Инновационные процессы в обучении иностранным языкам. Летний языковой лагерь как инновационная форма преподавания иностранного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные процессы в обучении иностранным языкам. Летний языковой лагерь как инновационная форма преподавания иностранного языка



Понятие «инновация». Инновационные процессы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе развития отечественной системы образования

 

Поскольку объектом данного исследования являются новшества, происходящие в отечественной методичке обучения иностранным языкам, было бы уместным пояснить, что понимается под терминами «инновация», «инновационные процессы» и «нововведения» в научно-методической литературе.

Проблема определения термина достаточно сложная, так как до сих пор нет единого подхода к определению понятия «инновация», не создана общепринятая классификация нововведений в образовании. Ведущие исследователи в этой области под инновационными процессами понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. [Ангеловски К.с. 155] По мнению К. Ангеловски, новшества представляют собой определнные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии. О некоторых изменениях мы говорим как о новшествах, если они даже где-то и когда-то применялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательно-воспитательный процесс. [Ангеловски К.с. 156]

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики - проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. [Зарипова Г.М. http://sibac.info/index.php]

Выделение типов новшеств осуществляется в основном по методическим критериям. Для нас представляют интерес уровни новизны, выделенные М.С. Бургиным [Бургин М.С. с. 36]

.   абсолютная новизна (нигде и никогда такого еще не было)

.   локально-абсолютная новизна (в данной области такое раньше не встречалось, хотя в другой области оно уже могло быть)

.   условная новизна (объект был когда-то известен, но сейчас о нем забыто, т.е. новое - хорошо забытое старое)

.   нормативная новизна (объект отличается от других, которые в настоящее время используются как норма)

.   субъективная новизна (объект нов для данного субъекта).

Без сомнения, введение инноваций предполагает повышение продуктивности образовательно-воспитательной сферы, более эффективное воспитание учащихся в духе творческой работы, развития новаторского духа и творческого потенциала.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.

Многосторонний метод

Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого «Кливлендского плана», разработанного в 1920 году. Его основные принципы:

Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых [Конышева А.В. 2007].

.   Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы.

.   Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения.

.   Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.

.   Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения.

Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме.

Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом [Шарафутдинов Н.С., 2011].

Активное обучение

Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика [Горегляд О.Л. http://festival.1september.ru/articles/527303/].

Проблемное обучение

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. [Ситаров В.А. http://www.p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika52.html]

Вслед за Е.В. Ковалевской проблемности трактуется нами как «главное условие развития творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в целом в процессе совместной творческой деятельности. Способом создания проблемности являются проблемные ситуации, средством - проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблематизация - вскрытие проблемы в учебном материале субъектами проблемного взаимодействия в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности» [ Ковалевская Е.В. 2010 c. 4]

Основными особенностями развивающего обучения являются:

§ превращение учащегося в субъект познавательной деятельности посредством формирования механизмов мышления, а не эксплуатация памяти;

§ приоритет дедуктивного способа познания;

§ доминирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.

Использование проблемного метода способствует не только развитию самостоятельности учеников, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, но также открывают возможности творческого сотрудничества педагога и обучаемого. [Круглякова Н.Н. http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Philologia/19816.doc.htm]

Профессор Ковалевская Е.В. считает, что в процессе обучения проблемные ситуации выполняют следующие функции:

стимулирующая функция заключается в том, что стимулирует процессы продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового;

обучающая функция сопряжена со спецификой мнемических процессов, таких как запоминание, сохранение в памяти, воспроизведение, лежащих в основе усвоения и актуализации учебного материала;

организующая функция находится в прямой зависимости от стимулирующей, с другой стороны, оказывает непосредственное влияние на обучающую функцию, приближая учебный процесс к реальному процессу познания, а также способствуя индивидуализации этого процесса;

контролирующая функция не только определяется вышеназванными функциями, но оказывает опосредованное воздействие на них. Проблемная ситуация всегда связана с поиском нового, поэтому контроль ведется, начиная с механизма формирования и формулирования мысли, то есть позволяет выявить, насколько верно студенты следуют логике решения проблемной ситуации;

воспитывающая функция выявляется в создаваемых проблемных задачах в том, чтобы они были направлены на нравственный, духовно-познавательный уровень.

Данные функции находятся в тесной иерархической зависимости. При этом стимулирующая функция определяет особенности обучающей, воспитывающей, организующей и контролирующей функций, а организующая функция, в свою очередь, создает условия для реализации обучающей, воспитывающей и контролирующей функций, которые также оказывают опосредованное воздействие на другие функции [Ковалевская 2002, с. 258-263].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.034 с.)