Место и Роль военных комиссариатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и Роль военных комиссариатов



СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРУКТУРЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Среди большого количества организаций и учреждений Министерства обороны Российской Федерации военные комиссариаты занимают специфическое место, поскольку являются посредником между гражданской и военной сферами общества, решают важные задачи в области строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, накопления и подготовки военно-обученных ресурсов, мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В вопросах "постоянного воспроизводства" Вооруженных Сил Российской Федерации им в обществе отведена особая роль - военная жизнь гражданина начинается и заканчивается в военном комиссариате: первоначальная постановка на воинский учет, призыв на военную службу, призыв на военные сборы, набор на военную службу по контракту, пенсионное обеспечение граждан, для которых военная служба была профессией.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что одними из его основных задач являются поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил, обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [7. п.3], деятельность в этих и других направлениях осуществляется непосредственно, через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) [7. п.5] во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями [7. п.6].

Участие военных комиссариатов в выполнении задач, возложенных на Министерство обороны Российской Федерации, влечет за собой возложение на них и исполнение ими особого рода задач, отличных от задач других организаций и учреждений.

 

1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов

на современном этапе развития Российского государства

 

Служебная деятельность военных комиссариатов подчиняется общим с воинским частями и соединениями Вооруженных Сил Российской Федерации правилам. Но имеются особенности, которые регламентируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 1999 года № 1372. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, создаются в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, возможно создание одного военного комиссариата для обслуживания нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию [5. п.2].

Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов) осуществляют общее руководство и контроль во всех сферах служебной деятельности военных комиссариатов районов, городов без районного деления, административных округов, префектур, равных им административных образований (далее по тексту - военные комиссариаты муниципальных образований) [5. п.14].

Основное предназначение военных комиссариатов – решение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросов в области обороны путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные Силы Российской Федерации (другие войска, воинские формирования и органы). Положением о военных комиссариатах [5. п.12] и другими нормативными правовыми актами определен круг основных задач, которые можно разделить по направлениям (рис.1):

2 -  задачи в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил;

3 -  задачи в сфере комплектования Вооруженных Сил в мирное время;

4 -  задачи в сфере морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежи;

5 -  задачи в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы;

6 -  задачи в сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих.

В сфере мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил основными задачами являются:

- разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по удовлетворению мобилизационных потребностей Вооруженных Сил за счет местных ресурсов и совершенствованию базы мобилизационного развертывания;

- реализация этих планов в период мобилизации путем призыва и поставки мобилизационных ресурсов по нарядам штабов военных округов, заявок командиров воинских частей, проведение подготовительных и учебных мероприятий в мирное время;

- организация работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- обеспечение круглосуточного приема по средствам связи телеграммы "Мобилизационная", участие в разработке порядка использования сетей связи при чрезвычайных ситуациях и на период мобилизации;

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ

                           

мероприятия в сфере мобилизационной

подготовки и мобилизации

Вооруженных Сил Российской Федерации

               
                           
 

мероприятия в сфере комплектования

Вооруженных Сил Российской Федерации

в мирное время

           
                       
   

мероприятия в сфере морально-

психологической подготовки и

патриотического воспитания молодежи

       
                   
     

мероприятия в сфере социального

обеспечения граждан, уволенных

с военной службы

   
               
       

мероприятия в сфере ритуально-

похоронного обеспечения и увековечения

памяти погибших военнослужащих

 

Рис. 1. Структура основных направлений деятельности военных комиссариатов Российской Федерации.

 

- участие в проведении государственных технических осмотров отобранной по спискам военных комиссариатов техники, предназначенной для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;

- осуществление воинского учета граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе, учета транспортных средств организаций и граждан, накопление в запасе военно-обученных ресурсов;

- оформление отсрочки гражданам Российской Федерации от призыва на военную службу;

- планирование мероприятий по созданию в военное время учебных пунктов обязательного всеобщего военного обучения граждан.

В сфере комплектования Вооруженных Сил в мирное время основными задачами являются:

- проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет;

- проведение призыва граждан на военную службу (граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе) и для прохождения военных сборов;

- проведение медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы;

- отбор граждан для поступления в военные учебные заведения, суворовские и нахимовские;

- организация учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу и самовольно оставивших воинские части, предоставление информации о них правоохранительным органам;

- обеспечение прохождения гражданами альтернативной гражданской службы [4,9,10].

В сфере морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежи основными задачами являются:

- организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту;

- участие в военно-патриотическом воспитании населения и ведение информационно-рекламной работы в целях добровольного поступления граждан на военную службу;

- содействие и оказание практической помощи учебным заведениям и общественным объединениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.

В сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, основными задачами являются:

- ведение учета граждан, пребывающих в запасе, которые принимали участие в боевых действиях по защите Отечества или на территориях других государств, в ликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций, организация работы по вручению им государственных наград;

- взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы;

- содействие в реализации социальных льгот и гарантий, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оказание помощи гражданам, уволенным с военной службы, другим лицам в розыске архивных документов, подтверждающих участие их или членов их семей в Великой Отечественной войне, в боевых действиях на территориях других государств, иных боевых действиях, и документов при решении вопросов об установлении причинной связи ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением военной службы;

- участие в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

- организация работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, назначение пенсий, пособий и компенсаций, осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты;

- организация и осуществление работы по разъяснению законодательства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленных гражданам, уволенным с военной службы;

- направление сведений об очередниках на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и документы военнослужащих в органы местного самоуправления, а также участие в работе общественных комиссий по жилищным вопросам [8,27];

- оказание помощи в оформлении и представлении документов в Военно-страховую компанию для получения страховых сумм гражданам, уволенным с военной службы [26];

- выплата ежемесячного пособия детям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту [28];

- возмещение расходов членам семьи, вызываемым для опознания погибшего военнослужащего [30].

В сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих основными задачами являются:

- извещение семей или родственников военнослужащих, погибших или умерших при прохождении военной службы;

- оказание содействия в захоронении и организация похорон в местностях, где нет военных гарнизонов, военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны;

- участие в работе органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;

- проведение работы по установке памятников военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий;

- осуществление оплаты ритуальных услуг при погребении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников некоторым категориям граждан [29].

Круг задач, выполняемых военными комиссариатами очень широк и разнопланов, регламентируется большим количеством нормативных правовых документов. Организация их выполнения, всей служебной деятельности военного комиссариата, руководство его работой возложены на военного комиссара, который отвечает за выполнение этих задач и наделен правами и обязанностями. [5. п.13].

 

1.2 Функции военных комиссариатов субъектов

Российской Федерации в сфере социального обеспечения

граждан, уволенных с военной службы

 

Социальное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, - это обширный комплекс мероприятий, которые законодательство разграничивает на две составляющие [5. п.12]: пенсионное обеспечение (назначение пенсий в соответствии с действующим законодательством) и социальное обслуживание (содействие в получении установленных законодательством социальных гарантий), которые тесно связаны между собой, но имеют разные правовые основы: одно - это пожизненное или ограниченное определенными условиями государственное содержание, другое - это социальная защищенность определенных категорий граждан (Рис. 2).

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

                           

пенсионное обеспечение

               
                           
       

социальное обслуживание

       
                           
         

установка (оплата расходов) памятников

и оплата ритуальных расходов

 

Рис. 2. Содержание социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.

 

В эту сферу в настоящее время включается и проведение работы по установке памятников военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, которое по своей сути относится к сфере ритуально-похоронного обеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих, но организационно-штатная структура органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предусматривает объединение этих разнородных мероприятий.

В выполнении задач социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, кроме органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации задействовано значительное количество учреждений и организаций, как государственных (например, органы социальной защиты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, территориальные органы медико-социальной экспертизы, Пенсионный фонд Российской Федерации), так и коммерческих и общественных (например, Сберегательный банк Российской Федерации, комитеты и общества ветеранов военной службы) [36. стр.81].

Абзац удален

Рисунок 3 Система органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации удален

Абзац удален

До выхода Федерального закона 2004 года № 122-ФЗ, практически все социальные выплаты гражданам, уволенным с военной службы, производились Центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, однако в настоящее время большинство их осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому возникает необходимость тесного взаимодействия для осуществления оперативного обмена информацией о получателях выплат и контроле за получением во избежание нарушения прав граждан и предотвращения переплат.

Основные функциональные связи, возникающие в процессе деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, представлены на рис. 4. Для упрощения схемы и сосредоточения внимания на системообразующих связях, на рисунке не отражены элементы, включение которых в интегрированную систему на базе современных информационных технологий не имеет принципиального значения в силу незначительного объема документооборота или малого объема совместно выполняемых задач.

Таким образом, функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения вытекают из выполняемых непосредственно военным комиссариатом мероприятий, мероприятий по осуществлению контроля за подчиненными военными комиссариатами муниципальных образований, мероприятий по взаимодействию с другими организациями и учреждениями.

