Опыт применения инновационных технологий в социальной работе с пожилыми людьми в Москве 2010-11 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт применения инновационных технологий в социальной работе с пожилыми людьми в Москве 2010-11 гг.



 

По данным Департамента социальной защиты населения г. Москвы, в городе функционирует 122 центра социального обслуживания населения (ЦСО). Около 20 лет назад, на этапе формирования, основу таких центров составляли несколько отделений: срочного социального обслуживания, дневного пребывания, социального обслуживания на дому. За последние несколько лет структура центров претерпела ряд существенных изменений. Во многих из них появились отделения реабилитации, консультативное и организационно-аналитическое отделения, помощи семье и детям и т.д. Больше половины всех существующих ЦСО по сути являются комплексными центрами, предоставляющими населению широкий спектр социальных услуг единовременного и постоянного характера. И, тем не менее, основой их функционирования считаются отделения социальной помощи на дому, обслуживающие наиболее незащищенные и уязвимые группы населения - пожилых людей и инвалидов. Основные виды социального обслуживания:

Оказание социально-медицинских услуг (получение талонов к врачу и льготных лекарств, приобретение лекарств, не относящихся к категории льготных, поиск дешевых или редких лекарственных средств, содействие в проведении медико-социальной экспертизы (оформлении инвалидности), сопровождение в лечебно-профилактические учреждения).

Потребность в отдельных видах социально-бытовых услуг (покупка и доставка продуктов питания, доставка на дом горячего питания, помощь в уборке квартиры, вызов электрика, сантехника, уход за домашними животными и растениями, оплата коммунальных услуг, помощь в передвижении по городу, пользование услугой «социального такси»).

Потребность в социально-правовых услугах (консультации по юридическим вопросам, содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, бесплатной помощи адвоката).

Востребованность социально-психологических услуг (общая потребность в консультациях психолога на базе ЦСО, готовность принимать участие в кружках и клубах ЦСО, определение потребности и характера контактов подопечных с родственниками: помощь при выезде на дачу, поездок к родственникам).

Были исследованы:

Пожелания относительно посещения социальных работников (время и частота посещения помимо визитов, связанных с доставкой продуктов питания).

Общие показатели работы социального работника (частота заказов продуктов питания, авансирование приобретения продуктов питания и других товаров, случаи отказа социальных работников в приобретении и доставке отдельных видов продуктов и товаров).

Общая удовлетворенность клиентов качеством обслуживания. Исследование проводилось методом стандартизированного интервью. Для осуществления сбора данных был разработан опросный лист и инструкция интервьюеру.

Социально-демографические данные позволили составить так называемый «профиль» респондента, то есть усреднённый портрет пожилого человека, состоящего на социальном обслуживании на дому. Большую часть составляют женщины (82%), что соответствует общей демографической ситуации в стране. Средний возраст респондента, состоящего на надомном обслуживании в центре, составляет 80 лет. Чуть более половины (51,9%) относятся к группе от 81 до 90 лет, 5,9% - жители района старше 91 года.

Социально-демографические характеристики респондентов включают не только гендерный и возрастной признаки, но и принадлежность к льготным категориям. 93,6% граждан, состоящих на надомном обслуживании, являются инвалидами. Больше половины - участники и ветераны Великой Отечественной войны, 10,6% - члены их семей, блокадники и другие.

В исследовании рассматривалась и такая характеристика, как продолжительность надомного обслуживания граждан. Средняя продолжительность надомного обслуживания составила 5 лет, максимальная - 18 лет, минимальная - 6 месяцев. Поскольку больше половины из них являются одинокими, можно предположить, что помощь социального работника продлевает им жизнь на несколько лет.

Кроме того, одинокие не имеют дополнительных источников дохода (материальной помощи от родственников), помимо пенсии и льгот, а также не получают моральной поддержки и нуждаются в общении. Нередко оказание поддержки и восполнение потребности в общении является одной из главных услуг, предоставляемых социальным работником.

Общая информация об услугах. Среди перечня регулярно оказываемых услуг наиболее востребованной является помощь, направленная на поддержание жизнедеятельности пенсионера или инвалида: покупка и доставка продуктов питания, лекарств (92%), промышленных товаров (85%). Среди услуг, оказываемых непосредственно на дому, первое место занимает консультирование по безопасности и вопросам мошенничества (89%), второе - помощь в уборке квартиры (70%) и на третьем месте -помощь в приготовлении пищи (34%).

