Экономическая сущность единого социального налога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность единого социального налога



КАФЕДРА «АУДИТА»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Налоги и налогообложение»

НА ТЕМУ: «Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование»

СТУДЕНТА: Зарубиной Любови Ивановны

ФАКУЛЬТЕТ: «Бухгалтерского учета и финансов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Заочная сокращенная

III КУРС ГРУППА №

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

Волгоград, 2006


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………... 3
1. Экономическая сущность Единого социального налога ……………. 5
2. Понятие Единого социального налога, порядок исчисления и уплаты …………………………………………………………………….. 7
2.1. Плательщики ЕСН ………………………………………………… 7
2.2. Объект налогообложения …………………………………………. 8
2.3. Суммы, не подлежащие налогообложению ……………………... 9
2.4. Налоговая база ……………..……………..……………………...... 15
2.5. Налоговые льготы и вычеты ……………………………………… 18
2.6. Ставки налога ……………………………………………………… 20
2.7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН ……………………………... 26
3. Учет и отчетность по ЕСН ……………………………………………. 29
4. Проверка правильности уплаты единого социального налога ……... 30
5. Расчет ЕСН на примере ООО «Мират».……………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………….. 35
Список используемой литературы ……………………………………… 37
Прилодение  

 


Введение

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен Единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Государственное социальное страхование предусматривает предоставление различных видов пенсий, пособий, медицинское страхование отдельных категорий граждан на основе страхования и взносов.

В состав ЕСН не включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для них установлен отдельный порядок. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.


Порядок исчисления и уплаты

Плательщики ЕСН

Круг налогоплательщиков единого социального налога определен п.1 ст. 235 НК РФ. Их можно разделить на две категории:

1) Работодатели, выплачивающие доходы наемным работникам. К этой категории относятся как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

2) Лица, осуществляющие частную деятельность. Категория физических лиц, получающих доходы, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Общим условием признания перечисленных лиц налогоплательщиками является факт выплаты наемным работникам. В случае отсутствия наемных работников, перечисленные лица не являются плательщиками налога по данному основанию.

Если лицо одновременно относится к двум категориям налогоплательщиков, то оно исчисляет и уплачивает налог отдельно по правилам, установленным для каждой категории. В том случае, если лицо переведено на уплату единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности, то оно не уплачивает ЕСН по доходам, возникающим в процессе осуществления этой деятельности (п. 3 ст. 235 первоначальной редакции НК РФ). Законом о внесении поправок в часть вторую НК РФ из текста ст. 235 НК РФ указанная норма удалена. Однако это не исключает применения, предусмотренного ею порядка. Он установлен ст. 1 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ, в соответствии с которой плательщики данного налога не уплачивают платежи во внебюджетные фонды. ЕСН и является таким платежом.

 

Объект налогообложения

Налоговая база

Налоговая база для плательщиков-работодателей

Налоговая база плательщиков ЕСН определяется в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Налоговая база работодателей, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как:

Нб = Sд + БВ - Во, где

Sд - сумма доходов, начисленная по всем основаниям в пользу работников за налоговый период;

БВ - материальная помощь и иные безвозмездные выплаты в пользу лиц, с которыми плательщик не связан трудовым и приравненным к нему договором;

Во - выплаты, освобождаемые от налога на основании ст. 238 НК РФ.

Налоговым периодом согласно ст. 240 НК РФ признается календарный год.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, а также в виде предоставленных работникам материальных, социальных и иных благ либо в виде иной материальной выгоды. Все работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. До вступления в силу главы 24 НК РФ подобный механизм предусмотрен не был. Налогоплательщики исчисляли налоговую базу с совокупной суммы облагаемых налогом выплат в пользу всех получателей.

Произошедшие изменения объясняются тем, что размер ставки налога определяют исходя из налоговой базы по выплатам, начисленным за налоговый период в пользу конкретного работника. Иными словами, определить, какую из предусмотренных ст. 241 НК РФ ставку применять, невозможно не имея сведений о налоговой базе по каждому работнику.

Налоговая база для иных налогоплательщиков

Налоговая база предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со ст. 210 гл. 23 НК РФ “Налог на доходы физических лиц”, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

К таким расходам согласно п. 1 ст. 221 НК РФ относятся:

- для физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

- для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера,— в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

- для налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов,— в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если доходы получены в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), то они учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен, а при государственном регулировании цен на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.

