Государственная политика доходов РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика доходов РФ.



Политика личных доходов, вместе с остальными аспектами макроэкономической политики, призвана обеспечить в будущем восстановление того, что было утрачено в период перехода к рыночным отношениям – дореформенного уровня реальных доходов населения. Если исходить из ситуации 1999 года (табл. 1), то развитие общественного производства должно было обеспечить увеличение в два раза дохода населения и пенсии, в три раза – заработной платы, чтобы вернуться к дореформенному уровню.

Россия потеряла в реальном исчислении за первые годы реформ половину заработной платы, тогда как в Румынии, например, заработная плата уменьшилась на треть, в Польше потеряна только десятая часть, в Чехии – трехпроцентный прирост.

Таблица 2[10].

Уменьшение реальных доходов населения.(в %)

 

Показатели 1990г. 1992г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Доходы на душу населения 100 63 70 72 59 54
Заработная плата 100 65 45 48 41 35
Пенсия 100 50 52 54 51 51

Кризис 17 августа 1998 года отбросил страну в социальной области, по самым благожелательным подсчётам, к положению 1994 – 95 годов. На начало 1999 года в России 38% населения не имеют минимального стандарта проживания. При такой сложной ситуации невозможно реализация только какой-то одной стратегии доходов и социальной защиты. Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

ðоптимизация роли государства в распределении доходов на макроуровне;

ðизменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

ðперераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий – от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

ðизменение подхода к субъекту социальных действий – не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

ðболее чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере – единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

ðактивизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности.

Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Антикризисные меры.

Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным.

Очерёдность решения проблем основана на их остроте. Наибольшее недовольство и возмущение в обществе вызывают задержки по выплатам заработной платы и пенсий. Необходим государственный механизм списание средств с банковского счёта предприятия с учётом одинаковой очерёдности выплаты налогов государству и оплаты труда работникам. Одним из вариантов можно назвать резервирование заработной платы, страхование задержки выплат на предприятиях с льготными условиями налогообложения.

Очень важно с учётом инфляции индексировать доходы наименее обеспеченных групп населения: работников бюджетной сферы, пенсионеров. Выполнение этой задачи полностью зависит от состояния государственного бюджета и Пенсионного фонда, от темпов инфляции.

Наиболее радикальная мера воздействия на доходы – увеличение занятости. Чтобы добиться этого, необходимо увеличение инвестиций, снижение налогов на предпринимателя, таможенный протекционизм стимулирования отечественного производства, доступность кредитов, государственная поддержка рабочих мест и малого бизнеса, организация общественных работ. Можно также добавить содействие таким формам занятости, как кооперативные и ремесленные объединения, работа на дому, поощрение мелких инвестиций самого населения в рабочие места, например, в потребительскую, промысловую, бытовую, кредитную кооперацию.

Возможности расширения оплачиваемой занятости требуют приоритетного подхода. Те немногие вложения, которые сможет мобилизовать государство, налоговые скидки, кадровые перестановки, необходимо использовать в каждом регионе в структурообразующих отраслях, деятельность которых может способствовать оживлению, и в таких сферах, как жилищное строительство, дороги, пищевая промышленность, оптовая торговля, туризм и т. д.

Кризисное состояние вызывает необходимость оценить значение социальной ответственности государства, для чего требуется ревизовать социальные гарантии, льготы и выплаты, заменить некоторые системой временной социальной помощи, предоставляемой в заявительной и адресной форме для конкретной семьи. Однако в России ситуация с адресной социальной помощью в настоящий момент выглядит неоднозначно. Государство не обладает необходимыми средствами, поэтому адресная помощь превращается в гроши и имеет скорее идеологическое значение «сохранения лица» в условиях кризисной экономики.

 

Заключение

Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых. Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

· Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.

· Сокращение льготных категорий населения.

· Усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.

· Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.

· Грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов.

· Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.

 

Список литературы

1.  Абакумова Н., Подовалова Р.. Политика доходов и заработной платы. – М.:, 1999. С-96

2. Высоко обеспеченные слои российского общества: численность и механизм формирования доходов. / Рудакова О., Харитонова Е.// журнал «Управление персоналом»: № 2008 - http://www.top-personal.ru, 20 апреля 2008.

3. Кравцова Г.Ф. Основы экономической теории. Макроэкономика. Учебное пособие. // http://www.dvgups.ru, 19 апреля 2008

4. Куликов В. Концептуальные основы современной экономики труда.// РЭЖ. - 2000. - № 11-12. – с. 61-64.

5. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чапурина М. Н., Киселёвой Е. А. – Киров, 1994. – 624 с.

6. Марочкина М.В. Минимальная заработная плата. Молчание – знак согласия. // журнал «В курсе правового дела» № 5, март 2008 - http://www.vkursedela.ru, 20 апреля 2008

7. Никифоров А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы.//Экономист. – 1999. - № 4. – с. 38 – 45.

8. Панина Т.В тесноте и в обиде живут более 50 млн. россиян // Российская газета – Федеральный выпуск № 4291 от 9 февраля 2007 - http://www.rg.ru, 30 апреля 2008.

9. Прожиточный минимум как элемент системы потребительских бюджетов, его назначение // Департамент труда Иркутской области - http://www.work.irk.ru, 21 апреля 2008 г.

10. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. - № 9. – с. 62 – 69.

11. Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.

12. Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 1998. - № 6. – с. 51 –58.

13. Хомелянский Б. Н. Уровень жизни населения России: современное положение, тенденции развития.// Эко. – 1999. - №3 – с. 142 –149.

14. Экономика: Учебник./ Под ред. Булатова А. С. 2 – е изд. Перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 1997, - 816 с.

15. Яковлев Р. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость, направления и меры.//РЭЖ. – 1999. - №3. - с. 36-49.

