Эффективность деятельности торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность деятельности торгового предприятия



 

Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволяет сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее. Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:

− быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

− точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;

− определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

− находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей или отдаленной перспективе.

В задачи анализа входят: оценка выполнения плана и динамики показателей прибыли; изучение составных элементов формирования прибыли; выявление факторов, влияющих на прибыль; анализ распределения прибыли; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов роста прибыли.

Основная функция коммерческой деятельности - получение прибыли от купли и продажи товаров. Величина прибыли в основном зависит от объема их реализации и валового дохода.

Валовой доход определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации продукции, за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки. Чем меньше расходы на закупку товаров, тем больше валовой доход.

Издержки обращения включают все затраты, вызванные куплей - продажей и доведением товаров до потребителей. Наибольшая доля расходов в структуре издержек приходится на транспортирование товаров, заработную плату персонала, содержание складских и торговых помещений. Периодический анализ издержек обращения товаров позволяет выявить резервы и возможности снижения затрат.

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей деятельности, основной целью становится получение максимально возможной прибыли. Прибыль - важнейший оценочный показатель деятельности предприятия в области предпринимательства и бизнеса. Прибыль - суммарно - результативный показатель торгового предприятия. Полученный валовой доход от купли и продажи минус издержки обращения выражает прибыль на вложенный капитал. Стратегия прибыли - целенаправленная товарная, закупочная и ценообразующая политика, осуществляемая на коммерческой основе.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ИП "Афанасова В. Л." за последние 3 года (табл.18).

 

Таблица 18 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ИП "Афанасова В.Л. "

Показатели 2008 г (базовый) 2009 г 2010 г

Отклонения

        В сумме В %
Объем продаж (товарооборот), тыс. руб. 879 1362 2017 1138 229,5
Издержки обращения, тыс. руб. 686 1048 1597 811 232,8
Прибыль (валовой доход), тыс. руб. 193 314 420 327 2,2
Уровень рентабельности, % 21 23 21 - 0

 

Анализируя финансово-хозяйственную деятельность ИП "Афанасова В. Л." табл.17 можно сделать вывод о том, что объем продаж в 2010 году по сравнению с 2008 увеличился на 1138 тыс. руб., это увеличение было вызвано расширением ассортимента реализуемых товаров, а так же повышением конкурентоспособности продукции на рынке. Также произошло увеличение по статье издержки обращения в размере 811 тыс. руб., это связано с ростом закупочных цен на продукцию, увеличением коммунальных расходов и других факторов. Наряду с этим возросла прибыль предприятия на 327 тыс. руб. Уровень рентабельности претерпел изменения относительно увеличения деловой активности предприятия, но колебался незначительно - в пределах 21 - 23%.

По результатам проведения маркетингового исследования рынка меда с помощью специально разработанной анкеты (приложение 5) наиболее популярными сортами являются подсолнечниковый (22%), луговой (17%) майский (15%) и гречишный (13%). Средним спросом пользуются липовый (7%), акациевый (6%), донниковый (6%) и каштановый (6%). По 1 - 2 % спроса приходится на клеверный, вересковый, кленовый, горчичный, эспарцетовый и барбарисовый меда. Данные представлены в виде диаграммы в приложении 6.

Об эффективности реализации меда ИП "Афанасова В. Л." можно судить по данным табл. 19.

 

Таблица 19 - Эффективность реализации меда ИП "Афанасова В.Л. "

Показатели Мед подсолнечниковый Мед майский Мед гречиха с разнотравьем
Цена 1 кг, руб 250,0 300,0 370,0
Себестоимость 1 кг, руб 140,0 207,0 227,0
Объем реализации за год, кг 1004,6 626,6 201,9
Прибыль, руб на 1 кг меда за год  110,0 110506,0  93,0 58273,8  143 28871,7
Рентабельность,% 77 45 39

 

Анализируя показатели, представленные в таблице 18 можно заметить, что наибольшую прибыль предприятию приносит реализация меда "подсолнечникового", т.к. он является наиболее популярным среди потребителей и имеет самую высокую рентабельность (77%). После него следующим по популярности является мед "майский", который реализуется с рентабельностью в 45%. Мед "гречиха с разнотравьем" приносит сравнительно небольшую прибыль предприятию и в основном несет функцию расширения ассортимента.