Для определения и признания рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги): биржевые котировки, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления или информация, предоставляемая налогоплательщиками налоговым органам.

В стоимость товаров (работ, услуг), полученных в натуральной форме, включается сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров - и сумма акцизов.

 

Налоговые льготы и вычеты

Налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам-работодателям

От уплаты ЕСН в соответствии со ст. 239 НК РФ освобождаются налогоплательщики-работодатели в следующих трех случаях:

1. Организации любых организационно-правовых форм - с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющихся инвалидами I, II и III групп.

2. С сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода, на каждого отдельного работника освобождаются следующие категории работодателей:

- Общественные организации инвалидов, в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурные подразделения;

Общественными организациями инвалидов, согласно Закону РФ от 24 декабря 1995 г. “О защите инвалидов”, признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов.

Законными представителями инвалидов являются родители, усыновители, опекуны или попечители.

- Организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в форме оплаты труда составляет не менее 25%;

- Учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

1. Налогоплательщики-работодатели с подлежащих налогообложению доходов, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства. В случае если иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством РФ или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования – в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Ставки налога

Шкала ставок ЕСН, установленная ст. 241 Налогового кодекса РФ, является регрессивной. Уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу.

Таким образом, снижая ставки налога при увеличении доходов, включаемых в налоговую базу, законодатели делают попытку увеличить круг налогоплательщиков и привлечь к налогообложению доходы, ранее не декларировавшиеся их получателями.

Всего ст. 241 НК РФ предусмотрено следующие шкалы ставок, установленных для различных категорий налогоплательщиков.


Ставки ЕСН для с/х товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и общин коренных народов Севера.

Табл. 1

Федеральный бюджет

Итого

Федеральный ФОМС (ФФОМС) Территориальный ФОМС (ТФОМС)
До 280 000 рублей 15,80% 1,90% 1,10% 1,20% 20%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 44 240 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5320 рублей + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей 3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей 3360 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей 56 000 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 69520 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей 8200 рублей 5000 рублей 5280 рублей 88 000 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономическойзоны.

Табл. 2

Федеральный бюджет

Итого

До 280 000 рублей 14,0% 14,0%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей 39 200 рублей + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 57 120 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Табл. 3

Федеральный бюджет

Итого

Федеральный ФОМС (ФФОМС) Территориальный ФОМС (ТФОМС)
До 280 000 рублей 7,30% 0,80% 1,90% 10%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 20 440 рублей + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5320 рублей + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 рублей 28 000 рублей + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 29 080 рублей + 2% с суммы, превышающей 600 000 рублей 3840 рублей 6600 рублей 39 520 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

Ставки ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам

Табл. 4

Федеральный бюджет

Итого

Федеральный ФОМС (ФФОМС) Территориальный ФОМС (ТФОМС)
До 280 000 рублей 20,00% 2,90% 1,10% 2,00% 26%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 56 000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 рублей 8120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 рублей 3080 рублей + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5600 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей 72 800 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 81 280 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей 11 320 рублей 5000 рублей 7200 рублей 104 800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

Ставки ЕСН для адвокатов

Табл. 5

Федеральный бюджет

Итого

Федеральный ФОМС (ФФОМС) Территориальный ФОМС (ТФОМС)
До 280 000 рублей 5,30% 0,80% 1,90% 8%
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 14 840 рублей + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 рублей 2240 рублей + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 рублей 5320 рублей + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 23 480 рублей + 2% с суммы, превышающей 600 000 рублей 3840 рублей 6600 рублей 33 920 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 рублей

 

Поправки, внесённые в Закон № 167-ФЗ, в основном касаются изменения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, делятся теперь на две возрастные группы: до 1966 года рождения включительно и с 1967 года рождения и моложе. При этом не принимается во внимание половой признак.

Табл. 6

Учет и отчетность по ЕСН

С введением ЕСН с 2001 г. введены и новые формы отчетности. Декларация по ЕСН подается в налоговый орган один раз в год вместе с балансом. Еже­квартально в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчет­ным предоставляются: «Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам» и «Расчет авансо­вых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам». В соответствии с п.2 ст.80 Части 1 НК РФ «налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном но­сителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогопла­тельщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телеком­муникационным каналам связи». При отправке расчета по авансовым плате­жам по почте заказным письмом дата отправки отчета по почте считается днем его представления в налоговый орган.

