Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр



ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

 

выпускная квалификационная работа

 


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

1.1 Изучение проблемы агрессивного поведения в специальной психолого-педагогической литературе

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

1.3 Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой

Выводы по теоретической главе исследования

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых упражнений

2.1 Определение исходного уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

2.2 Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством игровых упражнений

2.3 Определение эффективности формирующего этапа исследования

Выводы по эмпирической главе исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Ведь агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение. коррекция агрессивный поведение

Проблема детской агрессивности – одна из значимых в начальной школе и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием.

Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения нормально развивающихся школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.

Проблема агрессивного поведения детей с задержкой психического развития в настоящее время недостаточно изучена. В имеющемся теоретическом материале большее внимание уделяется вопросу исследовательской, познавательной и деятельностной сферы, нежели эмоционально-волевой.

Так же следует отметить, что присутствующие поведенческие характеристики на одном возрастном этапе при условии их незакрепления исчезают при переходе к другому. Применительно к агрессивным формам поведения рассмотрение данного вопроса является весьма значимым. Психологи, педагоги, родители, владея такой информацией, способны будут понимать и адекватно реагировать на агрессивные действия ребенка, выбирать эффективные способы воздействия на личность ребенка, предотвращая их закрепление в качестве устойчивой черты (агрессивности).

Так как физический и психический компоненты в играх тесно связаны проведение игровых упражнений с детьми весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения. В подвижных и спортивных играх дети не только реализуют свою потребность в движении, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся, с одной стороны, инициативности, самостоятельности, настойчивости, а с другой – умению владеть собой и считаться с партнерами, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Авторы, занимающиеся вопросами коррекции агрессивного поведения, предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений, в частности, для младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Специально организованные психологические игры в работе с детьми с ЗПР могут помочь ему не только контролировать свое поведение в процессе общения, но и выражать свои эмоции. По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок может преодолеть эгоцентризм, что обеспечивается механизмом принятия на себя роли и выполнением этой роли. Таким образом, игра способствует развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной децентрации, что, в свою очередь, развивает у ребенка умение более эффективно разрешать проблемные ситуации. В ходе выполнения той или иной роли ребенок моделирует значимые для него межличностные отношения, в которых отражаются эмоциональные переживания, связанные с данной ролью; эти действия дают ребенку возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить смыслы и значения своей деятельности, а также формируют новые социальные мотивы деятельности.

Несмотря на актуальность изучаемой проблемы, существует противоречие между коррекционными возможностями игровых упражнений и недостаточным использованием их в работе с агрессивными детьми.

Проблема: какова роль игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования игровых упражнений с целью коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Предмет исследования: игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые упражнения будут являться эффективным средством в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР, при условии:

- если упражнения направлены на использование разнообразных способ снятия агрессивности;

- если упражнения предлагаются для работы в комплексе.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР;

2. Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования игровых упражнений как средства коррекции агрессивного поведения;

3. Выявить уровень агрессивности детей младшего школьного возраста с ЗПР;

4. Подобрать и апробировать игровые упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР;

5. Определить эффективность подобранных и проведенных игровых упражнений в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация;

эмпирические:

1. Анкетирование воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

2. Опросник «Узнай себя» (Подласый И.П.)

3. Наблюдение (схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

4. Проективная методика «Несуществующее животное»

5. Проективная методика «Кактус»

База исследования: Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («детский дом № 5»)

Количество испытуемых: 8 человек.


Заключение

 

Агрессивное поведение – одна из частных проблем детского коллектива, те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему понятен научный интерес к этой проблеме.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что проведение игровых упражнений с детьми с ЗПР весьма эффективный способ коррекции отклонений в развитии агрессивного поведения.

Все это привело нас к проведению педагогического эксперимента. Нами была выбрана база исследования, определены задачи и методы исследования, а также этапы эксперимента (констатирующий, формирующий и контрольный).

Цель эксперимента заключалась в диагностике уровня агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР, разработке комплексов игровых упражнений по коррекции агрессивного поведения, проверке уровня эффективности комплексов игровых упражнений.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к тому, что после проведения специально разработанных игровых упражнений уровень агрессивного поведения младшего школьника с ЗПР понизился.

