Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов



Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

Дипломная работа

                                      

                                                                                                                        выполнила:

студентка П2

Перушина

                                                                              Наталья

Михайловна

                                                                                                                    

Челябинск

2000

Работа выполнена на кафедре прикладной психологии _________________

(название кафедры)

__________________________________________________________________

Научный руководитель доцент Н.Н. Апарин_________________________

                                          (ученая степень, Ф.И.О.)

__________________________________________________________________

Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГАК (протокол № ____                 от                    )

Научный руководитель                         ____ подпись

Заведующий кафедрой                                ____ подпись

Введение

1. Проблема литературного развития школьников в процессе обучения.

1.1. Литературное развитие школьников как научная проблема.

1.2. Развитие речи школьников в процессе их литературного развития.

1.2.1. Основные возрастные этапы развития речевого мышления.

1.2.2. Специфика языка художественной литературы и задачи развития речи школьников на занятиях литературой.

1.2.3. Особенности процесса развития речи учащихся в связи с формированием словесно-художественного обобщения на основных возрастных ступенях.

1.3. Методы исследования процесса литературного развития школьников.

1.4. Критерии литературного развития.

1.5. Понятие сдвига в литературном развитии.

2. Литературные способности в системе способностей и одаренности.

2.1. Способности: общие, специальные, творческие.

Специфика литературных способностей.

2.2. Формирование компонентов литературных способностей у школьников. Выразительная письменная речь.

3. Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся.

3.1. Объект диагностико-развивающей работы, его сравнительная характеристика.

3.2. Предмет работы.

3.3. Цель и задачи диагностико-развивающей работы.

3.4. Гипотеза работы.

3.5. Методы психодиагностики литературных способностей.

3.6. Результаты диагностической работы и их обсуждение.

3.7. Методы формирования компонентов литературных способностей.

3.8. Результаты развивающей работы и их обсуждение.

4. Заключение.

5. Рекомендации.

6. Литература.

7. Приложение.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В программе школьного обучения литература занимает особое место. Она является мощным средством формирования мировоззрения учащихся, их умственного, нравственного и эстетического развития.

      Для полноценного восприятия художественных произведений необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Они должны уметь воспроизводить в сознании образы и картины, изображенные писателем, научиться видеть за ними определенный жизненный процесс, осмысливать идею произведения, заражаться чувствами автора и давать свои собственные эмоциональные оценки. Свои мысли и чувства в связи с чтением и анализом произведений литературы учащиеся должны уметь свободно, логично и аргументировано излагать в сочинениях, раскрывая при этом художественные особенности этих произведений. Таким образом, они должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и легкостью словесного оформления своих мыслей и чувств, то есть определенными литературными способностями.

       В современной методической литературе, в многочисленных статьях, публикуемых в периодических изданиях, большое значение придается усилению непосредственного эмоционального воздействия литературы на учащихся, повышению ее роли в эстетическом воспитании, а также повышению творческой активности школьников.

        Преемственность программ по литературе, наличие определенной системы в руководстве чтением учащихся, обучение их теории литературы и приемам анализа литературного произведения - все это обеспечивает постепенное развитие у школьников полноценного восприятия художественных произведений, а также умения сознательно разбираться в системе образов, в композиции, в языке произведений. Процесс литературного развития учащихся наиболее активно идет в старших классах школы. Ученики средних, в особенности шестых классов, в силу ряда возрастных особенностей и в силу недостаточной разработанности методики развития устной и письменной речи не всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в произведении, многого не понимают, нередко остаются эмоционально безучастными. Развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся и их воображения в процессе обучения литературе в средних классах школы происходит замедленно. В результате к началу изучения систематического курса литературы многие учащиеся приходят недостаточно эмоционально и эстетически отзывчивыми, со слаборазвитым воображением и образным мышлением, с неумением использовать изобразительных средств языка в целях индивидуализации описываемых предметов и явлений, что отрицательно сказывается на усвоении ими литературы во всем ее идейном и эстетическом богатстве.

       Таким образом, в практике работы школы (несмотря на преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Такого положения могло бы не быть, если бы в средних классах школы проводилась более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся литературных способностей. Формирование литературных способностей у учащихся средних классов школы и было поставлено нами в качестве задачи исследования.

