I.2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии



Курсовая работа

«Этико-деонтологические аспекты фармации»

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

студентка 5 курса

Мушкардина Л. В.

База исследования:

Аптека ООО «Здоровый век»

 

Пермь, 2007г.


Введение

I Этико-деонтологические аспекты фармации

I.1. Понятие о деонтологии.

 

Медицинская деонтология (от греч. deontos — должное, надлежащее и logos — учение) — наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: медицинской, инженерной, юридической, педагогической, агрономической и т.д.

Задолго до введения термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших из глубины веков. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведения врача. В античные века огромное влияние на развитие принципов поведения медицинского работника оказала знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».

На формирование и развитие принципов медицинской деонтологии, как и медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые отношения, национальные и религиозные традиции и др.

На формирование отечественной медицинской деонтологии большое влияние оказали материалистические взгляды революционеров-демократов А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. В условиях царизма земские врачи, располагая крайне ограниченными возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неимущим слоям населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие славу русской медицины. Земская медицина выдвинула большое число беспредельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Важно подчеркнуть, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятия было весьма аморфным.

Труды выдающихся отечественных ученых-медиков М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, К.И.Платонова, Р.А.Лурия, М.С.Лебединского, В.Н.Мясищева, Н.Н.Петрова и др. заложили теоретические основы деонтологических принципов.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

— изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

— исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

— изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;

— устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к работникам немедицинских профессий (рабочие, служащие и др.), так как они обязаны вести себя соответственно требованиям медицинского учреждения. Медицинская деонтология не может не заменить медицинскую этику, не слиться с ней.

В капиталистическом обществе медицинские работники в своей деятельности руководствуются не столько принципами медицинской этики, сколько заботой о своем материальном благополучии. В этой связи в западной печати все чаще стали появляться высказывания о том, что этику надо заменить деонтологией. Стремление отказаться от медицинской этики и свести все нормы медицинской деятельности к простым должностным отношениям объясняется тем, что должное весьма условно и связано не с нравственным, а с профессиональным долгом. Отказ от этики в пользу формальной деонтологии снижает морально-нравственную основу облика медицинского работника.

Российские исследователи считают медицинскую деонтологию особым учением в составе научной и практической медицины. Эта наука разрабатывает правила должностного поведения, которые затем оформляются в соответствующих инструкциях. В отличие от моральных правил деонтологические нормативы определяются инструкциями и административными приказами.

 

Принципы ЭКФ

Хотя особенности восприятия проблемы этического регулирования своей профессии фармацевтическими работниками конкретной страны или территории с учетом местной специфики, безусловно, находят свое отражение в текстах ЭКФ национальных и региональных фармацевтических ассоциаций, тем не менее большинство современных ЭКФ отличаются друг от друга не столько содержанием принципов и обязательств, сколько их формулировками. Это можно объяснить тем, что перед фармацевтами всего мира стоят схожие проблемы и их объединяют похожие ценности. На примере текста "Code of Ethics for Pharmacists" FIP, который предлагается этой международной организацией в качестве модели для национальных фармацевтических обществ, можно составить довольно точное представление о том, что такое ЭКФ и каковы его принципы:

Сегодняшний день ЭКФ

ЭКФ считается общим "кодексом чести" для всех фармацевтических работников. Однако углубление процесса структурирования фармацевтического сообщества и, как следствие этого, возникновение ассоциаций госпитальных фармацевтов, фармпроизводителей, фармдистрибьюторов и т.д., поставило перед их членами вопрос о необходимости разработки своих корпоративных этических кодексов.

Этические кодексы обществ госпитальных фармацевтов Австралии и Канады, Американского общества фармацевтов-консультантов, корпоративный кодекс Ассоциации оптовых фармацевтических компаний Великобритании - вот лишь примеры, подтверждающие эту тенденцию.

Большой прогресс в развитии печатных СМИ, впечатляющие информационные возможности телевидения, радио и интернета, обеспокоенность широко распространяющимся использованием недобросовестных рекламных приемов при продвижении товаров аптечного ассортимента высветили необходимость не только определенных ограничений в законодательстве, но и выработки строгого соблюдения этических норм при продвижении и рекламе фармацевтической продукции (иначе говоря, лекарственным препаратам и другим товарам аптечного ассортимента нужен свой "рекламный кодекс"). Эта проблема, одна из самых актуальных этических проблем фармацевтической отрасли, остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. Ее решение требует совместных усилий как минимум двух сторон - рекламного мира и корпоративных фармацевтических сообществ.

