Динамика общей численности и состава партийной организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика общей численности и состава партийной организации



 

Новосибирская областная организация КПСС в середине 1980-х годов с одной стороны являлась главным и самостоятельным властным институтом в области, с другой стороны, выступала как структурный элемент огромного политического организма - Коммунистической партии Советского Союза, которая требует определенной характеристики в виду своей специфичности. КПСС представляла собой партию государственного типа, которую отличали ряд определенных свойств и признаков. Во-первых, исключительное право на обладание политической властью. Во-вторых, абсолютное доминирование и жесткий контроль партийных структур над всеми общественными и государственными организациями. В-третьих, наличие мощного, разветвленного исполнительного аппарата, предназначенного не столько для ведения внутрипартийных дел, сколько для реализации функций общеполитического руководства и управления. В-четвертых, предельная централизация и бюрократизация партийных институтов, являвшихся непосредственным механизмом реализации политической власти. В-пятых, превращение членства в партии в весьма желательное (а в некоторых случаях - обязательное) условие, имеющее универсальное значение для дальнейшего социального продвижения.

КПСС имела многоуровневую сеть партийных комитетов и партийных организаций. Главным директивными органами партии был Центральный комитет КПСС, который возглавлялся Политбюро. На местном уровне КПСС строилась по территориально-производственному принципу. На уровне союзных республик и на областном, краевом уровне были организованы соответственно Центральные комитеты компартии союзных республик (единственная республика, которая не имела своего ЦК КП до 1990 г. была РСФСР), а также областные, краевые комитеты КПСС. На городском и районном уровне - городские и районные комитеты КПСС. Эти полномочные институты партии дополнялись сетью первичных, цеховых партийных организаций и партийных групп, которые охватывали все наиболее важные производственно-хозяйствующие структуры, государственные учреждения, организации и учебные заведения. Подобная структура, выстроенная еще в 1920-е годы, каждый элемент которой обладал определенными государственными полномочиями, позволяла партии долгое время не просто контролировать все сферы жизни советского общества, но и навязывать населению одну идейно-политическую доктрину и мобилизовывать массы на решение поставленных партийно-государственным руководством задач.

Немаловажным признаком КПСС как партии государственного типа была ее численность и состав. Известно, что численность и состав любой политической партии выступают основными показателями качества самой политической организации. По ним можно судить о популярности партии, ее социальной базе, эффективности внедрения в общество идеологических установок партии, степени вовлеченности населения в политическую жизнь и т.д. В начале 1985 г. в рядах КПСС насчитывалось 18,7 млн. человек (вместе с кандидатами), что составляло 9,5 % всего взрослого населения страны. Однако огромный людской потенциал вовсе не означал высокий идейно-политический уровень многомиллионной армии коммунистов. Хотя устав партии предусматривал скрупулезный отбор претендентов, но на деле эта система работала плохо.

Многие историки и политологи сходятся во мнении, что партия на излете своей истории, формально стараясь привлекать в свои ряды лучших граждан советского общества, в их лице не имела сторонников-активистов, всецело разделявших идеологию и программу партии, готовых в любую минуту взяться за решение поставленных ею задач. Конечно, в партии состояли и люди, которые искренне разделяли коммунистические убеждения, но объективно огромная численность партии была следствием особой системы взаимоотношений между "ядром политической системы" - КПСС и обществом. Можно сказать, что партийная элита и большая часть рядовых коммунистов выстраивали взаимоотношения друг с другом на симбиозной основе. Граждане, получившие партбилет, приносили партии огромные финансовые ресурсы. В то же время они получали определенную социальную опеку, которая обеспечивала им стабильное движение по общественной лестнице. Другими словами, причиной вступления в партию основной массы советских граждан были не идейно-политические, а конъюнктурно-конформистские соображения. Поскольку подобная система могла действовать только в ситуации, когда КПСС была единственной правящей партией, это превратило ее в довольно уязвимое объединение, потенциально способное к значительной политической эрозии в условиях политического плюрализма, что и показали события конца 1980 - начала 1990-х годов.

