Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационные процессы в обучении иностранным языкам. Летний языковой лагерь как инновационная форма преподавания иностранного языка
Понятие «инновация». Инновационные процессы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе развития отечественной системы образования
Поскольку объектом данного исследования являются новшества, происходящие в отечественной методичке обучения иностранным языкам, было бы уместным пояснить, что понимается под терминами «инновация», «инновационные процессы» и «нововведения» в научно-методической литературе. Проблема определения термина достаточно сложная, так как до сих пор нет единого подхода к определению понятия «инновация», не создана общепринятая классификация нововведений в образовании. Ведущие исследователи в этой области под инновационными процессами понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. [Ангеловски К.с. 155] По мнению К. Ангеловски, новшества представляют собой определнные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. О некоторых изменениях мы говорим как о новшествах, если они даже где-то и когда-то применялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс. [Ангеловски К.с. 156] Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. [Зарипова Г.М. http://sibac.info/index.php]
Выделение типов новшеств осуществляется в основном по методическим критериям. Для нас представляют интерес уровни новизны, выделенные М.С. Бургиным [Бургин М.С. с. 36] . абсолютная новизна (нигде и никогда такого еще не было) . локально-абсолютная новизна (в данной области такое раньше не встречалось, хотя в другой области оно уже могло быть) . условная новизна (объект был когда-то известен, но сейчас о нем забыто, т.е. новое - хорошо забытое старое) . нормативная новизна (объект отличается от других, которые в настоящее время используются как норма) . субъективная новизна (объект нов для данного субъекта). Без сомнения, введение инноваций предполагает повышение продуктивности образовательно-воспитательной сферы, более эффективное воспитание учащихся в духе творческой работы, развития новаторского духа и творческого потенциала. Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества. Многосторонний метод Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого «Кливлендского плана», разработанного в 1920 году. Его основные принципы: Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых [Конышева А.В. 2007]. . Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы. . Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения. . Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.
. Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом [Шарафутдинов Н.С., 2011]. Активное обучение Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся. Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика [Горегляд О.Л. http://festival.1september.ru/articles/527303/]. Проблемное обучение Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. [Ситаров В.А. http://www.p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika52.html] Вслед за Е.В. Ковалевской проблемности трактуется нами как «главное условие развития творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в целом в процессе совместной творческой деятельности. Способом создания проблемности являются проблемные ситуации, средством - проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблематизация - вскрытие проблемы в учебном материале субъектами проблемного взаимодействия в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности» [ Ковалевская Е.В. 2010 c. 4] Основными особенностями развивающего обучения являются: § превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, а не эксплуатация памяти; § приоритет дедуктивного способа познания; § доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Использование проблемного метода способствует не только развитию самостоятельности учеников, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, но также открывают возможности творческого сотрудничества педагога и обучаемого. [Круглякова Н.Н. http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Philologia/19816.doc.htm] Профессор Ковалевская Е.В. считает, что в процессе обучения проблемные ситуации выполняют следующие функции: стимулирующая функция заключается в том, что стимулирует процессы продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового; обучающая функция сопряжена со спецификой мнемических процессов, таких как запоминание, сохранение в памяти, воспроизведение, лежащих в основе усвоения и актуализации учебного материала;
организующая функция находится в прямой зависимости от стимулирующей, с другой стороны, оказывает непосредственное влияние на обучающую функцию, приближая учебный процесс к реальному процессу познания, а также способствуя индивидуализации этого процесса; контролирующая функция не только определяется вышеназванными функциями, но оказывает опосредованное воздействие на них. Проблемная ситуация всегда связана с поиском нового, поэтому контроль ведется, начиная с механизма формирования и формулирования мысли, то есть позволяет выявить, насколько верно студенты следуют логике решения проблемной ситуации; воспитывающая функция выявляется в создаваемых проблемных задачах в том, чтобы они были направлены на нравственный, духовно-познавательный уровень. Данные функции находятся в тесной иерархической зависимости. При этом стимулирующая функция определяет особенности обучающей, воспитывающей, организующей и контролирующей функций, а организующая функция, в свою очередь, создает условия для реализации обучающей, воспитывающей и контролирующей функций, которые также оказывают опосредованное воздействие на другие функции [Ковалевская 2002, с. 258-263].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.034 с.) |