Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста



 

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

В речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР часто встречаются ошибки, которые носят название аграмматизмов, и могут быть выявлены при обследовании или замечены внимательными родителями.

Аграмматичными при обследовании наблюдались фразы: «У лисы лисячий хвост», «У Кати синий сумка», «Книга упала в пол», «В комнате шесть стулов», «Я зашиваю пуговицу» и т.д. Кроме этого, у таких детей по сравнению со сверстниками маленький объём (качественный и количественный) словаря.

Обследование лексической стороны речи детей проводилось в утренние часы, когда дети меньше утомлены и легче идут на контакт.

Начали мы с беседы, которая дала нам возможность понять, понимает ли ребёнок обращенную к нему речь. Таким образом, мы обследовали импрессивную сторону речи.

Соответственно возрасту предложили выполнить следующие задания.

Чтобы детям было комфортнее, и они охотно отвечали на вопросы мы обыграли ситуацию и ввели любимый персонаж – Винни-Пух.

… Звучит музыка из мультфильма и ребёнок заходит под её звучание. «Кто же это так поет?». Если ребёнок не узнавал, то загадывали загадку:

Пыхтит, как пышка,

Наш пухлый … (Мишка)

После отгадки детям показывали из-за ширмы Мишутку… Шапка да шубка – вот и я Мишутка! И Винни-Пух спрашивал у детей: «Как тебя зовут?». И дети с охотой отвечали, если все-таки молчали, то медвежонок им помогал.

М.: Мою маму зовут Настасья Петровна, а твою? (Ответы детей).

М.: Я живу в лесу (иллюстрация). А где ты живешь? (Ответы детей).

М.: Я очень люблю мёд? А ты, что любишь. (Ответы детей).

М.: А я в выходные гулял с Пятачком! А ты где? (Ответы детей).

М.: А у меня дома много горшочков с мёдом, шишки, воздушные шары. А ты чем любишь играть? (Ответы детей).

М.: Какие у тебя самые любимые праздники? У меня день рождения. (Ответы детей).

Медвежонок гладит детей по голове, некоторым давал лапу, прятался, если ребёнок начинал баловаться, а потом подарил каждому еловую шишку из сказочного леса.

 


Таблица 1. Результаты обследования детей

Ф.И.О. Как тебя зовут? Как зовут твою маму? Сколько тебе лет? Что ты любишь из еды? Где были в выходные? Любимые праздники
Коротков В. + тётя Света + тоже мёд и печененки гуляли на машине +
Широбоков О. мама Наташа + мороженки дед Мороз
Гойда К. девочка-красавица Светлана Юлина + торт с мёдиком и т.д. ходили в «Сказку» +
Рашитов И. + мама Роза чак-чаки не помню +
Фертикова В. + + + морковкин сок была у бабули +

«+» – правильный ответ;

«–» – неправильные ответ.

 

Таким образом, в результате беседы выяснилось, что не все дети могут ответить на простые вопросы. Олег Ш. не мог вспомнить, где был в выходные дни (путает понятия вчера, сегодня, завтра), не смог назвать любимый праздник (назвал только символы праздников).

Почти все дети не умеют формировать словосочетания, давать полные ответы, нет навыка словообразования. Из пяти детей только Гойда К. показала лучший результат.

Далее мы обследовали детей на понимание Вопросительных предложений (на картинке герои сказок)

За правильный ответ детям вручалась фишка. В конце игры дети подсчитывали фишки, тем самым выявлялся победитель.

 


Таблица 2. Вопросительные предложения

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
У кого их героев полосатая шапочка? у Буратинки на бабушке Яге + У Буратины на котике
Кто несет удочку? + добрый котик
У кого самая большая шляпа? на королевне +
Кто стоит рядом с Незнайкой? жирафа оленёк жирафенок жирафа
У кого из героев самая длинная шея? У Буратины показ показали с трудом
Кто из героев самый злой? + баба Яга +
У кого на голове корона? у кролика +
Какой герой справа от Винни-Пуха? котик
Результат в % 17 20 16,4 32,8 24,6

 

В результате беседы, и выполнения заданий с детьми в форме игры, выяснилось, что дети понимают обращенную к ним речь, но затрудняются в понятиях справа, слева, путают диких и домашних животных, неверно понимают значение слов. И все 5 детей показали не высокий результат.

