рассмотрение суда.

В части 2 статьи 85 указывается на право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент не наделен полномочиями отменять такие акты, их действие приостанавливается до решения вопроса соответствующим судом (Конституционный суд Российской Федерации, конституционные суды субъектов Российской Федерации).

В с Федеральным законе от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены взаимоотношения Президента Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации.

Глава государства вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации за нарушение сроков, установленных судом, устранения несоответствий нормативно-правовых актов субъекта Конституции. Если такое предупреждение вынесено и оформлено соответствующим указом Президента, то в течение трех месяцев со дня вынесения предупреждения, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен принять в пределах своих полномочий меры по исполнению решений суда. В случае не исполнения данного требования, Президент Российской Федерации вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеупомянутым законом Президент Российской Федерации участвует в процессе выбора кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), то есть президента республики в составе Российской Федерации, губернатора или соответствующего ему высшего должностного лица в других субъектах Российской Федерации). Так же высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может быть отрешено от должности главой государства в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Одним из самых значимых отрешений должностных лиц стала отставка мэра города Москвы в 2010 году. Так Д.А. Медведев Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. №1183 "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы" Юрий Лужков был отрешен от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента.

Так же в Уголовно-процессуальном кодексе установлен порядок по временному отстранению Президентом Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

В соответствии со статьей 89 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» к компетенции Президента Российской Федерации отнесены вопросы приема, восстановления, выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. Общий и упрощенный порядок получения российского гражданства отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке - в течение года, а в упрощенном - до полугода со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает президент России, в упрощенном - руководители территориальных органов ФМС России по регионам. Примером решения вопросов о гражданстве служит прием в гражданство Российской Федерации французского актера Жерара Депардье, соответствующий указ был подписан Президентом России Владимиром Путиным 3 января 2013 года.

Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления.

Полномочия Президента Российской Федерации обеспечивают взаимодействие, как ветвей, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А такое взаимодействие как следствие способствует обеспечению стабильности конституционного строя Российской Федерации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.016 с.)