Уровень развития социальной защиты в Скандинавских странах и в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень развития социальной защиты в Скандинавских странах и в РФ



 

Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также общенациональное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. Например, в Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.

В ряде скандинавских стран для расчета социальных пособий и выплат введена определенная базовая сумма, размер которой с годами претерпевает изменения. К 2012 году данная сумма составляла 5000 американской валюты.

Социальная защита в Финляндии представляет собой гарантию каждому лицу, постоянно проживающему на территории страны, основные экономические, социальные, а также образовательные права. Обеспечивать соблюдение этих прав должны органы государственного управления - как центральное правительство, так и органы местного самоуправления. С точки зрения социальной политики право на всеобъемлющую социальную защиту является одним из основополагающих прав гражданина. Социальная защита включает пенсию и другие виды гарантии получения дохода, а также социальное обеспечение.

Система социальной гарантии в Финляндии, одним из компонентов которой является социальное обеспечение, строится на скандинавской модели социального государства. Основными характеристиками данной модели являются:

. Принцип универсальности;

. Преобладающая роль государственного сектора;

. Финансирование за счет высокого налогообложения;

. Закрепление прав граждан и резидентов страны в законодательстве;

. Равноправное отношение ко всем лицам;

. Относительно высокий уровень социальных пособий.

Государство играет довольно значимую роль в установлении основных принципов системы социального обеспечения и обеспечении их соблюдения. Однако организация работы подразделений данной системы осуществляется в основном на местном уровне - в муниципалитетах. Именно социальное обеспечение, предоставляемое муниципалитетами, является ключевым элементом системы социальной защиты в скандинавской модели. Данный сектор финансируется, во-первых, из налоговых средств, собранных государством и органами местного самоуправления.

Общим принципом законодательства в отношении социального обеспечения и его практической реализации является равенство людей и то, что все они обладают равными правами па получение одних и тех же услуг, вне зависимости от их экономического и социального статуса. Благодаря общественному контролю и применению принципа равенства в Финляндии практически отсутствуют региональные различия в отношении качества или степени общедоступности социальных услуг. В скандинавской модели благосостояние граждан страны поддерживается не только при помощи социальных услуг и услуг здравоохранения, но и посредством выплаты довольно значительных по размеру пособий по социальному обеспечению. Социальное обеспечение в Финляндии складывает в себя социальные услуги, а в особых случаях и материальную поддержку. Вся служба социальной защиты и часть данной деятельности финансируется в Финляндии из местных средств. В отличие от Финляндии, в России социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Система социальной защиты населения в Финляндии основывается на:

. Поддержке центров дневного ухода за маленькими детьми;

. Социальном обеспечении детей;

. Услуги, предоставляемые инвалидам;

. С оциальное обеспечение лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами;

. Материальная поддержка (социальная помощь).

Система дневного ухода за детьми в Финляндии очень хорошо развита. Все дети дошкольного возраста имеют индивидуальное право на дневной уход и дошкольное образование, предоставляемое в центрах дневного ухода за детьми. Каждый ребенок вправе получить место в муниципальном центре дневного ухода за детьми или, в качестве альтернативы, на получение финансовой поддержки для организации ухода за ним в частном центре дневного ухода за детьми. Родители ребенка в возрасте до 3 лет имеют право на пособие по уходу за ребенком в случае, если уход за таким ребенком осуществляется по месту жительства семьи.

Первичной целью системы социального обеспечения детей является оказание воздействия на среду, в которой растет ребенок, и оказание помощи родителям в воспитании детей. Службы социального обеспечения и другие муниципальные органы должны в качестве профилактики вести деятельность в области улучшения условий, в которых растут проживающие па территории муниципалитета дети и подростки, а также устранять существующие недостатки. Перечень направленных на отдельные семьи и на отдельных детей социальных услуг включает в себя оказание помощи в конкретных случаях, взятие детей под надзор и обеспечение их опекой, а также последующий уход и надзор. Принципы социального обеспечения детей закреплены в Законе о социальном обеспечении детей.