Во внебюджетные фонды никакой отчетности  не предоставляется за ис­ключением следующих случаев:

- В ПФР плательщики сдают данные в соответствии с законодательством о персонифицированном учете.

- В ФСС необходимо сдавать сведения об использовании средств. Инфор-мация должна содержать сведения, указанные в п.6 ст.243 НК РФ и предостав-ляться в ФСС в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по ЕСН;

- Также необходимости предоставлять отчетность в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По этому виду страхования взносы уплачиваются независимо от ЕСН.

А так же - налогоплательщики-работодатели обязаны вести учет отдельно по каждому работнику: о суммах выплаченных ему доходов; о суммах налога, относящихся к этим доходам.

Единый социальный налог

ФБ ФСС ФФОМС ТФОМС
1 Ставки 20,00 % 3,20 % 0,80 % 2,00 %
2 Налогооблагаемая база за 2005 г. 1550206,00 1550206,00 1550206,00 1550206,00
3 Сумма исчислен-ного налога за налоговый пери-од – 2005 г.,всего: 1550206,00 * * 20,00 % = = 31041,00 1550206,00 * * 3,20 % = = 49607,00 1550206,00 * * 0,80 % = = 12402,00 1550206,00 * * 0,20 % = = 31004,00
4 Налоговый вычет за налоговый период. всего: 216944,00 -- -- --
5 Начислено нало-га за налоговый период (п.3–п.2) 31041,00 – - 216944,00 = = 93097,00 49607,00 12402,00 31004,00
6 Расходы произ-ведённые на це-ли государствен-ного социально-го страхования за счет средств ФСС за налого-вый период -- 8461,00 -- --
7 Подлежит начис-лению в ФСС за налоговый пери-од: -- 49607,00 – - 8461,00 = = 41146,00 -- --
8 Суммы налога подлежащие уп-лате в ФБ и госу-дарственные вне-бюджетные фон-ды (п.5-п.6 или п.7)) 93097,00 41146,00 12402,00 31004,00

Табл. 7, руб.

№ п/п

Для лиц 1966 года рождения и старше

Заключение

Единый социальны налог был введен впервые в РФ с принятием части второй Налогового кодекса РФ в 2000 году.

В составе единого социального налога консолидированы взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования – с целью мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Шкала ставок единого социального налога является регрессивной, т.е. уровень ставки налога обратно пропорционален сумме доходов, включаемых в налоговую базу. Таким образом, снижая ставки налога при увеличении доходов, включаемых в налоговую бузу, законодатели делают попытку увеличить круг налогоплательщиков и привлечь к налогообложению доходы, ранее не декларировавшиеся их получателями. Но условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые их использовать, ограничено.

ЕСН – это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат и суммы начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным отдельных работников, а в целом по организации.

Налогоплательщики должны ежемесячно представлять расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН осуществляют налоговые органы Российской Федерации. Они также осуществляют и взыскивают суммы недоимок, пени и штрафы по платежам ЕСН. 

 

От снижения ЕСН могут выиграть предприятия с относительно невысоким уровнем официальной заработной платы – до 500 долларов в месяц. Поэтому поправки к НК РФ прежде всего призваны улучшить положение бюджетников и предприятий, которые из-за финансовой нестабильности не в состоянии повышать заработную плату своим работникам.

Бесспорно, предусмотреть абсолютно всё при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы можно сказать: введение единого социального налога – правильный и обоснованный шаг.

 


Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс РФ, Часть 1 (ред. от 31.12.2005//КонсультантПлюс;

2. Налоговый кодекс РФ, Часть 2 (ред. от 31.12.2005)//КонсультантПлюс;

3. Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»//СЗ РФ, 2000 г., № 32, Ст. 3341;

4. Приказ МНС РФ от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога» // Экономика и жизнь. Август 2002 г. № 32;

5. Письмо МНС РФ от 4 апреля 2002г., № СА-6-05/415@ «О едином социальном налоге» // Экономика и жизнь, апрель 2002 г., № 16;

6. Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2006 г. № 04-1-03/117 «Об уплате НДФЛ и ЕСН»//КонсультантПлюс;

7. Письмо МНС РФ от 01.11.2004 г. №05-0-09/32@ «Об уточнении контрольных соотношений показателей расчетов по Единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам»//КонсультантПлюс;