 

 


Приложение 1.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2007 г. в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц

 

Все население

В том числе

трудоспособное население пенсионеры дети
Величина прожиточного минимума 3879 4197 3085 3704
в том числе:        
стоимость потребительской корзины 3624 3781 3085 3704
из нее минимальный набор:        
продуктов питания 1555 1597 1377 1616
непродовольственных товаров 653 645 589 750
услуг 1416 1539 1119 1338
расходы по обязательным платежам и сборам 255 416 х х

 


Приложение 2.

Динамика величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения: рублей в месяц

 

Все население

в том числе

трудоспособное население пенсионеры дети

Г.

I квартал 2910 3138 2332 2795
II квартал 3053 3290 2449 2937
III квартал 3047 3288 2440 2921
IV квартал 3060 3302 2450 2931

Г.

I квартал 3374 3640 2703 3234
II квартал 3443 3717 2747 3301
III квартал 3434 3709 2736 3292
IV квартал 3437 3714 2739 3290

Г.

I квартал 3696 3993 2950 3536
II квартал 3809 4116 3033 3647
III квартал 3879 4197 3085 3704

Приложение 3.

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения

 

Февраль 2008 г.

В % к

Январь-февраль

2008г.в % к январю-февралю 2007 г.

Справочно

Февралю 2008г.

Январю 2008 г.

февраль 2000г. в % к

январь-февраль 2007 г.в % к январь-февраль 2006 г.

Февраль 2006г. Январь 2007г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 12942 127,1 121,6 127,3 121,8 123,0 120,9
Реальные располагаемые денежные доходы   110,6 119,6 111,2 111,9 122,1 110,2
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника:              
номинальная, рублей 15214 127,7 103,0 127,6 127,8 102,8 127,6
реальная   113,3 101,8 113,3 118,8 101,7 118,2

1) За февраль 2008 г. предварительные данные.

 


Приложение 4.

 

Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума:

 

III квартал 2007 г.

Справочно:

II квартал 2007 г. III квартал 2006 г.
Среднедушевые денежные доходы населения      
рублей в месяц 12640 11898 10238
в % к величине прожиточного минимума для всего населения 325,9 312,4 298,1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника      
рублей в месяц 13494 12993 10949
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения 321,5 315,7 295,2
Средний размер назначенных пенсий по старости, на конец периода      
рублей в месяц 3565 3374 3084
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров 115,6 111,2 112,7
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет      
рублей в месяц 173 168 138
в % к величине прожиточного минимума для детей 4,7 4,6 4,2

 


Приложение 5

Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы.

 

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата,
рублей

В % к

Реальная начисленная
заработная плата в % к

 

Соответствующему периоду предыду

щего года

Предыду

щему периоду

соответствующему периоду предыдущего года Предыду щему периоду  

Г.

 

I квартал

11876 127,3 97,3 118,2 94,1  

II квартал

12993 125,9 109,3 116,6 107,1  

I полугодие

12439 126,6   117,4    

III квартал

13494 124,0 103,9 113,9 101,8  

IV квартал

15742 129,3 116,7 116,1 112,8  

Год1)

13527 126,7   116,2  

Г.

 
Январь

14771

127,5 78,8 113,3 77,0  
Февраль1)

15214

127,7 103,0 113,3 101,8  
Январь-февраль1)

14993

127,6   113,3    

1) Предварительные данные.

 
               

 

Приложение 6

Среднемесячная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности за январь 2008 года.

 

Рублей

В % к

январю 2007г. декабрю 2007г. общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы
Всего 14771,0 127,5 78,8 100
в том числе:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6483,7 134,0 78,7 44
рыболовство, рыбоводство 14925,6 139,1 78,5 101
добыча полезных ископаемых 28050,4 120,5 69,3 190
обрабатывающие производства 14120,7 126,4 87,3 96
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16769,0 122,9 80,8 114
строительство 14689,9 129,2 75,2 99,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12748,8 129,6 89,8 86
гостиницы и рестораны 10578,7 127,6 89,3 72
транспорт и связь 17576,5 124,6 85,3 119
финансовая деятельность 41921,9 129,4 82,5 в 2,8р.
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17823,3 133,3 72,0 121
из них научные исследования и разработки 19289,6 131,5 63,1 131
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 18174,3 126,1 59,2 123
образование 9359,0 121,4 81,5 63
здравоохранение и предоставление социальных услуг 11265,3 124,3 87,6 76
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 11886,2 129,8 82,4 80

 


[1] Следует отличать доход от богатства. Оно представляет собой стоимость всех средств, принадлежащих домохозяйству в конкретный момент времени. Богатство состоит из материальных объектов: дома, земля, автомобили, мебель, книги и т.д.; а также финансовых средств: наличные деньги, сберегательные счета в банках, облигации, акции. Под залог богатства можно получить кредиты в банке. Богатство служит источником дохода.

[2] Абакумова Н., Подовалова Р.. Политика доходов и заработной платы. – М.:  .1999. – с.96.

[3] Государственный комитет статистики РФ.

[4] ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации»

 

[5] п. 3 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ

 

[6] С 1 сентября 2007 года Трудовым кодексом субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер минимальной заработной платы, отличный от федерального.

[7] Синдяшкина Е. Занятость в неформальном секторе экономики.// Экономист. – 1998. - № 6. – с.52.

[8] Дифференциация доходов - степень неравномерности распределения доходов, получаемых разными группами населения в зависимости от рода занятия, демографических факторов и пр.

 

[9] Коэффициент Джини - индекс концентрации доходов населения – применяется для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

[10]. Ржаницына Л. Политика доходов: этапы и резервы.// Экономист. – 1999. - № 9. – с.62.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.072 с.)