Ситуация «комплексная трансформированная обида» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация «комплексная трансформированная обида»



 

Вероника, 31 год. Место рождения - Восточный Казахстан. Замужем. Муж - военнослужащий. Детей нет.

Любит сидеть в Интернете, при этом обязательно выходит под ником «Клеопатра», воплощая в нём два желания - быть красивой и повелевать.

В результате беседы выяснилось, что клиент испытывает крайнюю неуверенность, общаясь по работе с коллегами, отличающихся грамотной разговорной речью, образованными и уверенными в себе. Испытывает панический страх перед начальством: краснеет, заикается и путается в словах. Несмотря на то, что в своей компании она занимает ведущую должность, В. продолжает бояться все потерять. Хочет взять всё под свой контроль, но боится ответственности, а именно - оценки директора, который при любой её попытке проявить инициативу недвусмысленно даёт ей понять, «кто в доме хозяин». Компании она предана, что называется, «душой и телом», а в отношениях с младшими по рангу не церемонится. Всех, кто по рангу ниже её, пытается унизить и указать на ошибки. Однако, это не позволяет ей приобрести уверенность и усмирить страх перед начальством.

На вопрос было ли подобное чувство в детстве, выяснилось, В. испытывала подобное чувство обиды на свою первую учительницу, которая «повесила» на неё ярлык «девочки-дурочки», так как В. не умела ясно выражать свои мысли: мать не занималась ею, много работала. Одноклассники дразнили её двоечницей. Когда В. было 13 лет, мать вышла замуж и родила ещё одного ребёнка, которому отдала всю любовь, внимание и заботу. В. рано ушла из дома, жила в общежитии, окончила швейное ПТУ, а потом поступила институт легкой промышленности. Вышла замуж за военнослужащего и уехала с ним по распределению в Московскую область. Работала в Компании, сначала рядовым менеджером, затем - руководителем группы, но чувство неуверенности не проходило. Не проходил и страх перед выполнением какой-нибудь письменной работы, т.к. она очень боится допустить грамматические ошибки.

В. дорожит своей работой, это объясняет её отказ от материнства - в Компании существует негласный закон об увольнении беременных сотрудниц, несмотря на трудовое законодательство.

Налицо детская обида на первую учительницу, пренебрежительно относившейся к девочке, и на мать, которая не помогла в конфликте с первой учительницей, не поддержала, когда Вероника плакала от душившей её обиды. Чувство незащищенности перед учительницей, гнева на мать, на младшего брата, который, по её мнению, отнял у неё любовь матери, трансформировались в неуверенность в своих способностях во взрослой жизни и боязнь потерять так непросто приобретенный статус.

По опроснику Баса-Дарки, у В. выявлена Косвенная агрессия и подозрительность.

В процессе ТА, согласно теории эго-состояний, выявлено, что В. принадлежит к типу Ребенок «отчуждающейся», который не бунтует, а «уходит в себя», столкнувшись с трудностями. Проблемы с учительницей в детстве трансформировались в её нерешительность и боязнь прослыть «дурочкой».

Работаем над детской обидой на учительницу. Общие рекомендации: Условиями преодоления обиды являются: формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства, обеспечение адекватного межличностного взаимодействия с окружающими. Эффективным средством обучения способам преодоления обиды служит социально - психологический тренинг, каждое направление которого отрабатывается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.


Заключение

 

Существуют три основных элемента в психологической структуре обиды:

) Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня, как он должен себя вести, если он является моим другом; представления о них складываются в опыте общения;

) Поведение этого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;

) Моя эмоциональная реакция, вызванная несоответствием моих ожиданий и поведения другого.

Эти три элемента всегда присутствуют в ситуации обиды. Психологический механизм обиды таков, что чаще мы обижаемся на тех людей, которые нам не безразличны. Ибо именно на них мы возлагаем свои надежды и обращаем свои ожидания. Мы обижаемся на близких нам людей, если происходит то, что они ведут себя иначе, чем мы это от них ожидаем. То есть эта негативная эмоция возникает из столкновения некой виртуальной модели поведения другого человека, которую мы себе представили, и его реального поведения.

Этот другой должен быть эмоционально значим или даже любим (жена, муж, друг, родственник и т.д.). Любая из этих категорий вызывает в человеке определенные ожидания того, как они должны вести себя в соответствии со своими ролями по отношению к нему.

В практической части данного исследования проведён анализ четырёх выбранных ситуаций, порождённых, как правило, давней обидой, но трансформировавшейся в иное качество, иногда даже физиологическое (как в ситуации 1). Обида способна воспроизводиться (ситуации 2 и 4), «мутировать» в иную ситуацию, например, неуверенность (ситуация 3) или хроническую депрессию (ситуация 2). Наконец, обида может иметь несколько источников и совершенно нестандартные и сложные проявления (ситуация 4). Однако коррекция обиды возможна и с успехом применяется.