Применение в фармацевтической практике современных технологий также зачастую ставит перед работниками отрасли новые проблемы этического характера. Появление в последние годы нового вида аптечных предприятий, интернет-аптек, не обошли вниманием разработчики вышеупомянутого кодекса RPSGB. Специальная статья, посвященная этому виду аптечного сервиса, начинается с фразы о том, что люди, пользующиеся аптечными услугами on-line, имеют право на такое же высокое их качество, как если бы эти услуги оказывались "face-to-face" в аптечном помещении. Особое внимание в статье уделено вопросам соблюдения безопасности и конфиденциальности при передаче персональных данных, а также полного и надлежащего информирования клиентов о лекарственных препаратах и услугах в режиме on-line.

Еще одной тенденцией современного этапа регулирования этических норм работников отрасли является создание кодексов, определяющих этику взаимоотношений между представителями разных корпоративных фармацевтических сообществ. В качестве примера можно привести разработанное Канадской ассоциацией фармацевтов "Руководство по этике взаимоотношений между фармацевтами и фармацевтическими производителями".

За годы, прошедшие с начала перехода нашей страны к рыночной экономике, российское фармацевтическое сообщество достигло определенной степени самоорганизации. Появление профессиональных ассоциаций и союзов, таких как Российская фармацевтическая лига (РФЛ), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) и других объединений, безусловно, способствует созданию здорового корпоративного климата. Большое количество задач, стоящих перед отраслью в целом, постоянные и значительные, порой даже тектонические сдвиги в законодательстве в области обращения лекарственных средств и возникающие в связи с этим трудности подчас заслоняют собой проблему регулирования этических норм. Тем не менее в современных условиях, при наличии высоких требований со стороны общества к уровню фармацевтических услуг и профессионально-нравственных качеств фармработников эта проблема не может считаться второстепенной.

Появление новых отечественных ЭКФ станет свидетельством очередного этапа зрелости российского фармацевтического общества. Процесс саморегулирования в отрасли уже идет, новые этические кодексы будут появляться. Это следует хотя бы из тех задач, которые ставят перед собой организации, объединяющие участников фармацевтического рынка. В то же время необходимо понимание того, что механизмы саморегулирования еще только складываются, процессы становления и укрупнения профессиональных фармацевтических обществ находятся в самом разгаре, проблем (зачастую требующих оперативного решения) перед их членами стоит немало, поэтому говорить о более или менее определенных сроках появления новых ЭКФ было бы неправильно. К тому же создание этических кодексов - это процесс добровольный; члены фармацевтического сообщества должны сами принять принципиальное решение и приступить к разработке своего корпоративного кодекса, возможно, с привлечением широкого круга заинтересованных и компетентных лиц.

Представляется целесообразным, чтобы разработка российских ЭКФ велась с учетом мировых тенденций регулирования профессионально-этических норм в этой сфере. Чтобы не оставаться в стороне от этих тенденций, необходимо учитывать не только уже имеющийся отечественный опыт составления ЭКФ, но и все наработки (особенно за последнее десятилетие), накопленные международным и национальными фармацевтическими организациями.

Исходя из этого, а также из того, что фармацевтических работников разных стран объединяют не только общая международная организация, но и груз общих проблем и знамя общих ценностей, а российская фармация, безусловно, является частью мирового фармацевтического пространства, было бы не совсем правильно при разработке российских ЭКФ не учесть опыт составителей "Code of Ethics for Pharmacists" FIP. Этот документ является компилятивным, он лаконичен и представляет собой не только собственно этический кодекс, но и каркас для его составления, которым могут воспользоваться любые заинтересованные в этом организации и лица и в первую очередь - национальные фармацевтические сообщества, для чего, собственно, он и был создан. Немногословность кодекса FIP позволяет потенциальным разработчикам, взяв его за основу, уточнять, корректировать и развивать формулировки принципов и обязательств, отражая таким образом в тексте составляемого ими документа свое видение проблемы регулирования этических норм в профессии.