На понимание инструкций с детьми с ОНР, мы использовали сюжетно-ролевую игру «Магазин». На полках были предметы разной величины, формы и цвета: игрушки, картинки, коробочки. Дети покупали по речевой инструкции логопеда (или были в роли продавца).


Таблица 3. Понимание инструкций

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Позвени колокольчиком, чтоб магазин открылся (громко, тихо) + + + + +
Возьми куклу поставь на полку + + +
Дай мне большой мяч, а маленький спрячь + + +
Возьми синий карандаш и нарисуй снежинки + + + +
Дай мне маленькую машинку и положи в кузов мячик + запуталась
Дай картинку, где нарисована зима + + + +
Дай мне зайчика, а куклу положи в кроватку + +
Покажи картинку: «Дети катаются на санках» + + + + +
Покажи картинку: «Дети собирают яблоки» + + + + +
Покажи диких животных + +
Покажи домашних животных + + +
Найди на полочке Буратино и посади рядом с Мальвиной + + +
Результат в% 60 72 90 56 60

 

Таким образом, по результатам обследования видно, что дети понимают словесные инструкции, играя, выполняют действия с игрушками. Все 5 детей показали не плохой результат.

Далее мы обследовали словарный запас в форме игры «Что? Где? Когда?» (вместо вопросов картинки).

 


Таблица 4. Обобщающие понятия

Картинка Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Ложка, чашка, блюдце путает мебель и посуду посудка + +
Сапоги, туфли, валенки + + + +
Шкаф, кресло, стол + мебеля ± +
Помидор, репа, капуста фрукты + + +
Волк, заяц, белка зверята дикие звери ± домашние животные животные домашние звери
Автобус, трамвай, самолёт мебель
Клубника, земляника, смородина фрукты путала ягоды и фрукты ягодки
Кошка, собака, корова + + + животные +
Яблоко, лимон, персик овощи фрукт путает овощи и фрукты
Результат в % 33 55,5 55 33,5 55,5

 

Таким образом, из таблицы видно, что все 5 детей не могут обобщать понятия: мебель, фрукты, транспорт, дикие животные.

Двое из пяти показали низкий уровень 33%.

В конце года дети обследовались в виде игры «Цветик-семицветик». Отвечая правильно на вопрос, появлялся на столе лепесток (из ответов составлялся цветок).

 


Таблица 5. Обобщающие понятия

Перечисли, дополни, скажи одним словом Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Какую обувь надела Маша? + + + +
Мама достала посуду для чая. Какую? кухонную + сервизную чайниковую +
Назови диких животных + + + + +
Мы сейчас поможем маме, мебель в доме мы расставим. Какую? + + + + +
Курица, утка, индюк, … + + + + +
Апельсин, лимон, яблоко, груша, … садовые фрукты + + +
Корова, коза, свинья, собака, … домашние звери ± + + + звери для дома
Мы едем, едем … В далекие края, … На каком транспорте? + + + на лошадке
Что любит заяц? + + +
Результат в% 66 78 80 78 88,8

 

Таким образом, к концу года все пять обследуемых детей правильно обобщили понятия: мебель, домашние (дикие) животные, птицы. Один из пяти детей не назвал фрукты, и трое из пяти детей не назвали понятие: чайная посуда. В целом с помощью игр результаты повысились на 30–40%.

Закончить предложение и назвать слова «неприятели».

 


Таблица 6. Развитие антонимии

Предложение Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Слон большой – комар… весёлый пискун малюсенький хороший
Камень тяжелый, а пушинка… белая пушистая ласковая
Золушка добрая, а мачеха… + + недобрая +
Зимой холодно, а летом… дождик + + + +
Сахар сладкий, а горчица… несладкий
Кричат громко, а шепчут… + не кричит +
Сажа черная, а снег… холодный снежный
Результат в % 30 20 30 30 30

 

Таким образом, из таблицы видно, что дети путают понятия антонимы с синонимами. Все пять детей не могут различать вкусовые качества с помощью антонимов (сладко – горько), все пять детей не понимают понятия (тяжелый – легкий, черный – белый). Все дети показали низкий результат обследования 20–30%.