8. Письмо ФНС от 30.03.2005 г. № ГВ-6-05/239@ «О применении ставок ЕСН сельскохозяйственными товаропроизводителями»;

9. Письмо МФ РФ Департамент налоговой политики от 20.01.2003 г. № 04-04-04/4//КонсультантПлюс;

10. Письмо МНС РФ от 20.10.2004 г. № 05-1-05/458@ «О применении регрессивной ставки Единого социального налога»//КонсультантПлюс;

11. Братчикова Н.В. Единый социальный налог (взнос), практическое пособие, М., 2001;

12. Информационное сообщение МНС РФ от 10 июля 2001 г.;

13. Дорошенко Е.В. О едином социальном налоге//Интернет сайт: www.klerk.ru (Интернет сайт для бухгалтеров), 16.07.2006;

14. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части второй. Социальный налог. Т 3/Под ред. Брызгалина А.В., М., 2000;

15. Курбангалеева О., Исчисление и уплата единого социального налога в 2001 году // Главбух, 2001 г.;

16. Налоги и налогооблажение. Учебник/Под ред. Романовского, С-П, 2000;

17. Налоги/Под ред. Д.Г. Черника, М., Финансы и статистика, 2001;

18. Никитин Н.Н., Единый социальный налог – проблемы и перспективы // Российский налоговый курьер. - № 6. – 2001;

19. Никонов А.А., Единый социальный налог (взнос): С последними изменениями и дополнениями. Комментарий. – М., 2001;

20. Шаталов С.Д., Единый социальный налог (взнос). – М, МЦФЭР, 2001;

21. Интернет сайт: www.minfin.ru (Минфин РФ);

22. Интернет сайт: www.nalog.ru (МНС РФ).

КАФЕДРА «АУДИТА»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Налоги и налогообложение»

НА ТЕМУ: «Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование»

СТУДЕНТА: Зарубиной Любови Ивановны

ФАКУЛЬТЕТ: «Бухгалтерского учета и финансов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Заочная сокращенная

III КУРС ГРУППА №

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

Волгоград, 2006


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………... 3
1. Экономическая сущность Единого социального налога ……………. 5
2. Понятие Единого социального налога, порядок исчисления и уплаты …………………………………………………………………….. 7
2.1. Плательщики ЕСН ………………………………………………… 7
2.2. Объект налогообложения …………………………………………. 8
2.3. Суммы, не подлежащие налогообложению ……………………... 9
2.4. Налоговая база ……………..……………..……………………...... 15
2.5. Налоговые льготы и вычеты ……………………………………… 18
2.6. Ставки налога ……………………………………………………… 20
2.7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН ……………………………... 26
3. Учет и отчетность по ЕСН ……………………………………………. 29
4. Проверка правильности уплаты единого социального налога ……... 30
5. Расчет ЕСН на примере ООО «Мират».……………………………... 33
Заключение ……………………………………………………………….. 35
Список используемой литературы ……………………………………… 37
Прилодение  

 


Введение

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен Единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Государственное социальное страхование предусматривает предоставление различных видов пенсий, пособий, медицинское страхование отдельных категорий граждан на основе страхования и взносов.

В состав ЕСН не включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для них установлен отдельный порядок. Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.


Экономическая сущность единого социального налога

Согласно ст.13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи. Внебюджетные социальные фонды по своей экономической сущности представляют собой обособленную часть необходимого продукта и имеют свою существенную специфику. Она состоит в том, что указанные фонды формируются в основном за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами (с 1.01.2001 г. – единого налога – далее ЕСН).

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках.

Наличие внебюджетных фондов не противоречит единству бюджетной системы РФ, предусмотренной ст. 8 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Этим же Законом в ст. 18 допускается создание целевых и резервных фондов, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ… могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты низших уровней.

Внебюджетные фонды обеспечивают финансирование государственных расходов, не включенных в бюджет, то есть не консолидированных в него. Особенностью внебюджетных фондов является порядок их формирования, который происходит за счёт страховых взносов (ЕСН).

Источники формирования внебюджетных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

§ страховые взносы (доля страховых взносов во внебюджетных фондах составляет от 75 до 98 процентов);

§ дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

§ штрафные санкции и пенни;

§ возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

§ доходы от размещения временно свободных денежных средств фондов;

§ иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.112 с.)