Исходя из вышеизложенного, ЭКФ, предложенный Международной фармацевтической федерацией, вполне может послужить моделью для написания новых отечественных "кодексов чести" в тот момент, когда те или иные корпоративные сообщества участников фармацевтического рынка приступят к формированию своих заповедей.

 

II.2. Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников

 

Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 0405 Фармация

Общие требования к образованности выпускника.

Выпускник должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и право вые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач:

- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения па иностранном языке;

- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности:

- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) стремиться к творческой саморегуляции;

- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

в области психологии:

- знать психологические процессы, происходящие в сознании человека как в норме, так и в патологии;

- знать структуру личности, функции и средства общения;

- знать приемы и методы психологической корреляции и типы их проявлений;

- уметь использовать вербальные и невербальные способы общения в профессиональной деятельности;

в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);

- -знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; f

- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;

По специальным дисциплинам

Выпускник должен:

в области фармацевтической технологии:

- иметь представление о биотехнологии лекарственных средств;

- иметь представление о лекарственных формах заводского производства;

- иметь представление о гомеопатии;

- знать Государственное нормирование производства и контроля качества лекарственных средств и форм;

- знать технологию приготовления твердых, жидких, мягких, стерильных и асептически изготовляемых лекарственных форм;

- уметь готовить твердые, жидкие, мягкие, стерильные и асептические лекарственные формы и оформлять их к отпуску;

- уметь пользоваться нормативно-технической документацией и справочной литературой по производству/приготовлению) лекарственных форм;

в области фармацевтической химии:

- иметь представление о контрольно-разрешительной системе качества лекарственных средств и форм;

- знать классификацию и основные характеристики лекарственных средств;

- знать основы фармацевтического анализа;

- знать внутриаптечный контроль лекарственных средств, изготовляемых в аптеках;

- -уметь проверять простейшими методами качество лекарственных фор в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;

в области фармакогнозии;

- знать лекарственное растительное сырье, его химический состав и стандартизацию;

- знать источники получения лекарственных средств природного происхождения;

- уметь находить растения, в том числе лекарственные, в различных фитоценозах;

- уметь принимать лекарственное растительное сырье от заготовителя и определять его качество в соответствии с нормативно-технической документацией;

в области фармакологии:

- знать классификацию, основные характеристики, фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств;

- знать аналоги и синонимы (торговые названия), показания и противопоказания к применению лекарственных средств, их побочное действие;

- знать правила приема препаратов и возможные осложнения;

- уметь консультировать клиента по приему лекарственных средств и по вопросам их действия;

в области организации и экономики фармации

- иметь представление о структуре управления службой лекарственного обеспечения, о формировании и состоянии фармацевтического рынка в России;

- иметь представление об аккредитации и лицензировании аптечных предприятий;

- иметь представление о порядке снабжения аптечных предприятий лекарственными средствами и предметами медицинского назначения;

- знать нормативные акты, регламентирующие фармацевтическую деятельность;

- знать условия и порядок хранения лекарственных средств;

- знать порядок ведения первичных учетных документов;

- знать порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- знать принципы ценообразования;

- знать требования по санитарному режиму аптечных предприятий, охра не труда и технике безопасности;

- уметь хранить лекарственные средства в соответствии с действующими приказами;

- уметь производить отпуск лекарственных средств, разрешенных к без рецептурному и рецептурному отпуску, и товаров аптечного ассортимента;

- уметь составлять на основе первичных документов отчеты отделов аптечного склада, отделов аптек и мелкорозничной аптечной сети;

в области менеджмента:

- иметь представление о современном менеджменте;

- знать принципы делового общения в коллективе;

- знать функции, виды и психологию менеджмента;

- знать основы организации работы коллектива и исполнителей;

- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- знать информационные технологии в сфере управления производством.


III Деонтология в системе отношений фармацевт – больной – общество

Поведение

Необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.

 

Речь

Нередко и слово лечит, поэтому важно не только, что, но и как сказать. Необдуманное слово может подорвать доверие больного к фармацевту, нанести психическую травму, которая станет причиной ятрогенного заболевания. Информируя больных о порядке приема препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять несколько раз.

 

Умение выслушать

Некоторым клиентам свойственно желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.


Оформление витрин

Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с точки зрения мерчандайзинга, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.

