Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и ее эффективность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь и ее эффективность



 

Антиинфляционная политика - это комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В её основе часто лежит компромиссная теория инфляции, утверждающая, что в краткосрочном периоде уровень безработицы и инфляции обратно пропорциональны [21, с. 46]. Эту зависимость отражает кривая Филипса (рис 2.2).

По характеру действий выделяют активную и пассивную (адаптивную) антиинфляционную политику. Активная антиинфляционная политика направлена на ликвидацию причин, породивших инфляцию, а пассивная - на приспособление к условиям инфляции, смягчение её отрицательных последствий. Первая - антиинфляционная стратегия (особенность этих мер состоит в том, что их эффект экономика страны ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени). Вторая - антиинфляционная тактика (эти меры рассчитаны не на устранение глубинных причин инфляции, а на сильные, но краткосрочные эффекты).

Инфляционные процессы в Республике Беларусь на протяжении всего её самостоятельного существования протекали крайне неравномерно. В начале денежно-кредитная политика Национального Банка была направлена на обеспечение стабильности курса белорусского рубля и на этой основе - на обеспечение снижения уровня инфляции. Успехи в борьбе с инфляцией достигались главным образом с помощью сокращения кредитной эмиссии. Такая политика явилась достаточно действенной и способствовала достижению ценовой стабильности в стране.

Начиная с 2001 года экономика нашей страны постепенно переходила в режим низкоинфляционного развития, но начали применяться другие методы, так как реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и так далее - оставались нерешенными. Поэтому с 2001 г. антиинфляционная политика проводилась с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако в 2007 году не удалось закрепить положительную тенденцию снижения инфляции.

На протяжении 2008-2009 гг. в мировой экономике разразились кризисные явления, затронувшие и Беларусь: в Республике снизились темпы экономического роста, возросла инфляция. Это потребовало принятия определённых решений со стороны правительства. Поэтому в 2009 г. Министерством экономики совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен и правительством республики утвержден План антиинфляционных мер, направленный на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода в 2009 г. на прогнозный параметр инфляции. Этот план оказался достаточно успешным, так как инфляция за год составила 10,3% при прогнозируемом уровне 11%.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что за время существования Республики Беларусь различными правительствами было опробовано огромное количество мер по борьбе с ростом цен и обесценением национальной денежной единицы. Казалось бы, в стране накоплен огромный опыт антиинфляционного регулирования, однако, как показал 2011 год, схема поведения в условиях инфляции чётко отработана только у белорусского народа, который на любые изменения в экономической сфере реагирует соответствующим повышением спроса как на различную продукцию, так и на иностранную валюту.

В целом совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Республике Беларусь, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры по:

· регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

· поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

· снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

· реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

· сокращению трансакционных издержек.

Второй комплекс охватывает меры по:

· регулированию объема и структуры денежной массы;

· проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

· сокращению скорости оборота денег;

· регулированию резервных требований;

· ограничению бюджетного дефицита;

· регулированию доходов населения;

· сокращению бартерных операций, неплатежей;

· стабилизации белорусского рубля.

Третий комплекс предусматривает меры по:

государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

-   государственному регулированию цен на товары монополистов;

- регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

-   регулированию уровня рентабельности;

    стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

    ограничению инфляционных ожиданий;

    ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов [22, с. 586-587].

Рассматривая антиинфляционную политику, проводимую в Беларуси в 2011 году, стоит сразу же упомянуть, что долгое время у правительства и Нацбанка отсутствовал чёткий план по снижению темпов роста цен и обесценения национальной валюты. Это обусловлено, во-первых, неожиданностью инфляции (хотя она была закономерным явлением), и, во-вторых, отрицанием властью нарастающего финансового кризиса как такового,

квартал 2011 года был периодом нарастания напряжения на валютном рынке страны. Поскольку дисбалансы на то время ещё слабо проявлялись, никакие антиинфляционные меры не проводились.

Во 2 квартале в связи с обострением ситуации, возникновением «чёрного рынка» и недостатком иностранной валюты возникла серьёзная необходимость вмешательства Нацбанка. Это произошло в мае, когда 23 числа была произведена официальная 56-процентная девальвация. Однако эффект от снижения курса национальной валюты был лишь частичным. Разрыв между официальным и реальным курсом сократился, но не исчез. Продажа валюты в обменных пунктах не была разрешена. Девальвация оказалась запоздалой и недостаточной.

После девальвации 25 мая 2011 года был утверждён План действий по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля.

Не все меры в соответствии с этим планом были реализованы, однако данный документ, во-первых, заложил основы антиинфляционной политики государства 2011 года, а во-вторых, позволил хотя бы в небольшой степени ослабить разрушительные последствия инфляции. Это дало правительству время для разработки более конкретных и действенных мер по спасению национальной экономики, а также планов развития на 2012 год.