В свою очередь коммунистическая партия, первоначально создававшаяся как партия трудовых слоев - рабочих и крестьян, постепенно превратилась в партию служащих, которые в середине 1980-х годов составляли около половины численности КПСС. Отчасти это было следствием изменений в социальной структуре советского общества, где доля населения, занятого в промышленности и сельском хозяйстве, сокращалась. Но основной причиной было то, что для служащих партийный билет был особенно необходим, предоставляя бонус для карьерного роста. Эта пагубная ситуация осознавалась как партийной элитой, так и обществом в целом, но конкретные шаги для ее преодоления не были сделаны даже с началом перестройки.

Показатели численности и состава региональных партийных организаций выступали свидетельством уровня их организационно-партийной работы и эффективности реализации политики партии на местах. В первой половине 1980-х годов ряды Новосибирской областной парторганизации стабильно увеличивались. Ее численность, пополняясь через систему 3423 первичных организаций, ежегодно росла в среднем на 2,0 тыс. чел., и в январе 1985 г. составляла 156452 чел. Из них кандидатами в члены КПСС числилось 5884 чел. Большинство коммунистов и кандидатов в члены КПСС, проживало в Новосибирске - 90305 чел. Необходимо указать, что 1985 г. в области проживало 2,7 млн. чел., а в областном центре - 1,4 млн. чел.

В социальном отношении парторганизацию составляли: рабочие - 76142 чел., крестьяне - 12754 чел., служащие - 67556 чел. В статистических отчетах отдела организационно-партийной работы подробно отражался состав коммунистов по роду занятий. Так, рабочих совхозов в парторганизации насчитывалось - 9667 чел., колхозников - 6367 чел. Состав служащих по занимаемой должности: руководителей центральных, республиканских, областных учреждений и организаций, начальников управлений, отделов, секторов и их заместителей - 1814 чел., руководителей городских, районных учреждений и организаций, зав. отделами и их заместителей - 2453 чел., руководителей предприятий промышленности, транспорта, связи, строительства, станций, совхозов и их заместителей - 2638 чел., инженерно-технических работников - 28199 чел., агрономов, ветврачей, зоотехников и других специалистов сельского хозяйства - 1734 чел., работников здравоохранения - 2190 чел.

Коммунистов, занятых в научной сфере - 2546 чел., преподавателей ВУЗов - 2028 чел., преподавателей средних специальных учебных заведений - 761 чел., учителей средних, неполных средних и начальных школ - 5600 чел., преподавателей училищ профтехобразования - 867 чел., работников искусства, литературы и печати - 1283 чел., юристов, работников охраны государственной собственности и общественного порядка - 3439 чел., ревизоров, бухгалтеров и других работников учета - 3721 чел., работников предприятий торговли и общественного питания - 2368 чел., работников делопроизводства - 243 чел. Учащихся коммунистов на территории Новосибирской области насчитывалось 1136 чел., пенсионеров - 30411 чел.

Образовательный уровень коммунистов был следующий: высшее образование имели 43397 чел., незаконченное высшее образование - 2651 чел., среднее образование - 63279 чел., неполное среднее образование - 26275 чел., начальное образование - 18482 чел., не имеющих начального образования - 2368 чел. Довольно много членов партии в Новосибирской области имели ученую степень: доктора наук - 386 чел., кандидата наук - 2384 чел.

Если рассматривать половозрастной состав парторганизации, то получается следующая картина: женщин было 43998 чел., коммунистов возрасте до 20 лет включительно - 263 чел., от 21 до 25 лет - 7637 чел., от 26 до 30 лет - 17728 чел., от 31 до 40 лет - 32162 чел., от 41 до 50 - 32613 чел., от 51 до 60 - 34978 чел. и старше 60 лет - 31071 чел.

Национальный состав парторганизации был следующий. Подавляющее большинство приходилось на русских - 140324 чел., украинцев - 5994 чел., белорусов - 1226 чел., немцев - 2974 чел., евреев - 1525 чел., татар - 1404 чел., представителей других национальностей насчитывалось 3005 чел.

Имеются данные о партийном стаже коммунистов области. До 1940 г. в партию вступило 2399 чел., в 1940-х годах - 23788 чел., в 1950-х годах - 20880 чел., в 1960-х годах - 43367 чел., в 1970-х годах - 35090 чел., в первой половине 1980-х годах - 25059 чел1.