Наиболее востребованные услуги, оказанные вне дома, - оплата жилья и коммунальных услуг (80,5%), помощь в оформлении документов, льгот и социальных выплат (78%), доставка и оформление корреспонденции, содействие в госпитализации, сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационаре (49%). В качестве дополнительных услуг респонденты хотели бы получать следующую социально-бытовую помощь: комплексную уборку квартиры (69%), ремонт сантехники на кухне и в ванной комнате (51%), мелкий ремонт одежды и белья (40%), парикмахерские услуги (64%). Абсолютное большинство (97,2%) полностью довольно качеством обслуживания. Это говорит о том, что между социальными работниками и подопечными сложились доверительные отношения, что подтверждается и тем, что респонденты рассчитываются с соцработником за покупку только по факту.

Потребность в отдельных видах услуг. Социальный работник ежемесячно помогает получить пенсионерам и инвалидам талон к врачу (47%) и льготные лекарства (51%). Менее одного раза в месяц получает для четверти опекаемых талон к врачу (25%), 17% - льготные лекарства.

При ответе на вопросы о получении талона к врачу в поликлинике и о получении льготных лекарств при помощи социального работника респондентам изначально предлагалось 3 вышеописанных варианта ответа. Однако в ходе исследования сформировалась дополнительная группа ответов: 16% не выходят из дома и, следовательно, не могут воспользоваться талоном к врачу, поэтому врач, как правило, приходит по вызову на дом. 27% не получают льготных лекарств, потому что предпочли получение денежной компенсации. 27% респондентов, отказавшихся от получения льготных лекарств в пользу денежной компенсации, покупают лекарства за свой счет. Выписка врачом льготных лекарств не покрывает потребности пенсионеров и инвалидов в лекарствах и, следовательно, 62% нуждаются в поиске дешевых или редких лекарственных средств.

% респондентов отметили, что нуждаются в помощи при уборке квартиры. Эта необходимость подтверждается ответами респондентов на вопрос об услугах, получаемых от социального работника, при ответе на который 70% отметили, что уже получают данную услугу. Кроме того, 69% хотели бы помощи в комплексной уборке квартиры. Практически треть опрошенных нуждаются в присутствии социального работника при работе электрика, сантехника и т.д.

,5% опрошенных ответили, что в настоящее время оплату их жилья и коммунальных услуг осуществляют социальные работники. Помощь в оформлении субсидии требуется половине опрошенных (54%). Остальным 46% помощь в оформлении субсидии не требуется, поскольку собственником их жилплощади являются дальние родственники. Пожилые люди боятся внезапной смерти и еще при жизни оформляют свою жилплощадь на родственников.

При проведении исследования особый интерес вызвала проблема наличия потребности в надомных отделениях социального обслуживания и расширения перечня и форм предоставления услуг коммуникативного и социально-психологического характера, времени, частоты и продолжительности их посещения социальными работниками. Около половины респондентов (45%) отметили, что хотят больше проводить времени с социальным работником: беседовать, читать книги, газеты, журналы, обсуждать интересующие их темы. Предпочтительное время для встречи - первая половина дня с 9.00 до 13.00 (72% опрошенных).

Часть пенсионеров и инвалидов нуждаются в социально-психологической и консультативной помощи. Трети респондентов требуются рекомендации и консультации психолога, а также помощь в разъяснении юридических вопросов (36%).

Одним из существенных затруднений людей старшего возраста является передвижение по городу. 37% посетителей центров социального обслуживания, принимавших участие в исследовании, нужна помощь социального работника в сопровождении их по городу (24%), прогулках (28%). Половина респондентов (52%) никогда не пользуются «социальным такси», другая часть нуждается в данной услуге достаточно редко (39%). Только 9% респондентов часто пользуются «социальным такси». Примерно 26% опрошенных при возникновении потребности в передвижении помогают родственники, 16% не выходят из дома по состоянию здоровья.

Респонденты надомных отделений редко желают принять участие в мероприятиях, проводимых в центре (5%). 95% опрошенных не участвуют в работе клубов по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста.

На вопрос: «Выезжаете ли Вы на дачу или к родственникам? На какой период?» были получены ответы, что никто не выезжает на дачу или к родственникам в зимний период, на лето выезжают только 6%, ездят от случая к случаю 9% респондентов.