 

Эстетическое оформление лекарственных средств

В целях укрепления веры больного в назначенное лекарственное средство необходимо уделять внимание его оформлению. Неправильное оформление, непривлекательный вид экстемпоральной формы может вызвать сомнение в ее качестве.

 

Авторитет врача

Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.

 

Этика продаж

Часто больные стремятся приобрести широко рекламируемые средства, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях к применению лекарства, напомнить о вреде самолечения.

Провизор не должен подменять врача, предлагая лекарство по своему усмотрению. Не зная индивидуальных особенностей организма клиента, наличия сопутствующих заболеваний, можно нанести вред его здоровью.

Как должен поступить провизор, если к нему обратился человек с теми или иными жалобами?

В первую очередь предложите обойтись без лекарства (если, к примеру, болит горло, можно порекомендовать полоскания, ингаляции, другие виды домашнего физиолечения). Этим вы поможете посетителю аптеки избежать лишних материальных затрат на препараты и предотвратите их возможные побочные действия. Если это не устраивает клиента, порекомендуйте ему обратиться к врачу. Если же он настаивает, предложите безрецептурное средство по своему усмотрению. Такие рекомендации содержатся в правилах Надлежащей аптечной практики, о которой сегодня много говорят.

Некоторые препараты сегодня недоступны из-за высокой цены. Но необходимо помнить, что лекарства сортности не имеют, и во многих случаях есть возможность заменить дорогое средство более доступным по цене генериком. Несмотря на коммерциализацию отношений и настроений в аптеках, нельзя забывать, что задачей аптечных работников является обеспечение населения качественными, эффективными и доступными лекарственными средствами.

Если у вас нет необходимого больному лекарства, следует сообщить ему адреса или телефоны ближайших аптек, телефоны справочных служб (можно вывесить объявление с такой информацией). Позвонив в справочную службу или соседнюю аптеку и узнав о наличии нужного клиенту лекарства, провизор тем самым помогает ему сэкономить время и силы, что особенно важно для пожилых.

Все, о чем говорилось выше, - “прописные” истины, которым провизоров учили в вузе. Но необходимо периодически закреплять, обновлять знания деонтологии, в частности, разбирать конкретные ситуации, встречающиеся в практике аптечных учреждений, рассматривая их с точки зрения фармацевтической этики.

В своей профессиональной деятельности провизор (фармацевт) должен:

1. Соблюдать этические нормы и принципы в отношении больного:

¨ Вселять уверенность в эффективность лечения, ЛС и выздоровление пациента.

¨ Уметь общаться с больными, учитывать их интересы и привычки, сочувствовать им, разделять чужое горе, поднимать настроение, преодолевать чувство безнадежности и безысходности пациента, оценивать невербальные признаки состояния больного (выражения лица, поза, тон голоса и т.п.). Быть доброжелательным, заслуживать доверие и расположение больного.

¨ Не допускать ошибки общения, невнимания к тому, что и как говорит пациент, неподобающего внешнего вида.

¨ Избегать поспешности действий, непродуманности в подготовке рабочего места.

¨ Соблюдать врачебную тайну и конфиденциальность информации в ходе ведения профессиональной практики.

¨ Владеть основами психотерапевтическогого (межличностного повседневного общения) воздействия для улучшения взаимопонимания с пациентами.

¨ Не допускать ятрогений и псевдоятрогений.

2. Качественно и квалифицированно обслуживать посетителей аптеки:

¨ Максимально сократить время приготовления ЛС с учетом строгого соблюдения технологии изготовления

¨ Исключать ошибки в своей работе, предупреждать их в приготовлении и выдаче ЛС.

¨ Совершенствовать контроль качества ЛС с обязательным разбором каждой выявленной ошибки.

¨ Сообщать необходимую информацию о ЛС (о фармакологическом действии, способе, времени и частоте приема, хранения в домашних условиях, возможной несовместимости с пищей или другими препаратами и т.д.)

¨ Обеспечить качество и необходимый ассортимент ЛС и изделий медицинского назначения с учетом территориальных и географических особенностей месторасположения аптечного учреждения и финансовых возможностей покупателя.

¨ Квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь.

¨ Критически оценивать рекламные сообщения о ЛС. Предупреждать пациента о бдительности при сенсационной рекламе, особенно по радио и телевидению.