Список использованной литературы

 

1. Бедлер Р. Гриндер Д. Сатир В. Семейная терапия и НЛП. Институт общегуманитарных исследований. М., 1999. - 160 с.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Изд-во Университетская книга, ACT. Санкт-Петербург. М., 1998. - 396 с.

. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. Т.2. Поблемы общей психологии под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.

. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт упражнениями. Издательская группа "ПРОГРЕСС", "УНИВЕРС", М., 1993. - 150 с.

. Ахмедов Т. Лучшие психологические тесты. Изд-во Эксмо.М., 2008.- 608 с.

. Немов Р.С. Психология. Учебник в 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. М., 2008. - 631 с.

. Холмс Э. В Сб. НЛП с нуля или игры разума. Изд-во Вектор, С-Пб., 2006. 193 с.

. Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999.

. Райх В. Анализ личности. - М., 1999.

. Лоренс Д. Сб. НЛП с нуля или игры разума. Изд-во Вектор, С-Пб., 2006. - 193 с.

. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Изд-во Академический проект. М., 2007.

. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Изд-во Академический проект. М., 2007. - 224 с.

. Орлов Ю.М. Обида. Вина. Изд-во Слайдинг, М., 2004 г. - 96 с.

. Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. Слайдинг, М., 2006 г. - 96 с.

. Рубштейн Н. Тренинг управления эмоциями. Изд-во Эксмо, Москва, 2008. - 256 с.

. Рубштейн Н. Тренинг управления судьбой. Изд-во Эксмо, Москва, 2009. - 224 с.


Приложение

 

1. Упражнение для работы с гневом «Золотой треугольник»

Закройте глаза и расслабьтесь (под музыку). Представьте себе золотой треугольник;

Его основание параллельно земле. Когда вы четко представите или ощутите этот треугольник. Поместите символ вашего желания освободится от гнева и любить в правом углу, символ вашего.

Сопротивления выражению гнева поместите в левом углу. Внимательно смотрите на оба символа.

. Некоторые принципы и подходы (10 заповедей) работы с гневом.

.   Распознайте гнев и принимайте его как нормальную реакцию.

.   Постоянный чрезмерный гнев нуждается в управлении и трансформации.

.   Измените состояние вашего сознания, используя юмор, невербальную коммуникацию и любовь. Подумайте еще раз над вашими реакциями гнева.

.   Примите, что ваши собственные чувства и мысли важны, но они могут отличаться от мыслей и чувств других людей.

.   Самоутвердитесь.

.   Прямо скажите другим то, что вы хотите им сказать (с позиции Я О”К, Ты О “К). Смотрите им в глаза.

.   Избегайте секретов и «Игр».

.   Сделайте паузу, чтобы «остыть» и подумать о последующих действиях.

.   Если вы злитесь на то, что нельзя изменить, не тратьте свою энергию напрасно

.   Изучайте себя, медитируйте и, самое главное, любите себя.

 


