Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Санитарно-гигиенические условия мест тренировочных занятий прыгунов в воду ДЮСШ №2 ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
По данным авторов (Квартовкина Л.К., 1987; Головина Л.И., 1990; Фролова А.Ф., 1972; Губернский Ю.Д. и др., 1988), параметры микроклимата спортивных помещений и их санитарно-гигиеническое состояние значительно отличаются от оптимальных величин. Все это способствует утомлению и замедляет восстановительные процессы после занятий. Так, при температуре выше нормы возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, увеличивается тепловой дискомфорт. При излишне низких температурах возможны простудные заболевания, снижается спортивная работоспособность, возникают травмы /15/. Самочувствие спортсмена зависит не только от условий общего теплового баланса, но и от тепловых условий, в которых находятся участки тела, удаленные от «ядра», от туловища (кисти рук и стопы). Особенно чувствительна к радиационному нагреву и охлаждению голова. Микроклимат спортивных помещений нормируется по 3 основным параметрам (температура, влажность и подвижность воздуха). На тепловое состояние спортсмена в крытом спортивном сооружении оказывает большое влияние и тепловая радиация, особенно при экстремальных наружных условиях, приводящих к резкому переохлаждению или перегреву ограждающих конструкций /35 и др./. В отдельных видах спорта (гимнастика, прыжки в воду, акробатика) спортивные упражнения выполняются или босиком, или в обуви с тонкой подошвой, имеющей низкую теплоизоляцию. При низкой температуре пола это может привести к дискомфорту. Поэтому в таких видах спорта температура пола и материал, из которого он сделан, может играть важную роль в тепловом состоянии занимающихся. ВСН 46-86 рекомендуют для спортивно-тренировочных залов расчетную температуру воздуха 15 градусов по Цельсию, для залов бассейнов – 24-26 градусов по Цельсию. Подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся должна быть не более 0,2 м/с в залах ванн крытых плавательных бассейнов до 0,5 м/с – в остальных спортивных залах и залах для подготовительных занятий в бассейнах. Расчетной температурой для раздевален и душевых, а также санитарных узлов при раздевальнях является 25 градусов по Цельсию. Также неблагоприятным факторам занятий относятся: Загрязнение воздуха. Спортивные залы и другие помещения для физической культуры и спорта, особенно массовых, часто перегружены, что при недостаточной вентиляции приводит к накоплению антропотоксинов. Так, при выполнении тяжелой физической работы с энерготратами около 400 ккал/ч выделение ацетонов и аминов с выдыхаемым воздухом возрастает в 2 раза, алифатических углеродов – в 3, окиси углерода и фенола – в пять, а аммиака – более чем в 6 раз. Они вызывают головную боль, поверхностное дыхание, иногда тошноту /Минх А.А., 1980/.
Самые высокие концентрации химических примесей в воздухе спортивных сооружений отмечаются в вечернее время. К концу занятий возрастает запыленность и бактериальная обсемененность воздуха /Квартов-кина Л.К., 1952/. При интенсивной мышечной деятельности в большинстве случаев происходит дыхание через рот, поэтому микробные и пылевые примеси воздуха заносятся на слизистую оболочку носоглотки, вызывая очаги инфекции (тонзиллиты, ларингиты и др.). Статическое электричество. В последнее время все больше появляется спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования из синтетических материалов. Они обладают способностью электризоваться. Электрические заряды, концентрируясь на поверхности, притягивают к себе пылевые частицы и микроорганизмы. Статические заряды или статическое поле (СЭП) не безразличны для организма человека. Заряды статического электричества оказывают на организм занимающихся неблагоприятное воздействие: отвлекают, раздражают, утомляют. Кроме того, при соприкосновении с заземляющими предметами происходит искровой разряд, причиняющий болевое ощущение спортсмену. Все это снижает работоспособность, ухудшает восстановительные процессы. Установлено влияние СЭП на структуру клеток кожи и репродуктивных клеток. Источниками зарядов являются синтетические мячи, маты, обувь, одежда, велосипедные синтетические шины /Фролов А.Ф., 1974/. Влажный воздух снимает заряд, поэтому необходимы влажная уборка полов и панелей, проветривание зала, а кроме того, занятия в кожаной обуви и даже босиком. Заряды снимает антистатическая мастика для пола. Рекомендуется также удалять металлические решетки с оконных проемов, заземлять ограждающие поверхности, использовать специальные разрядники.