На вопрос: «Нужна ли Вам помощь социального работника в налаживании контактов с родственниками, друзьями?» подавляющему большинству (80%) такая помощь не требуется. Данный факт объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, среди респондентов преобладают одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды, не способные самостоятельно обеспечить себе нормальную жизнедеятельность и лишенные ухода, помощи и поддержки родственников, либо одинокие граждане старше 80 лет. Специалистами центров решаются вопросы по налаживанию связей между респондентами, состоящими на учете, и их родственниками и друзьями.

В настоящее время не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания. Благодаря активной политике органов социальной защиты населения субъектов РФ в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. Инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

-  повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

-  оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

-  налаживание партнерства на всех уровнях.

Разработка и реализация социальных проектов, с одной стороны, стимулирует поиск новых методов работы, а с другой - позволяет находить дополнительные источники финансирования. Темы проектов должны отражать наиболее актуальные вопросы социальной работы.

Федеральная целевая программа «Старшее поколение» - один из эффективных регуляторов социальных процессов в российском обществе и мощный ускоритель внедрения новых технологий. В рамках программы осуществляются мероприятия, направленные на ускорение развития и закрепление позитивных изменений качества социального обслуживания пожилых людей, а также внедрение новых социальных технологий в этой области, в том числе:

- улучшение правового регулирования социальной защиты пожилых людей как получателей социальной помощи и услуг;

-  формирование сети стационарных, нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

-  повышение качественного уровня социального обслуживания пожилых людей, прежде всего, за счет значительного улучшения обеспеченности учреждений социального обслуживания медицинским и технологическим оборудованием, оборудованием, облегчающим уход за тяжелобольными, а также автотранспортными средствами различного назначения, включая специальный автотранспорт для доставки воды, продуктов питания и автотранспортные средства для предоставления услуг социального такси;

-  развитие сети учреждений социального обслуживания и служб новых типов (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, мобильные социальные службы);

-  улучшение социальной адаптации, расширение социально-культурных возможностей лиц пожилого возраста, благодаря поставкам оборудования для проведения социально-культурной работы, созданию учреждений культуры нового типа - центров-клубов для пожилых людей, передвижных центров-клубов и т.д.;

-  осуществлены научные исследования по актуальным проблемам старения населения и его влияния на социальное развитие и положение пожилых людей, по научно-методологическому обоснованию и оценке социально-экономической эффективности применяемых технологий;

В целом благодаря мероприятиям программе «Старшее поколение» интересы пожилых людей четко обозначены в качестве одного из основных приоритетов государственной социальной политики в РФ.

В России органы социальной защиты населения субъектов РФ активно и постоянно работают над развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Геронтологические центры - это новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гражданам престарелого возраста и долгожителям гериатрическая помощь. Среди новых технологий, нашедших практическое применение в социальной работе можно выделить включение в социально-профилактическую, воспитательную работу с пожилыми клиентами специализированных программ сдерживания темпов биологического старения. Их основное содержание составляет помощь в самопознании, раскрытии творческого потенциала личности, а также обучение оптимальному использованию резервных возможностей организма.

Большое внимание уделяется реабилитационной деятельности, которая характеризуется как комплексный подход к вопросам укрепления здоровья и продления активного долголетия людей старшего возраста, наличие высококвалифицированных специалистов, связей с научными работниками, использование сети лечебно-диагностических кабинетов, лабораторий, оснащенных современным оборудованием. В центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Органы социальной защиты населения субъектов РФ активизировали работу по организации реабилитационных центров и отделений для инвалидов молодого возраста. Основные цели создания и деятельности реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста - организация и проведение социально-трудовой, социально-медицинской и психологической реабилитации; доступное профессиональное обучение, включающее профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, производственную адаптацию и содействие в дальнейшей социализации с учетом их физических и умственных способностей. Перед органами социальной защиты населения поставлена задача обеспечения условий для социальной интеграции молодых умственно отсталых инвалидов в общество, в том числе путем проведения комплекса мер, включающих не только создание реабилитационных центров и отделений, но и обеспечения их социальным жильем, а также гарантированным сопровождением в самостоятельной жизни.

Все большую роль в оказании помощи пенсионерам и инвалидам играют центры социального обслуживания, включающих комплекс услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой которых стала их многопрофильность. В центрах работают геронтологические отделения, кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные отделения социально-бытовой помощи, социальные аптеки, библиотеки, прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, клубы общения, организовываются банки вещей, пункты проката медицинской и реабилитационной техники, предметов длительного пользования, создаются мини-пекарни, мини-птицефермы, подсобные хозяйства.