Далее, вплоть до последнего месяца 3 квартала, проводилось лишь ограничение цен на некоторые социально значимые товары. К действительно стабилизационным мерам можно отнести открытие в сентябре 2011 года дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже, на которой установился реальный курс национальной валюты. Она была закрыта 20 октября, и новый курс вступил в силу. Таким образом, была проведена ещё одна девальвация, примерно на 52%. Давая оценку объединению курсов как мере антиинфляционной политики, стоит учесть, что она была крайне запоздалой - МВФ и многие западные экономисты советовали провести девальвацию до реального курса гораздо раньше. Однако, несмотря на потери из-за несвоевременности стабилизационных мер, антиинфляционное регулирование в 2011 году позволило сбавить темпы инфляции и частично стабилизировать финансовую ситуацию в стране.

Международный валютный фонд (МВФ) в апреле 2012 года сделал прогноз по росту ВВП Беларуси в 2012 году в пределах 3% при инфляции 38,4%. Согласно прогнозу МВФ, в 2013 году экономика Беларуси может вырасти на 3,3%, а в 2017 - на 5%. По планам правительства Беларуси, ВВП страны уже в 2012 году должен составить 5-5,5%. Эксперты МВФ при этом предположили, что после гиперинфляции 2011 года на уровне 108,7% прирост потребительских цен в Беларуси замедлится до 38,4% в 2012 году и 27,5% в 2013 году. Власти Беларуси при этом поставили цель удержать инфляцию в текущем году в пределах 19-22% и даже меньше.

В целях сдерживания уровня инфляции в Беларуси в 2012 году проводится жесткая денежно-кредитная политика.

Эксперты МВФ одобрили унификацию обменных курсов, введение гибкого формирования стоимости белорусского рубля и ужесточение денежно-кредитной политики. Эти меры позволили белорусской экономике выйти из кризиса 2011 года, восстановить валютные рынки, снизить инфляцию и дефицит счета текущих операций и способствовали увеличению резервов, сказано в докладе фонда.

Эксперты обращают внимание на необходимость укрепления бюджетной дисциплины, отмечая, что рационализация государственных расходов, ограничение бюджетных субсидий и дотаций повысят эффективность экономики и снизят уровень долга в среднесрочной перспективе. Кроме того, представители МВФ подчеркивают необходимость структурных реформ и важность ослабления прямого государственного контроля над экономикой, отметив, что либерализация цен, реформирование предприятий и приватизация позволят улучшить распределение ресурсов и усилить рыночные стимулы.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. главными задачами денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики. Направления реализации этих задач предусматривают:

· постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности;

· формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

· совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов;

· поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики [21].

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

· выход на положительное сальдо внешней торговли - обеспечено;

· сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики - эмиссионное кредитование сильно сократилось, денежно-кредитная политика стала жестче;

· приватизация малоэффективных предприятий - в процессе, однако темпы проведения и результаты слабые;

· отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков - преимущественно выполняется;

· рост золотовалютных резервов на 5 миллиардов долларов США, го есть вдвое - наблюдается положительная динамика;

· отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями - сомнительно, т.к. сложно оценить, однако прилагаются большие и не всегда оправданные усилия для наращивания темпов роста;

· удерживание инфляции на уровне 19% - маловероятно, что будет выполнено, однако превышение будет небольшим.

Данный план был раскритикован как президентом А. Лукашенко как чрезмерно «рыночный», так и независимыми обозревателями как «оптимистичный», но невозможный без структурных реформ.

Но, несмотря на некоторые недостатки, реализация уже части этих предложений положительно повлияла на экономику, способствуя её восстановлению. Предполагается, что реализация всего пакета предусмотренных мер позволит достигнуть ещё больших результатов.

По мнению автора, правительством в 2012 годах должны быть предприняты следующие меры для снижения темпов инфляции:

1) Масштабная приватизация госпредприятий, которая позволит сократить бессмысленные расходы государства на их льготное кредитование, а также, как показывает практика, увеличит их эффективность;

2) Ещё большее сокращение финансирования неэффективных госпрограмм;

3) Чёткий расчёт объёма денежной массы, необходимого экономике для стабильного функционирования;

4) Стимулирование малого бизнеса, который станет основой экономического роста страны, обеспечит высокую степень занятости;

5) Создание благоприятного инвестиционного климата, который обеспечит приток иностранной валюты в страну, и, как следствие, положительно повлияет на валютный курс.

Вышеупомянутые меры стабилизации экономики не являются новинкой, и многие из них уже много раз предлагались зарубежными и отечественными экономистами. Проблема в том, что для их выполнения необходимо провести ряд реформ национальной экономики, которые, возможно, не будут сочетаться с действующей на данный момент моделью социально-ориентированной рыночной экономики. Поэтому у правительства есть выбор: либо отказаться от модели, которая тянет страну ко дну, и сделать шаг навстречу прогрессу, либо продолжать игнорировать советы авторитетных международных организаций и ждать упадка. Стоит упомянуть, что даже терпеливый белорусский народ устал от неэффективной политики государства, что нашло выражение в различных акциях протеста, направленных против повышения цен на продукты и топливо, административных ограничений вывоза товаров и снижения уровня жизни населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.014 с.)