Из выше перечисленных данных можно составить портрет парторганизации в относительных показателях и провести необходимый анализ ее состава. По социальному положению коммунисты Новосибирской области были в основном рабочими - 48,7 % и служащими - 43,2 %, на долю крестьян приходилось всего 8,2 %. Такое соотношение объясняется тем, что две трети населения области проживало в городах, где были сосредоточены многочисленные предприятий. Кроме того, значительная часть сельского населения, которое работало в совхозах, считалась категорией рабочего класса, а не крестьянства, что и определяло подобное преобладание массы служащих и рабочих над крестьянами в областной партийной организации.

Основная масса партийцев имела среднее - 40,5 %, высшее - 27,3 % и неполное среднее образование - 16,8 %. Образовательный уровень коммунистов напрямую связан с социальным составом, т.к. около половины коммунистов были рабочими и крестьянами, которые, по большей части, имели только среднее или среднее специальное образование, при этом часть служащих также не имела высшего образования.

В основном парторганизацию составляли мужчины, женщин было всего 28,1 %, что вполне объяснимо. Мужчины сильнее вовлечены в борьбу за социальный статус, а в условиях советского общества партийный билет имел как раз статусное значение. Он выделял его обладателя из общей среды и давал отличную возможность двигаться по социальной лестнице.

В национальном отношении в парторганизации преобладали русские - 89,7 %, т.к. около 90 % населения области составляли люди этой национальности. Тем не менее заметно, что в парторганизации состояли и представители других национальностей, причем их пропорция соотносилась с той долей, которую они имели в общем составе населения области. В этом проявлялась отличительная черта национальной политики советского государства, формальным принципом которой было необходимое представительство в общественных организациях и властных структурах национальных групп относительно их общей численности среди населения.

Большая часть коммунистов Новосибирской области в 1985 г. находилась в возрасте от 25 до 50 лет - 52,7 % и в возрасте старше 50 лет - 42,2 % (средний возраст составлял 46,1 лет). Причем немалая часть из них имела партийный стаж менее 15 лет - 42,2 % коммунистов. В этой связи необходимо сказать, что эти коммунисты по всей видимости не являлись убежденными сторонниками идеологии КПСС. Это мнение принадлежит самому М.С. Горбачеву, который на январском пленуме ЦК КПСС 1987 г. заявил, что в 1970 годы - первой половине 1980-х годов в партию попало много недостойных людей из-за ослабления принципиальной партийной оценки новых кандидатов. Учитывая определенный лозунговый характер этого заявления, нужно видеть в нем и реальные факты. По всей видимости, массы населения, вступившие в КПСС именно в этот период, руководствовались по большей части конъюнктурно-конформистскими соображениями. Поэтому, как Новосибирская областная парторганизация, так и КПСС в целом в лице своей самой молодой и активной части не имела твердой социальной опоры.

Имея вышеохарактеризованный состав, Новосибирская областная парторганизация вступила в 1985 г., когда начались "перестроечные" преобразования.

К руководству партией 11 марта 1985 г. пришел молодой и энергичный М.С. Горбачев, положительно выделявшийся на фоне остальных представителей постепенно деградировавшей высшей партийно-государственной элиты. Ему за очень короткий срок удалось создать яркий образ лидера, способного вывести страну из социально-экономического "застоя" и дать государству новый толчок для прогрессивного развития, что само по себе сыграло позитивную роль, т.к. общество устало от дряхлых, бездействующих Генеральных секретарей ЦК КПСС.

В партии новый лидер вызвал положительные отклики. Вспоминая приход к власти М.С. Горбачева в своих мемуарах А.П. Филатов, который в 1985 г. занимал должность первого секретаря Новосибирского обкома, писал: "…на высший пост страны на пленуме ЦК был избран Михаил Горбачев. Это решение большинство коммунистов восприняли с одобрением. На молодого, энергичного генсека тогда возлагались большие надежды. Его выступление на апрельском пленуме многие поддержали".