Переодевание спортсменов и мытье в душе также снимает электростатический заряд /35/. Спортивные шумы. Систематическое воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на организм спортсменов может вызывать предпатологические и патологические состояния. Одним из таких факторов являются спортивные шумы. Влияние шума на организм человека достаточно изучено, шум высокого уровня, имеющий место на производствах, относят к профессиональным вредностям. Характеристики же спортивных шумов и их влияние на организм спортсменов изучены далеко не полно. Между тем врачи учебных заведений, врачебно-физкультурных диспансеров и СЭС, тренеры должны иметь представление о физических характеристиках шумов, возникающих при занятиях спортом, о их влиянии на организм и мерах профилактики. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под действием шума, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье спортсменов и тренеров, на их работоспособность и результативность, что дает основание считать шум своеобразной вредностью для спортсменов и безусловной профессиональной вредностью для тренеров. Борьба с шумом должна быть направлена на источники его возникновения путем звукоизоляции и звукопоглощения, замены оборудования, создания индивидуальных средств защиты. Решающее значение в профилактике вредного влияния шума имеют мероприятия по ослаблению его в источнике образования, а также по амортизации вибрации. Важны обязательный отбор спортсменов, периодический аудиологический контроль, медикаментозная коррекция вредного влияния шума. Освещение. При занятиях физическими упражнениями и спортом к искусственному освещению предъявляются особые требования. Недостаточная освещенность или чрезмерная яркость, блеск и контрастность от источников освещения приводят к быстрому утомлению зрительного анализатора, снижению контрастной чувствительности, устойчивости ясного видения, быстроты различения. Неблагоприятны для спортивной работоспособности не только блеск, возникший от ярких источников света и светильников, но и отраженный от зеркальной поверхности /5 и др./. В ходе исследования совместно с главным инженером бассейна были составлены 2 карты санитарного обследования спортивного зала и закрытого плавательного бассейна (по А.П. Лаптеву, И.Н. Малышевой, 1985). Они приведены в Приложении 3. Исходя из карты санитарного обследования бассейна видно, что все вышеперечисленные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании помещения было выявлено, что в прыжковой зоне в вертикальном положении расположен прожектор, что превышает норму светового потока, тем самым сильно раздражающий зрительный анализатор, а следовательно, влияющий на травмобезопасность занимающихся. При прыжках в воду как горизонтальная, так и вертикальная освещенность в зоне прыжка должна составлять 50 Лк. Прыжковые устройства ориентированы на северо-восток, дабы исключить слепящее действие лучей солнца. Глубина вод под прыжковыми снарядами нормируется, как показано в табл.7. Платформа вышек и трамплинов ограждена барьерами с боков и сзади, а каждая вышележащая платформа выступает над нижележащей не менее чем на 1 м. Пропускная способность бассейнов нормируется из расчета не менее 5 зеркала воды на 1 человека, с чем согласуется количество мест в раздевальных и рожков в душевых.
