Виды ответственности государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды ответственности государственных служащих



 

Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера    за виновное совершение правонарушения. Т.е. за такие действия (бездействия), которые законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность – это применениемер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Законом о государственной гражданской службе РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применение только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания  представитель нанимателя должен потребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать объяснение составляется соответствующий акт. Отказ  гражданского служащего не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав гражданского служащего.

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя, т.е. должностным лицом, имеющим право назначать гражданского служащего на соответствующую должность.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружении дисциплинарного проступка, но не позднее месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени служебной проверки. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проверке.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию по служебным спорам государственного органа или в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.)[27]

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Представитель нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ. Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) на их применение, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Положения устава распространяется не только на военнослужащих, но и на пребывающих в запасе или находящихся в отставке с правом ношения военной формы одежды прапорщиков, мичманов и офицеров при ношении этой формы.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Взыскание может быть снято приказом командира в порядке поощрения военнослужащего.

Вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительной службы изложены в Положении о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других нормативных правовых актах.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы, т.е. как на государственного гражданского служащего. Налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников правоохранительной службы могут только их прямые начальники в пределах предоставленным им прав. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами.

Материальная ответственность государственных служащих.

Материальная ответственность государственного служащего наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом);  вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Административная ответственность

Административная ответственность – это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим или юридическим лицам за совершение административных нарушений.

Для привлечения к  административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие правонарушения от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут ответственность на общих основаниях наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине. Этот порядок распространяется на военнослужащих и призванных на военные сборы граждан (ст. 2.5. КоАП). Существенными особенностям характеризуются должностные лица как субъекты административных правонарушений. Статьей 2.4 КоАП установлено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения   в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. К должностным лицам применяются такие виды административного наказания, как дисквалификация, административное приостановление деятельности, и предусмотрены более высокие размеры административного штрафа за совершение определенных правонарушений.   


Заключение.

 

Государственная служба тесно связана с государством. Из вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX веков. В Советский период государственная служба, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.

Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы государственной службы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы». В законах о государственной службе подтверждается единство системы органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения государственных служащих. Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только административно-правовыми нормами, но и нормами других отраслей права: международного, конституционного, муниципального, трудового, финансового, гражданского, уголовного.

Подводя итоги следует отметить, продвижение по службе должно определяться в первую очередь личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, компетенцией, квалификацией, пригодностью к данному виду службы. Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц. Для этого приходится тратить немало времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную информацию о возможных кандидатах на те или иные должности. Прежде всего, следует ориентироваться на кадровый резерв. Кроме того, руководителями государственных органов, их структурных подразделений и кадровыми службами должна постоянно осуществляться работа по выявлению и других кандидатов. Используются различные методы: изучение документов о прежней служебной деятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовой информации, отзывов сослуживцев, актов ревизий и инспектирований и т.п. Весьма желательны и личные беседы с кандидатом. При этом особенно важно определить качества кандидата по результатам его практической работы. Ведь о людях судят не по словам, а по делам, которые многим очень известны. Все это в совокупности позволяет составить объективное мнение о кандидате и сделать правильный выбор о его будущем. Главное здесь – объективность, достаточность информации, непредвзятость, что особенно важно при подборе кандидатов на руководящие должности. При подборе последних, кроме уточнения справочно-библиографических данных, выявляются способности работать в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей со странами СНГ, умения использовать новые методы управления. Важно определить и то, как кандидат знает законодательство в соответствующих областях будущей деятельности.

Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей – специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они конечно нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские специальности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления.

В наше время, когда субъекты Федерации самостоятельно организуют государственную гражданскую службу, важно иметь с ними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения на федеральный уровень государственной гражданской службы. К сожалению, норматаивно-правовая база, регулирующая порядок прохождения государственной службы на федеральном, а следовательно и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.


Список использованной литературы

 

Источники:

 

1. Конституция Российской Федерации – Москва. Изд. «Новая волна», 2005

2. Административный кодекс – Москва, ИНФРА, 2005г.

