Порядок поступления, прохождения и основания прекращения государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок поступления, прохождения и основания прекращения государственной службы



 

На гражданскую службу <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает основополагающие требования к соискателям должностей гражданской службы.

Следует начать с такого требования как владение государственным языком Российской Федерации.

В соответствии со статьей 68 <garantF1://10003000.68> Конституции Российской Федерации, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в частности:

) в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

) в наименованиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности;

) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации;

) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов;

) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Соответственно обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает, в частности, получение информации на русском языке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, органах местного самоуправления, организациях всех форм собственности.

Возрастные критерии нахождения на гражданской службе являются, на первый взгляд, дискуссионными. Однако к настоящему времени существует неоднократно и четко выраженная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, который указывал, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.

Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушающее гарантированные Конституцией Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию либо как не согласующееся с ее предписаниями.

Принцип равенства, закрепленный в Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункта 2 статьи 1 <garantF1://2440653.102> Конвенции МОТ № 111, не считаются дискриминацией.

Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Поступление на гражданскую службу впервые, и переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляются на основании конкурса, это общее правило. Исключение из него составляют случаи, прямо предусмотренные Федеральным Законом №79-ФЗ. гражданский служба право ответственность

В процессе конкурса определяется профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Таким образом, конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить, с одной стороны, право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на должностной рост, а с другой - возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов.

В исключение из общего правила, устанавливающего конкурсный порядок поступления на гражданскую службу, является поступление на государственную гражданскую службу без прохождения конкурса.

Федеральный закон № 79-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда назначение на должность гражданской службы без конкурса проводится в силу прямого предписания закона.

В частности, конкурс не проводится:

) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" К должностям руководителей относятся должности как руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.

Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, и лицам, замещающим должности категории "руководители" государственной гражданской службы. Особенностью данной категории является то, что срок их замещения всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории "руководители".

Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты в основном выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов, непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Должности, относимые к данным категориям, в наибольшей степени представлены в органах государственной власти;

) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

) при заключении срочного служебного контракта;

) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных законом;

) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона № 79 конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утвержденном указом Президента Российской Федерации, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса. Следует отметить, что, в отличие от части 2, правила, установленные частью 3, не носят императивного характера. Иначе говоря, в случаях, предусмотренных частью 3, поступление на гражданскую службу может производиться как по конкурсу, так и без него.

Конкурс может не проводиться и при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, если он не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности гражданской службы, или если он не может быть принят на гражданскую службу в связи с ограничениями.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в суд.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет требуемые документы о себе (об образовании, состоянии здоровья и др.) и оформляет трудовой договор на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Сведения о подавшем заявление подлежат проверке в установленном порядке.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы. Этот приказ - юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлением ему общих прав и возложением на него обязанностей государственного служащего, а также конкретных должностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим положением о государственном органе или должностным регламентом.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебный контракт заключается в следующем порядке.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf>. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf>:

) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

) паспорт;

) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

) документ об образовании;

) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления и других документов.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf>, установленные Федеральным законом №79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено законодательством или служебным контрактом.

Необходимо отметить и тот факт, что поступающему на государственную гражданскую службу гражданину может быть назначено испытание.

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> и служебном контракте <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, при назначение на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> имеет право:

) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf>;

) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт <file:///C:\DOCUME~1\Uswer\LOCALS~1\Temp\Rar$DI00.625\171760.rtf> с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее, чем за три дня.

Таким образом, порядок поступления на государственную гражданскую службу Российской Федерации, предполагает что гражданин Российской Федерации, поступающий на данный вид государственной службы должны соответствовать квалификационным требованиям, пройти установленный конкурс, после чего с ним заключается служебный контракт и если это необходимо назначается испытательный срок.

В современной России существует президентская программа подготовки управленческих кадров, по которой поручается организовать стажировку преподавателей в крупнейших вузах России и за рубежом, что также подтверждает большую значимость для государства управленческой функции.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Условия служебного контракта могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом. Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае служебный контракт с ним прекращается.

Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам Федерального закона. При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон №79-ФЗ не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила статьи 178 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в статье 39 Федерального закона №79-ФЗ. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон №79-ФЗ отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Федеральный закон №79-ФЗ закрепляет и дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно статье 21 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства, а также в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации, а также по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом <garantF1://84539.0> "О гражданстве Российской Федерации" или международным договором РФ.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке (за исключением случаев, когда выход из гражданства Российской Федерации не допускается), а выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке (за исключением случаев, когда выход из гражданства Российской Федерации не допускается).

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Гражданский служащий должен быть, безусловно освобожден решением представителя нанимателя от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно действующего, Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", статьи "Двойное гражданство", гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы в связи с выходом его из гражданства Российской Федерации должно производиться, согласно действующего Закона.

В случае если освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы производится в связи с приобретением им гражданства другого государства (если международным договором Российской Федерации не предусмотрен доступ к гражданской службе Российской Федерации гражданина этого иностранного государства), увольнение производится со ссылкой на части 2 <garantF1://12036354.4102> статьи 41 Федерального закона №79-ФЗ.

Законодательством предусмотрен порядок поступления, прохождения и основания прекращения государственной гражданской службы.

Анализ правового статуса государственного служащего дает основание утверждать, что трудовые права и обязанности составляют, если и не большую, то весьма значительную его часть.

Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено, прежде всего, на установление правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению, правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.046 с.)