Таблица 7 Рекомендуемая глубина воды под прыжковыми снарядами (по Л.Л. Громашевской, 1988)
Проанализировав карту санитарного обследования спортивного зала, видно, что все указанные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании зала были выявлены недостатки: изношенность матов, истекший срок эксплуатации мест отталкивания и приземления для прыжков, что также может способствовать получению травм различной тяжести. В ходе проведенного исследования во II главе проведем анализ результатов и сформируем причины возникновения травм, а также выскажем предложения о мерах предотвращения травматизма. ВЫВОДЫ На основе прведенного исследования сделаны следующие выводы: · Так как у СДЮШа отсутствует собственность спортивного зала база (бассейн и гимнастический зал) арендуется существует проблема малой пропускной способности, превышение численности занимающихся, спортивные шумы, расписание занятий сильно уплотнено. Снижается уровень организации тренировок. · Остро стоит проблема финансирования. Изношенность матов, спортивного оборудования, неудовлетворительное состояние мест отталкивания и приземления, отсутствие жесткости акробатической дорожки способствует возникновению травм. · Узкое место СДЮШа - врачебный контроль. Школа прыгунов недостаточна оснащена медицинским оборудованием, отсутствует врач и психолог команды. Автором предложено карта оценки состояния здоровья спортсмена. С помощью компьютера в режиме «автоинтервью» рекомендовано перед началом занятий и в конце, на основе имеющихся данных, определять нагрузку лиц, либо вовсе не допускать к тренировке спортсменов. · Места занятий должны быть хорошо освящены. В то же время чрезмерное искусственное освящение, например прожектором в прыжковой зоне, недопустимо, так как ослепляет спортсмена. Исследование имеет практическую значимость, так как признавая важность исследований в рассматриваемой области, отметим, что работ посвященных проблемам спортивного травматизма, а так же предложений и рекомендаций по этой теме явно не достаточно.
Результаты и выводы по проблемам травматизма у прыгунов в воду могут служить основой для развития теорий и методологии спортивного травматизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена вопросу исследования состояния травматизма спортсменов-прыгунов в воду различной квалификации. В ней представлена спортивно-прикладная функция прыжков в воду, так как, наземная акробатическая подготовка является одной из главной составляющей современной подготовки прыгунов в воду. Раскрыта биологическая и социальная роль прыжков в воду в развитии двигательной деятельности человека. Используя определенное средство и метод воздействия на систему и функции организма занимающегося, необходимо знать и учитывать перспективу их специфического влияния. Также в 1 разделе дается определение травм и их классификация. Представлен исторический аспект. Во второй главе проведен анализ состояния травматизма у прыгунов ДЮСШОР Ставропольского плавательного бассейна. При исследовании был использован ряд методов: наблюдение, анкетирование педагогов, опрос занимающихся,также предложены этапы исследования- врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль, санитарно-гигиеническое обследование спортивного зала и плавательного бассейна. Также описаны неблагоприятные факторы занятий. Так было выявлено, что частота заболеваний опорно-двигательного аппарата и наличие серьезных травм у квалифицированных спортсменов больше, чем у начинающих, что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками и ряду других причин. Анализ анкет тренеров показал, что перегруженность гимнастического зала и ванны бассейна, отсутствие жесткости акробатической дорожки ведет к получению таких травм, как растяжение голеностопного сустава и образованию трещин в нем, растяжение лучезапястного сустава, также его вывих. Результаты врачебно-педагогических наблюдений и самоконтроль предложено представить в виде «Карты оценки состояния здоровья спортсмена, а также в схеме определения степени утомления спортсмена и валеологическом тесте для самоконтроля спортсмена. Санитарно-гигиенические и технические требования зафиксированы в картах санитарного обследования спортивного зала и ванны бассейна. В ходе проведенного исследования сложилась ситуация для анализа. В 3 главе рассмотрены результаты