Для повторного обследования в конце года использовали игру с мячом «скажи наоборот». Поймавший мяч ребёнок должен придумывать слово, сказать это слово и бросить мяч обратно ведущему.

 

 


Таблица 7. Развитие антонимии

Слово Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Одеть разденуть + + + +
Бросить + + выбросить +
Положить + не положить + +
Купить + + отнять +
Дать брать + + + не давать
Налить пить выпивать + не налить
Спрятать + + +
Результаты

Правильные ответы в процентном соотношении

В начале года 30 20 30 30 30
В конце года 60 56,8 60 65 60

 

Таким образом, к концу года дети показали следующие результаты обследования антонимии. Были даны более сложные задания. Двое из пяти детей вместо антонимов, подбирали слова-стимулы с частицей не– Трое из пяти давали по 4–5 правильных ответов. Дети с помощью игр научились понимать противоположные по значению слова, их результаты улучшились на 30–35%

Обследование проводилось в виде игры «Чья мама, чьи дети?».

Мы раздавали детям картинки с изображениями детенышей, а себе оставляли картинки, изображающие взрослых животных. «Плачет кошка, потеряла она своих детей. Кто её дети?». «Котята», – отвечает ребёнок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе карточку с изображением кошки. Игра шла до тех пор, пока все детёныши не нашли себе мам.

 


Таблица 8. Детеныши животных

Фраза Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
У кошки киски телята + + котики
У утки + уточки +
У лошади жеребёнки + +
У коровы коровки + +
У волка волчаты + + волчики
У курицы цыпляты цыплятаки + +
Результат в % 49,8 33,4 60 33,2 49

 

Таким образом, из обследования видно, что дети затрудняются называть детенышей животных. Почти все дети дают по 2–3 неправильных ответа. Двое из пяти детей дают низкие результаты обследования. И один из пяти дает 4 правильных ответа. Это всего 30–35%.

В конце года обследование проводилось с помощью дидактической игры «путаница». Прилетела птичка и перепутала детенышей, и теперь у них разные мамы. Дети исправляли ошибки, подходили к доске проговаривали: «Это кошка. Вот тебе котенок».

 

Таблица 9. Детеныши животных

Фраза

Коротков В.

Широбоков О.

Гойда К.

Рашитов И.

Фертикова В.
У кошки

+

+

+

+

+
У утки

+

+

+

утёнки

+
У лошади

+

лошадята

+

+

+
У коровы

телёнки

+

+

У волка

волчененок

+

+

+
У курицы

+

+

+

+
Результаты

Правильные ответы в процентном соотношении

В начале года 49,8

33,4

60

33,2

49

В конце года 67

70

83

66

94

                   

Таким образом, к концу года все пять детей из шести вопросов дают четыре правильных ответа. Двое детей имеют по одной ошибке. А трое детей по две ошибки. Их результаты улучшились на 30–35%.

Обследование проводилось в форме игры «Загадки».

Цель: Активизация словаря по теме, научить детей узнавать профессии по действию.

 

Таблица 10. Название профессий

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Кто у нас всегда в полете и лежит он в самолёте?
Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? продавшиха ± + + + +
Кто машиной управляет, за рулем тебе сигналит? машинист
Кто шьет платье Тане, брюки Ване? тётя которая шьёт
Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает? + + пожарист +
Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? доктор Айболит доктор + врач + + +
Результаты в% 33,2 49,8 33 49,8 33,4

 


Таким образом, их таблицы видно, что детям трудно узнавать профессии по действию. Все пятеро детей не смогли назвать профессии: пилот, шофер, швея. Двое не могут назвать профессии: врач, пожарный.

Итак, дети знают профессии всего на 30–40%.

Систематическое проведение игр в течении учебного года отразилось, на результатах. Сравнение результатов до и после проведения серии игр свидетельствуют о том, что у детей произошли существенные изменения.

Обследование проводилось в форме игры «Почтальон». «Я вам раздам письма-картинки и буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать и показывать письмо почтальону Печкину.

