Понятие о сестринском процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о сестринском процессе



В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.

Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья.

В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний».

Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента.

Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции, используя современные технологии.

Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем.

Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.

Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);

2. сестринская диагностика (определение потребностей);

3. определение целей и планирование ухода;

4. реализация плана ухода;

5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека (см. приложение 1).

Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у пациента ощущение дискомфорта.

Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей служит причиной дискомфорта.

Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.

Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные.

В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме.

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.

Сестринские вмешательства бываю 3 видов:

1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;

2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.

3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами.

Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.

Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

 

ГЛАВА 3

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.

Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.

Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной болезни.

Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.

Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в профилактике язвенной болезни.

Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных и данных физического исследования.

Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять:

- общее субъективное восприятие своего здоровья;

- психическое состояние;

- физическое состояние;

- социальное функционирование;

- ролевое функционирование.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния.

1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:

- боль (100%);

- изжога (90%);

- тошнота (50%);

- рвота (20%);

- запор (80%).

2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:

- дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%);

- угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%);

- беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);

- страх перед диагностическими исследованиями (50%).

Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим индивидуализировать лечение и уход.

Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые могут привести к болезни.

Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.

Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем.

Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является улучшение самочувствие пациента.

На I этапе сестринского процесса проводится сестринское обследование пациента. Для организации и осуществления качественного индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.

При сборе информации необходимо использовать следующие источники данных:

- распрос пациента;

- распрос членов семьи и окружающих;

- ознакомление с амбулаторной картой пациента;

- физическое обследование пациента.

Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10 основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание условий для удовлетворения этих потребностей.

Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют следующие жалобы:

- боль в животе,

- тошнота,

- рвота,

- изжога,

- отрыжка,

- запоры спастического характера,

- нарушение сна,

- повышенная раздражительность.

Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:

1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);

2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит, дуоденит);

3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер работы пациента);

4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких алкогольных напитков);

5. Употребление некоторых медикаментозных средств (ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);

6. Данные о питании пациента (неправильное питание).

На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.

Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.

У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения потребностей:

- в адекватном питании;

- в физиологических отправлениях;

- в нормальном сне;

- в поддержании личной гигиены;

- в безопасности.

Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее частыми являются:

- дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой, острой пищей, нарушение режима питания);

- неправильное чередование труда и отдыха;

- чрезмерное употребление алкоголя;

- курение (20 сигарет в день);

- неумение преодолевать стресс;

- незнание факторов риска язвенной болезни;

- непонимание необходимости изменить образ жизни;

- беспокойство по поводу исхода заболевания;

- незнание осложнений язвенной болезни;

- дефицит знаний о язвенной болезни;

- непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.

На III этапе сестра приступает к планированию сестринской деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в сестринском документе.

Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.

4 этап – реализация сестринских вмешательств.

На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной цели и при необходимости производит корректировку.

В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

 В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:

- системный подход к организации сестринской профилактики заболеваний;

- индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей пациента;

- активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении профилактики заболеваний;

- возможность использования стандартов в профессиональной деятельности медицинской сестры;

- эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры, сосредотачиваемых на основной работе пациента;

- повышение компетентности, независимости, творческой активности медицинской сестры;

- универсальность метода.

Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.

Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.

Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем, должна дать людям успокоение и надежду.

Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3, 4).

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью», Смоленск, 1997г.

2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33

3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30

4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3

5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.

6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.075 с.)