исследования состояния травматизма. В ней приведены причины возникновения травм и классификация внешних и внутренних факторов, способствующих их получению. Подробный анализ данных из вышеуказанных таблиц позволил определить ряд общих причин травм: ошибки и отклонения в методике обучения и тренировки, также в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований, нарушения спортсменами дисциплины, их невнимательность, несоответствие или неудовлетворительное состояние костюма и обуви у занимающихся, нарушение спортсменами правил личной гигиены и врачебного контроля. В силу перечисленных, наиболее распространенных причин возникновения травм у спортсменов с различной квалификацией явилась разработка мер по предотвращению травматизма у прыгунов в воду. Они включают в себя:
1) правильную организацию и методику проведения занятий. В нее обязательно входит схема обучения приемам помощи страховки (по Курысь В.Н.); 2) соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение к процесу обучения и тренировки; 3) подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря; 4) костюм и обувь прыгуна; 5) врачебный контроль и самоконтроль; 6) контроль санитарно-гигиенических и технических норм спортивного зала и закрытого плавательного бассейна. Таким образом, чтобы предупредить возникновение травм, необходимо хорошо знать как причины, так и пути и средства их предупреждения. Соблюдение вышеперечисленных мер ведет к устранению причин возникновения различных травм, следовательно к понижению уровня травматизма спортсменов. В предупреждении травм должны активно участвовать не только тренеры, но и сами спортсмены. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Устранять спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных методов, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий. 1.Правильная организация и методика проведения занятий. Зачастую к травмам приводит неумение тренера осуществить страховку спортсмена или оказать ему в нужный момент помощь. Тренер по прыжкам в воду должен владеть разнообразными приемами страховки и помощи во время занятий гимнастикой, акробатикой, на «сухом» трамплине, батуде и другими специальными и вспомогательными средствами подготовки прыгуна, поскольку он просто обязан обеспечивать безопасность обучения и тренировки. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует тренер, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм. На рис. 3 приведена схема обучения приемам помощи и страховки. С ростом спортивного мастерства возможность травматических повреждений уменьшается, но увеличивается психологическая нагрузка. Спортсмен становится опытным. Он по личному опыту знает специфические условия, при которых могут случиться травмы, и владеет навыками самостраховки. Они появляются у всех спортсменов в процессе обучения и тренировки. Однако овладению приемами самостраховки необходимо уделять и специальное внимание. Так в начальном обучении наряду с освоением основ техники занимающиеся должны овладевать умением безопасно приземляться при соскоках со снарядов на маты или на пол, на сетку батуда в сед, на четвереньки, колени, различные части передней и задней поверхности тела. Важно также овладеть навыками регулировать скорость вращения, особенно в прыжках на батуде, «сухом» трамплине и в прыжках в воду (в последнем случае, чтобы обеспечить отвесный вход в воду). Это также достигается методически правильным построением занятий, когда начинающие прыгуны получают представление о «недоходах» и «переходах» при выполнении различных соскоков и спадов, учатся избегать их. В дальнейшем, например в случае «зависания» и «недохода» при выполнении полуоборотов вперед, они уже, как правило, своевременно группируются и погружаются в воду без ушиба. Обычно отлично владеют навыками самостраховки прыгуны, регулярно использующие широкий круг специальных и вспомогательных средств подготовки, освоившие все основные прыжки, входящие в таблицы правил соревнований,демонстрирующие на показательных выступлениях не только спортивные, но групповые и комические прыжки /3/. Тренер должен определять состояние своих учеников по ухудшению качества выполнения ими упражнений, снижению внимания и другим, в том числе внешним, признакам (выражение лица, дыхание и т.д.). Особенно внимательным тренеру нужно быть проводя занятия с детьми, ибо они склонны переоценивать свои силы и возможности. 2. Соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения и тренировки. Квалифицированные спортсмены могут проводить разминку и самостоятельно. Однако начинать ее, «задавать тон» всему занятию, необходимо организованно. Особенно это касается работы с детьми – спортсменами младших разрядов. В установке снарядов (батуда, «сухого» трамплина, матов и т.д.) также должны принимать все занимающиеся. Это важно не только с точки зрения воспитания. Там, где это не практикуется и «свободные» спортсмены занимаются каждый, чем вздумается, возможность травм увеличивается. Тренер всегда должен следить за правильностью и надежностью установки снарядов. Нередко занятия с прыгунами в воду проводятся в одно время с тренировками пловцов. В этом случае место занятий прыгунов должно быть огорожено от остальной части бассейна лентой светлых поплавков или вертикально натянутой сеткой. Как правило, в спортивном зале и бассейне одновременно занимается несколько групп. Более того порой группы делят на подгруппы. Целесообразно с самого начала распределения групп (или подгрупп) по снарядам объявить занимающимся порядок прохождения (смены) снарядов, обеспечить их страховку. Смена снарядов должна проходить организованно. Важно соблюдать основные правила проведения занятий /11/. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Некоторые тренеры разрешают или даже дают указания своим ученикам между подходами к основному снаряду, «пока подойдет очередь», выполнять те или иные упражнения, в том числе на другом снаряде. Например, между упражнениями на батуде заниматься акробатикой или на «сухом» трамплине, между прыжками с трехметрового трамплина выполнять спады или прыжки с вышки и т.д. Опыт показывает, что пользы от такого увеличения плотности занятия, как правило, значительно меньше, чем вреда (естественно речь идет не о подводящих упражнениях или «темпах» к разучиваемому прыжку), не говоря уже о том, что при такой организации невозможно методически правильно проводить занятие, уделять достаточно внимания каждому ученику, невозможно обеспечить безопасность спортсменов. Активное участие спортсмена в процессе обучения и тренировки предполагает не только непосредственное выполнение им упражнений. Он должен, кроме того, прислушиваться к замечаниям и указаниям тренера, причем не только в свой адрес, но и в адрес товарищей по группе, наблюдать за выполнением ими упражнений, перенимая все лучшее, учитывая их ошибки, а если нужно – оказывать помощь. Наконец, к очередному подходу надо готовиться, и даже мысленно. Когда же спортсмен занят выполнением другого упражнения или прыжка, не относящегося к разучиваемому, это лишь «распыляет» его внимание. Если подобное повторяется, причем и другими спортсменами, то, как правило, занятие дезорганизуется, проходит сумбурно, значительно увеличивается возможность травм. Вот почему плотность занятия следует повышать за счет оптимального числа занимающихся у одного тренера и на одном снаряде, четкого ритма проведения самого занятия /13/. Необходимо, чтобы тренеры не только разъясняли своим воспитанникам необходимость поддерживать сознательную дисциплину, но и не оставляли без внимания ни одного случая ее нарушения. Спортсмены должны привыкнуть выполнять прыжки только с разрешения тренера, прыгать в порядке очередности и, не мешая друг другу, выполнять все указания тренера беспрекословно и немедленно. Вместе с тем и сам тренер во время занятия должен быть очень внимательным. Давать очередному спортсмену разрешение на прыжок можно лишь после того, как предыдущий отплывет на безопасное расстояние. Но и дав сигнал на прыжок, нельзя терять бдительности, ибо между этим сигналом и непосредственным выполнением прыжка проходит сравнительно много времени, в течение которого спортсмен сосредоточивает внимание и завершает подготовку к прыжку. За это время обстоятельства неожиданно могут измениться: почему-либо замешкается в воде спортсмен, только что выполнивший прыжок; кто-то вдруг прыгнул в воду или под вышку заплыл пловец, взброшен мяч и т.