Анализ объема и структуры товарооборота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ объема и структуры товарооборота



 

Для проведения более подробного экономического анализа предприятия был проведен анализ структуры товарооборота, занесенный в таблицу 7. Данные представлены в динамике за 3 года.

 

Таблица 7 - Анализ структуры товарооборота в динамике

Товарная группа

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение Темп роста (%)
  сумма, тыс. р. удельный вес, % сумма, тыс. р. удельный вес, % сумма, тыс. р. удельный вес, %    
Вино-водочная 1358,47 15,13 2189,87 15,80 2598,06 15,90 408,19 118,64
Бакалейные 716,65 7,98 1167,71 8,43 1321,91 8,09 154,20 113,20
Пиво Пэт 1401,62 15,61 1934,51 13,96 2317,01 14,18 382,51 119,77
Пиво разливное 600,70 6,69 829,07 5,98 1013,08 6,20 184,01 122,19
Полуфабрикаты 1130,40 12,59 1821,67 13,14 2098,06 12,84 276,39 115,17
Безалкогольные напитки 1254,61 13,97 2310,87 16,67 2629,11 16,09 318,24 113,77
Рыба 1504,81 16,76 1954,88 14,10 2467,34 15,10 512,46 126,21
Молочные 1011,74 11,27 1651,42 11,92 1895,44 11,60 244,02 114,78
Итого 8979,00 100,00 13860,00 100,00 16340,00 100,00 2480,00 117,89

 


Данные таблицы 6 показывают, что товарооборот показал положительные темпы роста в 2010 году, по сравнению с 2009 годом. Даже не значительное снижение удельного веса некоторых товарных групп в не дало отрицательных результатов в основном за счет роста товарооборота, который в отчетном году возрос на 17,89 процента, что в натуральном измерении составило 2480 тысяч рублей.

Больший рост отмечен у следующих товарных групп: "Рыба" - 126,21 процента, "Пиво разливное" - 122,19 процента, "Пиво Пэт" - 119,77 процента.

Наименьший темп роста у товарных групп "Бакалейные товары" и "Безалкогольные напитки" (113,2 процента и 113,77 процента соответственно). Однако именно эти товарные группы снизили свой удельный вес в отчетном году, что говорит о том, что необходимо выяснить причину, с которой связано снижение и изменить сложившуюся ситуацию в сторону повышения.

После анализа товарных групп необходимо определить сезонные изменения на товарооборот. В таблице 8 мы рассмотрели распределение товарооборота по месяцам за 3 года.

 

Таблица 8 - Анализ товарооборота по месяцам

Месяц

2008 год

2009 год

2010 год

отклонение, тыс. р. темп роста, (%)
  квартал месячный товарооборот тыс. р. квартал месячный товарооборот тыс. р. квартал месячный товарооборот, тыс. р.    
1 I квартал 770,64 I квартал 1142,28 I квартал 1301,78 159,50 113,96
2   588,12   871,74   1120,97 249,23 128,59
3   669,24   991,98   1193,29 201,31 120,29
4 II квартал 649,60 II квартал 945,28 II квартал 1012,51 67,23 107,11
5   765,60   1114,08   1200,01 85,93 107,71
6   904,80   1316,64   1537,51 220,87 116,78
7 III квартал 898,70 III квартал 1543,62 III квартал 1875,41 331,79 121,49
8   780,45   1306,14   1774,03 467,89 135,82
9   685,85   1108,24   1419,23 310,99 128,06
10 IV квартал 600,23 IV квартал 950,40 IV квартал 1093,47 143,07 115,05
11   668,18   1056,00   1210,63 154,63 114,64
12   996,60   1513,60   1601,16 87,56 105,78

Итого

8978,00 итого 13860,00 итого 16340,00 2480,00 117,89

 

Из таблицы 7 видно, что рост товарооборота произошел в каждом месяце, однако самый пик пришелся на 8 месяц - август. Темп роста в этом месяце, по сравнению с этим же месяцем в прошлом году составил 135,82 процента. В отчетном периоде наименьший темп роста товарооборота был в декабре - 5,78 процента, апреле - 7,11 процента и в мае - 7,71 процента. Однако товарооборот в декабре по сумме составил 1601,16 тысяч рублей. В натуральном выражении больший товарооборот был только в июле и августе (1875,41 и 1774,03 тысяч рублей соответственно). Эти три месяца являются самыми доходными и приносят предприятию 32,13 процента годового товарооборота. К самым низкодоходным месяцам можно отнести октябрь - 1093,47 тысяч рублей, апрель - 1012,51 тысяч рублей и февраль - 1120,97 тысяч рублей. Эти месяцы приносят предприятию только 19,75 процента годового товарооборота. Основываясь на данных этой таблицы нужно скорректировать объемы поступления товара, тем самым, снизив товарные запасы и создав необходимый ассортимент в магазине.

Для того, что бы определить сезонные изменения товарооборота более наглядно мы построили диаграмму сезонности изменения товарооборота, основанный на таблице 8.

На графиках выделяется 3 периода активного роста товарооборота. Рост начинается с апреля, начала второго квартала, и до июня. Далее следует спад до ноября, после которого снова график стремиться вверх. Ввиду специализации магазина пик товарооборота приходится на те месяцы, в которых больше праздников и выходных дней. К ним можно отнести летние месяцы и зимние.