Эффективность проведенного эксперимента мы подтвердили результатами исследования.

1 ученик, что составляет 12,5 %, опустился с уровня агрессивности выше среднего на средний уровень, а второй ребенок перешел со среднего уровня на уровень ниже среднего.

Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале исследования, подтвердилась, но частично, из-за кратковременности проведения исследования, а также из-за особенностей детей.


Список литературы

 

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336 с.

2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии - М.: Ось-89.- 2000.

3. Безруких М.М. Проблемные дети.- М.: УРАЛ.- 2000.

4. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№ 1.-с.68-72

5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

6. Ватова Д. Как снять агрессивность детей // Дошкольное воспитание.-2003 г.- №8. – с.55-58.

7. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Пед. об-во России.- 2000.

8. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК.- 1998.

9. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: Учеб.пособ.для студ.пед. вузов. - 1999.

10. Змановская Е.В. Девиантология / психология отклоняющегося поведения, с.82

11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений.-М.: Издательский центр «Академия».-2004.-288 с.

12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Рос.пед. агентство.- 1997.

13. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.:ПИТЕР.-2004.-120с.

14. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред.Кумарина Г.Ф. - М.: Изд. Центр «Академия».- 2001.

15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Б.П.Пузанов.-М.: Издательский центр «Академия».-1999.-144 с.

16. Корсаков Н. Неуспевающие дети. - М.: Пед.об-во России.- 2001.

17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-192 с.

18. Кудрявцева Л. Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование.- 2005 г. - №9.-с.193-195.

19. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа. – 1999 г.- №3.-с.24-26.

20. Кухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002.- №10.-с.31-32.

21. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности. // Начальная школа.- 2001 г.- №2.-с.26-30.

22. Лоренц К. Агрессия. — М.:- 1994.

23. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.- 2004.

24. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М.:Пед.Общество России.- 2000.

25. Немов Р.С. Психология III том. - М.: Владос.- 1999.

26. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.-128 с.-(Специальная психология)

27. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений // Б.П.Пузанов,-М.: Издательский центр «Академия».-2000.-272 с.

28. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера.- 2000.

29. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: Владос.- 2002.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос 1996.

31. Рычкрва Н.А. Дезадаптивное поведение детей - М.: Изд-во Гном и Д.- 2000.

32. Слободянник Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие.-М.: 2004.-176 с.

33. Смирнова В. Как помочь ребенку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание.-1999.-№ 5.-с.75-80

34. Смирнова Е. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание.- 2003 г.- №4.-с.62-67.

35. Станкин Н.И. Психологические игры // Специалист.-№ 9.-1994.-с.25-26

36. Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно – развивающими технологиями: Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб.заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной.-М.: Издательский центр «Академия».-2003.-272 с.

37. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников.-2007.-№ 5.-с.58-60

38. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия.- 2002.

39. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.- 1994.

40. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Академия.- 2002

41. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия.- 2003.

42. Хухранова И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением. // Воспитание школьников.- 2002 г.- №10.-с.31-32.

43. Школы для умственно отсталых детей за рубежом / Под ред.Ж.И.Шиф.-М.:.-1966.

44. Ясперс К. Общая психопатология. — М.: 1997.

 


Приложения

 

Приложение 1

Анкета воспитателя «Критерии агрессивности у ребенка» (авторы Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Цель: Определить уровень агрессивности ребенка

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл:

1.Временами кажется, что в него вселился злой дух;

2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен;

3.Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же;

4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться;

5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит;

6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

7.Он не прочь подразнить животных;

8.Переспорить его трудно;

9.Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

10.Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих;

11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот;

12.Часто не по возрасту ворчлив;

13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

14.Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти

Виноватых;

16.Легко ссорится, вступает в драку;

17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

18.У него нередки приступы мрачной раздражительности;

19.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

16-20 баллов – высокий уровень агрессивности

12-15 баллов - уровень агрессивности выше среднего

8-11 баллов – средний уровень агрессивности

4-7 баллов - уровень агрессивности ниже среднего

0-3 баллов – низкий уровень агрессивности

 


Приложение 2

 

Опросник «Узнай себя» (автор И.П. Подласый)

Цель: составить представление об агрессивных наклонностях детей.