д. На все это тренер должен тут же прореагировать. Внимательно наблюдая за своими подопечными, давая им замечания и указания, он в то же время должен постоянно удерживать в поле зрения окружающую обстановку. Необходимо кроме того учитывать, что при выполнении прыжков с разбега или из задней стойки спортсмен лишен возможности видеть поверхность воды под снарядом. В то же время, разучивая какой-либо прыжок он должен быть уверен не только в том, что ему никто не помешает, но и в том, что вовремя раскроется и без ушиба войдет в воду. А это также во многом зависит от действий тренера, в частности от своевременного сигнала прыгуну для раскрытия. Вот почему при проведении тренировок, и особенно с вышки, тренер должен быть исключительно внимателен и собран. 3. Подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря. Одним из важных моментов предотвращения травматизма является своевременный контроль за состоянием технологических устройств крепления спортивных снарядов, средств страховки и защитных приспособлений. У мест крепления спортивных снарядов должны быть указаны предельно допустимые нагрузки. Количество, вид, места расположения и нормативные нагрузки технологических устройств для крепления спортивных снарядов должны соответствовать схеме расположения и чертежам деталей этих устройств. При этом прилагаемые усилия к технологическим устройствам не должны превышать предельно допустимых величин, указанных в схеме расположения технических устройств и обозначенных мест креплений. Так, динамическое усилие на одинарную лонжу не должно превышать 700 кгс. Предохранительный пояс, используемый гимнастами и акробатами, должен быть хорошо подогнан по фигуре и быть не уже 30 мм. Поэтому в начале эксплуатации спортивной базы необходимо убедиться в исправности оборудования (прочности конструкций, необходимого выноса вперед вышележащих площадок над нижележащими, наличии оградительных перил на вышках и площадках трехметровых трамплинов и т.д.). В дальнейшем необходимо систематически его проверять. Важно также следить, чтобы поверхность трамплинов и вышек не была скользкой, чтобы кокосовые дорожки на вышке были хорошо закреплены и туго натянуты, чтобы в случае намокания их своевременно заменяли, а снятые – сушили. Если нет кокосовых дорожек, пользуются ковриками из резины с насечкой. Их необходимо тщательно прибивать к площадке так, чтобы резина не топорщилась и чтобы шляпки гвоздей не торчали наружу. Следует помнить, что при загрязнении резина также становится скользкой. Загрязненную резину можно промыть водой с мылом, но после мытья не должно оставаться никаких следов мыла / 20 21/. Скользкой может стать и трамплинная доска, когда с места наскока или толчка сотрется песок, специально вклеенный для создания шероховатости ее поверхности. Необходимо своевременно покрыть оголенное место равномерным тонким слоем мелкозернистого песка, смешанного с качественным клеем (например, БФ-2). Места занятий и соревнований должны быть хорошо освещены. В то же время чрезмерное искусственное освещение, например, прожектором, недопустимо, так как ослепляет спортсмена. По той же причине недопустимы фотографирование или киносъемка у мест соревнования (тем более – впереди прыгуна) с использованием фотовспышек. Источники света в спортивном зале или бассейне должны давать равномерный, рассеивающий свет, поэтому их нужно помещать либо в специальных нишах, либо под плафонами или просто за матовым стеклом. 4. Костюм и обувь прыгуна. Опытные спортсмены начинают разминку в тренировочных костюмах, чаще в хлопчатобумажных – они легче по весу и проще стираются. Если упражнения на «сухом» трамплине и батуде целесообразно выполнять босиком, то заниматься гимнастикой или акробатикой нужно в безрантовой кожаной обуви (чешки, акробатки), а играть в баскетбол или волейбол в резиновой обуви (кеды, полукеды). Тренерам и спортсменам следует также обращать внимание на правильность покроя и соответствие размеров спортивной формы. Это важно не только с точки зрения внешнего вида спортсмена. В результате плохого покроя или неудачной «подгонки», особенно купальников у девушек, в процессе тренировки возникают болезненные потертости в подмышечной области, на ключицах, а также в местах прохождения лямок купальника. Хорошо, когда спортивный костюм облегает тело, но не стесняет движений прыгуна. У прыгунов в воду юношей должна быть короткая прическа, а девушкам рекомендуется прыгать в резиновых шапочках, ибо при вращениях волосы ухудшают рисунок прыжка и затрудняют зрительную ориентировку. Необходимо также регулярно стричь ногти. Как на занятиях в спортивном зале, так и при прыжках в воду длинные ногти нередко становятся причиной ссадин, царапин. Это случается и из-за предметов девичьего туалета (перстни, серьги), не снятых на время занятий. 