 


Диаграмма 3 - Сезонное изменение товарооборота в динамике за 2008-2010 года

 

Однако самый низкий товарооборот приходиться на февраль, ввиду холодов и отсутствия праздничных дней. С учетом послекризисного состояния экономики каждый последующий год более четко выделяет пиковые периоды для товарооборота. 2008 год был более равномерный в этом отношении. Основываясь на этом графике можно не только подготовиться к тому или иному периоду, но и повлиять на него.

Основываясь на таблице 8, был рассчитан товарооборот в поквартальном разрезе и занесен в таблицу 9.

 

Таблица 9 - Товарооборот в поквартальном разрезе 2008-2010гг.

Квартал

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение (+,-) Темп отклонения (2009-2010), %
  сумма, тыс. р. удельный вес, % сумма, тыс. р. удельный вес, % сумма, тыс. р. удельный вес, %    
                 
I квартал 2028,00  22,59  3006,00  21,69  3616,04  22,13  610,04 120,29
II квартал 2320,00  25,84  3376,00  24,36  3750,03  22,95  374,03 111,08
III квартал 2365,00  26,34  3958,00  28,56  5068,67  31,02  1110,67 128,06
IV квартал 2265,00  25,23  3519,00  25,39  3905,26  23,90  386,26 110,98
Итого 8979,00 100,00 13860,00 100,00 16340,00 100,00 2480,00 117,89

 

Товарооборот магазина за отчетный год вырос на 17,89 процента, абсолютный прирост составил 2480 тысяч рублей. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот магазина "Руслан" распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее прибыльным был третий квартал, наименее прибыльным - первый.

В I квартале отчетного года товарооборот значительно увеличился, относительный прирост составил 20,29 процента, а абсолютное увеличение составило 610,04 тысяч рублей. Во II квартале товарооборот по сравнению с плановым годом увеличился всего на 11,08 процента, прибыль составила 374,03 тысяч рублей. В III квартале товарооборот по сравнению с 2009 годом вырос на 28,06 процента, абсолютное отклонение составило 1110,67 тысяч рублей. В IV квартале наблюдается рост: относительный − 10,98 процента, а абсолютное отклонение составило 386,26 тысяч рублей.

Можно видеть, что не зависимо от года распределение по кварталам не равномерное и это определяется в первую очередь сезонностью. Самый пик полученной прибыли приходится на III квартал. Получаемая прибыль зависит от внешних сезонных факторов, но в IV квартале прибыль остается достаточно высокой. Это связано с ажиотажем в преддверии праздников.

Проанализировав товарооборот в целом и в поквартальном разрезе мы построили таблицу 10, которая показывает запас финансовой прочности и точку безубыточности, а так же отношение этик показателей к товарообороту.

 


Таблица 10 - Показатели оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатель

Сумма, тыс. р.

Изменение (+,-)
  2009 год 2010 год  
Товарооборот 13860,00 16340,00 2480,00
Товарооборот по закупочным ценам  7853,16  9259,88 1406,72
Валовой доход  6006,84  7080,12 1073,28
Доля валового дохода в товарообороте  0,43  0,44  0,01
Постоянные затраты  399,64  402,90  3,26
Точка безубыточности  922,12  915,68  -6,44
Запас финансовой прочности  12937,88  15424,32 2486,44
Запас финансовой прочности в % к товарообороту  93,35  94,40  1,05
Прибыль (убыток) от продаж  4807,92  6662,28 1854,36
Прибыль от продаж, в % к запасу финансовой прочности  0,37  0,43  0,06

 

Данные таблицы 10 свидетельствуют, что валовая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возросла на 17,87 процента (7080,12: 6006,84 х 100). Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, "точка безубыточности", в 2009 году составляла 922,12 тысяч рублей, в 2010 году - 915,68 тысяч рублей. Значит, объем продаж, превышающий этот порог, был безубыточен и рентабелен.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 93,35 и 94,4 процента. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом ЗФП несколько увеличился - на 1,05 пункта (93,35 - 94,4 = 1,05). Хотя он и оставался на достаточно высоком уровне, его нормативное значение находится в пределах 60-70 процентов. Достигнутый в отчетном периоде процент ЗФП очень высок. Его следует поддерживать на этом уровне и не давать спускаться ниже нормативного, на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финансовой прочности на уровне 94,4 процента свидетельствует о том, что организация может даже уменьшить его показатель до 70 процентов, не причинив при этом существенного вреда своему финансовому положению. При этом товарооборот составит в 2010 году 11438 тысяч рублей. Исходя из уровня валового дохода 0,44, он будет равен 5032,72 тысяч рублей. Валовой доход обладает низким уровнем, по отношению к товарообороту и его необходимо увеличить, проведя изменения в ценовой и ассортиментной политике. Главным является увеличение доли валового дохода в общем товарообороте предприятия.

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли. Розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние. Для этого предприятию нужно проводить соответствующую политику в отношении цен и ассортимента товаров. Проведенные выше анализы деятельности предприятия дают возможность объективно, основываясь на конкретных данных, дать рекомендации по улучшению работы предприятия вследствие выявленных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.42.120 (0.015 с.)