Однако новый лидер партии с самого начала не разработал ни подробного плана, ни даже определенной концепции предстоящих преобразований. Он сам любил повторять известную фразу Наполеона, обозначая свою позицию в этом вопросе: "…надо ввязаться в бой, а там посмотрим". Как не была разработана концепция преобразования страны в целом, так и М.С. Горбачев не хотел заниматься проблемой реформирования компартии. И это при том, что партийное руководство еще до прихода М С. Горбачева к власти, разработало ряд мер, которые могли на прямую оказать влияние на численность и состав КПСС. Так, например, Организационным отделом ЦК КПСС был подготовлен проект всеобщей аттестации коммунистов, который в случае его реализации мог послужить делу избавления партии от недостойных членов. Однако ЦК отверг этот проект, напомнивший многим работникам центрального аппарата радикальную чистку КПСС 1937 г. Тем более в середине 1980-х годов это сильно бы сказалось на социальном положении тех, кто не прошел бы аттестацию.

В 1985 - 1986 гг. появились и другие предложения, касавшихся самых различных сторон внутрипартийной жизни. Так, к примеру, в 1985 г. Л.А. Оников, консультант идеологического отдела ЦК КПСС, направил М.С. Горбачеву развернутую записку, предлагавшую отменить старые инструкции, устанавливавшие строгий порядок доступа к партийной документации, а также ввести более либеральные правила ведения делопроизводства в низовых звеньях КПСС. Но реакция М.С. Горбачева на эти предложения оказалась негативной. Как позднее писал Л.А. Оников то, что аппаратная система партии не была упрощена и демократизирована, стало причиной внутрипартийной конфронтации. Он указывает, что аппарат ЦК КПСС, в первую очередь руководство Орготдела и Общего отдела, смыкаясь с высшим региональным партактивом, шло на прямой саботаж мер, предпринимаемых Генеральным секретарем.

Говоря о первоначальных планах реформирования КПСС, необходимо упомянуть о проекте А.Н. Яковлева "Императивы политического развития", подготовленного им в 1986 г. Документ содержал развернутую концепцию масштабных преобразований в области политической системы. Предлагалась радикальная реформа правящей партии: разделение ее на две самостоятельные политические организации: социалистическую и народно-демократическую, с тем, чтобы они конкурировали друг с другом на политической сцене, отстаивая в ходе демократических выборов право на разные варианты общественного развития. Такой "управляемый" раскол КПСС, по мнению секретаря ЦК, должен был активизировать огромную партийную массу, подключив ее к общему курсу демократических преобразований. М.С. Горбачев отнесся к этому проекту спокойно, но не предпринял никаких шагов к его реализации.

В общем, Генеральный секретарь первоначально не думал реформировать КПСС. Основной задачей М.С. Горбачев выдвинул проведение форсированной экономической модернизации, и партия должна была стать основным двигателем этого процесса, т.к., ему казалось, что созданная в предшествующие годы партийная машина была вполне эффективной и работоспособной.

Рубежным в истории КПСС стал XXVII съезд, состоявшийся 25 февраля 1986 г. М.С. Горбачев представил делегатам съезда не "отчет", как было раньше, а "политический доклад", где во всеуслышание заявил о "застойных явлениях", которые начали появляться в жизни советского общества, и одновременно подвел весьма не оптимистичный итог 11-й пятилетке. Ситуацию, по его мнению, должна будет изменить партия, которой ставилась четкая задача: "…решительно переломить неблагоприятные тенденции в экономики. Другого пути нет".

Съезд обновил состав ЦК КПСС, избрав его членами 307 членов и 170 кандидатов. 147 членов избирались в этот орган впервые. C учетом последующих изменений, выдвиженцы М.С. Горбачева сосвили в ЦК КПСС 61,6%. Новый состав ЦК целиком и полностью формировался, исходя из воли и желания Генерального секретаря, который незадолго до съезда, строго конфиденциально, провел тщательный отбор претендентов в центральный партийный орган. Это говорит о том, что, несмотря на объявленную перестройку, в партии не работали демократические механизмы, кадровая политика велась в прежних номенклатурных традициях.

Партийный съезд в целом прошел успешно и на фоне энергичной деятельности М.С. Горбачева оказал положительное воздействие на общественные настроения. Увеличилась динамика роста численности компартии. В общесоюзном масштабе в начале 1986 г. КПСС насчитывала 19004378 (вместе с кандидатами), за этот год в партию было принято 640719 чел., тогда как в 1985 г. - 609927 чел. Данные по Новосибирской областной парторганизации коррелируются с этими показателями. Если в 1985 г. в партию в Новосибирской области было принято 5236 чел., кандидатов в члены КПСС - 5347 чел., то в 1986 г. уже несколько больше - 5345 чел. и 5437 чел. соответственно.