Целью вступившего в силу в 2011 году Закона «Об услугах и помощи инвалидам» в Финляндии является поддержка независимого образа жизни инвалидов и создание для них равных с другими гражданами возможностей. Среди предоставляемых инвалидам услуг можно назвать курсы адаптации и реабилитационные консультации, транспортные услуги лицам с серьезными физическими недостатками, предоставление жилья, личная помощь и услуги переводчика для лиц, страдающих глухотой и слепотой, и для лиц с серьезными нарушениями слуха или речи. Инвалидам также возмещается стоимость соответствующей реконструкции их жилья, а также приобретенного ими оборудования и приспособлений, если такая реконструкция, оборудование или приспособления необходимы для обеспечения независимого образа жизни инвалида.

Большая часть злоупотреблений в Финляндии приходится на долю алкогольных напитков. Хотя в Финляндии и снизилось потребление крепких спиртных напитков при повышении уровня потребления пива, употребление алкоголя, влекущее за собой состояние интоксикации, по-прежнему является постоянной проблемой. Кроме того, употребление алкоголя приобрело еще более массовый характер. Целью законодательства Финляндии в отношении социального обеспечения лиц, злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами, является предотвращение или снижение уровня потребления таких веществ, а также снижение связанного с их потреблением риска для здоровья людей и общества в целом, поддержание дееспособности и безопасности лиц, злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами, и членов их семей. Социальное обеспечение злоупотребляющих опьяняющими веществами лиц является одним из компонентов услуг; осуществляется посредством специальных служб для злоупотребляющих опьяняющими и наркотическими веществами лиц и в качестве специализированных услуг здравоохранения. Услуги по уходу и реабилитации таких лиц являются добровольными и конфиденциальными.

Перечень услуг по уходу и реабилитации злоупотребляющих опьяняющими веществами лиц включает различные вспомогательные услуги и услуги по предоставлению жилья: различные типы учреждений для наркоманов, индивидуальные жилищные программы и центры дневного посещения. Работающие па добровольной основе организации самопомощи также играют значительную роль в уходе за лицами, злоупотребляющими опьяняющими и наркотическими веществами.

Материальная поддержка - это финансовая помощь, оказываемая службой социального обеспечения в качестве последнего средства в целях обеспечения жизни гражданина или семьи и стимулирования их к самостоятельному заработку. Гражданин Финляндии вправе получить материальную поддержку в случае, когда он или она не в состоянии зарабатывать средства на жизнь посредством выполнения оплачиваемой или другой работы, так называемый первичный метод материальной поддержки. Конкретная форма оказания материальной поддержки и ее размеры, а также другие основания для получения материальной поддержки описаны в отдельном Законе и Постановлении органов исполнительной власти в Финляндии.

Система шведской социальной защиты населения обладает стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния». Основополагающим принципом социальной защиты в Швеции является ее универсальность, то есть охватывает все население. Вторым по важности принципом, характерным для Швеции, является принцип солидарности. Его суть состоит в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад.

Как и в других скандинавских странах для Швеции характерно строгое разграничение в социальной защите:

. Социальное выравнивание.

. Медицинское страхование

. Страхование от безработицы

. Социальные льготы семье и престарелым.

В Российской Федерации социальная защита состоит из следующих компонентов:

. Социальное обеспечение

. Социальные гарантии

. Социальное страхование

. Социальная поддержка (помощь).

Главной целью социально-экономических преобразований в Швеции является социальное выравнивание. Оно означает всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования; политику солидарности в области заработной платы; активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается как самоцель, и как средство социального выравнивания; государственную экономическую политику, задача которой - создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым - для регулирования социальных проблем.

В отличие от других стран система здравоохранения в Швеции является государственной. Дополнительно предусматривается бесплатное приобретение лекарств и консультации врачей для хронических и тяжелых больных, для остальных - полная компенсация затрат, превысивших в течение года определенную сумму.

Страхование от безработицы охватывает все население, а не только экономически активное. В отличие от других стран Европы действует добровольная система страхования по безработице. Те граждане, которые не охвачены системой страхования, получают минимальное социальное обеспечение по безработице. Срок выплаты зависит от возраста до 57-150 дней, после 57 - 300 дней.

