Проблема межпредметных связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема межпредметных связей



Дипломная работа

 

На тему

 

«Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в

начальной школе»

 

г.Армавир, 2000г.


Содержание

Введение. 3
Глава I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и методической литератур е. 5
1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных связей; психологические основы художественного восприятия. 5
2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы межпредметных связей. 15
3. Использование художественного творчества детей на уроках развития речи. 19
Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике. 22
Глава III. Педагогическое исследование. 29  
1. Констатирующий эксперимент. 29
2. Формирующий эксперимент. 34
Заключение 50
Список использованной литературы. 56

Введение.

 

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.

Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуж­дает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональ­ное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.

Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и художественного творчества младших школьников.

Цели исследования:

1) выявить эффективные условия для обуче­ния, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании художественного творчества детей;

2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.

 

Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития речи явилось предметом настоящего иссле­дования.

 

Основным методом исследовательской работы был педаго­гический эксперимент.

Кроме того были использованы другие методы:

*  изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, русскому языку и литературе;

*  изучение и анализ научно - методической литературы;

*  наблюдение за детьми;

*  анализ детских работ.

 

Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обуче­ния, развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу исследо­вания: использование на уроках развития речи элементов художе­ственного творчества позволит повысить уровень развития рече­вых умений у детей.

 

Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие за­дачи исследования:

1. Выявить эффективные условия для развития речевых уме­ний при помощи реа­лизации взаимосвязи с изобразительным искусством;

2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации ин­тегрированного подхода на уроках развития речи;

3. выявить уровень развития речевых умения детей при ис­пользовании на таких уроках художественного творчества детей;

4. определить особенности восприятия детьми данного типа инте­грации;

5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.

 

 

Экспериментальная работа проводилась на примере ис­пользования изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В эксперименте принимало участие 17 учеников. Исследование проходило в два этапа: констатирующий и формирующий.

 

ГЛАВА I.

ГЛАВА II.

Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике.

 

Проанализировав журналы «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет, я нашла несколько статей, посвящённых интегративным связям между курсом «Развитие речи», русским языком, чтением и изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации некоторых статей.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся» 1 автор утверждает, что видеозапись имеет несомненные преимущества перед ставшими традиционными слайдами и репродукциями, представляя материал в «живой», меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете речи, возбуждает интерес к нему, удерживает внимание учащихся. Автор пишет о том, что видеозапись как новое средство обучения, в частности как эффективный инструмент развития речи учащихся, еще только входит в практику работы школы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в глубоком осмыслении. Автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к красоте.

Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом речи, но и способствовать решению собственно методических проблем (расширение словарного запаса учащихся, актуализация определенных грамматических форм и синтаксических конструкций, употребление изобразительно-выразительных средств языка, реализация различных видов речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень сильным эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.

Реализуя замысел фильма, автор стремился найти впечатляющие средства подачи информации, средства художественного воздействия и эффективные приемы введения образцов высказываний, создающих необходимую речевую атмосферу.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания интерьера, фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста видеосюжеты.

 

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчество» 1 знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным открытием искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»2 автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по чтению «Родная речь»3 для учащихся начальной школы представлен народными песнями, небылицами, сказками. Народные мастера росписи, гончары, резчики по дереву, вышивальщицы — также не жили вне фольклорного творчества. Вполне естественно, считает автор, что различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы. Образы резной игрушки богородских мастеров или расписной глиняной игрушки перекликаются с образами сказок.

По мнению автора, составители выше названного учебника по чтению умело привлекли к иллюстрированию текстов произведений выдающихся русских художников — В. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха, а также произведения народного искусства: народную игрушку, лаковую палехскую и федоскинскую миниатюру, росписи на прялках, лубочные картинки. Все эти произведения органично соединились с содержанием раздела «Устное народное творчество».

Русские народные песни (с. 6—7) иллюстрируются лирической сценкой федоскинской миниатюрной живописи и полной экспрессии лубочной картинкой.

Тексты небылиц на страницах 8—9 проиллюстрированы изображениями народных глиняных расписных игрушек, цветочной росписью на прялке, графикой лубочной картинки.