¨ Проводить санитарно-просветительскую работу среди населения. Разъяснять посетителям аптек вредность самолечения, бесконтрольного приема ЛС и знахарства.

 

Слух

Говорить необходимо отчетливо, ясно, внятно, медленно, но не утрируя и не подчеркивая отдельных слогов. При необходимости повторить название лекарства и порядок его применения.

Говорить короткими фразами, небольшими смысловыми блоками; заканчивая каждый из них, убедится, что собеседник понял правильно.

Учитывать, что пожилые люди с расстройством слуха лучше воспринимают низкие тона и хуже - высокие; плохо разбирают звуки Ш, Ч, Ф; с трудом разбирают отдельные слова в речевом потоке, плохо слышат высокие женские голоса.

Сопровождать речь живой мимикой и небольшим количеством выразительных жестов.

Лучше всего смотреть в лицо собеседнику, чтобы он смог лучше понять, ориентируясь на мимику лица, движения губ.

Попросить повторить смысл сказанных слов в особо важных случаях.

Написать нужную информацию на бумаге в случае необходимости.

Не повышать голоса, не раздражаться, не упрекать и не торопится.

 

Зрение

Необходимо помнить, что у пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического, а также ухудшается способность различать мелкие детали.

Обязательно объяснить схему приема лекарства, особенности его применения, т.к. во многих случаях пожилые люди не могут прочитать мелко написанную аннотацию.

Написать в случае необходимости на упаковке лекарства крупно и четко назначение препарата и режим приема.

Учитывать, что пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, часто или совсем не видят того, что находится сбоку от них.

Дать возможность адаптироваться пожилому человеку в первые минуты посещения аптеки. При входе с улицы в помещение посетители третьего поколения делаются крайне уязвимыми и плохо различают недостаточно освещенные предметы.

Надо быть терпеливыми и внимательными к тем посетителям, которые забыли дома очки и не могут разглядеть названия лекарств.

 

Вкус

Необходимо помнить, что у пожилых людей значительно ухудшается способность ощущать вкус пищи из-за возрастного уменьшения количества вкусовых рецепторов, они плохо ощущают сладкое, кислое, горькое. Вкус может не только ухудшаться, но и извращаться.

Быть терпеливыми в случае жалоб пожилых посетителей на другой вкус лекарства, плохой вкус во рту после принятия его, неприятные ощущения или вообще полное отсутствие всякого вкуса.

 

Память

Помимо общего снижения способности запоминать для пожилых характерно нарушение памяти на недавно прошедшие события, а также намерения и действия, связанные с текущей жизнью.

Пожилые посетители аптеки с трудом помнят названия лекарств, дозы, поэтому целесообразно попросить их принести упаковку лекарства или запись.

Не следует кардинально менять установившегося порядка расположения товаров на витрине в аптеках, где большинство посетителей пожилые люди.

Необходимо помогать посетителю выделить в новой для него информации самое главное, значимое для него; не перегружать его память маловажной информацией.

 

Общение

Необходимо помнить о том, что пожилые люди для лучшего запоминания часто логически структурируют материал, поэтому необходимо передавать им информацию в заранее структурированном виде.

Говорить достаточно медленно и четко, с перерывами между словами. Нельзя "проглатывать" окончания слов и говорить "взахлеб". Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами.

Обязательно необходимо наблюдать, как пожилой посетитель воспринимает обращенную к нему речь, все ли он понимает.

Говорить понятным и простым языком, избегать специальных терминов.

Говорить только с одним собеседником, не отвлекаясь на очередь и телефонные звонки, т.к. внимание пожилых легко отвлекается внешними причинами и они теряют нить разговора, часто забывают, о чем только что шла речь.

Дать возможность передохнуть вашему собеседнику при первых признаках усталости.

Избегать фраз: "Что вы, это уже давно не выпускают", "Никто уже не пользуется этим", "Это же прошлый век".

Для многих пожилых людей совершение покупки является достаточно серьезным и важным жизненным решением. И достаточно трудно решиться сменить лекарство, которое использовал в течение 20 лет, на новое. Не так просто привыкнуть к новому современному тонометру. Таким покупателям нужно дать время для обдумывания, сопоставления, сравнения и подтверждения того, что он совершает хорошую покупку. В таких случаях первостольнику не нужно торопить и "давить" на такого посетителя. Внимания, такта и профессионального отношения и консультации будет вполне достаточно.

