Направления совершенствования исполнительной власти в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования исполнительной власти в России



 

На нынешнем этапе попытка внедрения в систему государственной власти отдельных элементов западного принципа государственного формирования связана с курсом М.С. Горбачева на капитальные политические реформы в стране. С самого начала перестройки в политической системе начались изменения, направленные на демократизацию советского общества. Тем не менее процессы демократизации носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что привело к ослаблению государственности, разрыву связей между союзными республиками, развертыванию национал-сепаратистских движений.

И еще один момент, на который хотелось бы обратить особе внимание - очевидная неэффективности взаимодействия ветвей государственной власти по управлению общественными процессами, поддержанию должного правопорядка.

С сожалением приходится отмечать тот факт, что современный российский административный аппарат очень далек от веберовской модели рациональной бюрократии. В пользу такого вывода свидетельствуют: широко распространенная практика клиентелизма, закрытости и непрозрачности; низкое качество исполнительской дисциплины; запредельно высокий уровень коррупции.

В России крайне низкая эффективность институтов гражданского общества, что не в последнюю очередь обусловлено недостаточным ресурсным обеспечением самодеятельной инициативы. Как следствие, возможности самостоятельных организаций взять на себя выполнение значимых функций государства очень ограничены.

Действительно, в отличие от развитых стран, институты гражданского общества в России слабы и малоэффективны. Как известно, условиями эффективности гражданского общества являются институционально-нормативное (легитимность институтов и процедур гражданского общества) и ресурсное обеспечение институтов гражданского общества. И если первое условие в стране в целом обеспечено, то в отношении ресурсного обеспечения ситуация удручающая. Сказанное отнюдь не означает отказ от идеи опоры на самодеятельные организации, но, более того, предполагает всемерное поощрение подобной деятельности, ибо иного пути обретения эффективности не существует. Однако признание слабости институтов гражданского общества и их ресурсной базы определяет необходимость тщательной проработки вопроса относительно того, какие именно функции и в каком объеме российское государство может делегировать самодеятельной инициативе. Небезосновательны опасения, что возникший в результате ухода государства вакуум может быть заполнен не гражданской инициативой, а союзом коррумпированной бюрократии и коррумпированного бизнеса.

Таким образом, ряд ключевых параметров - количество, эффективность и рациональность управленческого аппарата; низкий уровень его финансового обеспечения и высокий уровень коррумпированности (что взаимосвязано); качество гражданского общества, его способности и готовности взять на себя выполнение части функций государства - определяют существенное отличие стартовых условий реализации административной реформы в России от тех, что стимулировали осуществление аналогичных административных реформ в духе нового государственного управления в развитых странах.

Необходимо провести ряд нововведений для развития такого института, как исполнительная власть:

.   Создание органа, специально определенного на исследование состояния государственного управления, и совершенствование системы исполнительной власти;

2. Разработка организационных мер по совершенствованию существующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне;

.   Организация работы по совершенствованию правового статуса обновленной системы органов исполнительной власти. Включение в Программу правовой реформы пакета актов первоочередной важности. Ряд проектов законов по данной проблематике уже предусмотрены программами работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;

.   Организация координационных механизмов для совершенствования информационных процессов в органах исполнительной власти РФ, обеспечение информатизации этой "ветви" государственной власти;

.   Меры по повышению эффективности организационных механизмов в деятельности органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими ветвями государственной власти России;

.   Меры по комплексному обеспечению и постоянному управлению процессами развития системы исполнительной власти;

.   Ориентация исследования науки на проведение исследований тенденций развития и изменения характера государственной власти в условиях постиндустриального информационного общества.

В 2003 г. активизировалась работа по уточнению функций и полномочий других федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительством РФ была организована аналитическая работа по выявлению объективно необходимых функций и полномочий аппарата управления, устранению избыточных и пересекающихся полномочий как внутри системы федеральных органов исполнительной власти, так и в целом в системе исполнительных органов федеральных и органов субъектов РФ. Вместе с тем обращалось внимание на необходимость четкого правового регулирования порядка деятельности органов государственного управления, как с точки зрения их внутреннего функционирования.

Данная работа привела к реформе аппарата исполнительной власти 2004 года, которая в свою очередь повлекла за собой сокращение общего числа федеральных министерств, уточнение функций и полномочий министерств, определение основных предметов их ведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)