3. Сводная таблица результатов исследования

                            GH PF RP RE SF BP VT MH
    Басса-Дарки агрессия                 тейлор НПУ SF-36              
1-до воздействия и 2-после воздействия физическая косвенная раздражение негативизм обида подозрительность вербальная чувство вины индекс враждебности индекс агрессивности тревожность нервно-психическая устойчивочть общее состояние здоровья физическое функционирование ролевое функционирование эмоциональное состояние мешает выполнению работы социальное функционирование интенсивность боли жизнеспособность самооценка психического здоровья
1 1 12 7 11 5 11 9 9 9 9 18 38 7 40 35 0 0 50 74 55 48
2 1 6 4 10 8 6 6 8 8 6 13 20 3 100 90 100 100 50 74 65 92
3 1 8 8 11 4 7 8 9 4 10 16 20 8 40 20 0 34 63 22 40 40
4 1 9 6 13 7 12 6 8 5 6 23 35 3 45 65 0 0 38 22 35 56
5 1 14 7 9 5 7 7 9 5 12 18 24 3 50 75 100 100 50 74 65 56
6 1 7 11 8 3 13 5 9 7 7 8 23 3 60 55 50 34 38 41 50 32
7 1 9 11 7 4 7 9 5 6 10 7 38 5 40 35 0 0 50 74 55 48
8 1 5 7 7 1 7 7 8 4 10 14 37 4 30 65 0 34 63 100 45 56
9 1 11 8 8 4 9 6 9 4 11 18 54 4 82 80 25 100 50 62 75 92
10 1 12 12 11 6 8 7 6 4 12 24 54 2 45 65 0 0 38 22 35 56
11 1 12 12 6 4 8 10 6 6 21 19 38 2 60 55 50 34 38 41 50 32
12 1 8 5 12 6 10 12 9 6 7 8 54 4 40 35 0 0 50 74 55 48
13 1 7 11 12 4 10 6 6 9 18 25 24 4 50 75 100 100 50 74 65 56
14 1 12 9 13 4 10 7 5 3 14 22 23 4 30 15 0 0 38 41 35 40
15 1 11 8 8 3 10 8 7 8 18 25 38 4 40 20 0 34 63 22 40 40
16 1 9 7 9 9 11 9 6 7 12 12 38 4 30 15 0 0 38 41 35 40
17 1 12 7 11 4 12 7 7 9 12 22 37 5 40 20 50 0 38 22 15 24
18 1 9 7 6 5 12 6 7 6 9 13 48 5 87 100 100 34 50 100 60 72
19 1 12 8 5 4 11 11 3 4 11 21 54 3 100 90 100 100 50 74 65 92
20 1 8 1 11 6 13 11 5 7 14 23 23 8 30 65 0 34 63 100 45 56
21 1 8 5 9 3 9 9 7 8 6 15 38 6 87 100 100 34 50 100 60 72
22 1 8 10 8 9 8 5 7 9 6 25 56 4 82 80 25 100 50 62 75 92
23 1 10 9 7 5 7 7 4 1 21 19 56 3 40 20 0 34 63 22 40 40
24 1 12 13 11 5 9 7 5 5 9 21 24 2 40 20 50 0 38 22 15 24
25 1 9 11 12 3 4 12 9 5 11 21 35 4 40 20 50 0 38 22 15 24
26 2 6 4 8 6 5 8 6 1 11 21 20 2 52 90 100 34 38 72 85 84
27 2 8 6 11 5 5 9 7 4 6 18 40 8 72 100 100 100 38 100 55 76
28 2 11 8 7 5 5 7 7 6 10 7 25 4 52 50 0 67 13 41 15 36
29 2 2 5 13 4 6 6 9 6 10 14 10 3 77 90 100 34 50 62 60 68
30 2 4 5 6 4 7 7 7 5 7 10 10 7 82 95 75 67 63 64 45 40
31 2 6 8 5 6 7 9 9 4 9 8 24 8 87 85 25 0 38 74 70 76
32 2 7 7 4 4 7 6 5 7 8 17 24 3 72 100 100 100 38 100 55 76
33 2 4 5 4 6 7 7 3 6 4 10 20 4 57 80 50 0 38 52 50 60
34 2 11 8 6 3 7 8 4 8 8 13 25 3 87 85 25 0 38 74 70 76
35 2 1 5 12 3 7 12 9 9 6 10 10 4 87 95 0 0 38 100 55 64
36 2 5 6 13 4 7 9 9 9 6 11 40 2 92 95 75 0 50 74 60 64
37 2 9 9 13 6 8 7 6 4 9 8 10 2 82 100 100 67 38 100 65 64
38 2 5 4 13 4 8 11 8 8 7 13 20 4 87 95 75 34 50 100 60 64
39 2 6 7 11 4 8 11 9 3 6 10 25 3 57 80 50 0 38 52 50 60
40 2 9 7 5 5 9 7 5 4 9 11 24 5 82 85 75 67 50 100 65 64
41 2 9 6 13 5 9 12 8 5 7 10 20 4 82 95 75 67 63 64 45 40
42 2 11 7 6 4 10 11 5 7 8 11 34 4 82 85 75 67 50 100 65 64
43 2 6 4 4 3 10 8 6 7 7 9 10 8 87 95 75 34 50 100 60 64
44 2 5 7 11 4 10 11 7 9 10 16 30 4 92 95 75 0 50 74 60 64
45 2 7 7 5 4 9 7 7 8 8 8 10 6 82 100 100 67 38 100 65 64
46 2 7 7 12 5 8 12 7 5 8 11 38 4 52 90 100 34 38 72 85 84
47 2 11 7 3 8 12 12 8 9 6 7 45 5 52 50 0 67 13 41 15 36
48 2 8 6 4 9 10 8 7 5 7 9 34 2 77 90 100 34 50 62 60 68
49 2 5 5 4 7 4 7 7 1 8 10 25 6 57 80 50 0 38 52 50 60
50 2 7 7 13 7 11 12 5 6 9 11 25 7 87 95 0 0 38 100 55 64

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.021 с.)