В некоторых субъектах РФ созданы бригады экстренной социальной помощи. К этим работам привлекается техника и транспортные средства, находящиеся в общественном и частном пользовании. Во многих субъектах РФ получила широкое распространение такая форма обслуживания, как пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости.

Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. С целью отработки механизма данной социальной технологии в рамках Федеральной целевой программы «Старшее поколение» был осуществлен проект «Развитие службы срочной социальной помощи на мобильной основе». Цель проекта - проведение опытно-экспериментальных работ по обеспечению доступности для пожилых людей и инвалидов социально-бытовых, социально-медицинских и иных социальных услуг путем организации службы срочной социальной помощи на мобильной основе, действующей на плановой, оперативной основе и в экстренных случаях, для распространения положительного опыта в России.

Оценивая результаты деятельности мобильных социальных служб, можно сделать вывод, что практика предоставления услуг пожилому населению мобильными службами ставит вопросы о необходимости введения таких новых технологий, как диспетчерская служба, служба оперативной информации, дистанционная связь.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров. К их основным задачам относятся: выявление и дифференцированный учёт граждан и семей, нуждающихся в социальной помощи; определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления; оказание помощи и услуг этим гражданам и информирование населения по различным вопросам, проведение социальных, оздоровительных, профилактических и других мероприятий с населением по месту жительства. Все мини-центры в области действуют на общественных началах под руководством глав сельских администраций. В их составе работают представители образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественных организаций и других ведомств и служб.

«Продовольственная безопасность пожилого человека» - разработана форма социальной поддержки - адресные социально-экономические огороды. Это безвозмездное возделывание земли силами общественности, реализацию излишков также берут на себя социальные службы. Другая популярная форма социальной поддержки - столовые на дому. В тесном взаимодействии с органами здравоохранения, диетологами совершенствуется питание пожилых граждан и повышается его качество.

«Доврачебное санитарное обслуживание лиц, получающих услуги на дому». Основная часть сельского населения не имеет возможности поддержать свое здоровье за счет санаторно-курортного лечения. Поэтому родилось новое социальное направление «санаторий на дому». В основу этой формы социальной поддержки положено усиленное медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и диетическое питание престарелых граждан в домашних условиях. В течение 18-20 дней пожилые люди находятся под наблюдением медиков, социальных работников, работников культуры. «Социально-бытовые вопросы» - в сфере надомного обслуживания были созданы отделения срочной социально-бытовой помощи, когда мобильные бригады производят ремонт домов, надворных построек, печей.

Рассмотрим инновации социального обслуживания пенсионеров на примере ЦСО «Ростокино» (СВАО) Сфера деятельности ЦСО - это предоставление материальной, бытовой и медицинской помощи, консультаций юриста и психолога, организация культурно-массовых мероприятий. Различные виды услуг ежегодно получают около 5000 человек.

В своей структуре ЦСО «Ростокино» имеет 17 отделений социального, 4 - социально-медицинского обслуживания на дому, отделение срочного социального обслуживания. Два года назад открыто организационно-методическое отделение, которое осуществляет методическое обеспечение всей нашей деятельности.

Наибольшее развитие в Центре получило надомное обслуживание. На сегодня каждый десятый пенсионер получает социальную помощь на дому. Всего - 1165 человек, в том числе 135 инвалидов и участников ВОВ, 860 - одиноко проживающих граждан.

Если в первые годы существования Центра особое внимание уделялось организационным вопросам, то сегодня основная задача - поиск новых подходов в работе с пожилыми людьми, повышение качества и доступности социальных услуг.

Важное место в деятельности Центра занимает разработка собственных методик и программ. Для усиления адресности социальной поддержки пересмотрен механизм обследования и постановки на учет, создана комиссия по определению степени нуждаемости, разработан алгоритм оценки нуждаемости в социальных услугах. Теперь, в обследовании пенсионеров, кроме работников Центра, также принимают участие представители ветеранских организаций и учреждений здравоохранения. Это исключает постановку на обслуживание относительно здоровых и независимых пожилых людей.

В Центре ежегодно уточняется банк данных по различным категориям пенсионеров: одиноким, одиноко проживающим, гражданам, вновь ушедшим на пенсию, долгожителям, супружеским парам, прожившим в браке 50 и более лет. Сведения о нуждающихся гражданах и об оказании им различных видов социальной помощи заносятся в социальный паспорт и компьютерную программу «Адресная социальная помощь».

