Пелопонесс в эпоху архаики. Спартанский полис. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пелопонесс в эпоху архаики. Спартанский полис.



Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V – начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты – Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII–VII вв. до Р. Х.).

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство.

Государственное устройство Спарты. Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками, кроме того, выполняли жреческие функции и частично – судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, – коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь. Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды – агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово «лаконизм», означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно.

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение «со щитом или на щите» принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет – той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым «экзаменом» – торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов (покоренное население Мессении и Лаконики).

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. Большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца – образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона – бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

10. Ранние Афины: Законодательство Драконта, реформы Салона, Тирания Писистрата, преобразования Клисфена.

 

Первые греческие законодательства. С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство. Изживание старых порядков, связанных с господством аристократии, иногда происходило за счет реформирования законодательства, а не путем создания тиранических режимов. Наиболее известные правовые кодексы создаются непосредственно в Греции в конце VII – начале VI в. до Р. Х. Драконтом (621) и Солоном (594).

Законодательство Драконта в Афинах (621). Драконт был архонтом, осуществлявшим гражданское управление Афинами. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Подобного рода законодательства, «записанные кровью», отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества (см. вавилонские законы Хаммурапи).

Законодательство Солона в Афинах (594). В 594 г. до Р. Х. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши. Данные постановления направлялись против знати.

Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества. Он делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества: получавшие со своей земли не менее 500 мер продуктов вошли в первый разряд и названы «пятисотмерники», 300 – во второй («всадники»), 200 – в третий («владельцы парой волов»), меньше 200 – в четвертый. Пятисотники и всадники – высшие категории граждан – получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд – пешее войско, четвертый разряд получал лишь право голосовать в народном собрании. «Имущественный ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния – в этом и состояла важность социальных реформ».

Солон отменяет долговую кабалу – задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет 400, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.

 

Тирания Писистрата в Афинах

Революц Солона залож основы полис демокр, но в столь крат срок не могла выкорч все остатки род строя, оконч сломить господ полож знати. Реформы Солона укреп полож демоса, кот мог теперь опир на поддерж закон-ва, на благоприят эконом полит, новые органы власти. Борьба м-у знатью и демосом продолж после Солона, но она приобр новое кач-во. После Солона в Афинах орган три полит группир, возглавл представ знат родов: педиеи – Ликург, паралии – Мегаклом, диакрии – Писистрат. Остр полит борьба группир между собой законч побед диакриев во главе с Писистратом, кот в 560 г. овлад Афинами и провозгл себя верх правит полиса. Они хотел представ свой режим как удовлет самым различ слоям насел. Заботясь о землед, Писистрат раздавал беднякам льготные ссуды для обеспеч землед работ, учредил разъезд суды, кот решали все споры на месте и не отвлек землед от работы. Вместе с тем ввёл обременит налог в 10% урожая в пользу своей казны. Писистрат поощрял занятия ремёслами, произв-во на экспорт за пределы Аттики. Был постр храм Афины на акрополе, начато сооруж святилищ Аполлона и Зевса. Для снабж города питьевой водой был устроен водопровод. Знать также сохр свои зем владения, хотя и поступилась влиянием в пользу тирана. Писистрат привлек ко двору выдающ деят греч литерат и искусства (Симонида), не жалел средств на орг-цию праздненств. Успеш и масш была внеш полит афин тиранов. Их осн цель закл в овлад ключ пунктами, конт-шими морской путь к проливам и далее в Причерном. Писистрату удалось овлад богат рудниками в Пангее на фракийском побережье. Мильтиад, вынужд покинуть Афины, овлад п-ов Херсонесом Фракийским и поддерж там афин интер. Писистрат уст друж связи с тиранами о-ов Наксос, Самос, с фессалийской знатью, с гор Аргос и Коринф. Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх не смогли удержать власть в своих руках. Находив в изгнан род Алкмеонидов с помощью Спарты сместил Гиппия в 510 г.

Тирания Писистрата и его сыновей имела важн знач для общ развит Афин. Хотя тираны в знач степени рук личными интер, их политика лавирования среди разн соц прослоек, поддерж гос порядка и соц спокойствия, стимулир экономич и культ разв оказ полож влияние на общий процесс форм афин общества, продолж укреп полисные порядки, залож Солоном.

Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Важным этапом в ее становлении были реформы Клисфена (509–500). Клисфен ввел территориальное деление Аттики, упразднив родовое, – важный принцип для становления любого государства. Кандидаты на руководящие должности отныне избирались от административных округов. Он создал Совет пятисот и ввел такую меру, как остракизм, когда из государства на десять лет изгонялся человек, способный подорвать устои демократии. Изгнанника не казнили и его имущество не конфисковывалось, потому что остракизм являлся мерой для устранения влияния, его название происходит от слова «острака» – черепок, на котором члены собрания писали имя изгонявшегося, для чего требовалось не менее шести тысяч голосов – единственное введение кворума в практике афинской демократии. Афиняне часто проявляли страх перед властью одного человека, поэтому большинство видных и достойных граждан стало жертвами остракизма. Реально он стал применяться после Марафонского сражения (490) и вскоре стал орудием борьбы для устранения политических противников, что афиняне позднее осознали и в 417 г., во время Пелопоннесской войны, остракизм упразднили.

Важное знач имело введ нового адм деления Аттики. Сила род знати наход в системе традиц деления Аттики на родовые филы, фратрии и роды. Террит всей Аттики была разд на 10 обл, каждая из кот сост из 3 р-нов, в р-н включ нескл демов, низших адм единиц. Каждая изь 10 фил представл собой не сплош террит, а сост из трёх р-ов, расп в разных местах Аттики. Родовые коллективы оказ разброс по разн демам, триттиям, филам, т.е. факт были расформ и потер полит значение. В конце 6 в. Афины превратились в круп и многочисл гор центр, в кот обрет пост место жит-ва и выходцы из др городов – Милета, Самоса – они сост сословие метеков, чужаков. Как и во времена Солона, довольно острой была в Афинах конца 6 в. аграрная проблема из-за наличия массы малоземельных граждан, с трудом свод концы с концами. Клисфен решил эту проблему, раздав конфиск в пользу Афин земли халкидян, напавших в 506. Совет 400, сост из представ стар род фил, был упразд. Вместо него учрежд Совет 500, в кот вход 50 чел от каждой новой филы, внутри филы кандидаты в члены Совета 500 изб по демам и триттиям. На выборн должности назначали по 10 членов от филы. Введ новые должности аподектов (сборщики взносов – 10 чел) и стратегов (10 воен командиров). Для охраны уст порядка, предотвр захвата власти со стороны могущ лица был введён т.н. остракизм (голосование на черепках – 6000 голосов и 10-летнее изгание).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.012 с.)