3. Гражданский кодекс РФ, Проспект, 2004г.

4. Комментарии к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. М., Инфра. 2005

5. Собрания законодательств Российской Федерации за 1995 – 2005г.г. 

6. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

7. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2002 №143 (ред. от 25.11.2003) «Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которые включен стаж государственных служащих для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим»

8. Указ Президента РФ от 25.06.2002 №659 (ред. От 10. 24.2004) «О денежном поощрении лиц замещающие отдельные государственные должности Российской Федерации» 

9. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред. От 11.11.2003) «О системе государственной службы в Российской Федерации» (принят 25.04. 2003)

10. Декреты Советской власти. Москва, 1957. Т.I.

 


Литература:

 

11.   Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. (М., Зерцало 2000г.)

12.     Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А.Г. Правоохранительные органы Российской Федерации (М., 2002г.)

13.  Глазунова Н.И. Государственное управление (М., Муниципальный мир, 2004г.)

14. Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в РФ (ГиП. 2001г. журнал)

15.  Гришковец А.А. Првавовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации (М., 2003)Ю. Н. Старилов. Административное право: Государственная служба.- (Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001.)        

16.   Овсянко Д.М.Государственная служба РФ. (М., «Юристъ» 2005г.)

17.   Чиркин В.Е. Государственное управление (М., «Юристъ» 2003г.)

18.   Ведомости  РФ за 1993 – 1995 г.г. (газета)

19.   Российская газета за 2000 – 2005 г.г.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Виды государственной службы

 

 

Государственная гражданская служба-вид государственной службы, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.     Военная служба – вид федеральной государственной службы.       Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службы  

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Классификация государственных служащих


[1] Декреты Советской власти

[2] СУ РСФСР 1923 № 1 СТ. 8

[3] Единая номенклатура должностей служащих. М. 1967; Бюллетень Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы 1967.

[4] Собрание законодательства РФ 1995г. №3.  Ст. 173;1998. №43. Ст. 5337

[5] Собрание законодательства РФ1997г. №36. Ст. 4129;2003 №30. Ст. 3045

[6] Собрание законодательства РФ 1997г. № 37. Ст. 4270;2001 № 15. Ст. 1468

[7] Собрание законодательства РФ 2004.№29. Ст. 3019

[8] Собрание законодательства РФ  2002. №47. Ст.4664; 2004. №47. Ст. 4634

[9] Собрание законодательства РФ 2004 №15. Ст. 1396.

[10] Российская газета. 2005. 26 апреля

[11] Собрание законодательства РФ 1995. №3. Ст. 173; 1998 №43. Ст. 5337

[12] Собрание законодательства РФ. 202.№47. Ст.4664

[13] Собрание законодательства РФ. 2004. №45. Ст. 4416.

[14] См. например, приказ ФСКН России от 8 июня 2004 г. \\ Российская газета 2004. 20 июня

[15] Собрание законодательства РФ. 2000. №34. Ст. 3473

[16] Российская газета. 2003. 12 апреля

[17] Собрание законодательства РФ. 2001.№8.Ст. 758; 2002.№21. Ст. 1994; 2005.№22. Ст.2132

[18] Собрание законодательства РФ 2004. № 31. Ст. 3215

[19] Собрание законодательства РФ 2005. №18. Ст. 1687

[20] Российская газета. 2004. 16 марта

[21] Собрание законодательства РФ. 2000. Ст. 2979

[22] Собрание законодательства РФ 2005.№ 6. Ст. 437.

[23] Российская газета. 2002. 22 мая.

[24] Российская газета. 2003. 31 декабря.

[25] Собрание законодательства РФ. 2005. №6. Ст. 438

[26] СААП РФ. 1994. №10.Си.775; Собрание законодательства  РФ.1994. №3. Ст.158; 1995. №23. Ст. 2207; 1999. №2. Ст. 269

[27] Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 683; Собрание законодательства РФ. 1995.№51. Ст.4970



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.037 с.)