Некоторые пожилые посетители не могут принять новые условия жизни, высокие цены на лекарственные препараты, они настроены агрессивно и начинают обвинять работника первого стола в сложившейся ситуации; "Вот в наше время",

"Раньше я любое лекарство могла купить", "Никому нет дела до стариков, всю жизнь работали, а на лекарства не заработали", - горько говорят они. Надо постараться понять чувства пожилых людей, быть терпеливыми и уважительными, не стараться оправдываться или защищаться. Попытаться найти выход из создавшейся ситуации - например, найти более дешевый аналог или объяснить, из чего складывается цена на лекарственное средство.

Сложившиеся стереотипы в отношении пожилых людей: "У них нет денег" или "Им уже ничего не надо" необходимо ломать. Многие пожилые люди достаточно активны, бодры, интересуются и покупают дорогостоящие новинки, у многих из них есть дети и внуки, которые помогают при покупке медикаментов и медицинских изделий.

Многие посетители третьего поколения из-за замедленной скорости реакции начинают раздражаться и волноваться, когда не понимают обращенного к ним вопроса, не сразу могут включиться в разговор, запомнить данные рекомендации и назначения, если плохо понимают смысл происходящего разговора. В этом случае необходимо быть доброжелательным к каждому посетителю, продемонстрировать свою заинтересованность и желание помочь, понимание ситуации и положения, в котором находится пожилой посетитель, прилагать все усилия к тому, чтобы наладить хороший контакт.

Некоторые люди, к сожалению, приходят в аптеку поскандалить и "выпустить пар". Практически в каждой аптеке есть так называемые энергетические вампиры, которые приходят только лишь за тем, чтобы покричать и "подзарядиться" на весь день. Для таких клиентов любой ответ первостольника - лишь повод для начала спора.

В таких случаях нужно попытаться сохранить вежливость, хладнокровие и выдержку и воспринимать общение с подобными клиентами как некоторые издержки профессии.

Если работник аптеки определил возражение не как просьбу о помощи, а лишь как повод для разговора или спора, необходимо избегать пространных дискуссий о том:

Ø как сложно стало жить...

Ø какие в вашей аптеке высокие цены...

Ø как много поддельных лекарств,

а вежливо и твердо вернуть разговор к тому, что непосредственно посетителю необходимо купить в аптеке.

Практические рекомендации по работе с конфликтными клиентами, или 11 "золотых" правил бесконфликтной аптеки

 

Правило 1. "Выпустить пар"

Предоставить клиенту возможность высказать свое недовольство и претензии. В состоянии кипения он все равно ничего не услышит. Как ни тяжело слушать нелестные и неприятные отзывы о себе, товаре и аптеке, необходимо сдержать себя и внимательно выслушать рассерженного покупателя:

• кивать и поддерживать визуальный контакт;

• не улыбаться;

• не давать никаких оценок;

• не перебивать;

• постараться понять, что именно его так задело;

• не говорить "Успокойтесь, пожалуйста", "Не надо так нервничать", "Держите себя в руках";

• не задавать вопросов: "В чем, собственно, проблема?" "Что все-таки произошло?"

 

Правило 2. "Переключить внимание"

Задавать как можно больше вопросов, помогающих выяснить причину жалобы. Отвечая на них, покупатель переключит свое внимание и сможет быстрее успокоиться. Спрашивать нужно доброжелательно и спокойно, не обвиняя и не выговаривая.

 

Правило 3. "Поблагодарить"

Положительные эмоции, которые покупатель испытывает в момент благодарности, нейтрализуют его раздражение.

П.: "Я обнаружила дома, что прибор для измерения давления не работает".

Р.: "Я Вам благодарна за сигнал о низком качестве этого товара. Политика нашей аптеки такова, чтобы каждый клиент был доволен. Давайте разберемся".

 

Правило 4. "Извиниться"

Не бояться извиниться, если была допущена ошибка. Это обезоружит недовольного покупателя и вызовет у него уважение.

 

Правило 5. "Пошутить"

Обескуражить недовольного покупателя, заставить его улыбнуться, рассмеяться - один из великолепных способов разрешения конфликта.

П.: "Безобразие, везде обманывают. Вы меня обсчитали!"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.899 с.)