ТОП 10:

Основные теории и методы изучения гендерных характеристик



Гендер- одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, отмечает Д. Майерс:

1. биологический пол

2. гендерные стереотипы

.   гендерные нормы

.гендерная идентичность. [11, с.228 - 254]

Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определённые социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании индивида через воспитание родителей, влияние ближайшего окружения человека, литературу, а также через средства массовой информации, такие как телевидение, интернет, печатные издания.

Гендерная социализация - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское», и «женское».

Процессы гендерной социализации рассматриваются в различных психологических концепциях: теория социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития, а также новая психология пола и теория гендерной схемы.

Основными психологическими механизмами гендерной социализации является: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации), осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). [8, с. 4-9]

Наиболее популярной является концепция гендерной схемы С. Бэм.

Данная концепция опирается на теорию когнитивного развития, в соответствии с которой основой процесса усвоения половой роли выступает активность самого ребенка. Половая типизация осуществляется благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "маскулинности-феминности". Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференцирующие практики. В сознании ребенка упрочивается гендерная схема, которая функционирует как предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию: поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское" - "женское". Внедренная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает "работать" не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его/ее собственного пола, и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: "Какой сильной стала девочка" и "Как нежен мальчик", но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения. [8, с.10-12]

Понятие гендер как социальная категория включает в себя гендерные стереотипы как упрощённые, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.

Большинство людей в своей повседневной жизни даже не задумываются о том, что часто поступают в соответствии со сложившимися стереотипами при принятии решений или формировании мнения о человеке. Гендерные стереотипы, являлись «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют 3 группы гендерных стереотипов:

К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Фемининность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. [ 9, с.12-13]

В гендерной социологии выделяют понятие гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе. Гендерная идентичность - это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определённого пола. С момента рождения на основе особенностей ребёнку приписывается акушерский, или паспортный пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребёнок должен воспитываться. Гендерная социализация ребёнка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол ребёнка начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки. [8, с. 3-4]

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребёнка в полтора года. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Необратимость половой принадлежности осознаётся детьми к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. [8, с. 4] Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу, как говорит И. С. Кон. По мнению Клёциной, данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности / фемининности. [14, с.18]

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях. [2, с. 93]

Можно выделить 6 больших разделов, изучающих гендерные характеристики:

1. Психология сравнения мужчин и женщин

Ранее этот раздел носил разные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Цель - сравнение мальчиков и девочек по разным параметрам, устанавливая не только различия, но и сходства, для установления своеобразия полов, специфических особенностей мужчин и женщин.

Здесь можно выделить две большие категории:

Биологический подходисходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врождёнными особенностями конституции.

Социокультурный подходпредполагает, что различия между полами формируются обществом.

2. Психология женщины

Эта отрасль науки изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Однако традиция изучать женщин и мужчин в сравнении делает границы между обоими разделами чрезвычайно размытой. Специфическим предметом исследования данной отрасли являются психологические особенности, связанные с женской физиологией. Здесь изучаются психическое состояние женщины во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса, а также проблема материнства, женской занятости и безработицы, женского девиантного поведения.

3. Психология мужчины

Разработанность данного раздела ещё более мала чем разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности.

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.

. Гендерная социализация

Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. По мнению Фрейда - женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму. [3, с.1]

. Психология гендерных отношений

Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения - это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола.

6. Гендерная психология лидерства

Предмет данной отрасли охватывает изучение различий между мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента.

В настоящее времяпри изучении гендера используется весь арсенал психологических и социологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование.

Гендер как социальная категория находится во взаимосвязи с социальными нормами и ролями. Гендерные роли, связанные с ними нормативные системы и вызываемые их распределением конфликты рассмотрены в следующем пункте.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.62.171 (0.009 с.)