       Но в нашем исследовании формирование литературных способностей не являлось самоцелью в том смысле, что мы не ставили перед собой задачу добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном творчестве и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача исследования - формирование некоторых компонентов литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

 

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе, семье, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на формирование всей личности человека. Однако, чтобы читать и глубоко воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми знаниями, развитым, воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью, чувством поэтического слова, наблюдательностью, способностью к художественному обобщению.

    Литературное развитие, понимаемое как развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства (собственно творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и всесторонне связано с общим умственным развитием.

Литературное развитие можно было бы предварительно определить как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом, выработанными в школе при усвоении учебного курса литературы и в широком внешкольном общении с искусством.

    Проблема литературного развития школьников в процессе обучения занимает одно из важных мест в ряду проблем изучения личности.

     Значительно продвинулись за последнее время социалогические исследования, посвященные духовным интересам, склонностям и вкусам школьников в области искусства.

        В современных эстетических и литературоведческих исследованиях вопрос об эстетическом восприятии включен в широкий контекст основных теоретических вопросов искусства как познания действительности. В определении искусства как формы познания познавательный акт трактуется не только как процесс художественного творчества, но и как процесс художественного восприятия. Произведение искусства для воспринимающего не только средство познания действительности, но и объект познания как самостоятельная эстетическая ценность. Этим объясняется многоаспектность изучения художественного восприятия. Эстетическое воспрятие рассматривается в трех основных аспектах: 1) исторический (анализ филогенеза эстетического восприятия); 2) с точки зрения изучения эстетического восприятия отдельной личности (онтогенез); 3) исходя из анализа эстетического восприятия как особой системы деятельности человека.

     Человеческое творчество, в том числе и художественное, является дальнейшим развитием и совершенствованием активного отражения (познания) действительности. Познание действительности в форме художественного обобщения всегда сопровождается ее оценкой.

      Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено многозначностью художественного образа и возможной вариативностью художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних условий психической жизни того или иного человека.   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           

  Анализ литературы позволил нам прийти к некоторым выводам:

1. Одним из средств эстетического воспитания является привитие учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и оценивать литературные произведения. Для полноценного восприятия художественных произведений необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Учащиеся должны обладать и эмоциональной восприимчивостью, и образным мышлением, и творческим воображением, и легкостью словесного оформления своих мыслей и чувств, то есть определенными литературными способностями.

2. Литературные способности относят к категории специальных способностей, то есть к "системе свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности" (по Л.Д.Столяренко), в данном случае, в литературной деятельности. Ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, - яркие, наглядные образы памяти, - чувство языка, - развитие эстетических чувств. Выделяют следующие компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.

3. Изучение индивидуально-психологических особенностей школьников дает основание сделать вывод о том, что процесс формирования способностей наиболее активно происходит у школьников средних классов, что связано с бурным развитием в этом возрасте процессов мышления. Ученики шестых классов в силу ряда возрастных особенностей и в силу недостаточной разработанности методики развития устной и письменной речи не всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в произведении, много не понимают, нередко остаются эмоционально безучастными. В результате к началу изучения систематического курса литературы многие учащиеся приходят недостаточно эмоционально и эстетически отзывчивыми, со слаборазвитым воображением и образным мышлением, что отрицательно сказывается на усвоении ими литературы во всем ее идейном и эстетическом богатстве. Таким образом, в практике школы (несмотря на преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Поэтому в средних классах школы должна проводиться более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

4. Выделение особенностей языка в качестве основного материала для исследования сложнейшей проблемы литературных способностей представляется наиболее целесообразным, поскольку язык является основным орудием литературного творчества. Поскольку освещаемый вопрос касается процесса развития речи школьников, необходимо уточнить соотношение терминов "язык" и "речь" в данном конкретном случае. Речь, то есть язык как процесс, соотносится с языком в его эстетической функции как формой художественного образа. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы связано с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Углубление художественного восприятия ведет к обогащению речи самого учащегося, его пассивного и активного словаря, способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов, употреблению точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других художественных тропов в связной устной и письменной речи.