Основные функции военных комиссариатов детально изложены в Методических рекомендациях по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров из числа лиц, уволенных с военной службы, и их семей [31. стр.8-10]. В настоящей работе приводятся только те из них, которые непосредственно создают предпосылки широкого внедрения информационных технологий:

- назначение гражданам, уволенным с военной службы, предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций, обеспечение выплаты и перерасчета назначенных пенсий, пособий и компенсаций и своевременного прекращения их выплаты в установленных случаях;

- руководство и контроль за работой военных комиссариатов муниципальных образований по социальному обеспечению уволенных с военной службы во­еннослужащих и членов их семей, организация обмена опытом в этой работе;

 

Государственная Дума Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Правительство

Российской Федерации

 

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство

здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

 

 

Министерство обороны

Российской Федерации

 

 

 

 
 

 

 

 

Служба экономики

и финансов

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Главное финансово-

экономическое управление

Органы

государственной

власти субъектов

Российской Федерации

   

 

 

 
   

 

 

 

Управление социального

обеспечения

   

 

 

 
   

 

 

   

 

 

   

 

 

   

Финансово-

экономическое

управление

военного округа

 

   

 

 

   

Главные управления

социальной защиты

населения субъектов

Российской Федерации

   

 

 

   
   

 

 

   
   

 

 

   

Отдел социального

обеспечения

   

 

 

   

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

Военный комиссариат

субъекта

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждения

Сберегательного банка

 

 

 

Граждане, уволенные

с военной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военные комиссариаты

муниципальных

образований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 нормативные правовые акты органов государственной власти

 
 

 приказы, разъяснения, указания, разъяснения законодательства

 
 

 контроль деятельности и обеспечение бланками строгого учета

 
 

 взаимодействие по вопросам социального обеспечения

 
 

 документы, оказание помощи, разъяснение законодательства

 
 

 документы на осуществление денежных выплат и контроль выплат

 
                                 

 

Рис. 4. Функциональные связи военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.

- осуществление ревизий и проверок работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей в военных комиссариатах муниципальных образований, анализ состояния работы по результатам этих ревизий и проверок, отчетных данных и сообщений военных комиссариатов муниципальных образований по предоставлению гражданам, уволенным с военной службы, установленных льгот и преимуществ;

- организация и осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых, с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее их получение, денежной компенсации на эксплуатационные расходы и на транспортное обслуживание, осуществление мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат;

- разрешение поступающих в военный комиссариат предложений, заявлений и жалоб по вопросам социального обеспечения уволенных с военной службы военнослужащих и членов их семей, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам.

Для исполнения этих функций военные комиссариаты субъектов Российской Федерации используют данные и документы, получаемые от других элементов системы социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, других учреждений и организаций:

- основой всей работы по пенсионному обеспечению является исчисление выслуги лет (общего трудового стажа) на пенсию военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, отделом социального обеспечения финансово-экономического управления военного округа в тесном взаимодействии с кадровыми органами, расчет выслуги лет на пенсию поступает в военный комиссариат субъекта Российской Федерации вместе с личным делом уволенного с военной службы гражданина;

- из финансово-экономического управления военного округа поступают руководящие документы по вопросам социального обеспечения пенсионеров, указания и разъяснения законодательства по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления льгот, установленных гражданам, уволенной с военной службы, осуществляется обеспечение военных комиссариатов бланками строгого учета;

- из военных комиссариатов муниципальных образований поступают документы для назначения пенсий, пособий и компенсаций гражданам, уволенным с военной службы, и семьям умерших военнослужащих, сведения об изменении места жительства пенсионеров и изменении условий, влияющих на размер пенсии или определяющих, право на дальнейшее ее получение;

- военные комиссариаты муниципальных образований представляют установленную отчетность по вопросам социального обеспечения, сведения об оформленных материалах на выплату единовременных по­собий и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих, а также документы для замены в установленном порядке гражданам, уволенным с военной службы, свидетельств и других документов о праве на установленные для них льготы;

-  из учреждений медико-социальной экспертизы поступают документы об установлении группы и причины инвалидности гражданам, уволенным с военной службы, если это влияет на размер пенсии или пособия, в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации направляются разрешения на выплату пенсии и поручения на единовременную выплату, а также осуществляется широкопрофильный документооборот с другими учреждениями и организациями.

Таким образом, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются главным исполнительным и связывающим звеном во всей деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, через которое проходит большой поток документов. Если принять во внимание, что в подчинении военного комиссариата субъекта Российской Федерации находится от 15 до 65 военных комиссариатов муниципальных образований, состоит на учете от 10 тыс. до 200 тыс. пенсионеров, а Законом Российской Федерации установлен 10-дневный срок для назначения пенсии [1. ст.52], то правомерно встает вопрос об автоматизации работы по социальному обеспечению. В настоящее время центрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации эксплуатируется программа, автоматизирующая выполнение расчетных и учетных задач.

Однако необходимо рассмотреть возможность более широкого и планомерного внедрения современных информационных технологий в этом направлении с учетом практического опыта использования информационных технологий, как военными комиссариатами, так и федеральными органами государственной власти и управления.

ГЛАВА II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.107 с.)