Одновременно нужно отметить, что новые общественные веянья не были подхвачены какой-то определенной общественной группой. По крайней мере, в Новосибирской области в партию в прежней пропорции и динамике вступали представители всех национальных, социальных, профессиональных, образовательных и половозрастных групп. Это, вероятно, объясняется тем, что перестройка начиналась как набор общих, порой абстрактных лозунгов, направленных на общество в целом, а не на какую-то конкретную группу. Тем более, что система приема в партию была четко регламентирована. Она не позволяла учитывать желания какой-то определенной группы лиц, всегда и везде господствовал принцип паритетного представительства.

Сказалась перестройка и на количестве исключенных из КПСС, что было связано с требованием М.С. Горбачева укрепить дисциплину и ответственность, которые он определил как важнейшие факторы эффективной работы. Активизировалась деятельность комиссий партийного контроля, которые следили за деятельностью административных органов, хозяйствующих субъектов и за дисциплиной в партийных организациях. Комиссии партийного контроля Новосибирской области усилили внимание за соблюдением коммунистами норм партийного устава, а также стали более тщательно отслеживать процесс приема в партию новых членов. В итоге из Новосибирской областной парторганизации было исключено в 1985 г.1570 чел., в 1986 г. - 1791 чел. (вместе с кандидатами), что значительно больше показателей прошлых лет.

Обычно из партии исключали за совершение административных, уголовных преступлений и за неуплату членских взносов. Но с началом перестройки значительная часть коммунистов попала под "жернова" антиалкогольной кампании. Многие были исключены "за пьянство и нарушение антиалкогольного законодательства". В 1986 г. таких "товарищей" было 32 % от общего числа исключенных.

В 1987 г. М.С. Горбачев предпринял важную политическую меру в отношении партии, которая непосредственно оказала влияние на рост ее численности. На январском пленуме 1987 г. М.С. Горбачев прямо заявил, что в предшествующие годы в партию проникло много недостойных людей, "стремящихся извлечь выгоду из партийного билета". Эти слова были восприняты как установка к действию. Парторганизации начали вести борьбу за "чистоту партийных рядов". Так, отдел организационно-партийной работы Новосибирского обкома, ссылаясь на заявление Генерального секретаря ЦК КПСС, рекомендовал первичным партийным организациям больше следить за качеством, а не количеством принимаемых в партию.

Первичные партийные организации стали более тщательно отбирать кандидатов в партию, более широко и гласно обсуждать того или иного кандидата, что позволило отсечь определенную часть непригодных претендентов. Комиссиям партийного контроля давалась установка на еще более ревностную проверку коммунистов на право состоять в партии. Эти меры, видимо, были основной причиной сокращения числа принятых в КПСС.

В общей сложности ряды КПСС продолжали расти, но меньшими темпами. Общее число коммунистов увеличилось всего на 607201 чел., что на 3,82 % меньше в сравнении с 1986 годом. В начале 1987 г. численность Новосибирской областной парторганизации (вместе с кандидатами) составляла 159765 чел., и также наметилось снижение числа вступивших в партию - 4958 чел., кандидатов - 4556 чел.. При этом членов КПСС и кандидатов из Новосибирской областной парторганизации было исключено в 1987 г.1634 чел. Общая численность парторганизации в конце года составляла 160772 чел..

В 1988 г. произошли серьезные изменения в общественных настроениях, усугубившие тенденцию к снижению роста численности партийных рядов.

На высшем партийном уровне появилась угроза раскола, обозначившаяся еще в октябре 1987 г., когда на пленуме ЦК КПСС с критикой преобразований выступил секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин. Он неожиданно заявил, что его не устраивают низкие темпы перестроечных процессов, сохранявшееся засилье консерваторов в руководстве партии и демонстративно подал в отставку. Если сейчас хорошо известно, что это заявление было следствием чисто амбициозной борьбы, которую вели между собой Б.Н. Ельцин и Е.К. Лигачев, то в то время массовое сознание расценило это как столкновение реформаторского и консервативного направления в курсе партии, которые стали олицетворять указанные личности.