Детям предлагается тест, состоящий из 10 вопросов; за ответ «да» присваивается 1 балл, за отрицательный ответ – 0 баллов.

Говорят, что ты:

1. Нарушаешь школьные правила;

2. Любишь смеяться над другими;

3. Можешь ударить товарища;

4. Любишь драться;

5. Ругаешься плохими словами;

6. Не имеешь друзей;

7. Можешь сломать дерево;

8. Обзываешь детей;

9. Бъешь свою кошку, собаку;

10. Говоришь одно, а делаешь другое.

Путем подсчета суммы полученных баллов по каждому ребенку их результаты соотносятся с уровнями агрессивности:

0-2 балла – низкий уровень агрессивности;

3-4 балла – уровень агрессивности ниже среднего;

5-6 баллов - средний уровень агрессивности;

7-8 баллов – уровень агрессивности выше среднего;

9-10 баллов – высокий уровень агрессивности.

 


Приложение 3

 

Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

 

Ф.И.О. ребенка__________________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________

Заполнил: ______________________________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.

 

Признаки проявления агрессивности у ребенка Как проявляется агрессивность Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Облизывает губы в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

Внешние проявления

Кусает губы в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Сжимает кулаки в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Сжимает губы, кулаки, когда обижают 0 1 2 3 4
Тревожное напряжение разрешается гневом 0 1 2 3 4

Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин. 0 1 2 3 4
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин. 0 1 2 3 4

Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией 0 1 2 3 4
Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться 0 1 2 3 4
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии 0 1 2 3 4
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии 0 1 2 3 4
Чувство неприязни к другим не корректируется извне 0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно 0 1 2 3 4
Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые 0 1 2 3 4

Особенности проявления гуманных чувств

Стремится делать назло 0 1 2 3 4
Безразличие к страданиям других 0 1 2 3 4
Стремление причинить другому страдание 0 1 2 3 4
У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий 0 1 2 3 4

Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности 0 1 2 3 4
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции 0 1 2 3 4
Реакция на ограничение При попытке удержать яростно сопротивляется 0 1 2 3 4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым 0 1 2 3 4
Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка 0 1 2 3 4
Проявляет агрессивные реакции на действия других 0 1 2 3 4
Толкается когда обижают 0 1 2 3 4
Бьет других, если ребенка случайно толкнули 0 1 2 3 4

Чувствительность к присутствию других

Щиплется на глазах у всех 0 1 2 3 4
Толкает сверстника на глазах у всех 0 1 2 3 4
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка 0 1 2 3 4

Физическая агрессия, направленная на предмет

Может сломать постройку на глазах у всех 0 1 2 3 4
Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку… 0 1 2 3 4
Ребенок может бросить предмет об стенку 0 1 2 3 4
Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры 0 1 2 3 4
Отрывает руки, ноги кукле 0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Походя ударяет встречных 0 1 2 3 4
Бьет других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Ударяет детей и внезапно успокаивается 0 1 2 3 4
Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом) 0 1 2 3 4
Кусает других детей в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Агрессия невыраженной направленности Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) 0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки 0 1 2 3 4
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. 0 1 2 3 4
Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения 0 1 2 3 4
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком 0 1 2 3 4
В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком 0 1 2 3 4
Царапает взрослого 0 1 2 3 4
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи 0 1 2 3 4
Бьет больно ногой бабушку 0 1 2 3 4

Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям 0 1 2 3 4
Говорит обидные слова взрослым 0 1 2 3 4
Говорит нецензурные слова детям 0 1 2 3 4
Говорит нецензурные слова взрослым 0 1 2 3 4

Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого 0 1 2 3 4
Пугает другого 0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз 0 1 2 3 4
Берет на себя вину за других 0 1 2 3 4
Рвет на себе волосы 0 1 2 3 4
Щиплет себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4
Кусает себя в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

Щиплет кошку 0 1 2 3 4
Выкручивает хвост кошке 0 1 2 3 4
Специально наступает на лапы собаке 0 1 2 3 4
Неупорядоченные проявления и дополнения Плюется в состоянии раздражения 0 1 2 3 4

 

По результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы.

