Государственное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование



Р Е Ф Е Р А Т

 

на тему

 

Государственное регулирование

Транспортной деятельности

 

                                                      Выполнил: студент 5 курса                                                                                                                                                                                                          

                                                      

                                                      Проверила:

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение...................................................................................................................... 3

 

Задачи регулирования транспортной деятельности............................................... 5

 

Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7

 

Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг............. 9

 

Формирование системы государственного регулирования

транспортной деятельности в Российской Федерации........................................ 11

 

Формирование информационной базы данных для регулирования

транспортной деятельности..................................................................................... 18

 

Порядок формирования и структура информационной базы

процесса регулирования рынка транспортных услуг........................................... 19

 

Список литературы................................................................................................... 21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи­ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про­изводства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет само­стоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомо­бильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов.

В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный тран­спорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению су­ществовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходи­мым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тя­жесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен суще­ствовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и ре­гулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям ры­ночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В процессе приватизации и демонополизации транспортного произ­водства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что ры­ночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Однимиз первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной дея­тельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской тран­спортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка тран­спортных услуг.

Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой по­ложительный эффект, который заключался, в частности, в снижении коли­чества дорожно-транспортных происшествий.

Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу тран­спорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

 

Рис. 1. Задачи регулирования транспортной деятельности

 

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в инте­ресах общественной безопасности (дорожного движения и экологи­ческой).

2. Во многих случаях транспорт является естественной монополией, что представляет собой сдерживающий фактор его развития.

3. Чаще всего транспорт сильно подвержен конкурентной борьбе. Это ведет к снижению заработной платы работающих в отрасли.

4. Социальные затраты транспорта очень велики, в связи с этим их необходимо учитывать и перераспределять. Автомобильный тран­спорт не может существовать без таких элементов, как автомо­бильные дороги, стоянки и т.п. Это обусловливает дополнитель­ное финансирование.

5. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость государственных соглашений.

6. Транспорт вместе с системой материально-технического снабжения и связью является частью инфраструктуры национальной экономи­ки и одновременно стимулятором ее развития.

7. Транспорт, в связи с высоким коэффициентом перевозимости про­изводимых товаров, является отраслью, прогрессивно стимули­рующей инфляционные процессы. В связи с этим, в условиях неста­бильной экономической обстановки необходим контроль за уров­нем тарифов.

8. Транспорт является центральным звеном при ликвидации чрезвы­чайных ситуаций и играет важную роль в обеспечении обороно­способности страны.

 

Рис. 2. Методы регулирования транспортной деятельности

 

Как видно из рисунка, методы регулирования транспортной деятель­ности укрупненно можно подразделить на: нормативно-правовые; эконо­мические; комплексные.

Нормативно-правовые методы по области своего воздействия, своей направленности могут быть подразделены на определяющие без­опасность и регулирующие рынок транспортных услуг.

В числе нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность автомобильного транспорта, можно отметить правила дорожного дви­жения, устав автомобильного транспорта, правила перевозок опасных грузов, стандарты по экологической безопасности и т.д.

К методам регулирования рынка транспортных услуг следует отнес­ти: лицензирование; квоты и разрешения (например, для международных перевозок); ограничения (числа компаний, размеров парка и др.).

Среди экономических методов можно выделить комплексные и част­ные. Комплексные методы предполагают изменение системы производ­ственных отношений, и в частности отношений собственности. Это нацио­нализация транспортных компаний либо их приватизация. Частные ме­тоды экономического регулирования транспортной деятельности осу­ществляются при неизменной системе производственных отношений. Это: налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций и т.д.

Синтетические методы регулирования автотранспортной деятель­ности представляют собой синтез нормативно-правовых и экономических мер, которые сложно разделить и обособить. Так, например, в Финляндии при лицензировании перевозок туристов автобусами, перед автотран­спортными фирмами ставится обязательство отработки определенного времени на городских маршрутах.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИЭА. – СПб., 1997.

2. СБОРНИК нормативно-справочных материалов по лицензированию и инспектированию на автомобильном транспорте в РФ по состоянию на 01.03.1993 г. /ГУК ПК при Минтопэнерго РФ. – Иваново, 1993.

3. Регулирование транспортной деятельности: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. / СПбГИЭА. – СПб., 1996.

Р Е Ф Е Р А Т

 

на тему

 

Государственное регулирование

Транспортной деятельности

 

                                                      Выполнил: студент 5 курса                                                                                                                                                                                                          

                                                      

                                                      Проверила:

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение...................................................................................................................... 3

 

Задачи регулирования транспортной деятельности............................................... 5

 

Методы регулирования автотранспортной деятельности...................................... 7

 

Лицензирование как метод регулирования рынка транспортных услуг............. 9

 

Формирование системы государственного регулирования

транспортной деятельности в Российской Федерации........................................ 11

 

Формирование информационной базы данных для регулирования

транспортной деятельности..................................................................................... 18

 

Порядок формирования и структура информационной базы

процесса регулирования рынка транспортных услуг........................................... 19

 

Список литературы................................................................................................... 21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономи­ки страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы про­изводства, связать производство и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет само­стоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомо­бильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов.

В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный тран­спорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению су­ществовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходи­мым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тя­жесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т.д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен суще­ствовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и ре­гулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям ры­ночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией.

В процессе приватизации и демонополизации транспортного произ­водства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили не подготовленные для этих целей руководители.

Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что ры­ночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.

Однимиз первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной дея­тельности в условиях перехода к рынку стало создание Российской тран­спортной инспекции (РТИ). На органы РТИ были возложены обязанности проводить лицензирование транспортной деятельности и сервисных услуг, контроль выполнения законодательных актов и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять целый ряд иных функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка тран­спортных услуг.

Формирование органов РТИ и их функционирование дали свой по­ложительный эффект, который заключался, в частности, в снижении коли­чества дорожно-транспортных происшествий.

Регулирование рынка транспортных услуг предполагает сочетание экономических и административных методов воздействия на работу тран­спорта, осуществления регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных воздействий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.021 с.)