М.С. Горбачев умело организовал против московского секретаря контратаку, пользуясь вовсе не демократическими методами. На пленуме московского горкома Б.Н. Ельцина жестоко раскритиковали. В конце заседания, обвинили его в нанесении "удара ножом в спину партии". Б.Н. Ельцин не выдержал нападок и признался в том, что его выступление было вызвано "перегрузками на работе" и "амбициями".

Несколькими месяцами позже первого выступления Б.Н. Ельцина, обозначившего радикальный подход к проводимым преобразованиям, заявила о себе и противоположная точка зрения, осуждавшая не только радикальный подход, но и многие мероприятия "генеральной линии партии". Этот подход открыто проявился в марте 1988 г. публикацией в газете "Советская Россия" статьи Н.А. Андреевой "Не могу поступиться принципами". Н.А. Андреева, никому не известный преподаватель одного из ленинградских институтов, решительно осудила архитекторов перестройки за утрату классового подхода и попытку под видом "улучшения социализма" насадить в стране чуждую идеологию и строй. Не ограничившись этим, она выступила в защиту И.В. Сталина и проводившейся им политики. Статья Н.А. Андреевой появилась в тот момент, когда М.С. Горбачев находился в зарубежной поездке. Поскольку "Советская Россия" являлась изданием ЦК КПСС, быстро распространились слухи, что в верховном эшелоне власти созрел консервативный заговор во главе с Е.К. Лигачевым. После того как стало известно, что статья перепечатана в десятках областных партийных газет, тревога сторонников перестройки сменилась паникой. В течении трех недель газеты, поддерживавшие реформаторский курс, прибывали в шоке, не решаясь вступить в полемику с изданием ЦК КПСС.

Интересно, что М.С. Горбачев первоначально спокойно отреагировал на статью, но затем, исходя из своей тактики лавирования между политическими группировками, использовал ее как повод для атаки на консервативное крыло в КПСС. Главная партийная газета "Правда" 5 апреля 1988 г. ответила на статью Н.А. Андреевой публикацией "принципы перестройки: революционность мышления и действий". Публикация выражало официальную позицию руководства партии (ответ на статью, был подготовлен главным редактором "Правды" В.Г. Афанасьевым, доработан А.Н. Яковлевым и В.А. Медведевым, на заключительной стадии в редактировании участвовал сам М.С. Горбачев). Одно за другим в ней решительно отвергались все положения Н.А. Андреевой, которым противопоставлялись принципы демократического социализма. Смысл перестройки, доказывала статья в "Правде", заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы "вернуться к ленинским принципам, сутью которых является демократия, социальная справедливость, хозрасчет, уважение к чести, жизни и достоинству личности".

После публикации в "Правде" уже вся "реформаторская" пресса выступила с решительным осуждением консервативной позиции. Представители этого течения вынуждены были затаиться. На XIX партийной конференции ни один представитель партактива, поддерживавший идеи Н.А. Андреевой, не выступил в защиту ее идей. Е.К. Лигачев предпочел солидаризироваться с М.С. Горбачевым, а свою главную задачу видел в том, чтобы подавить попытку "реабилитации" Б.Н. Ельцина. Генеральный секретарь, наблюдая борьбу двух амбициозных личностей - Б.Н. Ельцина и Е.К. Лигачева, занял центристскую позицию, таким образом, пока сохраняя контроль над политической ситуацией.

В 1988 г. средства массовой информации начали все более смело разворачивать критику негативных сторон жизни общества и "консервативных тенденций" в партии, пользуясь защитой А.Н. Яковлева, ближайшего сподвижника М.С. Горбачева. А.Н. Яковлев часто проводил совещания с руководителями СМИ, защищая последних от критики со стороны Политбюро. "Яковлев не видит опасности, исходящей от писак, растяпа", - отмечал тогда А.А. Громыко. С точки зрения правящей партии он был прав, т.к. постепенная утрата контроля над СМИ привела к тому, что они начали формировать негативный образ самой КПСС, а также к утрате партией информационного ресурса своей политической власти.

Все активнее разворачивали свою деятельность неформальные группы и объединения, которые начали появляться еще в 1986 г. К началу 1989 г. в Новосибирской области их насчитывалось около 100, причем 20 из них имели политизированный характер. Эти группы были организационно неустойчивы и малочисленны, но сыграли важную роль в формировании общественного настроения. Они организовывали дискуссии и семинары, где обсуждались различные проекты социального переустройства, и в которых все чаще и чаще начала звучать острая критика деятельности партии по реализации намеченных реформ.