Социальные льготы семье и престарелым устанавливаются при рождении ребенка, тогда родители получают 12 - месячный оплачиваемый отпуск, а также не облагаемое налогами ежемесячное пособие до достижения ребенком 16 лет. Разовое пособие ребенку до 8 лет, пособие родителям и детям до 12 лет по болезни, алименты на содержание детей до 18 лет (половина оплачивается государством), пособия детям до 18 лет в связи с потерей одного из родителей, выплаты на содержание детей-инвалидов до 16 лет. Коммунальные органы власти субсидируют детские сады, полностью оплачивают начальное и среднее школьное образование (для получения высшего образования государство предоставляет льготные займы).

В Дании действует одна из лучших систем социальной защиты населения. В совокупных общественных расходах затраты на социальную защиту, образование и здравоохранение составляют 70%, в то же время на оборону, правоохранительную деятельность и государственное управление - только 15%.

Датская система социальной защиты состоит из следующих структур: 1. Пенсионное обеспечение

. Социальные гарантии

. Социальные выплаты

. Социальную помощь

Социальные гарантии РФ - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии;

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования - обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи

Страхование по безработице в Дании происходит на добровольной основе. Право пользоваться страховкой появляется у тех, кто в течение года платил членские взносы. Но при этом примерно 85% расходов все же составляют государственные субсидии. Безработный, плативший страховку, в течение 12 лет получает пособие, затем ему предлагают работу. После принятия предложения об обучении человек может не работать в течение пяти лет. Работники могут получать пособие по безработице, если они удовлетворяют определенным условиям. Существуют щедрые родительские пособия для тех, кто работает в Дании. Беременные женщины могут брать отпуск в течение 4 недель до родов и 14 недель после рождения ребенка. Отец вправе на 2 недели отпуска по уходу за ребенком в течение первых 14 недель после рождения ребенка. Когда ребенку более 14 недель, родители имеют право на дополнительный отпуск - 32 недели. Чтобы иметь право на подобные социальные гарантии, оба родителя должны работать в Дании.

Программы социальных гарантий защищают людей, если они временно не могут обеспечить себя в случае заболевания, беременности, отсутствия работы. Граждане Дании в большей степени защищены в финансовом отношении в случае, например, болезни, потери работы или старости. В этих случаях они получают дополнительные выплаты, например, на оплату жилья или расходы на детей. Кроме того, дополнительные услуги выдаются в форме хорошо развитых детских и медицинских учреждений, оказание первой помощи на дому и пр.

Специфические социальные потребности удовлетворяются местными органами власти. Это может происходить путем оказания конкретной материальной помощи по фиксированным ставкам, либо путем практического, педагогического или экономического консультирования и поддержки семей с особыми проблемами.

Первым уровнем социального обеспечения является выплата денежных пособий (эта помощь предоставляется лишь в тех случаях, когда оказание других видов социальной поддержки по каким-либо причинам невозможно). Выплата денежных пособий не производится, если есть возможность получить поддержку через другие уровни социальной системы, а так же если помощь может быть оказана супругом или супругой лица, обратившегося за ней. Лица, имеющие накопления (в пенсионном фонде) не могут рассчитывать на получение денежных пособий. Дети в возрасте до 18 лет также не получают денежных пособий, их должны обеспечивать родители. Денежные пособия выдаются по месту регистрации получателя, который не обязательно должен быть гражданином Дании. На получение денежных пособий могут рассчитывать только те граждане, чье социальное положение существенно ухудшилось (потеря работы, болезнь или развод). Таким образом, пособие не предназначено тем, у кого уровень доходов невысок из-за небольшого оклада заработной платы, или студентам. Сроки выплат денежных пособий не ограничены, и они могут производиться до тех пор, пока получатель не будет в состоянии обеспечивать себя сам или не получит права на социальную пенсию.

Помощь многодетным семьям и подросткам, как правило, предоставляется в виде социальных услуг. Так, местные власти гарантируют семьям с детьми в возрасте до 3 лет возможность отправить детей в ясли, а детей в возрасте от 3 до 6 лет - в детский сад. Многие местные органы власти даже гарантируют предоставление места в подобном учреждении любой проживающей семье с самого первого дня рождения ребенка.

