Причины и последствия полового неравенства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и последствия полового неравенства



пол гендер неравенство

Известно, что существуют занятия "для мальчиков" и "для девочек", "мужская" и "женская" работа, чисто "мужское" и чисто "женское" поведение. В работе Смелзера «Социология» предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих конкурирующих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.

Сторонники теории функционализма Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.

Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.

Таким образом, у человека уже с детства формируются представления о роли женщины и мужчины в семье, на которые он и ориентируется впоследствии.

Представители теории конфликта Парсонс и Бэйлс полагают, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами).

Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на «сексуальную собственность». Вероятно, существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устройстве браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», на котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего сексуального партнера.

Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом (господство мужчин над женщинами, принявшее форму твердой социальной системы) и экономической структурой. Он рассуждает следующим образом.

. Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им труднее платить «свою часть» за угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда-нибудь вместе развлечься.

. Низкий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который может это сделать.

. Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги «рядовой домашней хозяйки» - уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и пр. - стоили бы много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительное мере напоминая рабов в период до Гражданской войны, они получают за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов.

. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу (например, микроволновых печей и пылесосов), поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

Сторонник неопсихоаналитической теории Чодорова начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт, что «женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек». В детстве и мальчики, и девочки в большей или меньшей мере отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей мере испытывают трудности, связанные с формированием мужского самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже всей жизни.

Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются со своими собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе, «псевдовоспитанием». Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на то, что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть «женственными» и в будущем стать женами и матерями. [16, с.448-453]

Представления о роли женщины и мужчины, формируясь в процессе воспитания, затем проявляются в повседневной жизни: семье, трудовой деятельности, рекламе. В более широком понимании - причины неравенства мужчин и женщин кроются в самой структуре капитализма. Это ведёт к возникновению у людей представлений о «мужской» и «женской» профессиях, разделении семейных обязанностей и т.д., что подтверждается социологическими исследованиями. В сложившейся ситуации учёные видят как положительные, так и отрицательные стороны, которые были рассмотрены в этой главе.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение социального положения мужчин и женщин касаются не только самого человека как такового, но и всего общества в целом, поэтому гендерная социология до сих пор является одной из важнейших отраслей социологии. В настоящее время гендерные исследования проводятся по всему миру, выявляется влияние стереотипов на все стороны общественной жизни.

Анализ литературы по данной проблематике позволяет сделать следующие выводы:

При изучении гендера уделяется особое внимание тем закономерностям личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации. Необходимо отметить также, что гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты. Немаловажную роль в гендерно ролевой социализации играют средства массовой информации, ведь они постоянно демонстрируют нам стереотипные женские и мужские образы. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно ролевую социализацию человека начиная уже с самого рождения и на протяжении всей жизни.

Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым люди с большей вероятностью замечают и запоминают примеры, подтверждающие устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведенном состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.

Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин. Это явление имеет отражение во всех сферах социальной жизни - от взаимоотношений между супругами до масштабного проявления гендерного неравенства в СМИ.

Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы.

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.

Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе, что может служить причиной многих социальных конфликтов и поводом к активным действиям. Необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности, что подтверждает приверженность гендерной стереотипизации, а это в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту, при отсутствии чёткого осознания причин его возникновения.

Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, в некоторой мере наносит ущерб психологическому здоровью людей.

Гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, обладают такими свойствами как: устойчивость, укоренённость в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их преобразовании. Так как они сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.


ЛИТЕРАТУРА:

 

. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 320 с.

. Гидденс Ф.Г. Социология, М.: Едиториал УРСС, 1999. - 704 с.

. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 1998, 16 с.

. Здравомыслова Е., Темкина А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Социологические исследования, №11, 2000, 11 с.

. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. - СПб: Питер, 2000. - 896 с.

. Клёцина И.С. Гендерная идентичность и права человека / ред. Малинова О.Ю. и Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005, 14 с.

8. Клёцина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 92 с.

9. Клёцина И.С. Гендерный поход в системе психологического образования / Практикум по гендерной психологии. - М.,2000, 29 с.

. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998. - 673 с.

. Малкина-Пых Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006, 552 с.

. Маргарет Старберд Мария Магдалина. Современный путеводитель по самым таинственным женщинам Библии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 256 с.

14. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 118 с.

15. Полянский А.И. К вопросу об истории гендера, М.: Институт психологии РАН <http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/polyanskij.html>, 2006. - 4 с.

16. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 838 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.039 с.)