5. По данным Н.И.Жинкина, который специально исследовал вопрос овладения школьниками письменной речью, сочинения шестиклассников носят характер повествований. Это объясняется, с одной стороны, бедностью и невыразительностью их языка, с другой стороны, непониманием самого смысла художественной выразительности. Существует значительный разрыв между запасом представлений школьников и их словарным запасом. Учащиеся не всегда понимают слова в их множественных значениях. Для понимания и в особенности применения эпитетов, сравнений, метафор и т.п. требуется хорошее развитие таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, обобщение, конкретизация. Эти операции должны тренироваться на соответствующем языковом материале.

6. Анализ компонентов и структуры литературных способностей в исследовании В.П.Ягунковой показал, что дети быстрее находят слова и словосочетания, когда они представляют себе предмет или описываемую картину. Образные словосочетания, определенные словесные ассоциации предполагают ту или иную степень развития образного мышления, прежде всего поэтических представлений, которые, в свою очередь, тесно связаны с воображением. В связи с этим ставят задачу формирования: во-первых, наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений и обобщений, во-вторых, самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности, в-третьих, образного мышления и творческого воображения в работе над сочинениями творческого характера.

Итак, проанализировав полученные в ходе диагностико-формирующей работы результаты, можно считать ее цель достигнутой, то есть нам удалось сформировать у учащихся 6-х классов точную и выразительную письменную речь как компонент литературных способностей. Эффективность проведенной формирующей работы выразилась в обогащении речи учащихся, их пассивного и активного словаря, употреблении школьниками точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор, эпитетов в письменной и устной речи, а также способности мыслить словесно-художественными образами и самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использования в письменной речи.

Все поставленные задачи диагностико-развивающей работы были решены. Классным руководителям были переданы диагностические заключения об индивидуально-психологических особенностях литературного развития школьников и даны рекомендации. Работа вызвала интерес со стороны педагогов и учащихся. С учетом полученных результатов была внесена коррекция в учебные программы в целях повышения эффективности процесса обучения.

Как показывает педагогическая практика и специальные исследования, рациональным построением процесса обучения можно намного улучшить литературное развитие учащихся. Эти положения не вызывают сомнений, поскольку литературное творчество, составляя одну из сторон умственной деятельности ребенка, совершенствуется в процессе его общего интеллектуального развития.

 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Нами были исследованы некоторые компоненты литературных способностей:

     - богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов;

     - точная и выразительная письменная речь;

     - изобразительные средства языка;

     - наблюдательность как важнейшее условие самостоятельности письменной речи и как условие формирования поэтических представлений и обобщений;

     - самостоятельность эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности.

 

ГИПОТЕЗА РАБОТЫ

 

Организация системы творческих работ учащихся будет способствовать формированию точной и выразительной письменной речи в том случае, если система будет рассматриваться как деятельность учащихся, в процессе которой и в связи с которой формируются компоненты литературных способностей. При этом формирование основных компонентов литературных способностей должно быть в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям.

 

       

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

Стимульный материал к методике В.П.Ягунковой "Понимание и применение изобразительных средств языка школьниками".

     

1-я серия - на понимание эпитетов:

5 отрывков в стихах и 4 отрывка в прозе

                            

Ливень (Майков)

Помнишь, мы не ждали ни дождя, ни грома,

                         Вдруг застал нас ливень далеко от дома.

                         Мы спешили скрыться под........... елью,

                         Не было конца тут страху и веселью.

Слова для выбора: высокой, мохнатой, зеленой.

В октябре (Майков)

                                     Мох не приподнят, не взрыт

                                      Грудой.......... груздей.

                                      Около пня не висит

                                      Пурпур брусничных костей.

Слова для выбора: последних, веселых, кудрявых.

С добрым утром (Есенин)

                                    Улыбнулись............ березки,

                                    Растрепали шелковые косы.

                                    Шелестят........... сережки,

                                    И горят серебряные росы.

Слова для выбора: сонные, красивые, неторопливые; звонкие, зеленые, новые.

Черемуха (Есенин)

                                        Черемуха.................

                                        С весною расцвела

                                        И ветки...................

                                        Что кудри, завила.

Слова для выбора: красивая, душистая, прелестная; плетеные, золотистые, зеленые.