Усугубляли ситуацию серьезные сбои в снабжении продовольствием и товарами первой необходимости, которые начались еще в 1986 г., что населением воспринималось гораздо острее, чем политические конфликты в высоких инстанциях. В начале июня 1988 г. среди жителей Новосибирска распространились слухи, что "не будет спичек", "иссякает запас стиральных порошков". В магазинах появились изнуряющие очереди не только за этими товарами, но и за сахаром, солью, подсолнечным маслом. Уже 6 июня в 30 магазинах города не оказалось соли, спичек, стирального порошка. Ситуацию удалось несколько стабилизировать только к осени 1988 г.

Однако важнейшим событием, оказавшим влияние на партию в целом и на отношение населения к ней, стало проведение преобразования, целью которого было увеличение роли Советов народных депутатов в общественно-политической системе страны.

В феврале 1988 г. М.С. Горбачев впервые заявил о необходимости реформирования политической системы советского общества. В речи на февральском Пленуме ЦК М.С. Горбачев обосновал потребность такой реформы как логическое продолжение политики перестройки: "наша экономическая реформа, развитие процессов демократизации и гласности, обновление духовно-нравственной сферы… это звенья одной цепи. Они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, требуют, чтобы, начав перестройку в одних из них, мы продолжали ее в другом. Поэтому весьма естественно, я бы сказал, логично мы должны теперь подойти к необходимости перестройки нашей политической системы". Основной целью будущей реформы М.С. Горбачев объявил создание "такого механизма власти и управления, где был бы четко налажен действенный демократический контроль". Главным звеном этого демократического механизма должны были стать Советы, которые характеризовались М.С. Горбачевым как стержень политической системы общества, ее государственное воплощение.

Такой подход к Советам, высказанный в выступлении Генерального секретаря, говорит о том, что политика руководства КПСС по отношению к органам государственной власти кардинально изменилась: именно Советы, а не партия или оба эти института вместе признавались "стержнем политической системы", что позволяет сделать вывод, что это выступление М.С. Горбачева можно считать началом изменения властных отношений.

Новые отношения закрепленные в резолюциях ХIX партконференции (28 июня - 3 июля 1988 г.), подразумевали повышение роли Советов в обществе посредством перераспределения властных полномочий между советскими и партийными органами. Провозглашалось возвращение Советам законодательных, управленческих и контрольных функций. В то же время КПСС должна была отказаться от прямого вмешательства в дела Советов, стать "политическим авангардом общества". Передовой характер партии заключается в теоретической разработке важнейших вопрос развития страны, выработке идеологии перестройки и, "через организаторскую работу в массах, вдохновляя и воодушевляя их, дает правильное социалистическое направление нашего многонационального общества вперед".

В докладе М.С. Горбачева на XIX партконференции отмечалось, что главным принципом взаимоотношений с органами государственной власти должен стать следующий: "Ни один государственный, хозяйственный или социальный вопрос не может решаться помимо Советов. Политика партии - экономическая, социальная, национальная ― должна проводится прежде всего через Советы народных депутатов как функции народовластия". Этот тезис был включен в резолюцию конференции "О демократизации советского общества и реформе политической системы".

Резолюции конференции обозначили ломку старого механизма реализации власти в обществе. Если ранее органы КПСС принимали властные решения, которые затем осуществлялись другими частями властной структуры, в том числе и Советами, то резолюции конференции кардинально изменили эти отношения. Жесткая привязка Советов к партийным органам на всех уровнях была нарушена. Новый механизм реализации власти КПСС подразумевал демократические принципы ее осуществления посредством "рациональной расстановки кадров", через "демократические механизмы преобразованной политической системы, … коммунистов, работающих в государственных и хозяйственных органах, в общественных организациях и трудовых коллективах".

Возвращение Советам законодательных, управленческих и контрольных функций, катализировало процесс политического самоопределения, что напрямую оказало влияние на численность и состав партии. В обществе появилось осознание того, что партия самоустраняется от власти, отмежевывается от государства и теряет контроль над общественными процессами. В людях пробудилась смелость, многие начали открыто проявлять нежелание состоять в КПСС. Именно с этого времени начался распад сложившейся традиции политического конформизма, когда под воздействием конъюнктурных настроений и обстоятельств люди вступали в партию.