5. Врачебный контроль и самоконтроль В предупреждении спортивного травматизма большое значение имеет врачебно-педагогические наблюдения, которые проводят непосредственно во время занятий или соревнований. Они дают возможность врачу и педагогу определить реакцию организма на выполнение тех или иных упражнений, на ту или другую нагрузку. В процессе учебно-тренировочных занятий тренер сам должен постоянно наблюдать за состоянием здоровья своих учеников и не допускать их к занятиям при внешних признаках или жалобах на недомогание (вялость, одышка, потливость и т.д.). В этих случаях спортсменов, как правило, необходимо направлять к врачу. Тренер должен также заботиться о регулярном медицинском осмотре своих учеников. Если спортсмен по какой-либо причине имел длительный перерыв в занятиях, тем более травму или был болен, его можно вновь допускать к занятиям только с разрешения врача. Естественно, следует принимать меры для обеспечения нормальных условий проведения занятий. Вместе с тем для профилактики простудных заболеваний спортсмены должны закалять организм, в частности круглый год выполнять утренние физические упражнения вне помещения. Кроме того, чтобы устранить повышенное теплоотделение, необходимо сразу же после выхода из воды насухо вытирать тело, а на соревнованиях, когда перерывы между очередными прыжками спортсмена довольно длительны, надевать сухой халат или тренировочный костюм. Опытные спортсмены на этот период надевают также шерстяные носки и резиновую обувь. Тренерам и спортсменам следует помнить и то, что простудное заболевание может возникнуть и тогда, когда прыгун, находясь длительное время в мокром костюме, мало двигается или сидит на холодных предметах /21/. Важное значение для профилактики травм в прыжках в воду имеет соблюдение спортсменами личной гигиены и самоконтроля, а так же знание мер по устранению болезненных состояний и оказанию первой медицинской помощи. В учебно-тренировочной работе спортсмена большое значение имеет самоконтроль, который следует осуществлять и в повседневной жизни. Постоянный самоконтроль дает возможность спортсмену и тренеру правильно строить учебно-тренировочный процесс, добиваться высоких спортивных результатов, предупреждать травматические повреждения. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль, но он дополняет его. Самоконтроль дает возможность своевременно заметить отклонения в организме и применить нужные методы для предупреждения нежелательных последствий. Ряд авторов считает, что в спорт нужно отбирать абсолютно здоровых людей, которые, по данным Р.Д. Дибнер, отличаются от практически здоровых менее частым возникновением переутомления, лучшей переносимостью тренировочных нагрузок, большей устойчивостью к болезням, стабильностью результатов. Практически здоровые по сравнению с абсолютно здоровыми реже достигают высокого уровня мастерства и в сборных командах страны встречаются редко. 6. Контроль санитарно-гигиенических и технических норм гимнастического зала и закрытого плавательного бассейна. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда при занятиях физическими упражнениями и спортом в условиях спортивных сооружений обеспечивает администрация спортивного сооружения. При этом администрация должна не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять отчет о несчастных случаях. Таким образом, для профилактики спортивного травматизма преподаватели и тренеры должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки. Следует обращать внимание на соответствие костюма и обуви, проверять перед каждым занятием спортивный инвентарь, рационально размещать и вовремя освобождать спортивную площадку от всех ненужных для данного занятия предметов. Очень важно соблюдать правила хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки от повреждений, преждевременного износа и коррозии. Так, на синтетические канаты не должны попадать прямые солнечные лучи и влага, изделия из резины нельзя хранить рядом с отопительными приборами, подвергать действию прямых солнечных лучей и масел, кожаные изделия не реже 1 раза в месяц следует протирать