Пахарь (Никитин)

                                       Солнце за день нагулялося,

                                       За........... лес спускается,

                                       Лес стоит под шапкой темною,

                                       В............ огне купается.

Слова для выбора: темный, зеленый, кудрявый; золотом, красном, ярком.

Дубовый куст (Тургенев)

Под самым обрывом таится источник, дубовый куст жадно раскинул над ним свои........... сучья.

Слова для выбора: длинные, лапчатые, ветвистые.

Над ручьем (Тургенев)

Большие.............. пузыри, колыхаясь, поднимались со дна, покрытого мелким............... мохом.

Слова для выбора: серебристые, прозрачные, блестящие; рыхлым, мягким, бархатным.

Звери (Пришвин)

      .............. слепого лисенка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она любила его, и он ласкался к ней, как к......... матери.

Слова для выбора: худенького, маленького, голодного; любимой, теплой, родной.

Верхоплавки (Пришвин)

На воде дрожит золотая сеть............ зайчиков.......... стрекозы в тростниках и елочках хвоща.

Слова для выбора: ярких, веселых, солнечных; темно-синие, быстрые, маленькие.

 

2-я серия - на применение эпитетов

5 отрывков в стихах и 4 отрывка в прозе

Осень (Тютчев)

                                 Где.......... серп гулял и падал колос,

                                 Теперь уж пусто все - простор везде.

                                 Лишь паутины тонкий волос

                                 Блестит на.............. борозде.

Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.

Жаворонок (Жуковский)

                                   На солнце............ лес зардел,

                                   В долине пар белеет тонкий,

                                   И песню раннюю запел

                                   В лазури жаворонок.............

Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.

Весна (Майков)

                                    Голубенький,.............

                                             Подснежник-цветок.

                                   А подле сквозистый,

                                             ............ снежок.

Авторские эпитеты: чистый, последний.

Пейзаж (Майков)

                                     Люблю дорожкою.......... 

                                     Не зная сам куда, брести,

                                     Двойной........... колеею

                                        Идешь - и нет конца пути.

Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.

К морю (Пушкин)

                                     Прощай,............ стихия.

                                     В последний раз передо мной

                                     Ты катишь волны..........

                                     И блещешь гордою красой.

Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.

Осинкам холодно (Пришвин)

В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые....... осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Авторский эпитет: разноцветные осинки.

Первый мороз (Пришвин)

Ночь прошла под большой.......... луной, и к утру лег первый мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими...... узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была........... сверху до низу королева-сосна.

Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-сосна.

Гости (Пришвин)

Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза........., светло-желтые. Цапля вымахнула из............. старых тростников. Землеройка пискнула в........... листве.

Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.

Перепелка (Пришвин)

А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На........... облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот крестик. И на голове у ней маленький............. венчик; и будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.

Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.

 

1-я серия - на понимание метафор

Лес (по тексту Фирсова и Харченко)

1. Как хорош лес на заре ранней осенью............................. Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.

Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу; Земле еще нужна роса.

2. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь.............

Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.

3. Но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съежатся, опадут...........................

Предложения для выбора: Снег заблестит на сучьях; Заблестит серебро на сучьях; Сучья покроются снегом.

4. Узоры следов затейливо пересекут...............

Слова для выбора: снег, снежную поляну, снежный покров.

5. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега................ первые подснежники. Зажурчат ручьи. Придет весна.

Слова для выбора: взойдут, появятся, пробьются.

Зимой в лесу (Паустовский)

Только ягоды и рябина еще кое-где............ в серебряных чащах.

Слова для выбора: виднеются, пылают, краснеют.

Русский лес (Соколов-Микитов)

1. Особенно красив и............. русский лес в ранние осенние дни.

Слова для выбора: печален, грустен, весел.

     2. А в лесу стало нарядно - каждое дерево и каждый кустик.......... снежные шапки.

Слова для выбора: надели, приобрели, присмотрели.

Передышка (Скребицкий)

1. И так это славно бывало: кругом все поле даже блестит от солнца, а под густой березой свежо и прохладно. Над головой зеленые листья шумят, будто........... присесть и передохнуть немножко.

Слова для выбора: зовут, предлагают, говорят.