Количество принятых в КПСС за весь 1988 г. составило 522884 чел. Партия, таким образом, выросла на 1,0 %. Но, одновременно, продолжалось сокращение ее базы, которой являлись кандидаты в члены КПСС: в том же 1988 г. их общее число составило 438 тыс. чел., что на 25 % меньше, чем в 1987 г. Но, что само существенное, в 1988 г. (впервые после 1921 г.) примерно 18 тыс. чел. сдали свои партийные билеты. Данный показатель в 5 раз превышал общее число выбывших из КПСС в 1985 г..

Динамика численности Новосибирской областной парторганизации в 1988 г. также приобрела негативные тенденции. Отчетливо сократилось число принятых в КПСС - 3995 чел. и кандидатов в члены КПСС - 3061 чел., что на 19,4 % и 32,8 % меньше соответствующих показателей 1987 г. Вместе с этим доля рабочих, получивших статус кандидата в члены КПСС, уменьшилась по сравнению с 1987 г. на 19,8 %, крестьян - на 17,0 %, служащих - на 8,3 %. Продолжало расти количество исключенных из партии коммунистов и кандидатов в члены КПСС, проживавших в Новосибирской области. В 1988 г. партийных билетов было лишено 1962 чел.. Добровольно вышли из КПСС в 1988 г. уже 108 чел., тогда как в 1986 г. всего 24 чел., а в 1987 г. - 35 чел. Общая численность новосибирских коммунистов в 1988 г. выросла всего на 646 чел., что почти на 60 % меньше, чем в 1986 г..

Эти факты первоначально не воспринимались областным партийным руководством как негативные, скорее наоборот. В справке, подготовленной для XXIII областной партийной конференции, состоявшейся 16 декабря 1988 г., отмечалось, что сокращение числа принятых в члены КПСС и кандидатами в члены происходит благодаря "более требовательному подходу" первичных партийных организаций к отбору претендентов, что коммунисты области "стремятся улучшить качество своих рядов".

В других парторганизациях Западной Сибири также уменьшился рост численности коммунистов. В Ханты-Мансийской окружной партийной организации за 1988 г. почти в 1,5 раза сократился прием в ряды КПСС. На заседании бюро Кемеровского областного комитета КПСС 31 октября 1988 г. констатировалось, что прием в партию в сравнении с прошлым годом сократился на 47 - 65 %. В беседе с корреспондентом журнала идеологического отдела Алтайского крайкома партии "Диалог" первый секретарь Ельцовского райкома признавался, "что за 1988 г. принято кандидатами в члены партии по всей Алтайской краевой организации 3 тыс. 956 чел., это значительно меньше чем, за каждый из предыдущих лет". При этом Алтайская парторганизация за 1988 г. уменьшилась на 177 чел., а увеличение состава Кемеровской парторганизации в 1988 г. на 1543 чел. произошло только за счет приема на учет коммунистов, работавших в исправительно-трудовых учреждениях области.

В 1989 г. общественно-политический авторитет КПСС упал еще больше. По данным социологических опросов в феврале 1989 г. недоверие коммунистической партии выражало только 19 % населения, но уже в августе - 31 %, а в декабре - 33 %.

В начале 1989 г. общее число коммунистов (вместе с кандидатами) в СССР достигло рекордной отметки - 19487822 чел. Но в этом же году из партии вышло 136,6 тыс. чел., что почти в 7,5 раз превышает показатель 1988 года. В Новосибирской областной партийной организации в 1989 г. динамика численности также стала отрицательной. Если в январе 1989 г. число коммунистов, проживавших в Новосибирской области, достигло своего пика - 161418 чел., то к концу года их количество падает до 156355 чел. Новых партийных билетов было выдано всего 2873 чел., кандидатами в члены партии стало еще меньше - 1896 чел. Это в 1,5 раза меньше аналогичных показателей 1988 г.

Важно отметить, что с 1989 г. выявляется в среде партийного пополнения больший приток по сравнению со всеми остальными социальными категориями интеллигенции и ученых. Из чего можно сделать вывод, что эти категории активно поддерживали политику М.С. Горбачева по общественно-политической демократизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.034 с.)