Рассмотрим эффективность реализации наиболее популярного среди потребителей меда - "подсолнечникового", закупаемого у различных поставщиков (табл. 20).

 

Таблица 20 - Эффективность реализации меда подсолнечникового торговой точкой ИП "Афанасова В.Л. "

Показатели Мед подсолнечниковый (поставщик Рубцов К. И.) Мед подсолнечниковый (поставщик СПК "Зоткин и К") Мед подсолнечниковый (поставщик Коновалов С. Н.)
Цена 1 кг, руб 250,0 250,0 250,0
Себестоимость 1 кг, руб 141,0 142,0 139,0
Объем реализации за месяц, кг 28,4 24,1 31,2
Прибыль, руб на 1 кг меда за мес  109,0 3095,6  108,0 2602,8  111,0 3463,2
Рентабельность,% 77 76 79

 

Анализируя данные, представленные в табл.21 можно утверждать, что наибольшая прибыль при реализации меда "подсолнечникового" в условиях ИП "Афанасова В. Л." достигается при закупке его у пасечника Коновалова С.Н. (79%) Но в связи с тем, что данный поставщик не может в полном объеме удовлетворить потребности изучаемого предприятия в данном виде меда, производятся закупки и у других поставщиков, а именно пасечника Рубцова К.И. и СПК "Зоткин и К", получая рентабельность 77 и 76% соответственно.

В целом торгово - хозяйственная деятельность торговой точки ИП "Афанасова В. Л." является удовлетворительной.

В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа торгового предприятия. Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управления коммерческой деятельностью предприятия. Система управления носит достаточно динамичный характер, направленный на адаптацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тенденциям развития рынка.


Выводы и предложения

 

Изучение ассортимента и качества меда, реализуемого ИП "Афанасова В. Л.", г. Волжского Волгоградской области, позволило установить, что за последние годы ассортимент и объемы реализации меда возросли.

Качество меда изучалось по органолептическим и физико-химическим показателям.

Объектами исследования были определены 3 образца:

) мед "подсолнечниковый", сбор 2010г., расфасован в пластиковые емкости по 0,7 кг, поставщик пасечник Рубцов К. И.;

) мед "майский" (боярышник, клен и др.), сбор 2010г., расфасован в пластиковые емкости по 0,7 кг, поставщик пасечник Рубцов К. И;

) мед "гречиха с разнотравьем", производитель ООО "Пчеловодные хозяйства братьев Шемякиных", соответствует ГОСТ 19792-2001, масса нетто 350г, год сбора 2010. Поставщик ООО "Пасеки Поволжья"

По органолептическим показателям все исследуемые образцы отклонений от требований ГОСТ 19792 - 2001 не имеют. Все обладают сладким приятным вкусом без посторонних привкусов, характерный для данного вида меда приятный аромат, характерный цвет и вязкость.

Анализируя итоговые оценки дегустационного анализа органолептических показателей качества меда, необходимо отметить, что все представленные образцы получили высокие оценки. Наивысшую получил мед "подсолнечниковый" - 9,3, а низшую - мед "гречишный с разнотравьем" (8,3).

По физико-химическим показателям подозрения вызывает мед "майский" Волгоградского производства из-за содержания воды, превышающего нормативные показатели, что может свидетельствовать о незрелости меда, а так же наличие признаков брожения, а именно пенообразования на поверхности меда "гречишный с разнотравьем".

Способы фальсификации меда очень разнообразны и многочисленны. Некоторые из них обнаружить несложно, однако наиболее изощренные способы фальсификации требуют более глубокого анализа.

В результате проведенных исследований было выявлено во всех 3 исследуемых образцах отсутствие примеси муки, мела, крахмала, раствор не изменял цвет, образования осадка не наблюдалось.

Примесь сахарного сиропа в образцах в значительном количестве наблюдалась только в образце №1 (мед "подсолнечниковый"), а в образцах №2 и №3 отсутствовала. Примесь пади во всех 3 исследуемых образцах не обнаружена.