     2. Для всех береза посреди поля служит местом..................

Слова для выбора: отдыха, веселья, наслаждения.

 

2-я серия - на применение метафор

вариант в стихах - 5 отрывков

В бору (Бунин)

                            Чем жарче день, тем сладостней в бору

                            Дышать сухим смолистым ароматом,

                            И весело мне было поутру

                            Бродить по этим................

Авторская метафора: солнечным палатам.

Крестьяне (Дрожжин)

                                        До света еще, с петухами

                                        Выходят они на гумно,

                                        И............. снопы под цепями,

                                        И............. с колосьев зерно.

Авторские глаголы: стонут снопы, брызжет с колосьев.

Перед дождем (Некрасов)

                                        Заунывный ветер гонит

                                        Стаю туч на край небес.

                                        Ель надломленная.........

                                        Глухо............ темный лес.

Авторские глаголы: ель стонет, лес шепчет.

Родник (Бунин)

                                       Кипит, играет и спешит

                                       Крутясь..............

                                       И под ветвистыми дубами

                                       Стеклом расплавленным бежит.

Авторская метафора: хрустальными клубами.

Топи да болота (Есенин)

                                          Тенькает синица

                                          Меж.................

                                          Темным елям снится

                                          Гомон косарей.

Авторская метафора: меж лесных кудрей.

 

Вариант в прозе представляет собой связный текст:

Летние сумерки (Кайгородов)

 .............. приятные вечерние сумерки. Высокие, стройные сосны............ в безмолвной неподвижной тишине. На чистом безоблачном небе............... ранние яркие звездочки. Высоко над горизонтом.............. узкий золотой рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше.............. небо.

Пропущенные слова и словосочетания: спустились сумерки, сосны замерли, зажглись звездочки, резко обозначился золотой рог месяца, ночь обнимает небо.

     

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Основной метод - психолого-педагогический эксперимент. Под ним понимают специально организованную учебную работу, в процессе которой осуществляется формирование литературных способностей.

     В работе были использованы и другие методы:

     - наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий;

     - беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода литературные упражнения и игры, обсуждение рассказов и стихов, написанных учащимися, выпуск стенгазет);

     - анализ сочинений и других творческих работ.

     В соответствии с целью нашей диагностико-развивающей работы, а именно: организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в процессе которой и в связи с которой формируются некоторые компоненты литературных способностей, система творческих сочинений была задумана и осуществлялась в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении письменных работ, умения писать конкретно, на основе своего жизненного опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, давать свою нравственную и эмоциональную оценку фактам и явлениям; 2) формирования образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим образной и эмоциональной выразительности письменной речи.

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.

Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого воображения.

Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе проведения творческих сочинений разного типа.

Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению. Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений, накопления поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса, формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного словарика.

О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я.

Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу, дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти, какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.

В классе зачитываются наблюдения и разбирается содержание отрывков и то, как писатель "рисовал словами", какие использовал слова для создания образов. На отрывках из произведений Тургенева, Тютчева, Бунина, Паустовского, Пришвина мы знакомили учащихся с поэтическим описанием природы. Мы стремились к тому, чтобы учащиеся воссоздавали в своем воображении эти картины. С этой целью использовался прием игры. Зачитывался короткий текст - описание пейзажа (или предъявлялась карточка с соответствующим текстом). Участники игры должны были в своем воображении представить себе эту картину и запомнить ее. Один ученик должен был описать картину по представлению, стараясь вспомнить определения, эпитеты, сравнения автора. Если он ошибался или неточно воспроизводил картину, забывая слова, другие учащиеся задавали ему вопросы и дополняли, а в заключении ставили отметку.

Учащимся на дом было задано понаблюдать за окружающей нас природой и людьми. Основным требованием было стараться увидеть и удержать в памяти как можно больше подробностей, образов. По ходу наблюдений проводится словарная работа: подбирались слова и словосочетания, которыми можно было бы описать виденное. Делался акцент на то, что именно, по мнению ученика, надо замечать в человеке и почему (выражение лица, походка, одежда, отношение к другим людям). Учащиеся должны были сделать заметки на темы: "Прохожий", "На автобусной остановке", "На перемене", "Мой друг".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.268 с.)