Короткие стихотворные тексты к сказкам, представленным на странице 10, иллюстрируются фотографией богородской резной деревянной игрушки с движением.

Замечательный русский художник В.М. Васнецов известен своими живописными полотнами на темы русских сказок и былин («Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»). В учебнике художник представлен двумя живописными произведениями «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри» (с. 21 и 38), а также иллюстрацией «Сивка-бурка» к одноименной сказке (с. 32).

Другой великолепный русский художник - И. Билибин, создавший свой неповторимый стиль иллюстраций к русским народным сказкам. Благотворное влияние на творчество художника оказало русское народное искусство. И. Билибин всерьез изучает его, путешествуя по Русскому Северу, делая во время этих путешествий рисунки деревянной архитектуры, народного костюма, бытовой утвари крестьянских домов. Рисунки эти, знания народного быта и уклада крестьянской семьи оказали самое благотворное влияние на создание художником иллюстраций к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А. С. Пушкина.

И. Билибин щедро насыщает свои иллюстрации орнаментом, который можно видеть в оформлении одежды героев сказки, в изразцах печей, ковров, в резном и расписном убранстве домов и даже в своеобразных рамах, обрамляющих многие его иллюстрации.

Наиболее орнаментальна иллюстрация И. Билибина на странице 109. Художник большую часть рисунка отводит ковру, застилающему пол перед столом, за которым происходит трапеза гостей князя Гвидона. Орнамент пола — цветок в темных и светлых квадратах, ритмично чередующихся.

Из стилистики иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...» в книге «Родная речь» несколько выпадает иллюстрация на странице 83. Воспроизведенное здесь живописное полотно художника Н. Рериха «Заморские гости» хорошо ложится своей темой в текст сказки.

Так же замечательны иллюстрации Билибина к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина. В учебнике даны только отдельные иллюстрации из большого числа рисунков, созданных художником к этой знаменитой сказке (стр. 75, 81, 93, 109).

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся еще больше обогатятся, если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней художественной жизни.

 

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»1 автор детально рассматривает понятие интеграции.

Интеграция, по мнению автора, — процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему.

Автор проверила степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных ею путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — музыки — ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал. К тому же детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.

 

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны»1 автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, цели которого следующие:

1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.

2. Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников правильному, выразительному, плавному чтению.

3. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с изобразительным искусством и музыкой.

В качестве оборудования автор предлагает использовать учебник «Книга для чтения» (III класс), книги для внеклассного чтения, тексты Н. Сладкова «Март», «Апрель», репродукцию картины А. Саврасова «Грачи прилетели», грампластинки П. И. Чайковского «Времена года» и С. В. Рахманинова «Концерт для фортепиано с оркестром № 2», грамзаписи «Перезвон колоколов» и «Птичьи голоса».

В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение – музыка – изобразительное искусство)

 

В статье «Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам» 2 автор делится опытом своей работы по проведению интегрированных уроков с учащимися в начальных классах. Автор отмечает, что практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Учитель решила провести интегрированный урок по теме «Волшебница-зима». Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка». Урок получился, детям понравилось.

На основе этого автор провела потом аналогичные интегрированные уроки, тоже как обобщающие, по темам «Весна идет» и «Осень наступила», где были объединены те же предметы. Но в эти уроки уже были включены моменты инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла мелодию весенней песенки на скрипке...

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени были напечатаны на отдельных листах для каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались! Дети сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия. Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что позволило им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять, «как велик и могуч русский язык».

В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представили себе, слушая музыкальные произведения П. И. Чайковского из его цикла «Времена года». На фланелеграфе «создавали» динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данным текстам и писали сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде красивой бабочки («Весна идет») и в виде грибка («Осень наступила»).

Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-спектакль.

Тема данного урока: обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение знаний учащихся о предложении.

Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы, художественные образы. Далее автор предлагает конспект открытого интегрированного урока по теме «Весна идет» (чтение — русский язык — музыка).

 

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе». 1автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации.

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.