Таким образом, учитывая органолептические, физико-химические показатели, а так же результаты проведенных исследований на фальсификацию, можно сделать вывод, что по качеству лучшим является мед "майский", который полностью соответствует требованиям ГОСТ 19792 - 2001.

Анализируя расчеты по исследованию ассортимента меда, можно сделать вывод, что коэффициент широты равный 61,3% указывает на насыщенность ассортимента, так как в ИП "Афанасова В. Л" реализуются все сорта меда, характерные для нашего региона, а так же представлены привозные (более редкие) сорта. Коэффициент полноты равный 82% указывает на рациональность ассортимента, потому что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя. Коэффициент новизны, который равен 21% является рациональным, поскольку постоянное и повышенное обновление ассортимента связаны с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, так как новый товар может не пользоваться спросом у потребителей.

Результаты анализа структуры ассортимента меда, реализуемых ИП "Афанасова В. Л" за 2008 - 2010 гг. показали следующее, что ассортимент включает: 14 видов меда, удельный вес каждого из которых различен. Меду "подсолнечниковому" в составе ассортимента на протяжении всего периода исследования принадлежала наибольшая доля, которая занимала 19,4 - 23,3%. Также значительную долю в структуре занимает мед "разнотравье", который варьировал в масштабе от 12,9 до 19,0%.

Анализируя рейтинг поставщиков меда за 2008 - 2010 года, можно сделать следующие выводы, что наибольший удельный вес в общем объеме закупок в 2009 г занимал пасечник Рубцов К.И. (27,6 %), в 2010 г данный показатель снизился до отметки 27,4 %, опустившись при этом в рейтинге поставщиков меда предприятие потеряло лидирующие позиции. В 2010г СПК "Зоткин и К" заняло лидирующую позицию (30,8%) по данному показателю. Рейтинг остальных поставщиков меда на протяжении исследуемого периода оставался неизменным.

Результаты сравнительного анализа цен поставщиков меда оказались следующие, что наиболее предпочтительная цена на мед "Подсолнечниковый" у поставщика "Пасечник Коновалов С. Н." - 139 рублей за один килограмм. Наиболее высокий ценовой сегмент имеет мед "Гречишный с разнотравьем", соответственно 227 руб., 227 руб., и 229 рублей за один килограмм, но при этом является одним из самых популярных среди населения. Можно утверждать, что наиболее дешевую продукцию предлагает СПК "Зоткин и К". Среди остальных поставщиков цены на исследуемую продукцию колеблются незначительно.

Анализируя показатели финансово-хозяйственной деятельности ИП "Афанасова В. Л." можно сделать вывод о том, что объем продаж в 2010 году по сравнению с 2008 увеличился на 1138 тыс. руб., это увеличение было вызвано расширением ассортимента реализуемых товаров, а так же повышением конкурентоспособности продукции на рынке. Также произошло увеличение по статье издержки обращения в размере 811 тыс. руб., это связано с ростом закупочных цен на продукцию, увеличением коммунальных расходов и других факторов. Наряду с этим возросла прибыль предприятия на 327 тыс. руб. Уровень рентабельности претерпел изменения относительно увеличения деловой активности предприятия, но колебался незначительно - в пределах 21 - 23%.

Предложения:

·   Продолжить расширение ассортимента реализуемого меда за счет редких сортов, не характерных для нашего региона, путем налаживания хозяйственных связей с новыми поставщиками;

·   Улучшить материально - техническую базу торговой точки;

·   Внимательно следить за качеством реализуемой продукции

·   Регулярно проводить мониторинг потребительских предпочтений в выборе меда

·   Усилить рекламную деятельность путем проведения дегустаций редких сортов меда, информируя о полезных свойствах продукта;

·   совершенствование структуры управления за счет набора квалифицированных кадров и четкого распределения должностных обязанностей;

·   организовать передвижную торговую точку для участия в ярмарках, регулярно проходящих в различных районах города, а так же соседних областях.


Список использованной литературы

 

I. Источники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.026 с.)