Количество баллов: _________________

 

От 0 до 65 баллов – вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

От 65 до130 баллов – есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

От 130 до 195 баллов – ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

От 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

 


Приложение 4

 

Проективная методика «Несуществующее животное» (автор Е.И. Рогов).

Цель: оценить степень развитости агрессивности у младших школьников.

Ребенку предлагается нарисовать на альбомном листе несуществующее животное и дать ему название, при этом не используя фломастеры и ручки.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1. Детали на голове (рога).

2. Рот с зубами, зубы четко нарисованы.

3. Острые углы.

4. Выпученные глаза.

5. Ноздри.

6. Сильные лапы.

7. Штриховка от себя.

8. Лапа, как боксерская перчатка.

9. Зубчатые неровные линии.

10. Ногти, иглы, щетина.

11. Оружие.

12. Линии с нажимом.

13. Длинные, большие пальцы без ладони.

14. Тематически угрожающее животное.

15. Угрожающее название рисунка.

После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень агрессивности;

4-6 балла - уровень агрессивности ниже среднего;

7-9 баллов – средний уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.

 


Приложение 5

 

Проективная методика «Кактус» (автор М. Панфилова)

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Время проведения теста: 10-15 минут

Цель методики – определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление агрессии, ее интенсивность и т.п.

Стимульный материал: лист белой бумаги размера А4, цветные карандаши.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, какой себе представляешь» вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Затем рисунки детей собираются и обрабатываются, за каждый показатель рисунку присваивается 1 балл:

1. Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности;

2. Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим;

3. Эгоцентризм – крупный рисунок;

4. Неуверенность в себе – маленький рисунок;

5. зависимость – расположенный внизу листа;

6. Стремление к лидерству – центр листа;

7. Демонстративность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм;

8. Cкpытнocть, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса;

9. Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные» кактусы;

10. Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями;

11. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов;

12. Интравертированность – на рисунке изображен один кактус;

13. Наличие чувства одиночества – дикорастущее, «пустынные кактусы»;

14. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения;

15. Женственность – наличие украшений, мягких линий и форм.

После этого по каждому ребенку выявляется его уровень агрессивности:

0-3 балла – низкий уровень агрессивности;

4-6 балла - уровень агрессивности ниже среднего;

7-9 баллов – средний уровень агрессивности;

10-12 балла – уровень агрессивности выше среднего;

13-15 баллов – высокий уровень агрессивности.

 


Приложение 6

 

 


Приложение 7

 

 


Приложение 8

 

Комплекс 1

Игра «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Проводится ее в быстром темпе.

«Попроси игрушку»- вербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова

Цель: обучить детей эффективным способам общения

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку(тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку»- невербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова

Цель:обучить детей эффективным способам общения.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и. д.).

После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять.

«Прогулка на теплоходе» (Н.А. Богданова)

Инструкция: сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза – закрой, если нет, посиди с открытыми глазами.

Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании. Медленно сделайте глубокий вдох и выдох, давайте попробуем еще раз. Открой глаза, как ты себя чувствуешь? Что ты ощущаешь во время выполнения дыхательного упражнения? Какое сейчас настроение?

Снова закрой глаза и представь, что ты находишься на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное, таинственное и долгожданное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.

Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего тела. Уходит напряжение и скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.

Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничего не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.


Приложение 9

Комплекс 2

 

Игра «Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Мы разбивали детей на пары и читали текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе - е - е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Прогулка с компасом» Е.В. Коротаева

Цель: формировать у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий-других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева)

Цель:способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорил: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! на вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – два шага вперед. Выдох- два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад т т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Прогулка в горах» (Д.Г. Михайлова)

Представь, что ты стоишь у каменистого подножья высокой горы, в тени ее склона. Вокруг – только редкая поросль невысоких деревьев со скудными кронами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.19 с.)