Автор считает, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю. Приведённая таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по системе 1-4) и в III классе (по системе 1-3) на учебный месяц.

 

 

ГЛАВА III.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества детей.

 

На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» классе 4 школы г. Ейска.

Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;

- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;

- умение использовать прилагательные в описательном тексте.

 

Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе»1.

 

Конспект урока.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста.

На доске:

Моя любимая игрушка - заяц.

На день рождения мне подарили зайчика.

Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.

Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

 

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

- Как называется такой текст? (Описание).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда.

Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.

Он очень мне нравится.»

 -Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»1:

«Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.»

- Какова же роль описаний в тексте?

 

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

 

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении?(Какая игрушка?)

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

 

4. Обсуждение структуры текста.

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).

 -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).

 

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

 

6. Сочинение.

 

7. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

 

Анализ результатов.

 

Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

 

* «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);

* «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);

* «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);

 

 

Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Результаты анализа работ были занесены в таблицу:

 

Выводы.

Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 35% учащихся низкий уровень развития этого умения.

Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на уроках развития речи будет использование изобразительного творчества детей, а именно - тематических рисунков.

С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап исследования.

 

 

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

 

Задачи формирующего этапа исследования были следующие:

1. Выявит ь уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.

2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.

3. Определить особенности восприятия детьми данного типа инте­грации.

4. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.

 

Формирующий эксперимент проводился так же во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска.

 На формирующем этапе исследования было проведено 5 уроков развития речи (сочинений-описаний), на которых использовалось изобразительное творчество детей. Ученики рисовали предмет описания дома, а рисунки приносили на уроки, где с ними проводилась работа.

 

Темы экспериментальных уроков:

1. Моё домашнее животное.

2. Мой лучший друг.

3. Моя комната.

4. Мой класс.

5. Моя любимая игрушка (2).

 

 

Методика работы

Конспект урока.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста.

- Сейчас я прочту сочинение-описание домашнего животного. Вы внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.

Учитель зачитывает сочинение.

«На день рождения мне подарили маленького попугая. Я его назвала Кешей.

Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-зелёный, а лапки - красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём пальце. Ещё он очень красиво поёт.

Мы с Кешей очень любим друг друга!»

 

 

- О чём вы узнали из этого текста?

- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?

- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное).

- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее животное?

- Какова роль описаний в тексте?

 

- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой - нет.

«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка.

Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.

А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей!»

 

«У меня есть рыбка. Она появилась у меня давно. Когда мне было 4 года, её купили на рынке.

Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостом, оранжевого цвета. Она живёт в аквариуме в ракушке. В аквариуме много воды, и у неё большое пространство, чтобы плавать. Плавает рыбка быстро.

Я очень её люблю и забочусь о ней.»

 

- Какой текст является описанием животного? (Второй)

- А первый? (Это описание события).

 

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

 

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?».

- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что животное любимое).

- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

- Посмотрите на рисунки. Из них понятно, что вы любите своих питомцев?

- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

 

4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная).

- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного).

- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).

- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).

- Какие части тела можно описать? (Голову:глаза, уши, усы, нос; туловище, лапы, хвост…).

- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют? Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошка любит наблюдать за воронами в окно», «Моя собака любит играть с мячиком»…).

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение).

- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?

- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому что...», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я гуляю с ней и кормлю её»…).

 

5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).

- Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются друг от друга:

«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся, а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка.»

 

«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый.

Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком.

Я очень люблю мою ласковую кошку.»

 

- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?

- Какие части речи делает описание более полным, точным и образным? (Прилагательные)

- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы будете использовать в описании.

 

6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

 

7. Сочинение.

- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.

 

8. Проверка.

- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?

- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему животному.

- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

- Проверь, грамотно ли написано сочинение.

 

9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.

Конспект урока.

Ход урока.

1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).

 

- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.)

- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием человека, а какой - нет.

Учитель зачитывает 2 сочинения:

«У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду.

У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит.

Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.»

«Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года.

Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры.

Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.»

- Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать своего друга? (Имена прилагательные).

- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат).

- Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)

 

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

 

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой он?)

- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.185 с.)