Основной формой изучения потребностей пенсионеров являются социологические исследования. В прошлом году по специально разработанной анкете проведен мониторинг всех пенсионеров. По результатам мониторинга определены наиболее востребованные виды социальных услуг и значительно расширен их перечень. Кроме гарантированных, предоставляются более 40 видов дополнительных платных услуг: стирка белья, обработка приусадебных участков, заготовка топлива и др. Наиболее трудоемкие из них выполняют звенья, состоящие из двух-трех социальных работников.

Решая вопросы повышения качества и доступности социальных услуг, Центр тесно взаимодействует с Управлением социальной защиты населения, Пенсионным фондом, с ветеранскими организациями, учреждениями здравоохранения и другими организациями.

К обслуживанию пожилых людей также привлекаются волонтеры. Созданы добровольческие бригады из учащейся молодежи, студентов и активных пенсионеров. Одиноким престарелым оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, колке дров, мелком ремонте и др. Пенсионеры-медики предоставляют своим собратьям доврачебную медицинскую помощь на дому. В волонтерской деятельности участвуют 93 человека, из них 19 - пожилого возраста.

Совместно с производственным училищем была организована благотворительная акция «Социальная парикмахерская на дому». Благодаря этому услуги парикмахеров получили по месту жительства свыше 700 человек. Это участники войны, труженики тыла, малообеспеченные пенсионеры и школьники.

Все обширнее развивается система адресной социальной поддержки. Остро нуждающимся гражданам оказывается денежная помощь, выдаются продовольственные наборы, одежда, к праздничным датам организуются благотворительные обеды. Ежегодно оформляется благотворительная подписка на газеты «Ветеран» и «Балашовская правда». В текущем году на оказание социальной помощи и проведение различных мероприятий направлено более 140 тысяч рублей спонсорских средств.

Свою задачу ЦСО видит не только в увеличении числа граждан, получивших помощь, но и в увеличении объема этой помощи. Эти вопросы решаются при поддержке различных предприятий и учреждений, депутатов.

Одно из направлений работы отделений Центра - создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с Домами культуры и администрациями проводятся различные мероприятия к праздничным датам: ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню пожилых людей, Дню инвалидов и другие.

Работники Центра организуют для пожилых людей посещения музеев, выставок, просмотры благотворительных спектаклей.

Большое внимание уделяется чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших долгую совместную жизнь. Для поздравления пожилых приглашаются школьники. Примеры лучших семейных традиций и жизненного опыта воспитывают у них уважительное отношение к людям старшего поколения.

Новой нетрадиционной формой работы стал клуб «Воспоминание». В непринужденной обстановке пожилые люди вспоминают о памятных и ярких событиях своей жизни. По рассказам пенсионеров ставятся инсценировки, в которых вместе со школьниками и социальными работниками участвуют и сами ветераны. Такое творческое общение улучшает эмоциональное и физическое состояние пожилых людей.

Большое внимание в своей работе мы уделяем информированности пенсионеров и инвалидов. В Центре работает «Телефон общения». Каждый позвонивший житель района имеет возможность получить бесплатную консультацию по вопросам социального обслуживания, предоставления льгот и преимуществ, разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношений в семье и др.

В целях повышения доступности социальных услуг с января этого года организована работа автобуса «Милосердие». Один или два раза в месяц бригада в составе психолога, юриста Центра, плотника, парикмахера, специалистов Пенсионного фонда, работников ФАПов и врачей ЦРБ выезжают на места, где оказывают нуждающимся необходимую помощь.

Был совместно с Международной академией наук открыт народный университет «Третий возраст», который имеет четыре факультета: истории, политики и права, психологии и здоровья, культуры и домоводства. К проведению занятий привлекаются преподаватели вузов, ученые, писатели, приглашаются служители церкви и представители власти. Также для пожилых организовано надомное библиотечное обслуживание.

Участие пенсионеров в общественной и культурной жизни позволяет им как можно дольше оставаться активными и почувствовать свою востребованность.