со всех сторон касторовым маслом (гост 18102-72) /21/. Администрация спортивного сооружения должна иметь паспорта или эксплуатационные документы на технологическое оборудование и средства страховки, которые хранятся у главного инженера или у директора спортивного сооружения. Паспорт включает в себя указания и инструкции по безопасной установке и эксплуатации снарядов и аппаратов. Конструкции и узлы для подвески и установки снарядов подвергают полному техническому освидетельствованию и испытанию пробной нагрузкой не реже 1 раза в 3 года, а частичному – не реже 1 раза в год перед началом спортивного сезона. Динамические испытания проводят, двукратно поднимая и опуская груз с проверкой действия всех механизмов. Пробную нагрузку составляют заранее взвешенные мешки с песком и другие мерные грузы. Продолжительность фиксации груза составляет не менее 5 минут. Батутные сетки подвергают динамическому испытанию на прочность, сбрасывая пятикратно шарообразный груз весом 100 кг с высоты 2,5 м в середину сетки и трехкратно – в места, расположенные на расстоянии 1/3 длины сетки от бортов /20/. Испытание может быть заменено эксплуатационным испытанием – прыжками опытного гимнаста (самого тяжелого из участников) по всей площади сетки в течение 10 минут. Результаты приемки или технического освидетельствования спортивных снарядов оформляют в специальных актах, которые дублируются в журнале технического освидетельствования, хранящемся у старшего инженера. Спортивные снаряды и средства страховки перед каждой тренировкой осматривает тренер, который при обнаружении неисправностей, остаточных деформаций или трещин должен ставить в известность главного инженера или директора и до исправления и замены деталей не работать на этом снаряде. При соблюдении всех вышеперечисленных составляющих при профилактике травматизма и устранению причин возникновения различных травм – количество отклонений в состоянии здоровья спортсменов будет значительно меньше, а следовательно и снизится процент травматизма у прыгунов в воду. БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000-204 с. 2. Алексеева Э.Н., Мельников В.С. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: Методические указания: Оренбург ГОУ ОГУ, 2003- 37 с. 3. Андреева Н.А.., Ефимова С.П., Ефимов Л.И., Данилов К.Ю., Клинченко Б.П., Северин В.А.,Тишина Л.Н., Прыжки воду. Учебное пособие для студентов спортивных факультетов ИФК. М.: ФиС,1985. 4. Буров Г.А., Яроцкий А.И. Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов страших разрядов. М.: ФиС, 1993. 5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М: Просвещение, 1986.-146-163 с. 6. Васин В.А. Прыжок. Лит. Запись А Шелухина. М.:Просвещение,2000 7. Выдрин В.М.,Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.учебное пособие. М.:Просвещение,1991-195 с. 8. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурноеобразование //Теория и практика физической культуры. 1995 г - №№ 5-6.-с15. 9. Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект //Физическая культура: Воспитание.Образование. Тренировка.-1998.-№ 2.- с 17-20 10. Гороховский Л.З. Подготовка прыгуна в воду.М.: Просвещение-1990 11. Гимнастика и методика преподавания (Под ред. В.М. Смоленского. М.: Физкультура и спорт, 1987, (раздел 16,3). 12. Данилов К.Ю., Николаев Ю.П., Упражнения на батуде М.:ФиС,1976 13. Жуков Е.К., Котельников Е.Г., Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений. Учебник для институтов физкультуры.-М.: ФиС -1993- 320 с 14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.М.: ФиС -1987 15. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. Учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС, 1993 16. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник (Под ред. проф. В.И. Ильинича. М.: Гардарики. 1999- 448 с 17. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг-показатель физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры.-1998- №6-2 18. Куколевский Г.М. Врачебный контроль за спортсменами. М.: физкультура и спорт, 1995. 240 с 19. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке.-Ставрополь.: Ставрополье,1994 20. Лаптев А.П. Гигиена физкультурника. М.: Знание,1989.- Новое в жизни,науке и технике. Серия «Физическая культура и спорт».-№ 1
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.16.116 (0.084 с.) |