Крымский экономический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крымский экономический институт



Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета

Кафедра общественных дисциплин

Курсовая работа

По дисциплине «Психология деятельности»

На тему: «Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса».

Студента III курса

Группы 33

Цырульникова А. И.

Научный руководитель:

Доцент Варфоломеева О. В.

Симферополь, 2000 г.

Содержание.

 

Введение                                                                                                       2

1. Психические состояния.                                                                         3

1.1. Исторический аспект изучения проблемы психических состояний. 4

1.2. Структура психического состояния.                                                 8

1.3. Психические состояния и психические свойства.                         15

2. Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса.                                                                                                      18 

2.1. Методика диагностики депрессивных состояний.                               -

2.2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.                                                                                    21

2.3. Методика измерения уровня тревожности.                                    25

2.4. Методика диагностики самооценки.                                               28

Заключение.                                                                                               32

Резюме.                                                                                                       33

Список использованной литературы.                                                       34

 

 

Введение.

 

Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы как для психологической теории - так и для психологической практики.

Каждый взрослый человек является субъектом деятельности с одной стороны, а с другой - психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение в моей работе и определяет объект исследования: субъект деятельности.

Основной результат: диагностика основных параметров психического состояния.

Предметом специального внимания и психологии являются пси­хические состояния людей в условиях стресса. В зависимости от при­чин различают стрессы физиологический и психологический. Физио­логический стресс вызывают механические, физические и т. п. воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости дости­жения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное на­пряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей организма человека, стресс может оказать поло­жительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов ор­ганизма, развитию целого ряда физических и даже психических забо­леваний.

 

 

Психические состояния.

Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток вре­мени зависят от того, какие именно особенности психических про­цессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики пси­хической деятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Психические состояния влияют на протекание психических про­цессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состоянии выделяют в зависимости от таких параметров:

— влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

— преобладающих форм психики (эмоциональный, полевые, интел­лектуальные);

— глубины (глубокие, поверхностные);

— времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

— степени осознанности.

Возможности саморегуляции психических состояний определя­ются индивидуально-психологическими особенностями личности че­ловека, его привычками в организации своих действий, складыва­ющимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний явля­ется принятие человеком цели и программы овладения приемами со­ответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

• понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

• разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

• переключение внимания, концентрирование его не на значимости ре­зультата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и т. п.;

• предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

• по возможности, активизация чувства юмора;

• овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — про­исхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релак­сации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;

• использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.

 

Заключение.

В данной работе разобраны основные особенности психических состояний, присущих студентам, обучающимся на 3 курсе на специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Диагностика проводилась по следующим показателям:

- Депрессивные состояния;

- Уровень субъективного ощущения одиночества;

- Уровень тревожности;

- Самооценка.

Следует признать данную работу минимально достаточной для общей оценки особенностей психических состояний студентов выбранной нами специальности, так как исследованию подвергались около 16 –18 человек, хотя всего на 3 курсе на данной специальности обучается около 60 человек.

В рамках глобального развития психологии, особое значение приобретают исследования направленные на оценку особенностей психических состояний. Это поможет составить общую картину состояния психики совокупности членов определенных коллективов. 

Если в результате обследования будет установлено, что какой либо показатель имеет серьезное отклонение от нормы, следует искать причину данных психических явлений.

Данные исследования особенностей психических состояний позволяют своевременно получать информацию по отклонениям от нормы по отдельным показателям психических состояния, что позволит на раннем этапе выявить и попытаться исправить причины их появления.

Таким образом, следует периодически проводить подобные обследования, с целью недопущения развития у людей психических патологий. А утверждение о том, что «когда у человека болит зуб он идет к дантисту, а когда болит душа – за водкой» нужно оставить в прошлом.

Резюме.

 

Данная курсовая работа состоит из 2-х глав. В первой главе, состоящей из 3-х параграфов, были рассмотрены теоретические основы исследуемой проблемы. Рассмотрению подверглись следующие проблемы:

- история развития изучения психических состояний;

- структура психических состояний;

- взаимосвязь психических состояний и психических свойств.

 Вторая глава содержит 4 параграфа, в которых дана небольшая часть теории об исследуемых психических состояниях, и причинах отклонений от нормы по отдельным показателям.

Установлено, что у большинства обследуемых отклонения от нормы по всем показателям незначительны. 

У некоторых обследуемых наблюдался высокий уровень тревоги, который, как правило, был связан либо с проблемами личного характера, либо с проблемами в учебе.

Депрессивные состояния у обследуемых не наблюдались.

Большинство опрошенных имеет низкий уровень субъективного ощущения одиночества.

 

Список использованной литературы.

1. Варфоломеева О. В. Основы психологии учебной деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999.

2. Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1980.

3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.

5. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.

6. Прохоров А.О. Словарь-тезаурус психический состояний человека. СПб., 1992.

7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

8. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

11. Психология. Словарь. Под. Ред. – А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

 

Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета

Кафедра общественных дисциплин

Курсовая работа

По дисциплине «Психология деятельности»

На тему: «Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса».

Студента III курса

Группы 33

Цырульникова А. И.

Научный руководитель:

Доцент Варфоломеева О. В.

Симферополь, 2000 г.

Содержание.

 

Введение                                                                                                       2

1. Психические состояния.                                                                         3

1.1. Исторический аспект изучения проблемы психических состояний. 4

1.2. Структура психического состояния.                                                 8

1.3. Психические состояния и психические свойства.                         15

2. Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса.                                                                                                      18 

2.1. Методика диагностики депрессивных состояний.                               -

2.2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.                                                                                    21

2.3. Методика измерения уровня тревожности.                                    25

2.4. Методика диагностики самооценки.                                               28

Заключение.                                                                                               32

Резюме.                                                                                                       33

Список использованной литературы.                                                       34

 

 

Введение.

 

Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы как для психологической теории - так и для психологической практики.

Каждый взрослый человек является субъектом деятельности с одной стороны, а с другой - психические состояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение в моей работе и определяет объект исследования: субъект деятельности.

Основной результат: диагностика основных параметров психического состояния.

Предметом специального внимания и психологии являются пси­хические состояния людей в условиях стресса. В зависимости от при­чин различают стрессы физиологический и психологический. Физио­логический стресс вызывают механические, физические и т. п. воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости дости­жения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное на­пряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей организма человека, стресс может оказать поло­жительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу — исчерпыванию энергоресурсов ор­ганизма, развитию целого ряда физических и даже психических забо­леваний.

 

 

Психические состояния.

Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток вре­мени зависят от того, какие именно особенности психических про­цессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики пси­хической деятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Психические состояния влияют на протекание психических про­цессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состоянии выделяют в зависимости от таких параметров:

— влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

— преобладающих форм психики (эмоциональный, полевые, интел­лектуальные);

— глубины (глубокие, поверхностные);

— времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

— степени осознанности.

Возможности саморегуляции психических состояний определя­ются индивидуально-психологическими особенностями личности че­ловека, его привычками в организации своих действий, складыва­ющимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний явля­ется принятие человеком цели и программы овладения приемами со­ответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

• понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

• разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

• переключение внимания, концентрирование его не на значимости ре­зультата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и т. п.;

• предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

• по возможности, активизация чувства юмора;

• овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — про­исхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релак­сации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;

• использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.057 с.)