Социальная работа, как и всякая другая деятельность, нуждается в оценке ее эффективности. Для этого определены критерии и показатели, которые приемлемы для нашей деятельности. Главный критерий - полнота удовлетворенности индивидуальных потребностей отдельного человека. Модель оценки эффек-тивности включает в себя: социальную (определяется качество и уровень социального обслуживания), экономическую (анализируется рациональность использования бюджетных и внебюджетных средств), управления персоналом (определяется уровень организации труда и психологический климат в коллективе).

Принципиально новым направлением является внедрение в деятельность Центра проектной культуры. В 2010 году проводилась работа по реализации трёх проектов.

Проект «Формирование системы геронтологической помощи и ухода на дому» направлен на сохранение и восстановление здоровья пожилых людей, продление их активного долголетия. Он включен в целевую программу «Старшее поколение».

Проект осуществлялся на базе четырех специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому совместно с учреждениями здравоохранения, при поддержке администрации СВАО.

В рамках проекта в штат Центра введен врач-геронтолог, открыт социально-геронтологический кабинет, пункт проката технических средств, облегчающих уход за тяжелобольными пожилыми гражданами. С помощью специально разработанной анкеты проведено социологическое исследование состояния здоровья пожилых людей, организованы выездные бригады специалистов Центра и врачей. Это позволило обеспечить диагностическое обследование, постоянное динамическое наблюдение и реабилитацию пожилых в домашних условиях. Тяжелобольным пенсионерам, нуждающимся в постоянной помощи и уходе, предоставлялись услуги сиделки.

В комплекс реабилитационных мероприятий включались: медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, ЛФК, фитотерапия, диетотерапия.

В помощь престарелым и их родственникам организована Школа пожилого человека. Проведены беседы о рациональном питании, особенностях старения и др. Пожилые обучались навыкам самообслуживания, а их родственники - правилам ухода за престарелыми.

На практике нам удалось создать единую команду специалистов разного уровня, которые осуществляют физическую, психологическую и духовную реабилитацию престарелых на дому.

По итогам работы над проектом проведена научно-практическая конференция «Пожилой человек. Качество жизни».

Для пропаганды народных ремесел и активизации творческих способностей пенсионеров в Центре реализован проект «Чудеса своими руками». Оформлена передвижная выставка изобразительного и прикладного творчества пенсионеров района, которая экспонируется на различных благотворительных мероприятиях. В школах проведены занятия кружков по вязанию, вышивке, резьбе по дереву и лозоплетению. Секреты мастерства талантливых пенсионеров переняли школьники.

С целью оценки качества обслуживания в сентябре 2010 года начата реализация проекта «Внедрение мониторинга результативности в сфере надомного обслуживания». Эксперимент рассчитан на два года. Была предложена методика, взятая из американского опыта. Если раньше в ЦСО определяли результаты работы по итогам квартала, полугодия, года, определяли удовлетворенность вообще, то по этой методике удовлетворенность клиентов получаемыми услугами определяется по одному конкретному дню и с учетом той ситуации, в которой они находятся. В рамках проекта введено планирование социальных услуг на каждый день с участием самих пенсионеров.

Анализ результативности работы отделений социального обслуживания на дому был проведен в мае 2011 года и показал, что почти во всех случаях предоставлялись те услуги, которые планировались, и 97% клиентов считают, что услуги оказывались им очень хорошо. В ходе первого этапа проекта подготовлены рекомендации по использованию предложенной технологии в дальнейшей работе Центра.

Таким образом, внедрение новых форм и методов работы способствует повышению качества жизни пенсионеров и снижению социальной напряженности среди данной категории граждан.

Сегодня важной задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность как хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, так и инновационных технологических процедур. Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладения клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты.

Технологический процесс требует постоянного совершенствования (улучшения) и инноваций (нововведений). Однако инновации не могут быть точечными, все принципиальные изменения должны носить комплексный характер. Для этого технологическая задача социальной работы с пожилыми людьми заключается, прежде всего, в выявлении социальной проблемы, от характера которой и будет зависеть определение содержания, инструментарий, формы и методы социальной работы. Разработка и реализация социальных проектов с одной стороны, стимулирует поиск новых методов работы, а с другой - позволяет находить дополнительные источники финансирования.

Таким образом, инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния: во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям; во-вторых, социальная поддержка приобретает массовый характер и становится объективной необходимостью, в связи с чем стандартизируются и унифицируются социальные услуги, методики, формы, приемы и способы социального действия; а также разрабатываются теоретические основы и практические механизмы общественно-государственного регулирования, новые средства и методы решения социальных проблем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.064 с.)