Система социальной помощи бесплатно обеспечивает право всех граждан на получение определенного, довольно высокого уровня общего и специального образования, а также на прохождение курсов профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, что в совокупности значительно расширяет возможности всех граждан адаптироваться к запросам производства в области качества рабочей силы. Социальные выплаты являются дополнительной поддержкой граждан и их особых потребностей, например, высокие расходы на жилье, воспитание детей. В нынешнее время социальная помощь гарантирует покрытие расходов на содержание детей дома, оказание медицинской помощи, покупку лекарств, лечение зубов, помощь беженцам, а также обеспечение детей и взрослых с физическими и умственными недостатками. Социальная помощь оказывается при обучении и необходимости реабилитации. Одна из основных целей социальной помощи пожилым и нетрудоспособным людям состоит в том, чтобы дать им возможность находиться у себя дома, а не переселять их в интернат или дом престарелых. Таким людям предоставляется помощь в уборке дома, соблюдении личной гигиены, выдается напрокат необходимая бытовая техника. Кроме того, существует программа оказания медсестрами первой медицинской помощи на дому, что обеспечивается местными властями. В случаях, когда пожилые и нетрудоспособные люди не могут жить самостоятельно, они могут переехать в специально предназначенные для таких целей дома или небольшие центры, где проживают другие пожилые или нетрудоспособные люди. Целью таких центров является создание небольших объединений, где жильцы вместе участвуют в повседневных делах.

 


Заключение

 

Во многих государствах количество денег, которыми располагает человек, является определяющим, а часто и единственным фактором жизненного стандарта, доступа к ресурсам, услугам, удовольствиям. Неравенство в доходах автоматически становится фактором социального неравенства во всех областях жизни. Система социального обеспечения и социальной защиты является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами. Социальное обеспечение представляет собой установленную государством систему социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению матерей и детей, по медицинскому обслуживанию и лечению и т.д. Говоря о социальном обеспечении нельзя не остановиться на системе социальной защиты населения. Социальная защита - это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. С каждым годом увеличивается категория граждан, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, и поэтому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Подводя итог можно сделать следующие выводы:

Анализ международных актов позволил выявить основные параметры стандарта социального обеспечения, который включает круг субъектов, виды и уровень социального обеспечения. Исследование содержания основных актов дает основание для вывода о том, что на международном уровне признано не только право человек на жизнь и право каждого как члена общества на социальное обеспечение, но и достаточно конкретно определен круг субъектов данного права. К их числу международные акты относят, прежде всего, детей, семью, инвалидов, пожилых, безработных и некоторые иные категории членов общества, нуждающихся в социальной помощи по независящим от них причинам.

Выявление на международном уровне указанного круга субъектов имеет принципиально важное значение для сравнения его с тем, который закреплен в законодательстве России. Виды социального обеспечения в России в целом соответствуют тем, о которых говорится в международных актах. Основным среди них признается пенсионное обеспечение. Но опыт Российской Федерации в социальном обеспечении все же показывает, что наша страна недостаточно развита в сфере, как социального обеспечения, так и в социальной защиты. Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной системы, важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены. Все же остается проблема не информированности граждан о целях и принципах пенсионной системы, своих правах и возможностях в новой пенсионной системе - как в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

Важным направлением решения пенсионных проблем должно стать создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые, учитывая региональные особенности, должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой стороны, способствовать социально-экономическому развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

Государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений.

 


Список литературы и источников

 

. Азарова Е.М., Кондратьева З.И Новое в пенсионном законодательстве. Франция // Право и экономика. - 2012.

. Бродский Г.М. Право и экономика пенсионного обеспечения // - Пенсия, 2011.

. Исаченко Т.М. Социальная политика 21 века: опыт развития // Труд за рубежом. - 2011.

. Капплер А.И. Германия. Факты. - Берлин, 2010.

. Козлов Л.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 2010

. Корнюшина.Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток, 2010.

. Кузнецов А.В., Ордин О.В. Пенсионная реформа в Швеции, модель общего равновесия. - М.: Изд-во Дрофа, 2010.

. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира», М: «Просвещение», 2008 г.

. Мачульская Е.Е. «Правовое регулирование социального обеспечения в Великобритании» 2010 г.

. Роговина О.С. Социальное развитие Франции. - 2011.

. Чорбинский С.А. Социальное обеспечение в странах Северной Европы.2010.

. Шатохин И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом. - Ярославль, 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.048 с.)