 

Таблица 11. Название профессий

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Кто водит машину? + + + +
Кто готовит еду? + + + + +
Кто шьёт одежду? швеист + + +
Кто учит детей? воспитатель + + +
Кто управляет самолетом? + + +
Кто продает конфеты? + + + +
Результаты

Правильные ответы в процентном соотношении

В начале года 33,2 49,8 33 49,8 33,4
В конце года 66,4 70 83 83,2 66,8

 

Из таблицы видно, что к концу года дети делают больше правильных ответов в названии профессий. Все пять детей, правильно назвали понятия: шофер, повар. Трое усвоили понятие пилот, учитель. В целом у детей по одной, две ошибке, что говорит об улучшении результатов обследования на 35%.

Результаты обследования, проведенного в форме игры, в целом подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование игры является эффективным методом обучения.

Обследование умения образовывать прилагательные в форме игры «Из чего сделана посуда?». Проводилась с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

 

Таблица 12

Фраза Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Стакан из стекла + + + + стекляниная
Вилка из металла металиный красивая +
Ваза из хрусталя хрусталеные хрустящая холодная хрусталеная +
Ложка из дерева + дровяной + + +
Тарелка из пластмассы не знаю
Чашка из фарфора суповая формовая не знаю +
Результаты в% 33 20 32,8 49,2 49

 

Таким образом, из таблицы видно, что почти все дети не могут образовывать прилагательные: пластмассовая, фарфоровая, металлическая (посуда).

Из шести ответов у всех детей по четыре ошибки, а у Олега Ш. только один правильный ответ. Это говорит о низком уровне образования прилагательных.

Далее мы провели повторное обследование в конце года и получили следующие результаты. В форме игры «Кто больше» (придумать слова отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»). На тему «Весна» (до игры проводилось много экскурсий, наблюдений на прогулке. рассматривание иллюстраций.

 

Таблица 13. Образование прилагательных

Существительное Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Солнце (какое?) круглое ++ желтое доброе ++ теплое желтенькое ++
Небо (какое?) большое пушистое ++ солнышкино
Сосульки (какие?) плачут вкусные ледянки + длинные ++
Ручей (какой) красивенький веселый мокрый корабликин добрый
Листочки (какие?) маленькие зеленые ++ спрятавшиеся зеленые маленькие зеленые
Облака (какие?) + + хорошие большие +
Результаты

Правильные ответы в процентном соотношении

В начале года 33 20 32,8 49,2 49
В конце года 61,6 62 61,6 82 80

«++» – дополнительные ответы.

 

Таким образом, из таблицы видно, что дети научились образовывать прилагательные. У каждого ребёнка по 4–5 правильных ответов. Это говорит, о том, что с помощью игр дети улучшили результаты обследования, и повысился уровень лексической стороны речи у детей с ОНР.

Результаты отражены в таблице 14 в процентном соотношении.

 


Таблица 14

Показатель

Коротков В.

Широбоков О.

Гойда К.

Рашитов И.

Фертикова В.

Н К Н К Н К Н К Н К
Сформированность обобщающих понятий 33 66 55,5 78 55 80 33,5 78 55 88,8
Обследование словаря признаков антонимов 30 60 20 56,8 30 60 30 65 30 60
Сформированность умения называть профессии 33,2 66,4 49,8 70 33 83 49,8 83,2 33,4 66,8
Детёныши животных 49,8 67 3,4 70 60 83 33,2 66,8 49 94
Прилагательные от существительных 33 61 20 62 32,8 61,6 49,2 82 49 80

Н – начало года;

К – конец года.

 

В таблице видна наглядная разница в усвоении лексики и навыков словообразования в речи детей.

Результаты таблицы свидетельствуют об эффективности выбранной методики, с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игровую деятельность.

Используя полученные значения, нам хотелось показать речевой профиль одного из обследуемых детей.

Отложив на оси ординат успеваемость: выполнение заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий.

Выполняемые задания:

1. Сформированность обобщающих понятий.

2. Сформированность умения подбирать антонимы.

3. Сформированность умения называть профессии.

4. Умение называть детенышей животных.

5. Умение образовывать прилагательные от существительных.

У О. Широбокова сформированность обобщающих понятий от 50% повысилась до 80%, умение подбирать антонимы от 20% повысилось до 60%, также улучшились результаты в умении называть детенышей животных от 50 до 70%, образование прилагательных от существительных повысилось от 20 до 70%. Результаты видны на графике.

Таким образом, дидактические игры повлияли на результаты коррекционной работы по предупреждению нарушений лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.63.67 (0.094 с.)